Авторские материалы
статья по биологии по теме


Предварительный просмотр:

Создание комфортности условий среды школы.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к это залог полноценной и счастливой жизни. А что такое здоровье? Это не только отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Основные ценности.

- Здоровье- физическое, психическое и социальное благополучие.

- Здоровый образ жизни – степень осознанности человеком ценности здоровья и деятельностное его утверждение.

- Личность, которая сохраняет и развивает психическое и духовное развитие.

- Гуманные отношения. Развитие личности должно проходить в комфортной атмосфере, благоприятном самочувствии всех субъектов педагогического процесса. Гуманное отношение предполагает принятие, сопереживание, понимание, содействие.

- Семья. Взаимодействие семьи и школы, единство подходов для обучения здоровому образу жизни.

- Коллектив, как условие и средство развития личности.

- Успешность. Развитие личности происходит через достижение успеха в каком-либо виде деятельности. Осознанный успех формирует личностный рост.

Основные принципы.

- Сотрудничество – объединение усилий детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее, взаимная поддержка.

- Природосообразность - учёт закономерностей возрастного развития детей.

- Ориентация на успех. Акцент деятельности делается на достижении успеха, позитивную динамику каждого, отличаются даже самые малозаметные положительные изменения.

Основополагающие идеи.

Школа должна основываться на

- заботе о себе и окружающих

- принятии здоровых решений

- контроле над жизненными обстоятельствами

- создании условий, гарантирующих здоровый образ жизни

- выборе здорового поведения

- профилактике причин физических отклонений и др.

Таким образом, школа ,как социальная структура представляет собой особую образовательную среду, в которой здоровье ребёнка со всеми его составляющими в течение внушительного периода времени является первостепенным объектом внимания. На здоровье ребёнка действует как сама среда (физическая и социальная),в которой находится школьник, так и процессы в ней происходящие (обучение и воспитание), также медицинское сопровождение.

Создание максимально комфортных физических и психологических условий для всех участников образовательного процесса.

- контроль за соблюдением норм САНПиНА

- урочная оздоровительная деятельность через физминутки

- дифференцированное обучение

- поддержка атмосферы взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Обучение здоровью может осуществляться через:

- учебный предмет

- уроки здоровья и классные часы

- общешкольные мероприятия и соревнования

- работу мед.кабинета

- работу кабинета психической разгрузки

- школьные средства массовой информации и т.д.

Критерии эффективности программы содействия и обучения здоровью.

Критерии эффективности работы школы в рамках программы здоровья.

Организация образовательного процесса.

-степень реализации задач, направленных на формирование здорового образа жизни.

-использование здоровьесберегающих технологий.

-регулирование учебной нагрузкой.

-степень просвещения родителей.

-материально-финансовое и научно методическое обеспечение.

Удовлетворённость субъектов образовательным процессом.

-степень удовлетворённости деятельностью образовательного учреждения(содержание, режим, управление и т.д)

-степень удовлетворённости взаимоотношениями между всеми субъектами образовательного процесса и др.

Личностные критерии.

Физическое здоровье.

-физ.развитие

-физ.подготовленность

объём двигательной активности

-рациональность режима дня

-уровень заболеваемости и др.

Нравственное здоровье

-бережное отношение к природе

Положительное отношение к деятельности(общ.активности)

-доброжелательность к окружающим, адекватное общение с ними

-степень приобщённости к культуре и др.

Психическое здоровье

-адекватная самооценка личности

-степень владения навыками анализа и самоанализа

-мотивация к учению

Степень самостоятельности в деятельности и др.

«Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 27»

Создание комфортности условий среды школы.

Выступление на пед. совете школы

Подготовила:

учитель биологии

Гостищева Э.Р.

Белгород 2010 год.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ.

Гостищева ЭР.

        Сегодня, как никогда, перед человеком стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой, как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на Земле.

        Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого- развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.

        Система экологического образования предусматривает выделение ведущих экологических проблем, идей, понятий; установление их взаимосвязей и развития, преемственность, распределение в логике целей человеческой деятельности.

        Формирование экологической культуры – процесс непрерывно-бесконечный (в пределах человечества), сложный и длительный для человеческого общества, но относительно завершённый для отдельного человека в его индивидуальном развитии.

        Результатами должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

        Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему это с самого раннего детства - в этот период, когда интерес к окружающей  флоре и фауне особенно велик.  Поэтому эту работу необходимо начинать с первого класса. Воспитание экологической культуры человека начинается с информации, которая обращена не к разуму ребёнка, а к чувству через урочную и внеурочную деятельность учителя и ученика.

        В настоящее время при изучении биологии всё большее распространение получают исследовательские экологические проекты. Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения. Она способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает  интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

        Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить  план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. При возникновении необходимых результатов в эксперименте юный исследователь должен уметь подтвердить их в нескольких повторных экспериментах, добиваться хорошей воспроизводимости полученных результатов, помня о том, что единичный результат не есть в действительности научный факт.

        Если изучаемая тема исследовательской работы является коллективной, то важно, чтобы каждый учащийся чувствовал себя членом исследовательского коллектива, имел определённые обязанности перед ним и особую ответственность за результаты своей работы.

        В процессе исследовательской деятельности ученик должен сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Хорошо организованная исследовательская деятельность по экологии способствует формированию у учащихся экологических знаний по общим региональным и локальным проблемам, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественно - научным предметам.

        Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности, ученики учатся находить свои возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблемах. Ребята  участвуют в работе, приносящей пользу природе, как общему дому; понимают, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.

        В ВУЗах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно-исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих научных обществ.

        Из всего многообразия видов исследовательской деятельности учащихся по экологии можно выделить три основных:

- теоретические исследования, направленные на изучение литературы, подготовку докладов, статей тематических конференций по проблемам экологии. Сюда входит эколого-краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края.

- прикладные, опытно-проблемные, проводятся в виде индивидуальных заданий и самостоятельных исследований по прикладной региональной, проблемной тематике. Например, по изучению и описанию природных ресурсов родного края, видового состава растительности, животного мира; составлению кадастра инвентаризации памятников природы, изучению редких и исчезающих видов растений и животных, типов почв; динамике процессов в ландшафте, оценки роли отдельных компонентов в природе; разработке экологических троп и многое другое.

-системные, комплексные исследования по единой программе школьного материала включающие системные, комплексные исследования. Они предусматривают организацию экологических исследований по единой программе школьного и старшего звена. Это коллективная  экспериментальная работа, проводимая по определённым пространственным, параметрическим, временным показателям с целью оценки, изучения состояния и слежения за изменениями окружающей среды своей местности, одновременно выполняющая образовательную и воспитательную функцию.

        При организации исследовательской работы учитель должен помочь учащемуся:

-в выборе темы исследования, обосновании необходимости данной работы; формулировке цели, выдвижении гипотез и постановке конкретных задач;

- в выборе объекта экологических исследований, в приёмах и методах работы;

-в обработке и разработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, приборов, реактивов;

-в составлении плана и последовательности работ, включая планирование эксперимента;
- в организации дневника наблюдений, регистрирования хода работ; выводов, рекомендаций, написании отчета.

        Если работа запланирована не на один год, то в процессе её постепенно усложняется исследовательская деятельность учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы.

        В ходе выполнения исследовательской работы учитель должен стремиться развивать у учащихся понимание  уникальной ценности природной среды, формировать экологическую ответственность, которая тесно связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные  последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, другим и т.д.

        Исследовательская деятельность по экологии предполагает наличие нескольких основных этапов:

  1. Подготовительный

Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники.

  1. Экспериментальный

В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практик, лагерей и других видов экологической деятельности учащихся приводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.

3) Камеральный

Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов, определяется видовой состав, создаются коллекции и гербарии, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм, графиков.

4)Аналитический

Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.

