Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Витебская Галина Николаевна

Применение метода проектов на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx21.43 КБ
Файл letnitskiy_govor.docx21.8 КБ
Файл obrazovanie_letnika.pptx1.11 МБ
Файл proekt_letnitskiy_govor.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку.  

11 класс профильное обучение.

Учитель                        Витебская Г.Н.

Дата проведения       17.10.2013 г.

Тема урока:         «Ономастика и лингвокраеведение Летника»

Цели урока:

-обучающие: -организовать проведение исследовательской работы по изучению истории названия села Летник, старых и новых названий улиц, изучить местный говор;

-развивающие: - совершенствовать языковую и коммуникативную компетентность учащихся при формировании умения создавать проекты;

 - развивать национальное самосознание учащихся через интерес к русскому языку, культуре;

-совершенствовать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас  в том числе и за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической, способствовать повышению языковой культуры;

-воспитательные: -воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к его познанию, формировать самостоятельность мышления, воспитывать толерантность к народной форме речи и к ее носителям.

Тип урока:

По методам обучения: проблемно-поисковый,  исследовательский.

По технологиям обучения : технология проектной деятельности.

-2-

1.Организационный момент.  Постановка задач, которые должны быть достигнуты на уроке.

Знать:

  1. что изучают разделы языкознания ономастика и лингвокраеведение;
  2. как образовалось название села Летник;
  1. как появлялись и менялись названия улиц нашего села;
  2. языковые особенности местного говора.

Вопрос: Какое слово из темы сегодняшнего урока вам неизвестно и вы хотели бы узнать? (ономастика)

2. Изучение нового материала.

Слово учителя:

Оглянитесь вокруг. Все, что мы видим и что нас окружает, имеет свое название. Человека всегда интересовало, почему его так зовут, что означает его имя, откуда произошла его фамилия, почему так называется место, где он живет, как произошли названия его села, города, улицы и т.д.

         На все эти и другие вопросы отвечает наука ОНОМАСТИКА.

- Что это такое? Определений этому понятию несколько. Ряд ученых называют ономастикой науку об именах собственных.

-Найдите в Толковом  словаре Ожегова определение этого слова.

«Ономастика – 1. В языкознании -  совокупность имен какого-нибудь языка. 2. Раздел языкознания, изучающий собственные имена».

А в лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией Ярцевой В.Н. находим: «Ономастика (от греч. Оnima – искусство давать имена) – раздел языкознания, изучающий собственные имена». (Записать в тетрадь эти определения).

-Знакомиться с этой наукой мы будем на местном примере, т.е. узнаем, почему так называется наше село и откуда пришли старые названия улиц.

-3-

Итак, собственные имена есть не только у человека, но у городов, сел, рек, гор есть свои названия, и всем этим занимается ономастика.

- А с какими науками можно связать ономастику, где важны названия? (с историей, этнографией, археологией, геральдикой, геологией, страноведением, литературоведением и т.д. Как видим,  ономастика – наука уникальная, позволяющая нам отправиться в удивительный и прекрасный мир имен и названий. Ономастика поможет любому из нас увидеть, ощутить глубину и богатство нашего родного языка, насладиться красотой и уникальностью того или иного грамматического явления. Даже просто узнать, почему так называется наше село, как называлась раньше улица, на которой вы живете, разве это не увлекательно?

- Кто-нибудь из вас знает, откуда произошло название нашего села? Совпадут ли ваши знания с теми данными, которые нашла ваша одноклассница?

- А теперь посмотрим презентацию и послушаем сообщение о том, откуда произошло название нашего села. (Презентация прилагается).

Слово учителя.

Наши предки оставили память о себе не только в названии села, но и в старых названиях улиц. Эти названия являются важной частью нашего исторического наследия. Названия – это не только «визитная карточка» улицы, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло, от древнейших времен до наших дней. Названия улиц возникли не сразу, их происхождение идет из глубин времени, раскрывая исторические корни наших предков. Как же возникли наши улицы? Оказывается, переселенцы из одной губернии селились, как правило, в одной части села, образовывая «сотню». Таким образом, село представляло собой ряд обособленных друг от друга  «концов», затем, по мере роста населения, «сотни» сливались друг с другом, становясь улицами. Это нашло свое отражение в названии улиц села.

-А теперь мы посмотрим  презентацию к проекту «Старые названия улиц».

-Знали ли вы, как называлась раньше ваша улица? (Высказывания учащихся).

Теперь, я думаю, вы гораздо больше узнали о том, почему так называлась ваша улица, откуда пришли эти названия, с чем связаны?

-4-

- Так как называется наука, которая изучает имена, названия? (ономастика).

Слово учителя: Понятие ономастики неразрывно связано с понятием лингвокраеведения, последнее является в современной филологической науке довольно «молодым» термином. Окончательного определения ему еще нет. Но, судя по составу слова, правильно догадались, что лингвокраеведение изучает лингвистические, или языковые, особенности края.

- А какие же языковые особенности присущи летницкому говору, что в нем необычного?

-Посмотрим видеоролик передачи ДонТР о местном диалекте.(Прилагается видеоролик).

Слово учителя: Да, в Летнике необычно говорят. В речи наших односельчан, несомненно, присутствуют диалектные черты. Откуда же возник этот говор? Эта тема заинтересовала учащихся нашей школы, и девочки решили исследовать эту проблему.

Проект «Летницкий говор».(Прилагается)

Рефлексия: Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? С какими новыми понятиями познакомились? (Ответы учащихся)

Используя полученные знания, составьте СИНКВЕЙН к словам:

1 Ономастика                                                 1 Говор

2 собственные имена и названия              2  местный, особенный                                                        

3 изучает, поможет увидеть, узнать         3 изучаем, исследуем, анализируем                                                          

4 связана с историей местности                4 изучается в лингвистическом краеведе                                                                                                                                                            

                                                                              нии.

5 Раздел языкознания.                                5 Диалект    

Домашнее задание: записать 10 диалектных слов и литературное соответствие к ним. Написать мини-сочинение «Прошлое и настоящее моей улицы»                      



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение Летницкая  средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя Социалистического труда Нины Васильевны Переверзевой.




Исследовательский проект 

«Летницкий говор»






                                                      подготовили: Михайлова Алёна,
                                                                                   Костина Аня 11 класс



с. Летник
2013 год


В своем проекте мы хотели бы рассказать о возникновении летницкого говора, как и откуда он к нам пришёл.
Цель:
 изучить местный говор села Летник Песчанокопского района.
Гипотеза:
Говор села Летник возник благодаря переселенцам из центральной России, многие черты курско-орловских говоров сохранились в речи местных жителей и сегодня
Задачи:
1.Определить особенности речи жителей села Летник.
2.Рассмотреть историю и причины возникновения местного говора.
3.Проанализировать особенности речи жителей села Летник.
 
Методы исследования:
 Наблюдения, встречи с носителями языка, интервью, сравнение, сопоставление.
Актуальность исследования: обусловлена тем , что в условиях возросшего интереса к историческим ценностям, изучение русских народных говоров приобретает особую значимость.

Изучение говора дает бесценный материал для проникновения в истоки языка, его историческое прошлое, позволяет понять процесс становления и развития русского литературного языка.

Летницкая земля испокон веков- земля крестьянская, деревенская. Однако в конце 20 столетия и в начале 21 века происходит стремительный процесс урбанизации, т.е. молодёжь навсегда покидает родные  места, оставаясь в городах. Когда-то в селе жило до 12 000 человек, а сейчас около 3 000, когда-то в школах было по 4 параллельных класса, а сейчас по одному  классу, в которых всего 10-15 учащихся. Село стареет. Уходит из жизни старшее поколение односельчан, а вместе с ними уходит в прошлое и образный язык наших предков, который, создавался на протяжении столетий.
И нам, молодым, необходимо сохранить национальную самобытность, свою культуру, свой язык. Один из путей сохранения национальной русской культуры – изучение местного говора и сохранение его для последующих поколений. Ни одно утраченное слово нельзя восстановить никакими «раскопками». Местный говор позволяет проследить историю языка, сохранить для потомков всё его богатство.

В ходе работы нами проведён сбор диалектной лексики в процессе непосредственного общения с её жителями.
Нашими респондентами были:
-Ельников Дмитрий Леонтьевич, родился 30 октября 1939 года, по образованию строитель.
-Костин Михаил Дмитриевич, родился 7 октября 1941 года,    образование семилетнее, работал шафёром.

А сейчас вы увидите жительницу нашего села Пашетневу Веру Савельевну(86 лет), с ярко выраженным летницким говором.

Видео, представленное нами,отражает народно- разговорную речь, являя собой образец исторического «человеческого» документа, а сам исходный диалектный материал, безусловно, является очень ценным.
Текст являет собой монолог жительницы сельской местности старшего поколения об её прошлом, связанном с историей страны…
Слова респондентов мы использовали для сравнения летницкого говора с курско-орловскими.

Сравнивая говоры, мы увидели много общего:

сходства в фонетике:
-Произношение гласных : -произношение [е]на месте орфографического[я]: в курско-орловском: Грезь и наоборот няма,  в летницком идешь
- Произношение согласных : яшшык и темнотишша
-Замена звука [в] на [у] в начале слова : унук, уперёд, у хати
-Замена звука [ф] и [ф`] на [хв] :
 Телехвон, хвамилия, хвартук
-Мягкое произношение окончания в существительном : На линейкях,
 балалайкю
-Диалектные слова : Ничё, Нынче, Телевизер,  Тверстый,  Хварать, Снимки, Давича, Стренуть, Толченка, Лисапед, Нянька

Сходства в морфологии:
Морфологические особенности проявляются в разных частях речи:
в глаголах:
-Окончание гл. 3 л. Ед. ч. [т`],отражающие древнерусское [ть],вместо литературного[т]: Он несеть, Она идеть, играють  

-Окончание гл. 3 бл. Мн. ч. I спр. [ють] вместо [ять]:
видють,  просють
в существительных:
-окончание И.п. мн. Числа сущ. Ср.р. на [и]-[ы]: сёлы, окны
Утрата категории ср.рода:
Тут мой полотенец(м.р) висел.
Съел мой яблок(м.р)
Также сходство говоров проявляется в Местоимениях:
 Мене, Тобе, енти
В наречиях:
 Када, тада, иде


вывод:
Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования , оказалась верной. В речи жителей Летника  и курско-орловских говорах много общего и в фонетике, и в морфологии, и в орфоэпии, и в лексике. Следовательно, местный говор берёт свое начало от орловско-курских переселенцев.
Летницкий говор является довольно устойчивой речевой системой , но в основном  для старшего поколения.

Таким образом, изучение говоров, изучение каждого диалектного слова- это познание истории своего народа, своего края. В словах дошли до наших дней отзвуки далёких времён. И лексику эту надо беречь. Недаром И.А. Бунин утверждал:
              Молчат гробницы, мумии и кости,-
              Лишь слову жизнь дана:
              Из древней тьмы, на мировом погосте,

         
Звучат лишь Письмена.

             И нет у нас иного достоянья!
             Умейте же беречь
          Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
             Наш дар бессмертный – речь.


Список литературы:
1. А .А. Озеров – На Черкасском тракте
2. В .И. Даль  - О наречиях русского языка.
3.Словарь  С.И. Ожегова.
4.Интернет –ресурсы. Википедия .
5. http://
 ru.wikipedia.org 
6. http://
 cheloveknauka.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение на тему : «Образование села Летник» Выполнила ученица 11 класса Леденёва В.

Слайд 2

Таких, как Летник, сёл немало , И есть у каждого из них Своя судьба, своё начало, Чего не встретишь у других... (Ф.Д. Пигалов )

Слайд 3

Административно с. Летник принадлежит Песчанокопскому району, Ростовской области и находится на границе с Краснодарским и Ставропольским краями и является самой южной точкой Ростовской области. Наверное, именно поэтому существует легенда, что образование села связано с климатическими условиями.

Слайд 4

Так как в этой местности было теплее, чем в других селениях, сюда, на территорию будущего Летника, сгоняли на зимовку скот, питавшийся подножным кормом. И именно эта особенность обусловила название села .

Слайд 5

Но существует и другая версия, согласно которой основателями Летника и первыми его поселенцами стали отставные военные, служившие или проходившие обучение в летних Суворовских лагерях, располагавшихся на этой территории. И именно они дали селу название.

Слайд 6

Официальной датой основания села является 1803 год, но есть предположение, что оно было образовано на несколько десятков лет раньше. Об этом свидетельствует указ Екатерины II от 24 апреля 1777 года о создании Азово – Моздокской укрепительной линии. Согласно этому указу по Азово – Моздокской линии должны быть образованы новые укрепления и селения, в том числе и на реке Егорлык. А так как Летник располагается на реке Егорлык, то датой его основания может являться 1777 – 1778 год .

Слайд 7

К XIX веку территория села стала активно заселятся переселенцами из Курской и Орловской губерний , которые и составили большую часть коренных жителей. Численность населения к тому времени по семейным спискам составляла 3169 душ мужского пола и 3089 женского. при этом иногородних из Харьковской, Воронежской губерний насчитывалось 192 души м.п. и 189 ж.п. К 1897 году в селе было 1084 двора и 1243 дома. Среди сел сегодняшнего района по количеству домов и жителей Летник занимает третье место, уступая лишь Песчанокопскому и Красной Поляне. Село Летницкое в конце XIX века

Слайд 8

Сегодня Летнику исполилось 210 лет, и наше село растет и процветает. Изменилось село, изменились и люди.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Летницкий говор» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Летницкая средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя Социалистического труда Нины Васильевны Переверзевой. Исследовательский проект подготовили: Михайлова Алёна, Костина Аня 11 класс 2013 год

Слайд 2

изучить местный говор села Летник Песчанокопского района. Цель: Гипотеза : говор села Летник возник благодаря переселенцам из центральной России, многие черты курско-орловских говоров сохранились в речи местных жителей и сегодня.

Слайд 3

Задачи: Определить особенности речи жителей села Летник. Рассмотреть историю и причины возникновения местного говора. Проанализировать особенности речи жителей села Летник.

Слайд 4

Методы исследования: Наблюдения , встречи с носителями языка , интервью , сравнение ,сопоставление. Актуальность исследования обусловлена тем , что в условиях возросшего интереса к историческим ценностям, изучение русских народных говоров приобретает особую значимость. Изучение говора дает бесценный материал для проникновения в истоки языка , его историческое прошлое ,позволяет понять процесс становления и развития русского литературного языка.

Слайд 5

ЛЕТНИЦКИЕ ПРОСТОРЫ…

Слайд 6

ЛЕТНИЦКИЕ ПРОСТОРЫ …

Слайд 7

Наши респонденты Ельников Дмитрий Леонтьевич, родился 30 октября 1939 года, по образованию строитель. Костин Михаил Дмитриевич, родился 7 октября 1941 года, образование семилетнее, работал шафёром.

Слайд 8

«… язык , которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, … - мне мил …»

Слайд 9

Курско – орловский говор Летницкий говор Литературное соответствие 1.Фонетика А)Произношение гласных : -произношение [ е ] на месте орфографического [ я ] : Гр е зь и наоборот :н я ма ид е шь Грязь нет Идёшь Б)Произношение согласных : -отвердение долгих шипящих : я шш ык темноти шш а Ящик темнотища -Замена звука [ в ] на [ у ] в начале слова : У нук У город У перед У хати Внук, вперёд в город , в хате

Слайд 10

-Замена звука [ ф ] и [ ф `] на [ хв ] : Теле хв он хв амилия Сара хв ан хв артук Телефон,сарафан Фамилия,фартук -Мягкое произношение окончания в существительном : На линей кя х балалай кю Балалайку На линейках -Диалектные слова : Сподряд Ничё Нынче Телевизер Тверстый хварать Сподряд Ничё Нынче Телевизер Тверстый Хварать Обратно Зачинай Снимки Давича Стренуть Толченка Лисапед Нянька Подряд Ничего Сегодня Телевизор Твёрдый Болеть Опять Начинай Сметана Вчера Встретить Картофельное пюре Велосипед Сестра

Слайд 11

2. Морфологические особенности : Глагол : -Окончание гл. 3 л. Ед. ч. [ т `] ,отражающие древнерусское [ ть ] ,вместо литературного [ т ] Он несе ть Она иде ть играю ть Несёт,идет играют -Окончание гл. 3 бл . Мн. ч. I спр . ють вместо ять вид ють прос ють Видят просят Существительное : -окончание И.п. мн. Числа сущ. Ср.р. на [ и ] - [ ы ] : сёл ы окн ы Сёла, окна -Утрата категории ср.рода: Тут мой полотен ец( м.р ) висел. Съел мой яблок( м.р ) висело полотенце моё яблоко

Слайд 12

Местоимения : -Форма местоимений : М е не э н ти Т о бе , с о бе ен ти Мне тебе Наречия : -Формы наречий : Ка да и де та да Когда Тогда где

Слайд 13

вывод: В речи жителей Летника и курско-орловских говорах много общего и в фонетике, и в морфологии, и в орфоэпии, и в лексике. Летницкий говор является довольно устойчивой речевой системой , но в основном для старшего поколения.

Слайд 14

Список литературы : 1. А .А. Озеров – На Черкасском тракте 2. В .И. Даль - О наречиях русского языка. 3.Словарь С.И. Ожегова. 4.Интернет –ресурсы. Википедия . 5. http:// ru.wikipedia.org 6. . http:// cheloveknauka.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Урок развития речи. Тема: " Подготовка к написанию сочинения по картине Левитана "Золотая осень". Обучение русскому языку ведётся по уебнику С.И. Львовой....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение - описание «Зимний день в лесу»

Урок    развития  речи   - подготовка  к  сочинению-описанию  "Зимний  день  в  лесу"...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...