Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Абанина Диана Петровна

 

     Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимости сохранять здоровье человека. На уроке применяется технология сотрудничества или обучение в малой группе, где учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества. Работа в группе решает познавательные, творческие цели, а в ходе выполнения заданий формируется культура общения. Выполняя общее задание, каждый ученик участвует в работе своей команды и оценивает себя наравне с другими. Учитель на уроке контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, выполняет роль консультанта и помощника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_immunitet.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме

«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

8 класс                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                      Разработала Абанина Д.П.,                                                                                                                                                              

                                                                                                  учитель биологии, 2011

                             

План – конспект  урока по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

   Цели:  развивать интерес к предмету;

               углубить представление о защитных силах организма;

               способствовать развитию необходимости сохранять своё здоровье.

   Задачи:  выяснить роль барьеров, защищающих организм  человека от влияния  микроорганиз-          

                  мов на  уровне  кожных  покровов, внутренней среды, клетки;

                  раскрыть роль экологической защиты от  патогенных микроорганизмов;

                  продолжить  формирование  понятий  об  иммунитете  и его видах  (неспецифический,

                  специфический);          

                  раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета;

                  ввести сведения об органах иммунной системы;

                  показать разницу  между понятиями  «воспаление»  и  «общее  заболевание»,  включая

                  инфекционные заболевания, познакомить с особенностью  развития  и профилактикой

                  инфекционных  заболеваний.

   Оборудование: портрет И.И.Мечникова; таблицы с изображением состава крови, клеток крови,                                      схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; мик-        

                              ропрепараты клеток крови человека, слайды.

План урока.

I.  Введение.

II. Проверка знаний

1. Фронтальный опрос.

                  1). Биологический диктант «Закончите предложение».

                  2). Тест «Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов».

                  3). Ответьте на вопрос.

2. Индивидуальный опрос.

                 1).  Работа по карточкам.

3. Вывод.

III. Изучение нового материала

    На уроке применяется групповая форма работы.

1. Покровы тела – защитный барьер на пути микроорганизмов.                                      (Группа №1.)

    Экологическая защита кожных и слизистых оболочек.                                       (Работа с текстом.)

    Решение заданий.                                                         (Слайд.)    

2. Защитные механизмы внутренней среды. Иммунитет.                                                 (Группа №2.)

   Органы иммунной системы.                                (Объяснение учителя.)

   Неспецифический клеточный и специфический - гуморальный иммунитет.

   Антигены, их биологическая роль в организме.                                                        (Слайды, схема.)                                                                                                                                                                                                                          

    Решение задач.        

3. Воспаление – местная защитная реакция. Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза. Сообщение.                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                            (Портрет И.И. Мечникова, рис.47)

    Дополнительные задания                                                                                                   (Группа №3)                                                                                    

4. Характеристика общих заболеваний: инфекционных и паразитарных.

    Циклическое течение  инфекционных  заболеваний, ворота  инфекции, бацилло- и вирусоноси-

    тельство.                                                                                                (Слово учителя, слайд, текст.)

    Дополнительные задания.                                 (Группа №4.)

5. Профилактика инфекционных заболеваний.                               (Группа № 5.)

   (Иллюстрации, учебник.)

    Решение заданий.

    Выводы.

IV. Закрепление знаний

1. Работа с  определениями.

2. Задание на составление схемы

3. Тестовые задания.

V. Задание на дом.

1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.

2. Используя ключевые слова в конце параграфа, выделенные жирным шрифтом, составьте рассказ.

3. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.

Ход  урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

I. Введение.

Знакомит учащихся с темой урока и деятельнос-тью на уроке. Помогает учащимся сформулиро-вать задачи и цели урока.

Записывают число и тему урока в тетрадь. Определяют значение темы урока и его задачи вместе с учителем.

II. Проверка знаний.

Предлагает учащимся проверить уровень усвое-

ния темы предыдущего урока.

Работают с понятиями, терминами.

        1.        Фронтальный опрос.

А. Биологический диктант «Закончите предложение». (Задание классу.) [1]

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют…                    (внутреннюю среду организма.)

2. Жидкая соединительная ткань-это…                                                                                         (кровь.)

3. Прозрачная желтоватая жидкость крови – это…                                                                   (плазма.)

4. Кровь имеет клетки…                                                       (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты.)

5. Нерастворимый белок крови…                                                                                               (фибрин.)

Б. Тест «Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов».                                          (Работа в парах.)

1. Форма постоянная.

2. Цитоплазма не окрашена.

3. Ядро отсутствует.

4. Основная функция – защитная.

5. Цитоплазма окрашена.

6. Содержит гемоглобин.

7. Находятся в крови и в лимфе.

8. Находятся только в крови.

9. Способны к самостоятельным передвижениям.

10.Основная функция – перенос газов.

11.Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатической системе.

12.Форма непостоянна.

13.Содержит ядро.

14.Образуются в красном костном мозге.

15.Обладают продолжительностью жизни от 1 до 3 дней.

16. Участвуют в фагоцитозе.

17. Продолжительность жизни 120 дней.

В. Ответьте на вопрос.                                                                                         (Вопросик на засыпку.)

1. При порезе пальца кровь свёртывается. Почему?

2. Почему тромб красный?

3. Найдите лишнее: а) сосуд, б) ткань, в) кровь, г) эритроциты.                 (Ткань - лишнее понятие.)

        2.        Индивидуальный опрос.

Работа по карточкам.

1. Рассмотрите вид крови под микроскопом. Обозначьте элементы крови.

Каковы особенности строения и функции этих элементов.

2. Зарисуйте эритроцит и лейкоцит. Объясните, как строение этих клеток связано с их функциями.

3. Как осуществляется процесс свёртывания крови? Какова биологическая роль процесса свёрты-вания крови?

3.Выводы по проверке знаний.

III. Изучение нового материала.

Предлагает групповую форму работы. Класс  делится  на  5  групп.  Каждая   из групп получает индивидуальное задание. Объясняет  задания и план работы групп учащихся. Помогает по необходимости в работе с определениями. Консультирует. Следит за работой учеников, объясняет  ответы.

Читают вопросы задания, решают, какие вопросы наиболее значимые. Зачитывают вопросы. Обсуждают, отвечают на вопросы.

Работают с учебником. Выписывают опреде-ения, понятия. Обсуждают ответы.

Основные задания для учащихся.  

I группа

1. Назовите и объясните роль основных защитных барьеров на пути  микробов в организме чело-века?

2. Что означает выражение «экологическая защита» оболочек организма?

Задания на закрепление.

1. Этот орган называют «зеркалом здоровья и болезни». Он является своеобразным экраном, показывающим процессы, происходящие в организме. Он постоянно отмирает и вновь возрож-дается. Выполняет много жизненно важных функций: защитную, терморегуляционную, выдели-тедьную, рецепторную. Назовите этот орган.         [2]

                                                                                                                                                        (Кожа.)

2. Это крупные ядерные клетки, они бесстрашные бойцы и смелые защитники, ведут невидимые бои с микробами - разрушителями.                                                                                 (Лимфоциты.)

II группа

1. Что такое иммунитет,  какой иммунитет бывает? Назовите органы иммунной системы?

2. Что такое антигены и антитела? Их роль в организме.  

Задания на закрепление.

1. Найдите лишнее: а) лейкоциты, б) желудочек, в) фагоцитоз, г) иммунитет. [2]

                                                                                                                 (Желудочек – лишнее понятие.)

2. Закончите предложение.

Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – это…            

                                                                                                                                               (Иммунитет)

III группа.

1. Что такое фагоцитоз и кто его открыл? Какие клетки участвуют в фагоцитозе?

2. Каково биологическое значение  воспаления в организме человека? Проанализируйте рисунок № 47 («Опыт И.И. Мечникова»). Воспаление ли это? Почему образовался нарыв? Воспаление и общее заболевание, их отличие.

Задания на закрепление.

1. Макрофаги, что это такое? [2]

                              (Крупные клетки, находящиеся в тканях организма, уничтожающие микробы.)

2. Местная защитная реакция организма, например, против инфекций – это…           

                                                                                                                                                (воспаление.)

IV группа.

1. Какие заболевания называют инфекционными? Назовите возбудителей этих заболеваний.

2. Разъясните смысл терминов «циклическое течение», «ворота инфекции», «бациллоносители», «вирусоносители».

Задания на закрепление.

1. Найдите лишнее: а) корь, б) свинка, в) вывих сустава, г) коклюш. [3]

                      (Вывих - лишнее понятие, так как он не относится к инфекционным заболеваниям.)

2. Что такое интерферон?

V группа.

1. Назовите наиболее частые виды инфекционных заболеваний.

2. Укажите способы возникновения инфекционных заболеваний и способы защиты человека от возбудителей.

Задания на закрепление.

1. Что такое «ворота инфекции»?

2. Какие заболевания называют «детскими болезнями»?

По ходу урока применяет слайды, рисунки, таблицы.

Выполняют задания, отвечают и дополняют ответы своих товарищей.

IV. Итоговое закрепление.

Предлагает ученикам оценить степень достижения цели, поставленной в начале урока.

Принимают участие в решении заданий.

Задание 1.

1.Что такое иммунитет?  Изобразите схему иммунной системы организма человека.

2. Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

3.Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

Выводы по закреплению.

Вместе с ребятами оценивает ответы.

Отмечает наиболее активных участников. Делает выводы вместе с ребятами. Выставление оценок. Рефлексия.

Обсуждают ход урока. Оценивают выступления ребят. Делают выводы совместно с учителем.

V.   Домашнее  задание.

1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.

2. Используя ключевые слова в конце параграфа,  выделенные  жирным шрифтом, составьте рассказ.

3. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.

Основные понятия по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

1. Иммунная система – специализированная самостоятельная система организма. Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки. Состоит из вилочковой железы, селезёнки, лимфоузлов, лимфоцитов костного мозга и крови.

2. Гуморальный иммунитет – защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.

3. Клеточный иммунитет – защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактери-альных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.

4. Неспецифический иммунитет – защита от микроорганизмов любой химической природы.

5. Специфический иммунитет – защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ.

6. Т-лимфоциты – клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

7. В-лимфоциты – клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет.

8. Макрофаги – клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

9. Антитела – белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало.

10. Антигены – чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

11. Фагоцитоз – процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток.

12. Инфекционные болезни – заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др.

13. Паразитарные болезни – заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

14. «Ворота инфекции» - путь проникновения возбудителя в организм.

15. Носители вирусов и бациллов – люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

Литература:

1. Бирилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Экзамен, 2008.

2.  Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внекласс-ным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». - М.: Изд. дом «Генжер», 1998.

5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразова-тельных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

6. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им...

Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....

Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо...

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...

Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета....