Главные вкладки

    План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс
    план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

    Красинская Елена Валентиновна

    Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_na_konkurs_5_klass_2015.docx22.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки РФ

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Каменская средняя общеобразовательная школа»

    План-конспект урока-экскурсии по биологии

    для 5 класса

    основной общеобразовательной школы

    Многообразие живых организмов

    Выполнила: учитель

    первой квалификационной категории

    Красинская Елена Валентиновна

    2016 год

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Форма урока: экскурсия

    Цель урока:

    – формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы
    – воспитание познавательной активности, интереса к миру живой природы

    – развитие умения анализировать и обобщать фактический материал

    Задачи:

    – познакомить с  видовым составом  растений УОУ

    – создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

    – содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности

    Методы:

    1. Словесные – беседа, рассказ;
    2. Наглядные – демонстрация натуральных объектов

    Средства обучения:

    1. Основные:
    1. Реальные (живые – растения и животные);
    2. Вербальные (инструкции, слово).
    1. Вспомогательные: лабораторное оборудование.

    Оборудование: карточки-задания для обучающихся, лабораторное оборудование – лупы.

    Планируемые результаты учебного занятия: 

    Предметные:
    - выделять и характеризовать главные признаки объектов живой природы
    - знать видовой состав растений выращиваемых на УОУ;
    -
    Метапредметные:
    - регулятивные: 
    - определять цели и задачи урока;
    - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
    - коммуникативные:
    - обсуждать в рабочей группе информацию;
    - слушать товарища и обосновывать свое мнение;
    - выражать свои мысли и идеи.
    - познавательные:

     - работать с планом отчета по экскурсии;
    - находить отличия;
    - объяснять значения новых слов;
    Личностные: 
    - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    Формирование УУД:

    Познавательные УУД

    1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

    2. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

    Коммуникативные

    1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

    2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре и группе.

    Регулятивные

    1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

    2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Ход урока

    Организационный этап:
    Особенности работы на уроке – урок в форме экскурсии. Правила ТБ на экскурсии

    Экскурсия на УОУ

    1. Краткое вступление (разместить обучающихся на участке так, чтобы в поле зрения были травянистые и древесные растения,  растущие на УОУ)

    2. Какие тела неживой и живой природы окружают нас? Назвать растения. Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?

    3. Понятие «вид». Сравните два экземпляра растений одного вида, чем похожи, чем отличаются? С чем могут быть связаны различия? Понятие о дикорастущих и культурных растениях.

    4. Каких животных можно найти на участке? Как доказать что в природе присутствуют не только растения, но и животные, даже если мы не видим животных? Внимательно рассмотреть растения и почву под ними, найти животных или следы деятельности животных. Почему за растениями  в природе наблюдать проще, чем за животными? Понаблюдать за характером движений животных, обсудить, почему для животных важно двигаться.

    5. Обобщение материала.  Чем отличаются  тела  неживой  природы и живые  организмы?

    Домашнее задание:  оформить результаты экскурсии в карточке-задании

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

              УУД

    1.Мотивация

    (самоопределение)

    к  учебной деятельности

    Включение в деловой ритм

    Подготовка класса к работе

    Личностные: самоопределение

    Регулятивные: целеполагание

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2 Актуализация знаний

    Вы изучили предмет « Окружающий мир» в начальной школе. Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую роль они играют в жизни человека.

    Запишем дом. Задание оформить отчет по экскурсии

    Учащиеся слушают информацию

    Записывают

    дом. задание

    Коммуникативные:

    Умение слушать и вступать в диалог.

    3. Объяснение плана работы на уроке. Знакомство  с правилами поведения на экскурсии

    Знакомство с особенностями работы во время экскурсии, с формой отчета по экскурсии

    Слушают информацию, участвуют в обсуждении

    Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

    Познавательные :

    Понятие об уроке-экскурсии

    Коммуникативные:

    Умение слушать других людей.

    4. Экскурсия

    Работа с объектами живой и неживой природы

    Наблюдение за объектами живой и неживой природы .

    Познавательные :

    Знакомство с видовым составом растений выращиваемых на пришкольном участке

    Коммуникативные

    1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

    .

    5 Итог урока (рефлексия)

    Что нового узнали?.

    Делятся впечатлениями

    Коммуникативные:

    Умение участвовать в общем обсуждении

    Ф.И.__________________________________________________

    Экскурсия «Живая и неживая природа.» 5 класс

    Цель: сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

    1. Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их. Тела неживой  природы: ____________________________________________________________________________
    Тела живой природы: ____________________________________________________________________________

    2. Вспомни признаки живых организмов, перечисли их _____________________________________________________________________________

    3. Зарисуй в тетради две березы (две яблони) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на рисунке.

    4. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение.
    Животное: ___________________________________________________________________

    Характер движения (быстрое, медленное, хаотичное, целенаправленное, всем телом, с помощью конечностей)__________________________________________________________________
    Почему  для животных важно двигаться? _____________________________________________________________________________

    5. В природе наблюдать проще за растениями или за животными? Как ты думаешь, почему? ____________________________________________________________________________

    6. Сделай вывод о различиях тел неживой  природы и живых организмов
    Живые организмы отличаются от тел неживой природы тем что _____________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

    Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

    Скелет опора организма.Биология. Живой организм. 6 класс., учебник Н.И, Сонин

    Презентация к уроку биологии в  6 классе, "Скелет опора организма"...

    Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)

    Предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» (7 класс). Оно поможет в планировании уроков, определении их с...

    Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год

    Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....

    Рабочая программа по биологии. УМК "Биология - Сферы". Живой организм. 5 класс

    Программа составлена на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандарт...