ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЖИВОГО МИРА «РЕЖИМ ДНЯ» 9 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) на тему

Интегрированный открытый урок в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya.docx350.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида» г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЖИВОГО МИРА

«РЕЖИМ ДНЯ»

9 КЛАСС

C:\Users\Лариса\Desktop\ALIM5583.JPG

       

          Павлова Л. В., руководитель ШМО классных руководителей, учитель          

                                      естествознания и экологии, классный руководитель,

                                      высшая квалификационная категория

          Федорова О. В., учитель живого мира, классный руководитель,

                                       высшая квалификационная категория

29.02.2012 г.

Цели и задачи

  1. Сформировать у учащихся представление о режиме дня.
  2. Развивать умение применять знания на практике, закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения.
  3. Доказать важность соблюдения режима дня для развития организма подростка.
  4. Пропагандировать ЗОЖ.

Оборудование

  1. Иллюстрации режима дня.
  2. Магнитофон.
  3. Кассета с мелодией для терапии сна и массажа точек.
  4. Раздаточный материал:
  •  примерный режим дня;
  • самоанализ;
  • листочки для диктанта;
  • текст с правилами здорового образа жизни;
  • текст с основными моментами режима дня;
  • текст с гигиеной сна;
  • иллюстрации массажных точек.
  1. Демонстрационный материал:
  • диктант;
  • примерный режим дня;
  • время режимных моментов;
  • пословица «Утро вечера мудренее».
  1. Простые карандаши (по количеству учащихся).
  2. Скотч.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Массаж точек.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Диктант.
  5. Беседа об охране здоровья.
  6. Самоанализ «Как ты заботишься о своей нервной системе?»
  7. Беседа о режиме дня.
  8. Составление примерного режима дня.
  9. Основные моменты режима дня (читают дети).
  10.  Работа с иллюстрациями режима дня.
  11.  Сон и его значение.
  12.  Гигиена сна (читают дети).
  13.  Минута расслабления.
  14.  Заключительная беседа.
  15.  Правила здорового образа жизни (читают дети).
  16.  Подведение итогов. Оценка.

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

  1. Массаж точек (защитная профилактика организма).

  1. Сообщение темы урока.

- Тема урока «Режим дня».

- Сегодня на уроке мы будем говорить о режиме дня, о его значении для организма человека.

- Поработаем над составлением режима дня в условиях нашей школы.

- Я проведу с вами несколько интересных заданий.

- Поговорим о том, какое значение для человека имеет сон.

- Назовем правила здорового образа жизни.

- Это и многое другое ждет вас сегодня на уроке.

  1. Диктант.

- Проверим пройденный материал. Проведем диктант.

  1. Точный распорядок труда, отдыха, приема пищи, сна.

                                                                              (Режим дня)

  1. Состоит из головного, спинного мозга и нервов.

                                                                              (Нервная система)

  1. Ответная реакция организма на раздражение.

                                                                              (Рефлекс)

  1. Этот орган расположен в полости черепа. Он контролирует и руководит работой органов человека.

                                                                              (Головной мозг)

  1. Этот орган расположен в позвоночном канале. Имеет вид длинного шнура.

                                                                              (Спинной мозг)

  1. Лучший отдых для организма человека.

                                                                              (Сон)

На доске:

  1. Спинной мозг.
  2. Рефлекс.
  3. Нервная система.
  4. Сон.
  5. Головной мозг.
  6. Режим дня.

Ответы: 6, 3, 2, 5, 1, 4.

  1. Беседа об охране здоровья.

- Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты:

  1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям; основы этого – нормальная работа всех органов и систем организма.
  2. Уверенность в себе, умение управлять своими мыслями и чувствами.
  3. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для других людей.

- Врачи регулярно проводят осмотры детей в школах. Так вот, медицинские осмотры показывают, что здоровье детей стало резко ухудшаться.

Сегодня совершенно здоровым является только один ученик из 10. У остальных 9-ти обнаруживаются различные отклонения в здоровье, в том числе, хронические заболевания.

Почему при встрече люди спрашивают друг друга о здоровье, а при расставании желают здоровья? Да потому что здоровье человека – это самое главное! От него зависят и настроение и работоспособность.

