Урок "Крестоцветные"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Карелина Вера Ивановна

Урок "Крестоцветные",6 клас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeystvo_krestocvetnye.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Тема урока: «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»

      Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

              Цели по содержанию:

1.Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.

2. Развивающая – совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.

3.Воспитательная – способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

             Форма урока –урок – путешествие с элементами ролевой игры.

     Тип урока - комбинированный.

Оборудование: таблицы «Семейство крестоцветные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

     

 Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек.

       

             Методы :

  1. По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
  2. По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.
  3. По характеру деятельности учителя: проблемный.
  4. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,

            индивидуальная,    групповая.

     

 Ход урока.

1.Организационный момент.

         Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что  мы продолжаем  изучать   семейства  растений класса  двудольные.

С какими же семействами    растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.

Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?

Предлагаю отгадать следующие загадки ( группа ребят заранее к уроку их приготовила)

Загадки:

1.На грядке за амбаром

Разросся стебель шаром   (капуста кольраби)

2.Девица –белолица,

Солнце не выносит,

Зонтик себе просит   (цветная  капуста)

3.На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх – пиджак зеленый   (Развитие капусты. Кочан капусты)

4.Был ребенок  - не знал пеленок,

А стал стариком-Сто пеленок на нем.        (кочан капусты)

5.Безсчету одежек и все без застежек (капуста)

6.Нота. Часть танца        (репа)

7.Первый слог –песня весенней капели,

Второй – губы.

Все -  растение, про которое

Сложена загадка:

«Был ребенок – не знал пеленок,

Стар стал – пеленаться стал»    (капуста).

Учащиеся отвечают , что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение -  капуста. Это семейство – крестоцветные. (Слайд№1, 2,3.4) Итак, ученики формулируют цель урока.

Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок – путешествие по  семейству  крестоцветные.

Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем  немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия. (Слайд №5)

Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.

Остановка на станции  «Определительная»

Остановка на станции «Музейная»

 Остановка на станции «Познавательная»

Завершение путешествия на таможне.

Ну что, в путь?

Контрольный пункт.

Ребятам предлагаются  задания по карточкам тестового характера ( по вариантам)  (Слайд№ 6,7,8,9,10)

Вариант №1.

Задание №1.

Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:

1.Плод-стручок или стручочек.

2.Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

3.Плод –боб

4.На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха

5.Цветок имеет один пестик и шесть тычинок

6.Цветок имеет один пестик и десять тычинок

7.Тычинок в цветке много

8.Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

Задание №2

Игра «Третий лишний»

1.Соя, фасоль, томаты.

2.Перец, баклажаны, арахис

3.Картофель, белена черная, капуста.

Вариант № 2

Задание №1

Выбрать признаки растений семейства пасленовых:

1.Корень стержневой

2.Листья с сетчатым жилкованием

3.В цветке шесть тычинок и один пестик

4.Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.

5.Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.

6.Плод –стручок или стручочек

7.Пдлод – ягода или коробочка

8.Пастушья сумка

9.Паслен черный

10.Картофель

Задание №2

Игра «Третий лишний»

1.Соя, фасоль, томаты

2.Перец, баклажаны, арахис

3.Картофель, розы, капуста.

После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания.  Самоконтроль.

Критерии оценивания указаны на карточке.

Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте  лишним растением оказалась –капуста.

Проблема: почему капусту , репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

 Путешествие продолжается дальше и следующая остановка  - станция «Познавательная».

Здесь ребята выполняют лабораторную работу –« Растения семейства крестоцветных.»

( каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) (Слайд №11)

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык

работы  с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.

Ход работы.

1.Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

2.рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

3.Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

4.Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

5.Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.

6.Рассмотрите соцветие и определите к какому  типу оно относится.

7.Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

8.Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

9.Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

10.Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

11.Зарисуйте и подпишите плод.

Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Ребята делают следующие выводы: 

 семейство включает около 3200 видов растений;

- цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;

- формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;

- соцветие – кисть;

- плоды – стручки или стручочки;

- корневая система – стержневая. (Слайд №12)

Правильно, ребята , по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.

А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.  

     Следующая остановка – станция «Музейная». (Слайд №13,14)

    Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.

 Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. . (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные).

А наше путешествие продолжается и следующая остановка «Определительная» (Слайд №15)

Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. (Слайд №15,16,17,18,19,20)

Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.

Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

      2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

      3.Следуя инструкции по определительной  карточке определите, что это за растение.

      4. С помощью школьного определителя  установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

      5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка «Таможня». Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. (Слайд №21)

Вариант  №1.

Отметьте признаки крестоцветных:

1.Тычинок много.

2.Венчик состоит из пяти лепестков

3.Чашечка состоит из четырех чашелистиков

4.Плод стручок

5.Плод костянка

6.Венчик состоит из четырех лепестков.

7.Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие

8.Чашечка состоит из пяти чашелистиков.

Вариант №2.

Выбрать правильные утверждения:

1.К крестоцветным относятся как травянистые растения , так и кустарники, и деревья

2 Все крестоцветные имеют простые листья

3.Плоды у крестоцветных –стручки и стручочки

4.Все крестоцветные –двулетние растения.

5.Листья  крестоцветных имеют параллельное жилкование..

6. Все крестоцветные имеют формулу цветка – Ч4,Л4,Т4+2,П1.

Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

Рефлексия.

О чем вы сегодня узнали на уроке?

Достигнута ли цель урока?

Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

Домашнее задание: читать параграф №44, знать основные термины.

Творческое задание .Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы  плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы,  приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:

Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут  в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.

Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.

 Приложение к уроку.

 Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

 1.Плод стручок (длинный) …………………………………………………………2

 0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине)…………………………….5

 2.Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

                                                                                                                Редька дикая.

0.Плоды без перетяжки   …………..                                                                                           3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

                                                                                                                Горчица белая

0.Стручки с округлым носиком………………………………………………………4

4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

                                                                                                               Гулявник лекарственный.

0.Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья  ланцевидные.

                                                                                                              Желтушник левкойный.

5.Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

                                                                                                                   Пастушья сумка.

0.Стручок овальной формы……………………………………………………………6

6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

                                                                                                                    Ярутка полевая

0.Стручочки без крылышек……………………………………………………………7

7.Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

 

                                                                                                                   Икотник серо-зеленый

0Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху.                                                      0

                                                                                                       Клоповник сорный.

,