Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Линник Ирина Владимировна

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока русского языка, проведённого в 5 классе.

Тема урока: «Слово. Лексическое и грамматическое значения слова».

Цели урока для учителя:

*образовательная: познакомить учащихся с определением понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова», с толковыми словарями;

*развивающая: сформировать умение различать лексическое и грамматичес-кое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

*воспитательная: воспитывать в учащихся важность обогащения лексического запаса, воспитывать потребности пользоваться толковым словарём.

Цели урока для учащихся:

*знать: определение понятий «Лексика», «»Лексическое и грамматическое зна чения слова», важность обогащения лексического запаса;

*уметь: различать лексическое и грамматическое значения слов, пользоваться толковым словарём.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедиа, раздаточный мате-риал, толковые словари.

Эпиграфы: «Слово не стрела, да острее стрелы».

                   «Ветер горы разрушает –

                     Слово народы поднимает». (Пословицы).

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте откроем тетради, запишем число, классная ра-бота, тему и эпиграфы к нашему сегодняшнему уроку.

У: Ребята, сегодня на уроке мы от- правимся в путешествие на удивитель- ную планету, название которой «Лекси-ка», где живут не менее удивительные су щества – лексы. Богатства этой планеты дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В её кладовых хранятся все слова русского языка – от самых-самых древ-них до только что родившихся. Там по крупицам собиралась вся мудрость рус-ского народа. Так вот, жители, населя-ющие эту планету, бережно хранят всё богатство нашего языка и с удовольстви-ем разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек та же бережно и аккуратно обращается со словом.

    Почему же надо обращаться с ни бережно?!? На этот вопрос ответил извес ный русский писатель Владимир Галак-тионович Короленко: «Слово дано чело-веку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохнове-ния, которым он обладает, другим лю-дям».      

В: Ребята, как вы понимаете эти сло ва?

У: Ой, нас уже ждёт космический ко рабль, нужно спешить! Отправляемся в увлекательное путешествие. Впереди нас ждут удивительные открытия. Путе-шествуя по Галактике русского языка, мы ещё раз убедимся в достоверности слов Николая Васильевича Гоголя: «Ди-вишься драгоценности нашего языка: чт  ни слово, то подарок; всё зернисто, круп-но, как сам жемчуг, и, право, иное назва-ние ещё драгоценнее самой вещи». Чтобы попасть на эту удивительную планету, мы должны показать себя знающими путешественниками.

  1. Повторение пройденного материала.

У: Внимание! Планета «Фонетика»!

В: Ребята, мы с вами уже встреча-лись со словом «Фонетика». Давайте вс-помним, что оно обозначает.

В: Какие звуки существуют в языке?

В: В чём отличие в образовании гла ных и согласных звуков?

О: Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

О: В языке существуют гласные и согласные.

О: При образовании гласных зву-ков воздух не встречает никаких пре-пятствий в ротовой полости, а при  об-разовании согласных – встречает раз-личные препятствия.

Творческое задание.

У: Корабль плавно опустился на твё дую поверхность. Люки открылись, и в отверстиях показались существа: О, П, Р, С, Т.

В: Что это?

У: Чтобы пройти таможенный до-смотр, нам необходимо из этих букв сло-жить как можно больше слов. На это нам отводится 3-5 минут.

В: Кто назовёт больше?

У: Ну что ж, буквы и звуки на места

О: Буквы.

О: Спорт, порт, спор, трос, рост…

Фонетическая пятиминутка.

У: Теперь давайте покажем своё уме ние производить фонетический разбор слов: ученик разбирает у доски – корабл  (1 ряд – подъём, 2 ряд – приятель, 3 ряд – проверка).

Молодцы! Мы справились с зада-ниями. Но, к сожалению, нам нужно от-правляться дальше, к новым горизонтам.

  1. Изучение нового материала.

У: Люки вновь закрылись, и корабл взмыл вверх. Но вот вдалеке  показался огромный, сияющий космодром. Мы приземляемся. Вы, ребята, пока не подо-зреваете, сколько диковинного и интере ного увидите на планете Лексика. Итак, мы приступаем к изучению раздела «Ле сика».

!!! Открываем наши тетрадки-слова-рики и записываем определение лекси-ки.

Слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

                                                         А.Шибаев.

В: Как вы думаете, о чём нам хотел поведать А.Шибаев?

У: Все слова какого-либо языка об-разуют его словарный состав, или лекси-ку. Так, русские слова составляют лекси-ку русского языка, турецкие слова – лек-сику турецкого языка и т.д.

В: Сколько же всё-таки слов в наше языке?!

У: Известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и упо ребляет в своей речи.

 Слова в нашем языковом госу-дарстве удивительно многолики. И в ка дом уже знакомом нам разделе рассмат-ривается какое-то особое «лицо» слова. Во владениях фонетики мы изучали зву-ковой состав. Это наружная оболочка слова. «А что же прячется в этой обо-лочке?!?» - спросите вы. – Наверное, зна-чение слова?!?».

Конечно. Его внутренний смысл. Но значение слова тоже имеет две грани. Например, есть птица голубь и слово го-лубь, называющее эту птицу. Оно имеет лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение – птица с серова-то-голубым или белым оперением и большим зобом,

а грамматическое  – имя существитель-ное единственного числа, мужского ро-да. А у глагола – это время, лицо и чис-ло.

Лексика (от греч. lexikos – «слове ный», «словарный») – это словарный состав языка и раздел науки о языке, в котором он изучается.

Все предметы, которые нас окру-жают, имеют своё название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смог-ли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много рус-ских слов.

С.У.: Например, в «Словаре рус-ского языка» Сергея Ивановича Оже-гова – 70 000 слов, в 17-томном «Слова-ре современного русского литератур-ного языка» - более 120 000 слов. На са-мом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все сло ва, которые есть в языке.

Лексическое значение – это смыс ловое содержание слова. Одинаково понимаемое всеми людьми, оно устанавливает связь между словом и тем, что оно обозначает.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зре-ния принадлежности к определён-ной части речи.

  1. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперёд нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

  1. Изучение нового материала (продолжение).

У: Лексические значения слов разъ-ясняются в толковых словарях.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред нами,

Та, которая словами,

Что людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать…

Уважаем государь

По прозванию Словарь.

Даже Пушкин,

Я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

                                                  Я.Козловский.

Ребята, у вас на партах лежат толко-вые словари.

С.У.: Словари – это особые спра-вочные книги, которые состоят из сло-варных статей.

Словарная статья включает толко вание значения, характеристику стро-ения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемос-ти слова, грамматические характерис-тики слова.

Работа со словарной статьёй:

  1. Заголовочное слово;
  2. Грамматические пометы;
  3. Толкование лексического зна-чения;
  4. Пример употребления слова в речи.

Аллея, -и, ж. дорога с рядами де-ревьев по обеим её сторонам. Липовая аллея.

  1. Закрепление изученного материала.

У: Итак, ребята, мы вплотную подо-шли к воротам планеты Лексика. Одна-ко, нам не позволят открыть ворота, по-ка мы не покажем, как умеем применять только что полученные знания.

А) Работа с раздаточным материа-лом.

         1. Прочитайте и сравните высказы-вания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании?

Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и ра достные. Они поражают людей просто-той и величием. Слова эти необыкновен-но дружны между собой. Покоряют сво-ей прелестью, нежностью и лёгкостью слова. Берёза, Солнце, Счастье, Весна, Ра дость, Молодость, Космос, Луноход, Кос-модром, удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Лексике так хо-чется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова геро ические, справедливые, весенние, прино сящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. (Из жур-нала «Русская речь»).

По слогам твердим, едва осиля

Вяжущую губы немоту:

Мама, небо, хлеб, роса, Россия –

Камушком катается во рту.

Зачерпнул – и доверху ведёрко.

Русской речи речка глубока.

Топчется в кругу скороговорка,

Кулаками подперев бока.

Всю-то жизнь спешим, куда – незнамо.

Сколько лет минуло, сколько зим.

Облака, земля, берёза, мама –

Не наговоримся говорим.

                                                       А.Кафанов.

У: А вот и таможенный досмотр. Пр верка документов, знания лексического значения слов.

Лексический диктант.

Запишите слова, расставьте их по алфавиту, определите лексическое и гра матическое значения.

Гость, хижина, страус, загадка, кос-тюм.

Синтаксическая пятиминутка.

В России морозы распушили де-ревья и рисуют на стёклах лебединые перья.

Разгадываем кроссворд.

1. Красна, сладка, душиста, растёт низ ко, к земле близко.

     2. Кто по ёлкам ловко скачет

         И взлетает на дубы?

         Кто в дупле орешки прячет,

         Сушит на зиму грибы?

     3. Не заботясь о погоде,

         В сарафане белом ходит,

         А в один из тёплых дней

         Май серёжки дарит ей.

    4. Как зовут меня, скажи.

        Часто прячусь я во ржи,

        Скромный полевой цветок,

        Синеглазый …

    5. Вкус у ягоды хорош,

        Не сорви её поди-ка:

        Куст в колючках, будто ёж,

        Вот и назван …

    6. Назовите-ка, ребятки,

        Месяц в этой вот загадке:

        Дни его – всех дней короче,

        Всех ночей длиннее ночи,

        Только месяц наш пройдёт,

        Мы встречаем Новый год.

    7. Буквы-значки, как бойцы на парад,

        В строгом порядке построены в ряд.

        Каждый в условленном месте стоит,

        И называется всё …

О: Земляника.

О: Белка.

О: Берёзка.

О: Василёк.

О: Ежевика.

О: Декабрь.

О: Алфавит.

  1. Итоги урока.

У:

1.Что такое лексика?

2.Что такое лексическое значение слова?

3.Что такое грамматическое значе-ние слова?

4.Объясните пословицы, взятые эпи рафами к уроку.

О:

Лексика (от греч. lexikos – «слове ный», «словарный») – это словарный состав языка и раздел науки о языке, в котором он изучается.

Лексическое значение – это смыс ловое содержание слова. Одинаково понимаемое всеми людьми, оно уста-навливает связь между словом и тем, что оно обозначает.

Грамматическое значение – это ха-рактеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой час ти речи.

  1. Домашнее задание:

*для слабых учеников: стр.133 (правило) упр.322.

*для сильных учеников: стр.133 (правило) работа по предложенным карточ-кам (1.Определить слово по его лексическому значению; 2.С отгаданными словами составьте 3-5 предложений; 3.Выясните по толковому словарю лексическое значе-ние данных слов и определите их грамматическое значение).

  1. Выставление оценок.

Список использованных источников:

  1. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-leksika-russkogo-yazika-s-tochki-zreniya-eyo-aktivnogo-i-passivnogo-upotrebleniya-klass-505634.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....