Что же нужно знать и делать для того, чтобы укрепить и сохранить свое здоровье? Как быть здоровым?

  1. Самоанализ «Как ты заботишься о своей нервной системе?»

Самоанализ.

«Как ты заботишься о своей нервной системе?»

Да или Нет.

  1. Я быстро устаю от умственной работы.
  2. У меня часто болит голова.
  3. Иногда у меня голова кружится.
  4. На улице я веду себя неосторожно.
  5. В школе я часто волнуюсь.
  6. Я не всегда умею ладить с родителями.
  7. Я очень обидчив.
  8. В школу я хожу без интереса.
  9. У меня нет любимого занятия (хобби).
  10.  Ночью я обычно не высыпаюсь.

- Подсчитай количество «Да». Чем их больше, тем хуже ты заботишься о своей нервной системе.

  1. Беседа о режиме дня. 

- Человек, у которого нет определенного режима, как правило, не успевает ничего сделать. Режим дня – понятие очень широкое. Это точный распорядок труда, отдыха, питания, отхода ко сну.

Правильно организованный режим дня обеспечивает нормальное развитие организма, сохраняет здоровье.

В чем преимущества режима и почему он помогает укрепить здоровье?

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов установил, что главнейшими условиями сохранения здоровья являются ритм и отдых.

- Какой орган в организме человека является самым деятельным?

                                                                                         (Сердце)

Таблица.

- Совершенно верно! Сердце работает и днем, и ночью, когда человек спит. Только за сутки сердце перекачивает около 6 тыс. л крови. Поистине огромная работа. В чем кроется причина такой высокой работоспособности нашего сердца? Причины в ритмичности, в том, что вслед за работой – сокращением – обязательно наступает отдых – расслабление сердца. В ритмичности, в строгом чередование труда и отдыха кроется секрет и нашей с вами высокой работоспособности.

Режим дня способствует выработке воли, организованности. Встречаются такие организованные люди, что по ним даже можно проверять свои часы. Они в одно и то же время ежедневно встают, делают зарядку, завтракают, идут на работу, на прогулку человеку необходимо ложиться спать, вставать есть в одно и то же время.

В режиме дня должно происходить чередование умственного и физического труда. Это условие нормального развития организма человека.

Учащимся после школы рекомендуется отдохнуть. Отдых должен быть активным, например, спорт, физический труд, помощь родителям. Физический труд, спорт не только развивают мышцы, но и являются хорошим отдыхом после умственной работы.

В свободно время не забывайте пребывать на свежем воздухе. Только после этого можно почитать книгу, посмотреть TV. Смена видов деятельности предохраняет организм от переутомления.

  1. Составление примерного режима дня.

- Каждый из вас должен составить для себя режим дня. При его составлении нужно учитывать, в какую смену вы занимаетесь в школе, какие работы по дому должны сделать, вам надо также предусмотреть время для ваших увлечений – занятий музыкой, спортом, рисованием и т. д.

- Давайте составим примерный режим дня для нашей школы с продленным днем.

(Далее идет оставление режима дня детьми на заранее заготовленных листах, а учитель уже заранее на доске составил времени, время закрыто бумагой).

- Карандашом напишите возле каждого момента то время, которое вы считаете правильным, а затем проверим, как это выглядит на доске.

- Нужно приучать себя к неукоснительному выполнению режима дня, добиться того, чтобы режим дня стал главным правилом вашей жизни.

- Безусловно, это только примерный режим дня. Он может быть изменен с конкретными условиями вашей жизни. Но основные моменты при составлении режима дня забывать не следует.

  1. Основные моменты режима дня (читают дети).

- Придерживайтесь определенного ритма в течение дня.

- В режим дня обязательно должны быть включены утренняя гимнастика и закаливающие процедуры.

- Подъем должен быть обязательно в 7 утра.

- На сон должно уходить не меньше 9 часов.

- Завтрак, обед, ужин должны быть в одни и те же часы.

- Любую работу старайтесь делать ритмично, чередуя труд и отдых.

- Время пребывания на свежем воздухе должно быть не меньше двух с половиной часов.

  1.  Работа с иллюстрациями режима дня (задание).

- Режим дня – это очень важное условие для здоровья человека. Дети с самых ранних лет должны выполнять свой режим дня. Но, к сожалению, не все дети выполняют режим дня, не берегут время. Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Увеличивается работоспособность, человек становится дисциплинированным, укрепляется его здоровье.

- На доске вы видите моменты режима дня, но они все в неправильном порядке. Вам надо расположить их по порядку, чтобы получился правильный режим дня.

  1.  Сон и его значение.

- Наш организм очень сильный. Им руководит нервная система, но ее возможности не безграничны. Поэтому, если человек постоянно переутомляется, не восстанавливает свои силы, то он наносит огромный вред нервной системе. И вот здесь нам на помощь приходит сон. Народ давно подметил очень важную роль сна здоровья человека.

Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». Ф. И. Тютчев сказал: «Дневные раны сном лечи»; А. С. Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук».

Вывод: «Сон – мощнейший восстановитель сил нашего организма». Хорошо выспавшийся человек чувствует себя бодрым, работоспособным. Напротив, невыспавшийся человек – плохой работник. У него все валится из рук, он становится обидчивым, раздражительным, быстро устает. Систематическое недосыпание ведет к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.

Так, что же такое сон? Сон – это физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.

Самые лучшие часы дня сна, как показали специальные эксперименты, от 22.00 до 7.00 утра. Этого времени достаточно, чтобы ваш организм восстановил силы. Этого времени и придерживайтесь.

Каждый из нас видел сновидения. Сновидения – это то, что снится, грезится спящему человеку. Сновидения могут быть различными, но в любом случае верить в них не надо, т. к. ваш мозг в это время освобождается от излишней информации.

Значение сна.

Когда мы спим, наши органы тем не мене продолжают работать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в органах. Вот почему после ночного сна мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.

Чтобы сон был крепким и здоровым, необходимо соблюдать гигиену сна. Давайте назовем эти требования гигиены сна.

  1.  Гигиена сна (читают дети).

  • Нельзя экономить на сне.
  • Самый лучший сон от 22 до 7 утра.
  • Нельзя есть перед сном. Переполненный желудок затрудняет дыхание.
  • Перед сном полезно прогуляться.
  • Обязательно перед сном проветрить комнату.
  • Также перед сном следует принять душ и переодеться в пижаму.
  • Ложиться спать в определенное время (не позднее 22 часов).
  • Приучать себя спать при открытой форточке.

- Как видите, для хорошего сна требуется не так уж много. Но и эти правила необходимо строго соблюдать.

  1.  Минута расслабления (3-5 минут).

- И. п. – сидя за партой, руки на коленях.

- Наклон головы вперед, плечи расслаблены, глаза закрыты.

- Расслабить мышцы.

- Слушаем музыку.

- Во всем теле вы чувствуете приятную усталость.

- Ваши мышцы отдыхают, чтобы снова стать сильными.

- На счет «3» вы проснетесь.

- 1, 2, 3.

  1.  Заключительная беседа.

- Подходит к концу наш урок и в заключении мне бы хотелось вам сказать следующее. Ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни, вырастут здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на хорошую работу, крепкую и здоровую семью, счастливую и долгую жизнь.

- Давайте еще раз вспомним правила здорового образа жизни.

  1.  Правила здорового образа жизни (читают дети).

- Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными физическими нагрузками.

- Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день.

- Не переутомляться умственной работой.

- Доброжелательно относиться к людям. Соблюдать правила вежливого общения.

- Не забывать про сон. Он позволит полностью восстановить силы.

- Ежедневно заниматься закаливанием организма.

- Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.

  1.  Подведение итогов. Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе на тему «Окружность. Круг».

Цель: Рассмотреть некоторые свойства взаимного расположения прямой и окружности.Задачи:1) повторить и обобщить знания об основных простейших геометрических фигурах, их изображении и формах записи;2) п...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Открытый урок по дисциплине литература в 10 классе, посвященный юбилею писателя В.Г. Распутина: «Живем и помним»

Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы».С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а чере...

Интегрированный урок по теме "Живые барометры"

В связи с введением в школе ФГОС, перед преподавателями естествознания школ встала задача — показать учащимся все возможные взаимосвязи различных граней окружающего мира, подготовить их к самост...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...