Урок "Размножение,развитие и значение амфибий" 7 класс
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

На данном уроке применяются различные формы и методы обучения.Данный урок  иллюстрирует примененипе гуманистического  подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urok_zemnovodnye.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №76»

Ленинского района г. Саратова

Учитель биологии Вавилина Нина Алексеевна

ТЕМА « КЛАСС АМФИБИИ»

 Тема урока :Размножение , развитие и значение амфибий

Цели и задачи урока:1.Закрепить знания о внутреннем строении земноводных.

2.Показать особенности и размножения и развития земноводных на примере озёрной лягушки.

3. Показать значение земноводных в природе и жизни человека. Необходимость их охраны.

Оборудование: Влажный препарат « Развитие лягушки», дидиактические карточки, презентация, ТСО.

Методы и методические приёмы: Сравнение . анализ, демонстрация, беседа , фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам.

        План- конспект урока

        Ход урока

  1. Организация урока: приветствие,отметка отсутствующих
  2. Проверка и учет знаний (Тестовая работа)

        (Слайд №1)

Учащимся  необходимо выбрать признаки, характерные для рыб и земноводных.

  1. Сердце 3-х камерное , 2 круга кровообращения.
  2. Выделительная система включает: почки . мочеточники . мочевой пузырь
  3. Сердце состоит из предсердия и желудочка , 1 круг кровообращения.
  4. Органы дыхания кожа и легкие.
  5. Пищеварительная система имеет следующие отделы: ротовая полость , глотка, пищевод , желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка. Толстая кишка, клоака ( печень . поджелудочная железа).
  6. В туловищном отделе позвоночника отсутствуют рёбра.
  7. Внутренний скелет состоит из черепа . позвоночника. Скелета парных и непарных плавников.
  8.  В телах позвонков имеется канал для спинного мозга.
  9. Кровеносная система замкнутая.
  10. Нервная система состоит из спинного и головного мозга и отходящих нервов.

 Ответы:

Речной окунь:          2,3,7,8,9,10.

Озёрная лягушка:  1,2,4,5,6,8,9,10.

Идёт взаимопроверка. Учащиеся обмениваются листочками.

Дополнительные вопросы по ходу проверки (фронтальный опрос)

ПОСЛЕ ВОПРОСА №3( фронтальный опрос)

Из каких 3-х  камер состоит сердце ?

Какая кровь собирается в правом предсердии? Какая в левом?

Какая кровь в желудочке?

После вопроса №5   1. - Где начинается переваривается пища?

  1. –Что происходит с пищей в двенадцатиперстной кишке?
  2. – Какие процессы происходят в тонкой кишке?

После вопроса №10

1.Каковы отличия в строении  нервной системы раб и земноводных?

2. С чем связано слабое развитие мозжечка?

Работы   оцениваются по критерию:  1-2 ошибки – оценка «4», 3 ошибки – «3», 4 и более ошибок – «2». Учитель собирает работы.

2 Ученика получают задание  по индивидуальной карточке , для выполнения у доски.

 1 ученик : Подпишите  на рисунке  у каких представителей класса земноводных развиваются такие лёгкие? От чего это зависит?

Дополнительные вопросы: 1.  КАКОЙ ПРОЦЕСС ПРОИСХОДИТ В ЛЁГКИХ?

2.В КАКОМ СЛУЧАЕ ЛЯГУШКА ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕХОДИТ НА КОЖНОЕ ДЫХАНИЕ?

2 ученик: Подпишите  на рисунке   отделы  выделительной системы .

Дополнительные вопросы: 1. ПОЧЕМУ ЗЕМНОВОДНЫХ ОТНОСЯТ К ХОЛОДНОКРОВНЫМ ЖИВОТНЫМ?

2.ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВСЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ,КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В ПОЛОСТИ ТЕЛА ЛЯГУШКИ.

РАБОТА С КЛАССОМ (ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС)

Какую кровь называют артериальной ,какую венозной?

Где начинается и где заканчивается малый и большой круги кровообращения? ( работа со схемой на доске)

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ УЧАЩИМИСЯ У ДОСКИ

Вопрос классу: - За что отвечает половая система?

2.Изучение новых знаний

Мы сегодня поговорим о размножении и развитии амфибий.( Тема на доске)

(Рассказ учителя с элементами беседы. Демонстрация слайдов.)

Земноводные раздельнополые животные . самцы крупнее самок. По бокам головы у самцов есть 2 мешка – резонаторы., при кваканье они раздуваются и усиливают звук.( слайд). На передних лапках имеется  утолщение « брачная мазоль»

Различия наблюдаются не только во внешнем строении ,но и во внутреннем.

Половая система самки представлена  яичниками и яйцеводами. В яичниках созревают половые клетки – яйцеклетки( икринки).

В полости тела самца находятся 2 семенника .в них находится жидкость с мужскими гаметами –сперматозоидами. По специальным протокам гаметы выводятся  наружу.

Наверняка всем приходилось  проходя невдалеке от  болота или озера громкое кваканье лягушек. ,лягушачий хор.Особенно разговорчивыми лягушки становятся весной.. когда наступает брачный период..проведя зиму в спячке . лягушки с первыми лучами солнца просыпаются и приступают к размножению(слайд)

Самцы , раздувая резонаторы . громким кваканьем привлекают самок .При размножении животные разбиваются попарно. Самки лягушек  откладывают в воду на дно  икринки( до 8 000). А самцы выпускают на неё жидкость  со сперматозоидами. Происходит слияние яйцеклетки и сперматозоида.

-Как  называется этот процесс?

-Как называют такой  вид оплодотворения?

Развитие нового поколения   лягушек начинается с  икринки. Икринка имеет прозрачную оболочку

Созревшие в яичниках яйцеклетки попадают в яйцеводы. Во время движения по яйцеводу икринки покрываются прозрачной слизистой оболочкой и через клоаку выводятся наружу.

-Как вы думаете, почему оболочка икринки прозрачная? Какое это имеет значение?

Гроздья оплодотворенной икры прикрепляются к водным растениям или отдельными комками находятся на дне , а затем поднимаются и  плавают у поверхности воды.

_-Почему? (На поверхности вода теплее)

Ленты оплодотворенной икры жаб, как и отдельные икринки тритонов, приклеиваются к листьям водных растений.

Развитие земноводных.. Развитие ее зародыша в икринке продолжается около полутора недель. Затем зародыш разрывает оболочку икринки и выходит наружу. По внешнему виду и образу жизни головастик похож на рыбу. У него есть жабры, двухкамерное сердце и один круг кровообращения, органы боковой линии. (слайд)

В процессе развития в головастике происходят важные изменения. Развиваются сначала задние, а потом и передние конечности. Появляются легкие, и головастик все чаще и чаще поднимается к поверхности воды для дыхания. В связи с развитием легких образуется второй круг кровообращения, сердце становится трехкамерным. Хвост постепенно уменьшается. Головастик становится похожим на взрослую лягушку. Лягушонок от растительного питания переходит к потреблению животной пищи (становится плотоядным) и покидает водоем. От времени откладывания икры до превращения головастика в лягушонка проходит 2-3 месяца. У взрослых лягушек уже нет хвоста. Они начинают размножаться в возрасте 3-4 лет.(слайд)

Большинство  амфибий ограничиваются тем. Что  откладывают икринки  прямо в воду в первый попавшийся водоём и не заботятся о  о потомстве. Но среди земноводных есть и исключения, например квакши-бесхвостые амфибии. Обитающие в Южной Америке,  живущие  на деревьях.

Квакша – филломедуза строит гнездо ( сообщение ученика) (слайд)

Не менее искусный строитель Квакша- кузнец. Получившая свое название . потому что её крик похож на  удар молота по железу.( (сообщение ученика)

Оказывается среди земноводных есть настоящие заботливые родители. Например Сумчатые квакши . которые обитают в южной Америке и Пипа суринамская (сообщения учащихся)

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Вот  такие подробности  жизни амфибий были подмечены учеными – зоологами. РУССКИЕ ЛЮДИ ТОЖЕ ИЗДАВНА  ПОДМЕЧАЛИ ВСЁ ИНТЕРЕСНОЕ . ЧТО СВЯЗАНО С ЗЕМНОВОДНЫМИ. Выражали они это в пословицах , поговорках и загадках, например:

        Сидит тетюшечка,        Сидит матрёна  намокрёна      

        Ни зверь ,ни птушечка        Не говорит . ёще терпима

        Глаза бычьи ,а сама с кулак        А как речь начнёт .

Всех досада берёт.

Вы заметили . ни одного ласкового слова о лягушке. Действительно в народе сложилось пренебрежительное, даже гадливое отношение к этим животным. Многим  лягушки кажутся неприятными , страшными. А между тем лягушкам поставлено 2 памятника За что же лягушке оказана такая честь?

Заслуженно ли увековечена лягушка?

Сообщения «Памятники лягушке» (слайд)

Сообщения «Значение земноводных» ( слайд)

Рассказ учителя

Таким образом:

 1.Лягушка помогла  учёным – биологам  сделать многие научные открытия

2.Лягушки служат пищей для водных животных. Для рыб. Птиц,зверей,человека(Франция).

3.Сами амфибии неутомимо истребляют вредителей сада ,огорода, и переносчиков болезней (мух, комаров)

Поэтому амфибий необходимо охранять!

В некоторых странах , запрещающие истреблять амфибий. В странах с интенсивным автомобильным движением устанавливают специальные тоннели , по которым могут передвигаться лягушки , меняющие свои места обитания, необходимо охранять чистоту водоемов.

Заслуги  лягушки и других земноводных перед биологией , медициной , сельским хозяйством велики , недаром ей поставлено 2 памятника .В нашей стране пока нет памятника, но хочется надеяться, что будущие памятники лягушке  будут данью её заслугам  , а не извинением за чрезмерное уничтожение!

Выводы по уроку

1.Амфибии – раздельнополые  животные

2.Оплодотворение –наружное

3.Основные стадии в развитии икринка, личинка(головастик),взрослое животное .

4.По внешнему и внутреннему строению личинка амфибий похожа на рыб.

Вопрос классу: -  в чем это сходство проявляется ?О чем  это свидетельствует?

3.Закрепление: Вопросы классу( слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест 1.Функция. область определения и область значений. 9 класс.

  Данная тестовая работа по теме "Функция. Область определения и область значений"  представлена в двух вариантах и может быть использована как учителями-предметниками при проведении ...

"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение" 10 класс

Каждый человек время от времени оказывается в ситуации, когда надо отыскать наилучший способ решения какой-либо задачи, и математика становится средством решения проблем организации произв...

Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.

Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....

Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс

Методическая разработка урока соответствует ФГОС....

«Устный журнал «Многообразие и значение семейств класса Двудольные»»

Этот урок расчитан  на учеников 6 класса. При проведении данного урока есть возможность сэкономиить время при изучении монотонного и однообразного материала, а также использовать оставшееся время...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «ЛИСТОПАД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» 7 КЛАСС

Урок естествознания в коррекционной школе...