Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Линник Ирина Владимировна

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект открытого урока русского языка, проведённого в 5 классе.

    Тема урока: «Слово. Лексическое и грамматическое значения слова».

    Цели урока для учителя:

    *образовательная: познакомить учащихся с определением понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова», с толковыми словарями;

    *развивающая: сформировать умение различать лексическое и грамматичес-кое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

    *воспитательная: воспитывать в учащихся важность обогащения лексического запаса, воспитывать потребности пользоваться толковым словарём.

    Цели урока для учащихся:

    *знать: определение понятий «Лексика», «»Лексическое и грамматическое зна чения слова», важность обогащения лексического запаса;

    *уметь: различать лексическое и грамматическое значения слов, пользоваться толковым словарём.

    Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

    Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедиа, раздаточный мате-риал, толковые словари.

    Эпиграфы: «Слово не стрела, да острее стрелы».

                       «Ветер горы разрушает –

                         Слово народы поднимает». (Пословицы).

     

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Давайте откроем тетради, запишем число, классная ра-бота, тему и эпиграфы к нашему сегодняшнему уроку.

    У: Ребята, сегодня на уроке мы от- правимся в путешествие на удивитель- ную планету, название которой «Лекси-ка», где живут не менее удивительные су щества – лексы. Богатства этой планеты дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В её кладовых хранятся все слова русского языка – от самых-самых древ-них до только что родившихся. Там по крупицам собиралась вся мудрость рус-ского народа. Так вот, жители, населя-ющие эту планету, бережно хранят всё богатство нашего языка и с удовольстви-ем разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек та же бережно и аккуратно обращается со словом.

        Почему же надо обращаться с ни бережно?!? На этот вопрос ответил извес ный русский писатель Владимир Галак-тионович Короленко: «Слово дано чело-веку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохнове-ния, которым он обладает, другим лю-дям».      

    В: Ребята, как вы понимаете эти сло ва?

    У: Ой, нас уже ждёт космический ко рабль, нужно спешить! Отправляемся в увлекательное путешествие. Впереди нас ждут удивительные открытия. Путе-шествуя по Галактике русского языка, мы ещё раз убедимся в достоверности слов Николая Васильевича Гоголя: «Ди-вишься драгоценности нашего языка: чт  ни слово, то подарок; всё зернисто, круп-но, как сам жемчуг, и, право, иное назва-ние ещё драгоценнее самой вещи». Чтобы попасть на эту удивительную планету, мы должны показать себя знающими путешественниками.

    1. Повторение пройденного материала.

    У: Внимание! Планета «Фонетика»!

    В: Ребята, мы с вами уже встреча-лись со словом «Фонетика». Давайте вс-помним, что оно обозначает.

    В: Какие звуки существуют в языке?

    В: В чём отличие в образовании гла ных и согласных звуков?

    О: Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

    О: В языке существуют гласные и согласные.

    О: При образовании гласных зву-ков воздух не встречает никаких пре-пятствий в ротовой полости, а при  об-разовании согласных – встречает раз-личные препятствия.

    Творческое задание.

    У: Корабль плавно опустился на твё дую поверхность. Люки открылись, и в отверстиях показались существа: О, П, Р, С, Т.

    В: Что это?

    У: Чтобы пройти таможенный до-смотр, нам необходимо из этих букв сло-жить как можно больше слов. На это нам отводится 3-5 минут.

    В: Кто назовёт больше?

    У: Ну что ж, буквы и звуки на места

    О: Буквы.

    О: Спорт, порт, спор, трос, рост…

    Фонетическая пятиминутка.

    У: Теперь давайте покажем своё уме ние производить фонетический разбор слов: ученик разбирает у доски – корабл  (1 ряд – подъём, 2 ряд – приятель, 3 ряд – проверка).

    Молодцы! Мы справились с зада-ниями. Но, к сожалению, нам нужно от-правляться дальше, к новым горизонтам.

    1. Изучение нового материала.

    У: Люки вновь закрылись, и корабл взмыл вверх. Но вот вдалеке  показался огромный, сияющий космодром. Мы приземляемся. Вы, ребята, пока не подо-зреваете, сколько диковинного и интере ного увидите на планете Лексика. Итак, мы приступаем к изучению раздела «Ле сика».

    !!! Открываем наши тетрадки-слова-рики и записываем определение лекси-ки.

    Слова.

    Всему название дано –

    И зверю, и предмету.

    Вещей вокруг полным-полно,

    А безымянных – нету!

    И всё, что может видеть глаз –

    Над нами и под нами, -

    И всё, что в памяти у нас,

    Означено словами.

                                                             А.Шибаев.

    В: Как вы думаете, о чём нам хотел поведать А.Шибаев?

    У: Все слова какого-либо языка об-разуют его словарный состав, или лекси-ку. Так, русские слова составляют лекси-ку русского языка, турецкие слова – лек-сику турецкого языка и т.д.

    В: Сколько же всё-таки слов в наше языке?!

    У: Известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и упо ребляет в своей речи.

     Слова в нашем языковом госу-дарстве удивительно многолики. И в ка дом уже знакомом нам разделе рассмат-ривается какое-то особое «лицо» слова. Во владениях фонетики мы изучали зву-ковой состав. Это наружная оболочка слова. «А что же прячется в этой обо-лочке?!?» - спросите вы. – Наверное, зна-чение слова?!?».

    Конечно. Его внутренний смысл. Но значение слова тоже имеет две грани. Например, есть птица голубь и слово го-лубь, называющее эту птицу. Оно имеет лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение – птица с серова-то-голубым или белым оперением и большим зобом,

    а грамматическое  – имя существитель-ное единственного числа, мужского ро-да. А у глагола – это время, лицо и чис-ло.

    Лексика (от греч. lexikos – «слове ный», «словарный») – это словарный состав языка и раздел науки о языке, в котором он изучается.

    Все предметы, которые нас окру-жают, имеют своё название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смог-ли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много рус-ских слов.

    С.У.: Например, в «Словаре рус-ского языка» Сергея Ивановича Оже-гова – 70 000 слов, в 17-томном «Слова-ре современного русского литератур-ного языка» - более 120 000 слов. На са-мом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все сло ва, которые есть в языке.

    Лексическое значение – это смыс ловое содержание слова. Одинаково понимаемое всеми людьми, оно устанавливает связь между словом и тем, что оно обозначает.

    Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зре-ния принадлежности к определён-ной части речи.

    1. Физкультминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем отдыхать! (потянуться)

    Спинку бодро разогнули,

    Ручки кверху потянули!

    Раз и два, присесть и встать,

    Чтобы отдохнуть опять.

    Раз и два вперёд нагнуться,

    Раз и два назад прогнуться.

    Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

    Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

    1. Изучение нового материала (продолжение).

    У: Лексические значения слов разъ-ясняются в толковых словарях.

    Есть волшебная страна,

    Что распахнута пред нами,

    Та, которая словами,

    Что людьми населена.

    Правит ими государь

    По прозванию Словарь

    И относится он к ним,

    Словно к подданным своим.

    Утверждать ему не ново,

    Как писать какое слово,

    Как писать и как читать,

    Как с другими сочетать…

    Уважаем государь

    По прозванию Словарь.

    Даже Пушкин,

    Я об этом достоверно говорю,

    Не однажды за советом

    Обращался к Словарю.

                                                      Я.Козловский.

    Ребята, у вас на партах лежат толко-вые словари.

    С.У.: Словари – это особые спра-вочные книги, которые состоят из сло-варных статей.

    Словарная статья включает толко вание значения, характеристику стро-ения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемос-ти слова, грамматические характерис-тики слова.

    Работа со словарной статьёй:

    1. Заголовочное слово;
    2. Грамматические пометы;
    3. Толкование лексического зна-чения;
    4. Пример употребления слова в речи.

    Аллея, -и, ж. дорога с рядами де-ревьев по обеим её сторонам. Липовая аллея.

    1. Закрепление изученного материала.

    У: Итак, ребята, мы вплотную подо-шли к воротам планеты Лексика. Одна-ко, нам не позволят открыть ворота, по-ка мы не покажем, как умеем применять только что полученные знания.

    А) Работа с раздаточным материа-лом.

             1. Прочитайте и сравните высказы-вания о лексике. Что общего вы нашли в их содержании?

    Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Слова Мир, Дружба, Родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и ра достные. Они поражают людей просто-той и величием. Слова эти необыкновен-но дружны между собой. Покоряют сво-ей прелестью, нежностью и лёгкостью слова. Берёза, Солнце, Счастье, Весна, Ра дость, Молодость, Космос, Луноход, Кос-модром, удивительной лаской, теплом и светом лучится слово Мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Лексике так хо-чется, чтобы все её жители были именно такими. Вечно юная и оптимистическая Жизнь твёрдо верит, что во всём мире останутся существовать лишь слова геро ические, справедливые, весенние, прино сящие людям не только необходимость общаться, но и необходимость спокойно жить, трудиться и радоваться. (Из жур-нала «Русская речь»).

    По слогам твердим, едва осиля

    Вяжущую губы немоту:

    Мама, небо, хлеб, роса, Россия –

    Камушком катается во рту.

    Зачерпнул – и доверху ведёрко.

    Русской речи речка глубока.

    Топчется в кругу скороговорка,

    Кулаками подперев бока.

    Всю-то жизнь спешим, куда – незнамо.

    Сколько лет минуло, сколько зим.

    Облака, земля, берёза, мама –

    Не наговоримся говорим.

                                                           А.Кафанов.

    У: А вот и таможенный досмотр. Пр верка документов, знания лексического значения слов.

    Лексический диктант.

    Запишите слова, расставьте их по алфавиту, определите лексическое и гра матическое значения.

    Гость, хижина, страус, загадка, кос-тюм.

    Синтаксическая пятиминутка.

    В России морозы распушили де-ревья и рисуют на стёклах лебединые перья.

    Разгадываем кроссворд.

    1. Красна, сладка, душиста, растёт низ ко, к земле близко.

         2. Кто по ёлкам ловко скачет

             И взлетает на дубы?

             Кто в дупле орешки прячет,

             Сушит на зиму грибы?

         3. Не заботясь о погоде,

             В сарафане белом ходит,

             А в один из тёплых дней

             Май серёжки дарит ей.

        4. Как зовут меня, скажи.

            Часто прячусь я во ржи,

            Скромный полевой цветок,

            Синеглазый …

        5. Вкус у ягоды хорош,

            Не сорви её поди-ка:

            Куст в колючках, будто ёж,

            Вот и назван …

        6. Назовите-ка, ребятки,

            Месяц в этой вот загадке:

            Дни его – всех дней короче,

            Всех ночей длиннее ночи,

            Только месяц наш пройдёт,

            Мы встречаем Новый год.

        7. Буквы-значки, как бойцы на парад,

            В строгом порядке построены в ряд.

            Каждый в условленном месте стоит,

            И называется всё …

    О: Земляника.

    О: Белка.

    О: Берёзка.

    О: Василёк.

    О: Ежевика.

    О: Декабрь.

    О: Алфавит.

    1. Итоги урока.

    У:

    1.Что такое лексика?

    2.Что такое лексическое значение слова?

    3.Что такое грамматическое значе-ние слова?

    4.Объясните пословицы, взятые эпи рафами к уроку.

    О:

    Лексика (от греч. lexikos – «слове ный», «словарный») – это словарный состав языка и раздел науки о языке, в котором он изучается.

    Лексическое значение – это смыс ловое содержание слова. Одинаково понимаемое всеми людьми, оно уста-навливает связь между словом и тем, что оно обозначает.

    Грамматическое значение – это ха-рактеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой час ти речи.

    1. Домашнее задание:

    *для слабых учеников: стр.133 (правило) упр.322.

    *для сильных учеников: стр.133 (правило) работа по предложенным карточ-кам (1.Определить слово по его лексическому значению; 2.С отгаданными словами составьте 3-5 предложений; 3.Выясните по толковому словарю лексическое значе-ние данных слов и определите их грамматическое значение).

    1. Выставление оценок.

    Список использованных источников:

    1. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-leksika-russkogo-yazika-s-tochki-zreniya-eyo-aktivnogo-i-passivnogo-upotrebleniya-klass-505634.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"

    На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в п...

    План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

    Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

    Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

    Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...