Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Шамазова Наталья Сергеевна

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_borba_organizma_s_infekciey_8_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» 8 класс

Шамазова Наталья Сергеевна,

учитель биологии МОУ-СОШ №13

г. Клина Московской области

Цель: формирование представлений о  защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.

Задачи: 1. Познакомить с видами иммунитета, особенностями защиты организма человека, возникновением и развитием воспаления как защитной реакции на чужеродный организму объект, течением инфекционных заболеваний.

2. Прививать санитарно-гигиенические навыки: знакомство с путями передачи и предупреждением некоторых инфекционных заболеваний. Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью.

2. Развивать умения выделять главное, обобщать материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент (проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Актуализация знаний учащихся:

Вопросы к классу:

-Какие клетки крови защищают организм?

-Как вы представляете себе защиту организма человека?

В 1822 г. русский биолог И.И. Мечников

проделал опыт: перед сном сорвал

несколько шипов с куста розы и

ввёл их под кожу прозрачной личинке

морской звезды. С этого момента

в науке началось триумфальное

шествие иммунологии.

-Что же увидел И.И. Мечников? Какую роль это открытие сыграло в развитии науки?

Это мы с вами и выясним на сегодняшнем уроке. Формулирование цели урока.

  1. Изучение нового материала:

1). Защитные барьеры организма:

-Познакомьтесь со статьёй в учебнике стр. 89 и заполните таблицу в рабочей тетради № 65 стр. 30.

Защитные барьеры организма

Тип защиты

1 барьер: кожа и слизистые оболочки

Физическая

Химическая

Экологическая

Кожа

Слюна

Микроорганизмы

Слизистые оболочки

Слёзы

Соляная кислота в желудке

2 барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа

Иммунитет

Неспецифический

Специфический

Лейкоциты с помощью фагоцитоза

Распознавание веществ чужеродных для организма и их уничтожение

А теперь вернёмся к триумфальному открытию русского учёного И.И. Мечникова, за которое он был удостоен Нобелевской премии.

-Вспомните, какие клетки открыл Мечников? Какую роль они играют в организме?

Рассмотрим  наиболее древнюю форму  иммунитета – неспецифический иммунитет.  

Задание: (Выполняют двое учащихся на доске с помощью опорных схем, остальные работают в группах по 4 человека по карточкам, составляя правильную последовательность).

Составьте, правильную последовательность возникновения ответной реакции личинки морской звезды на проникновение чужеродного объекта: шипов розы.

Найдите соответствие между внешними признаками и процессами, происходящими  в пораженных тканях.

     1. Воспалённое место краснеет:

  1. -микроорганизмы
  2. -орган
  3. -расширяются капилляры, притекает кровь
  4. -повышается температура
  1. Возникает боль и опухоль:
  1. -раздражаются рецепторы
  1. Появляется гной
  1. -с кровью доставляются лейкоциты и макрофаги
  2. -фагоцитоз
  3. -уничтожение возбудителей
  4. -образуется смесь из погибших микробов и лейкоцитов

Если микробы при проникновении сосредотачиваются в одном месте, то такая реакция организма называется воспалением.

(работа с карточками-опорами и распределение их на три группы в соответствии  с внешними признаками воспаления).

-Почему открытие И.И. Мечникова имело большое значение для науки, в чём его роль?

Вопросы к классу:

-Отчего организму человека необходима защита?

-Для чего это необходимо?

Определение иммунитета (сделать запись в рабочей тетради).

Чужеродные организму вещества, способные вызвать иммунную реакцию называются  -  АНТИГЕНЫ. Чтобы избавиться от них существует следующий механизм иммунитета: Клеточный: с помощью клеток- фагоцитов.

Гуморальный: с помощью веществ крови: антител, вырабатываемых  организмом,  в ответ на внедрение чужеродного объекта.

Сделайте вывод о способах и видах защиты организма от воздействий внешней среды.

2) Иммунная система:

Какие клетки, отвечающие за иммунитет, развиваются в этих органах?

Костный мозг - …

Вилочковая железа - …

Лимфатические узлы - …

При затруднении воспользуйтесь учебником.

Составление схемы (с помощью текста учебника)

Функции

Т-лимфоцитов            В-лимфоцитов

Распознают антигены        Выделяют антитела

АНТИГЕН=АНТИТЕЛО

Таким образом, осуществляется ответная реакция организма на внедрение чужеродного объекта – специфический иммунитет.

Антитела нейтрализуют антигены вне клеток.  Клетки нашего организма способны осуществлять защиту против вирусов, вырабатывая интерферон. Это вещество широко используется в медицине в качестве противовирусного препарата.

Вывод: Внутренний барьер организма, защищающий его от внешней среды  - иммунитет.

3) Инфекционные болезни:

Выполнение задания в рабочей тетради № 70 стр. 31:

Допишите приведённые утверждения:

Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называются инфекционными.

Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями-паразитами, клещами, паразитическими насекомыми,  называются паразитарными.

Инфекционные болезни протекают в 3 периода.

Время от момента заражения до появления первых симптомов – скрытый период. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.

Ответьте на вопросы:

-Почему  гриппом и ОРЗ легко заразиться при большом скоплении народа?

- Можно ли повторно заболеть ветряной оспой, корью или свинкой?

-Опасен ли для окружающих человек, который является бацилло- или вирусоносителем?

-Почему необходимо соблюдать гигиену помещений, где находится больной человек?

-Назовите «ворота инфекции» для наиболее известных вам заболеваний?

Выводы:

  1. Организм защищён от проникновения чужеродных веществ внутренними и внешними барьерами.
  2. Внутренний барьер составляет иммунитет.
  3. Виды иммунитета - специфический и неспецифический.
  4. В процессе эволюции у человека возникла иммунная система, позволяющая поддерживать постоянство внутренней среды.
  1. Закрепление:

 Найдите соответствие:

А. Способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Б. Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию.

            В. Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами.

Г. Клетки, вырабатывающие антитела.

Д. Вещество клетки, уничтожающее вирус после его проникновения через мембрану.

Ж. Местная реакция на проникновение микробов в орган.

З. Орган, в котором формируются Т-лимфоциты.

  1. Антигены.
  2. Тимус.
  3. В-лимфоциты.
  4. Воспаление.
  5. Иммунитет.
  6. Интерферон.
  7. Фагоцитоз.

Домашнее задание: §18, памятка «Как укрепить иммунитет».

Использованная литература:

  1. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8кл.: Рабочая тетрадь/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.: ил.
  2. Колесов Д.В. Биология. Человек:Учеб. для 8кл.общеобразовательных учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2003. – 336с.: ил.
  3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология.- 5-е изд. перераб. и доп./ глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2003. – 704 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организмы в Мировом океане. Конспект урока по географии. 6 класс

Ресурс используется на уроке начального курса географии в 6 классе при изучении новой темы "Организмы в Мировом океане" (учебник Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.) и формирует представление обучающихс...

План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"

Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения  кров...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме". УМК Н. И. Сонин

Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока - урок изучения нового материала и комплексного применения знаний....

Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам

Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...

Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....

План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...