Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе с применением ИКТ технологий. Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Берсенева Юлия Михайловна

урок в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого по русскому языку в 8 классе с применением ИКТ технологий

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ технологий

 Цели урока:

 Познавательные: знакомство со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающие: развитие устной речи обучающихся, развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитание уважительного отношения к русскому языку

Средства обучения: ПК; презентация. Рабочие листы.

Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.  

Планируемые образовательные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Вступительное слово учителя.

Проверка домашнего задания и повторение.

1.      Учащиеся читают выписанные из словаря толкования слов «достоинство» и «честь» и составленные с этими словами предложения.

2.      Объяснительный диктант.

ТВОЕ ДОСТОИНСТВО Будь мужчиной в учении, юноша!

Твое достоинство - учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины - не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли! С малых лет учись быть верным слову, присяге. Верность слову - твоя личная честь.

В. Сухомлинский

 Вопрос:  Какую синтаксическую конструкцию использует автор в тексте?

3.               Синтаксический разбор.

Друг говорит в глаза не только о твоих достоинствах, но и недостатках.

2. Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

(Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. )

- Запишите тему сегодняшнего урока в свои рабочие листы. «Обращение и знаки препинания при нём». 

3. Актуализация ранее изученных знаний.

1.  Для напоминания о роли обращения в предложении просим учащихся найти в тексте «Твое достоинство» обращение.

Вопросы: 1) Для чего служит обращение? 2) Чем выражено обращение?

2.  Так как учащиеся уже много знают об обращении, то работа по
углублению знаний проводится как самостоятельное знакомство с теоретической частью § 29. После прочтения учащиеся отвечают на 
вопросы:

1)     По каким признакам можно найти обращение в предложении? (По звательной интонации, по форме именительного падежа, по значению - называет того, к кому обращаются с речью.)

2)  Какова функция обращений в устной речи? Докажите это на примерах упражнений 260, 261. (Для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.)

3)  Какую роль играют обращения в письмах? (Служат для выражения отношения к адресату.) Докажите примерами упр. 261 (II).

4)  Как могут использоваться обращения в поэтической речи?

5)  Какими частями речи могут быть выражены обращения?

6)  Какие две разновидности обращений вам известны?

7)  Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры.

Работа с теоретической частью параграфа может быть организована по группам. Тогда вопросы учащимся даются заранее.

4.  Закрепление изученного.

1.       Упр. 262.

2.     Объяснительный диктант.

Проставить знаки препинания. Обращения подчеркнуть.

 Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама- республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми лопата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом опальный о Пущкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! Дитя моё ты нездорова (А.С.Пушкин). П.Да ты красавица готова? (А. С. Пушкин).

  Творческое задание (по выбору):

1)  Дописать текст, вводя обращение к ветру, солнцу, луне (на выбор)
в стиле древней повести.

О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу!

2)  Составьте текст рекламы, используя обращение.

3)  Составьте предложения, в которых обращение стоит:

а) вне предложения: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов); б) в начале предложения: Соседка, перестань срамиться! (И. А. Крылов); в) в середине предложения: Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А. Кольцов); г) в конце предложения: О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф. Тютчев).

Рефлексия.

- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

 Задание на дом:

§29, упр. 263.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обращение и знаки препинания при нём

Слайд 2

ТВОЕ ДОСТОИНСТВО Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство - учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчи­ны - не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли! С малых лет учись быть верным слову, присяге. Верность слову - твоя личная честь. В. Сухомлинский

Слайд 3

Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя боль¬шая мама- республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми ло¬пата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До войны едва в по¬мине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом опальный о Пущкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! Ди¬тя моё ты нездорова (А.С.Пушкин). П.Да ты красавица готова? (А. С. Пушкин).

Слайд 4

Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

Слайд 5

Домашнее задание §29, упр. 263.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе II вида по тема: «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами».

Конспект урока по теме "Сложносочинённые предложения с разделительными союзами" публикуется в помощь учителю русского языка в школе для слабослышащих детей (2 вид)....