ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «ЛИСТОПАД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» 7 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) на тему

Урок естествознания в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopad_i_ego_znachenie.docx507.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

«ЛИСТОПАД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»

7 КЛАССE:\Фотки 2015-2016 год школа\урок ЛИСТОПАД (23).JPG

         Павлова Л. В., учитель естествознания, классный руководитель,

                                    высшая квалификационная категория

27.11.2015

Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.

Задачи урока.

  1. Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопада и его значении для растений.
  2. Содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес.
  3. Прививать любовь к окружающему миру.

Оборудование.

  1. Название темы на доске.
  2. Задание у учащихся на листе «Приклей правильно листья».
  3. Костюм осени.
  4. Определение термина «Листопад» (на доске).
  5. Презентация «И. Бунин «Листопад».
  6. Схема «Окраска листьев осенью» (на доске).
  7. Видеоролик «Листопад».
  8. Раздаточный материал (листья).

План урока.

  1. Организационный момент. Самомассаж БАТ.
  2. Стихотворение «Ещё недавно на вершине клёна…»
  3. Презентация «Листопад».
  4. Рассказ учителя с объяснением нового материала.
  5. Работа со схемой «Окраска листьев  осенью».
  6. Знакомство с понятием «Листопад». Определение листопада.  
  7. Рубрика «Знаете ли вы, что…?»    Читают учащиеся.
  8. Приметы листопада. Читают учащиеся.
  9. Просмотр видеоролика «Листопад».
  10.  Загадывание загадок  о деревьях с демонстрацией осенних листьев.
  11.   Игра – физминутка «Листопад».
  12.   Задание «Приклей правильно листья и цвет твоего настроения».
  13.  Закрепление пройденного материала.
  14.  Итог урока. Оценки.

Конспект урока

  1. Организационный момент. Самомассаж БАТ (биологически активных точек).
  2. Стихотворение «Ещё недавно на вершине клёна…»

Ученик. Ещё недавно на вершине клёна

             С другими листьями он дружно шелестел,

             Но час пришёл, и бывший лист зелёный,

             Опору потеряв, с вершины вниз слетел.

            Вот он лежит, опору потерявший

            Сухой кленовый лист,

            В ненастный день опавший,

            А лес ещё живёт – шуршит его листва,

            Хоть осень с каждым днём

            Берёт свои права

            И наступает время листопада.

  1. Презентация «Листопад».
  2. Рассказ учителя с объяснением нового материала.

- Вы только что увидели красивый видеоролик «Листопад» и прослушали стихотворение о листе клёна. Тема нашего урока «Листопад и его значение».

         

 Беседа о листопаде.

- Почему листья меняют свою окраску осенью? (Похолодание, накопление вредных веществ, разрушение красящего вещества – хлорофилла).

- Что значит листопад для лиственных деревьев? (Освобождение от тяжести, выживание зимой, приспособление к неблагоприятному времени года, отдых).

           

   Рассказ учителя.

- Зелёную окраску листьям растений придаёт хлорофилл – вещество, ответственное за фотосинтез (образование органических веществ, необходимых для жизнедеятельности растений). Готовясь к зимней спячке, дерево сбрасывает старые листья, на смену которым весной распускаются новые. Но прежде чем сбросить лист, растение забирает из него питательные вещества – белки и углеводы.

Осенний лист после распада белка и хлорофилла теряет зелёный цвет и приобретает тот, который присущ его тканям – жёлтый, бурый, оранжевый. Деревья долго были зелёными, на короткий миг они вспыхнули яркими красками: оранжевыми, жёлтыми, багряными. Потом их наряд листопадным дождём падает на землю, и тёмные, строгие деревья будут ждать новой весны.

  1. Работа со схемой «Окраска листьев  осенью».

- На доске даны названия окраски осенних листьев. Надо пойти и прикрепить кружочки по цвету.

Окраска листьев осенью

жёлтая   красная  бурая  оранжевая      

         

 (учащиеся  прикрепляют цветной кружочек)

  1. Знакомство с понятием «Листопад». Определение листопада.  

- От каких слов происходит слово  «листопад»?  (лист падает)

                         

На доске:

Листопад  - подготовка растений к зиме.

Листопад – защитное приспособление растений  к  неблагоприятным условиям жизни.

              Рассказ учителя о листопаде.

- Листопад происходит осенью. Листья опадают друг за другом, за короткое время. Осенью с понижением температуры воздуха испарение уменьшается, затрудняется  снабжение растений водой. Зимой растения находятся в состоянии покоя, их рост сильно замедляется. Листопад защищает ветви от поломок в зимнее время, приспосабливает растения к перезимовке.

  1. Рубрика «Знаете ли вы, что…?»    Читают учащиеся.

- Знаете ли вы, что в Африке у растений листопад бывает не осенью, а весной – в самое жаркое время года? Так растения приспособились к недостатку воды и иссушающей жаре.

  1. Приметы листопада. Читают учащиеся.

- Назовите народные приметы, связанные с листопадом.

  1. Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
  2. Осенью листопад пройдёт скоро – ожидается крутая зима.
  3.  Листья опадают у берёзы чисто – к лёгкому и урожайному году.

  1. Просмотр видеоролика «Листопад».

- Давайте посмотрим фрагмент листопада. Беседа по просмотру.

  1.  Загадывание загадок  о деревьях с демонстрацией осенних листьев.

Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается. (Берёза)

Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это…(Дуб)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён)

Украшение лесочков,

Как ты зелен и тенист!

До пятнадцати листочков

Образуют сложный лист. (Ясень)    

 

  1.  Игра – физминутка «Листопад».

- А сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Проведём физминутку

в форме игры. (Ученик в костюме осени читает стихи о листопаде, подбрасывает вверх листья, а дети ловят опавшие листья, показывают их и называют, с каких деревьев опали листья).

В опустевшем старом парке

Осень делает подарки:

Лист дубовый, лист берёзовый,

Лист оранжевый, лист розовый,

Лист багряно – огневой,

Выбирай себе любой.

  1.  Задание «Приклей правильно листья и цвет твоего настроения».

- Перед вами листья с разных деревьев. Их надо приклеить в соответствующую графу.

Клён

Берёза

Дуб

Цвет твоего настроения

Рябина

Осина

Ясень

- Давайте узнаем цвет вашего настроения.

  1.  Закрепление пройденного материала.

- По земле бродит осень. Это время года очень непредсказуемое: то солнышко, то моросящий холодный дождь. В народе месяц ноябрь называют – «сентябрёв внук; «октябрёв сын, зиме – родной батюшка». Природа переходит на зимний режим. Всё живое готовится к зиме: и животные и люди, и, конечно, растения.

Ученица читает стихотворение «Скинуло кафтан зелёный лето…»

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима!

- Этим стихотворением мы заканчиваем наш урок. Будем ждать русскую румяную зиму с её играми, забавами.

  1.  Итог урока. Оценки.

- Вы хорошо поработали. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме: "Значение и правописание частиц"

Тип урока:  повторительно-обобщающийЦели:Закрепление  понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:Показат...

Урок естествознания. Обучение на дому.8 класс. «Что изучает наука «Естествознание?»

Цель:- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности по изученной теме. Создать условия для усвоения знаний, о взаимодействие и взаимосвязь внутренних и внешних процес...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЖИВОГО МИРА «РЕЖИМ ДНЯ» 9 КЛАСС

Интегрированный открытый урок в коррекционной школе...

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...

Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...

Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс

Разработка открытого урока  имеет цель  раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериям...