Организмы в Мировом океане. Конспект урока по географии. 6 класс
план-конспект урока географии (6 класс) по теме

Лисенков Сергей Александрович

Ресурс используется на уроке начального курса географии в 6 классе при изучении новой темы "Организмы в Мировом океане" (учебник Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.) и формирует представление обучающихся о распределении организмов и условиях жизни в водах Мирового океана, знакомит с новыми терминами и понятиями. Указываются факторы загрязнения Мирового океана и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizmy_v_mirovom_okeane_konspekt_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Организмы в Мировом океане»  6 класс

Цель урока: Продолжить формирование у учащихся знаний об организмах, населяющих Землю, – их разнообразии, взаимосвязи существующей между ними.

Задачи:

  1. разобрать с учащимися новые термины и понятия.
  2. сформировать представление о распределении организмов и условиях жизни в водах Мирового океана;
  3. рассказать учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и защиты.

Оборудование:

  1. карта Мирового океана
  2. таблицы групп морских организмов по типу местообитания
  3. учебник

Ход урока:

I.   Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания.

Географический диктант.

(Учащиеся по описанию должны определить природную зону)

1.   Весь год здесь тепло и влажно. Деревья вечнозеленые, много лиан. Много обезьян. (Зона влажных экваториальных лесов)

2. Природная зона трав. Зима холодная, а лето очень теплое. Много грызунов. (Зона степей.)

3. Здесь самый богатый животный мир. Много крупных  животных: жирафы, бегемоты, слоны. (Зона саванн)

4. Зона льда и снега. Сильные ветры, полярная ночь. Животные- хищники: белые медведи, моржи, тюлени (Зона арктических пустынь.)

5. В этой зоне растут хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Обитают рысь, волк, бурый медведь. Четко выделяются четыре времени года. (Лесная зона. Тайга)

6.  Растения и животные зоны приспособились к сухому климату и недостатку влаги. Растительный покров редкий, растения имеют колючки, длинные корни, запасают влагу. (Зона пустынь.)

III. Изучение нового материала.

  1. Условия жизни в водной среде.

Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей. И это не случайно: условия существования организмов весьма благоприятны.

1.Действует выталкивающая сила воды, поэтому в ней могут жить организмы больших размеров. 2. Отсутствуют резкие колебания температуры воды по сезонам года. 3. Растворенный в воде кислород, которым дышат морские организмы.

Жизнь в океане представлена самыми различными организмами, в нем обитает более 200 000 видов организмов. Именно океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около четырёх пятых всех живых существ планеты.  При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует даже на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс. м.  Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Поэтому разнообразие жизни в нем необычайно велико.

2. Организмы, населяющие мировой океан.

В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов - от одноклеточных микроскопических растений и животных до морских гигантов.

 ПЛАНКТОН

  НЕКТОН

  БЕНТОС

 МОРСКИЕ ОРГАНИЗМЫ

По образу жизни морские организмы делятся на три группы:

  1. планктон - пассивно плавающие;
  2. нектон - активно плавающие животные;
  3. бентос - организмы, живущие на дне океана, в грунте или на грунте.

Эти организмы населяют воды от приливной зоны над шельфом до океанической среды.

3. Распространение организмов в Мировом океане

А)Хотя условия и благоприятны для разнообразия организмов, но распределены в океане они неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами

 Б) Так как океаны расположены в разных широтах с разными климатическими условиями, то и обитатели в них различны. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, обитают в основном животные-хищники. Холодные глубины океана населены мало, но не лишены жизни, хотя растений там нет. Но можно встретить червей, ракообразных, моллюско

4. Загрязнение Мирового океана.

.Велик  и безбрежен Мировой океан. Главное богатство Мирового океана - это его биологические ресурсы. Биомасса Океана насчитывает 150 тыс. видов животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 миллиардов тонн, чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 миллиардов! человек при правильном и бережном ее использовании.

Мировому океану угрожает серьёзная опасность.

  1. Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн т нефти. Поверхностная пленка самый распространенный вид нефтяного загрязнения. Один грамм разлившейся нефти может затянуть подобной пленкой 10 м .кв. водной поверхности.
  2. Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океане и, следовательно, для

      человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и

       сброс в море жидких радиоактивных отходов.

3.    Бытовые стоки и стоки с полей.

Меры по предотвращению загрязнения Океана:  

 а) запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров,

 б) совершенствование конструкций нефтеналивных судов,

в) применение плавающих нефтесборщиков.

г) запрещен сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов.


Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности. Мирового океана, однако, взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество. 

Использованная литература:

  1. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – 2е изд, перераб.и доп. – М., ВАКО, 2010.- 304с. – (В помощь школьному учителю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему "Организмы в Мировом океане"

Урок в 6 классе на тему "Организмы в Мировом океане" ставит целью знакомство учащихся с обитателями Мирового океана, сопровождается слайд-презентацией. Дополнительно учащиеся работают дома с различным...

Тихий океан. Конспект урока по географии. 7 класс

Данный конспект используется при изучении нового материала по географии в 7 классе по теме "Тихий океан" (учебник Коринской В.А.). Обучающиеся знакомятся с географическим положением океана, с особенно...

Организмы в Мировом океане. Презентация к уроку по географии. 6 класс

Данная презентация используется при изучении новой темы "Организмы в Мировом океане"....

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Разработка урока географии в 6 классе на тему "Организмы в Мировом океане"

В разработке представлены все этапы урока. На уроке:1) Разрабатываются совместно с обучащимися новые термины и понятия.2) Распределение живых организмов в океане в зависимости от его глубины3) ра...

Конспект урока по географии в 5 классе на тему "Мировой океан и его части"

Данный урок проводился в системе уроков географии в условиях введения ФГОС с целью сформировать представления о мировом океане как непрерывном водном пространстве, изучить свойства вод океана. Главной...

Первая мировая война: конспект урока в 10 классе.

Первая мировая война: конспект урока в 10 классе....