5) Отчетный

Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:

  1. Актуальность темы;
  2. Цель и задачи исследования
  3. Литературный обзор
  4. Экспериментальная часть
  5. ( описание методик исследования, постановки эксперимента, использование и комментарии чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий);
  6. Выводы и предложения по работе
  7. Список литературы.

На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы.

6) Информационный

Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива школы, населения микрорайона, органов власти, ведомственных  служб, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

  1. Практический

Личное участие школьников в практической работе по охране  природы. Важными видами природоохранной работы учащихся, к которой побуждает исследовательская деятельность, являются:

  1. Участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций;
  2. Участие с докладами на научно-практических конференциях школьников, в  конкурсах, олимпиадах, выставках;
  3. Пропаганда экологических знаний (подготовка лекций, бесед, устных журналов. Проведение экскурсии. Разработка  листовок, плакатов, изданий стенных и печатных газет. Оформление выставок, проведение тематических вечеров, праздников, посвященных Дню окружающей среды, Дню здоровья и др.);
  4. Участие в практических делах по озеленению улиц, парков, восстановлению и охраны зон отдыха и т.д.;
  5. Сохранение и использование эстетических ценностей природы;
  6. Пропаганда здорового образа жизни, предупреждение дурных поступков по отношению к природе;
  7. Овладение знаниями основных законов по охране природы.

На протяжении нескольких лет, в МОУ СОШ № 27 г. Белгорода осуществляется проектно – исследовательская деятельность по различным научным дисциплинам. Но именно передовой характер несёт направление по экологии. Постепенно, начиная с разработок и внедрение экологических листовок, плакатов, бесед в школе, микрорайонах домов, где живут школьники; понимая важность своей работы и, наблюдая, результативность своего труда с положительной стороны, ребята перешли на более серьёзный труд. Здесь необходимо не только убедительно доказывать, но и знать научные факты, которые появляются при изучении природы своего родного края, местности, где живут дети. Такая работа имеет еще и большую практическую направленность: экскурсии, встречи с представителями научных, природоохранных организаций, порой волонтёрская деятельность. Всё это сближает взрослых и детей через общие проблемы.

За последние 5 лет, были изучены и представлены следующие работы: «Лекарственные растения семейства Розоцветные и их запасы, на территории урочища Сосновка г. Белгорода», « Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны и меры охраны лесного массива урочища Сосновка», «Исследование свойств питьевой воды родника «Криница» в с. Шопино Яковлевского района г.Белгорода». С этими работами школьники участвовали в школьных городских экологических олимпиадах, конференциях, городских и областных конкурсах. Работы и их авторы отмечены сертификатами, призовыми местами, грамотами.        Результаты работ подтверждают, что использование активных форм экологического

образования и в первую очередь исследовательской деятельности, связанной с непосредственным общением с природой, способствует получению учащимися прочных экологических знаний и превращение их в мировоззрение и развитие экологической культуры.

Литература.

1.        Симоненкова Т.Д. « Проектная деятельность          учащихся».// Завуч. Управление современной школой

№ 8, 2007 г.

2.   Смолкина Е.В. «Исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве».//

 Нач. школа № 2,2007

3.   Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал  № 6-7, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские материалы.

Статьи, публикации....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Новые технологии по материалом авторской образовательной программы "Какое счастье быть Человеком!" (Самочовершенствование личности 1-11 класс)"

Современные  психологические и педагогические технологии являются неотъемлимой частью занятий психолого-педагогической направленности, придают им свой неповторимый, особый колорит , активно содей...

«Сетевые объединения учителей (образовательные сайты сети-Интернет). Культура оформления авторских материалов»

Направления  и формы самообразовательной деятельности педагога, реализуемые с использованием образовательных порталов сети Интернет- своевременное ознакомление с нормативно-правовыми документами ...

Авторские материалы

В данном разделе предствлена авторская разработка - "Рабочая тетрадь по домоводству 9 класс". Это учебное пособие разработано для обучающихмя с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)"....

Приказ Авторские материалы 2020

Приказ Авторские материалы 2020...