Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
    методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

    Абанина Диана Петровна

     

    Данный урок помогает развивать  у  учащихся познавательный  интерес к  предмету, создавать условия для формирования

    умений работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу, а также обращает внимание на  особое

    влияние деятельности человека на природу озера Байкал, разъясняет необходимость охраны природы. 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока  

    «Байкал – жемчужина Сибири»

    7 класс

         Цели:

         1. Расширять кругозор  обучающихся, развивать  познавательный  интерес к  предмету.

         2. Способствовать созданию условий для формирования умений работать в коллективе.

         3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

         Задачи:

         1. Познакомить обучающихся с уникальной экосистемой озера Байкал.

         2. Обратить внимание на влияние деятельности человека природу  озера.

         3. Разъяснить необходимость работы по охране природы.

         Оборудование: таблицы «Байкал», «Фауна Байкала», слайды «Флора и фауна Байкала», Красная книга «Растения России», «Животные России».

    Ход мероприятия

       

         I. Вводное слово учителя.

         Учитель: Наш урок сегодня  посвящён  жемчужине  Сибири – уникальному озеру Байкал.

    Лимнология – это наука, изучающая  озёра. А  Байкал  скрывает ещё  много  тайн  и  загадок.

    Вы узнаете много  интересного о древнем  озере, о  природе,  флоре  и  фауне.  Итак, начнём!

         II. Изучение нового материала.

          Выступают группы «специалистов».    

         1. Географы.  Физико – географическая характеристика озера Байкал.

    Озеро Байкал и его бассейн принадлежит к уникальным геосистемам мира, расположен в центральной части Восточной Сибири, недалеко от географического  центра Азии. Байкал самое глубокое (1637м) и самое древнее (около25 млн. лет), содержит более 1000 видов эндемиков, более 2600 видов представителей флоры и фауны пресных водоёмов Земли. В озере 23,6 тыс. куб. км. пресной воды. Учёные предполагают, что Байкал – это зарождающийся океан, так как его берега расходятся до 2 см в год. В Байкал впадает 336 рек и вытекает одна Ангара.

         2. Гидрологи.  Байкал – величайшее озеро планеты.

    Байкал – крупнейшее пресноводное озеро России. Его длина - 636 км., площадь водной поверхности – 31500 квадратных километров. Среди пресных озёр он занимает шестое место. Сравните, наибольшая глубина Байкала 1637метров, а Танганьики – 1435 метров. Средняя глубина озера – 730 метров. Байкальская вода на 40 лет может обеспечить всё население Земли. Она обладает редкой чистотой, в ней мало примесей, но много кислорода. Озеро лежит в Байкальской впадине – бездонной каменной чаше, окружённой горами.

         3.  Биологи.   Растительный и животный мир Байкала.

    В Байкале много пресноводных моллюсков, 1550 видов животных, более 1000 видов растений, из них 2/3 эндемики. Разнообразны виды водорослей, рачки-бокоплавы, простейшие, губки, моллюски. Встречаются 52 вида рыб, распространены голомянки - живородящие рыбы. В Байкале обитает морское млекопитающее – нерпа. Около 60% животных и 15% растений Байкала – эндемики, то есть они обитают только в Байкале. В «Красную книгу» занесены растения: лишайники, мхи, Бобовые, Лютиковые, Злаковые; животные: голомянка, осётр, хариус, голец. Массовый сбор и браконьерский лов вызывает постоянное снижение их численности.

         4. Экологи.   Влияние деятельности человека на экосистему озера Байкал.

    Природа озера Байкал загрязняется и ухудшается крупными промышленными центрами из-за выбросов вредных веществ в атмосферу и в воду, вырубки лесов, неправильного использования минеральных удобрений, эрозии почв. Байкал – уникальное озеро. Охранять природу озера просто необходимо. Нужно сберечь Байкал для будущих поколений!

         III. Закрепление.  Игра.

    Класс разделён на четыре команды. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. Необходимо дать быстрый и правильный ответ. Каждый верный ответ оценивается в один балл. В конце подсчитывается количество баллов и на основании этого одной из команд присуждается победа.

    Вопросы командам

    Выбери правильный ответ

    1. Что такое лимнология?

         лимоноразведение;

         озероведение;

         родина Лимпопо.

    2. Что такое Байкал?

         озеро;

         море;

         океан.

    3. Сколько лет Байкалу?

         миллион лет;

         тысяча лет;

         двадцать пять миллионов.

    4. Почему озеро Байкал считают моделью океана?

         оно глубокое и молодое;

         имеет сильные штормы и высокие волны;

         могут жить акулы.

    5. По какой величине Байкал занимает первое место среди озёр мира?

         по объёму;

         по площади;

         по глубине;

         по прозрачности;

         по ширине.

    6. Какие горы (хребты) не окружают Байкал?

         Байкальский;

         Приморский;

         Хамар-Дабан;

         Уральский.

    7. Где живёт улотрикс?

         в толще Байкала;

         на берегу озера;

         зелёная водоросль в Байкале.

    8. Где живут губки?

         в ванне плавают;

         у человека;

         водные животные – фильтраторы в Байкале и других водоёмах.

    9. Кого можно отнести к ресничным червям?

         планарий;

         коловраток;

         дождевиков.

    10. Кого можно отнести к планктону?

         омуля;

         ручейника;

         эпишуру.

    11. Какая река не впадает в Байкал?

         Сарма;

         Селенга;

         Турка;

         Ангара.

    12. Нерпа – кто она?

         рыба;

         млекопитающее животное;

         водоплавающая птица.

    13. Что не ест нерпа в Байкале?

         бычки;

         омуль;

         мойву.

    14. Какая рыба не является эндемиком Байкала?

         омуль;

         щука;

         широколобка;

         голомянка.

    15. Какая рыба – великан живёт 50-60 лет, достигает 100-130 кг веса, малочисленна и занесена в «Красную книгу редких и исчезающих видов»?

         таймень;

         щука;

         байкальский осётр.

    16. Что такое эндемик?

         больной гриппом;

         единственный в своём роде;

         академик.

    Вопросы командам.

    17. Почему вредно спускать в Байкал отходы?

         они уничтожают кислород;

         приплывут обратно;

         обидится Байкал;

         перестанут покупать продукцию.

    18. Какие экологические проблемы на Байкале ты знаешь?

        туризм;

        развитие промышленности на берегах озера;

         дикий отдых;

         хищный вылов рыбы;

        отстрел нерпы…

      Что же можно сделать для Байкала в XXI веке?

    Вывод. Подведение итогов. Награждение победителей.    

    Рефлексия.

     

       

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

    С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

    презентация "Жемчужина Сибири"

    Презентация создана как дополнительный материал к уроку географии в 6 классе по теме "Озёра"....

    Жемчужина Сибири-Байкал

    Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....

    Кузбасс - жемчужина Сибири

    Материал для проведения классного часа по краеведению. Представлена информация по истории родного края, его географические особенности. Цель классного часа; воспитывать любовь к родному краю, к окружа...

    Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "

    Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...

    Разработка урока "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"

     «Байкал – уникальное явление нашей планеты,            Чудо природы во всех отношениях».                  ...

    Разработка урока географии в 8 классе "Байкал-жемчужина Сибири"

    В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала....