Главные вкладки

    Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_klass.docx21.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    5 КЛАСС

    Тема: НАШ ЖИВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК (по басням И. А. Крылова)

    Интегрированный урок русского языка и литературы

    Цели: показать на примере басен И. А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формирование навыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; воспитывать любовь и интерес к современному русскому языку.

    Оборудование: словари русского языка, выставка книг и рисунков по теме «Басни И. А. Крылова».

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    Иван Андреевич Крылов - русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И. А. Крылова актуальны и в наше время. Их читали в веке XIX и XX, читают и в XXI веке.

    II. Постановка цели урока.

    - Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы будем исследователями, а помогут нам в этом басни Ивана Андреевича Крылова. Русский язык, его жизнь, изменения будут предметом нашего исследования.

    III. Работа по теме урока.

    1.Обращение к эпиграфу урока.

                                             Слава басен Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет   до          

                                      тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа  русского.

                                                                                                                                                                       В.Г. Белинский

    - Кто такой исследователь?

    Исследователь - тот, кто занимается научными исследованиями.

    2.Сообщение  исследователей.

    Многие слова, которые употребляются в баснях И. А. Крылова, вышли из активного употребления современного русского литературного языка. Например, слова хилый и хиреть. Только в середине XIX века эти слова официально были узаконены в системе литературного языка, в настоящее время они включаются в толковые словари русского литературного языка. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается определение.

    Хилый - слабый, болезненный.

    Хиреть - становиться хилым.

    ... С твоим проворством, силой Ужели ты уступишь Серне хилой!

    («Лев, Серна и Лиса»)

    Бедняк мой похудел; Как золото его, Бедняк мой пожелтел, Уж и о пышности он боле не смекает: Он стал и слаб и хил.

    («Бедный Богач»)

    Свое же стадо захирело И все почти переколело: И мой пастух пришел с сумой, Хотя зимой

    На барыши в уме рассчитывал прекрасно.

    («Дикие козы»)

    - Дайте понятие слову барыши.

    Барыш (разг.) - прибыль, материальная выгода.

    3. Слово учителя.

    Многие слова в баснях И. А. Крылова устарели, но они нам помогают понять те сложные процессы, которые происходят в жизни языка. Слова в язык приходят. Но ведь слова и уходят из языка, так как меняется жизнь. Архаизмами считаются слова, которые перестали употребляться, так как слово было вытеснено из языка синонимом или потеряло одно из своих значений. Порой и литературное слово становится разговорным и даже просторечным. Прекрасный язык басен И, А. Крылова тему подтверждение.

    А тут бесенок из-за печки:

    «Не стыдно ли, - кричит, - всегда клепать на нас!»

    («Напраслина»)

    Клепать - клеветать, наговаривать на кого-либо.

    В баснях И, А. Крылова встречаются слова кум, кумушка, куманек. В словаре В. И. Даля дается определение этих слов.

    Кум (кума) - воспреемник (-ница), крестный отец и мать.

    В словаре С. И. Ожегова мы читаем: кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.

    Кум королю — о том, кто совершенно свободен и доволен, ни от кого не зависит.

    Кума - крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу.

    Кумушка (перен.) - о женщине, занимающейся пересудами, сплетнями.

    У Крылова в некоторых баснях слова кум, кума указывают на родственные отношения:

    Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры.

    («Волк на псарне)

    Молчи! Все знаю я сама; Да эта крыса мне кума.

    («Совет Мышей»)

    Так это кум иль сват, И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

    («Волк и Ягненок»)

    Слово кумушка встречается в баснях очень часто и имеет особый стилистический оттенок.

    Кумушка ~ любительница пересудов, сплетница. Это значение закреплено в современных словарях. Натешился, наелся Кот, И кумушку проведать он идет...

    («Щука и Кот»)

    Ворона с кровли тут на эту всю тревогу Спокойно, чистя нос, глядит. - А ты что ж, кумушка, в дорогу? -Ей с возу Курица кричит.

    («Ворона и Курица»)

    Но есть и другое значение этих слов в современных словарях. Если необходимо обратиться к пожилой знакомой женщине или к знакомому пожилому мужчине, то используют слова кум и кума.

    «Здорово, кум Фадей!» - «Здорово, кум Егор!» «Ну, каково, приятель, поживаешь?»

    («Два мужика»)

    Но есть и еще одно значение слова кум в басне И. А. Крылова: Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог: Я куму услужить готова.

    («Волк и Лисица»)

    В словаре синонимов русского литературного языка значение слова кум «о приятеле, оказывающем покровительство по

    службе или в чем-либо ином» - имеет помету ирон. И это оправдано в баснях великого баснописца.

    В том же словаре синонимов русского литературного языка отмечается, что кума употребляется как «эпитет лисы в русских народных сказках»,, дается помета народнопоэтическая и приводится пример из басни Крылова:

    Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

    («Лиса и виноград»)

    4. Подведение итогов исследования языка. Мы убедились, что русский язык - явление живое. Он меняется в реальной жизни, претерпел большие изменения со времен И. А. Крылова. А исследование басен великого русского баснописца дает нам редкую возможность показать реальную жизнь языка на примерах конкретных слов.

     Слово  учителя.

    Однажды вздумалось друзьям

    В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

    И по долам, и по горам;

    А так как человек медведя послабее,

    То и Пустынник наш скорее,

    Чем Мишенька, устал

    И отставать от друга стал.

    («Пустынник и Медведь») — Объясните значение слова пустынник. Пустынник - человек, из религиозных, соображений поселившийся в безлюдном месте и отказавшийся от общения с людьми; отшельник.

    Обратим внимание, что слово связано не с пустынею, а с пустынью. Слово пустынь сначала обозначало место, где жил отшельник, а потом и монастырь, который иногда возникал на таком месте.

       Слова не только в языке живут и покидают его, но иногда и возвращаются обратно. Несколько десятилетий тому назад нужно было объяснять учащимся слово ритор. А сегодня риторику изучают на уроках в школе, и этому слову комментариев не нужно.

    Тут ритор мой, дав волю слов теченью,

    Не находил конца нравоученью.

    Но что ж? пока его он пел,

    Кот Васька все жаркое съел.

    («Кот и Повар»)

    В словаре С. И. Ожегова читаем: «Ритор. В Древней Греции и Древнем Риме: оратор, а также учитель ораторской речи. Риторика - теория ораторского искусства».

    IV. Закрепление материала.

    1.  Чтение   басни И. А. Крылова «Демьянова уха» наизусть учащимся.

    2. Выполнение задания.

    Текст басни раздается каждому ученику на листах и предлагается найти слова, которые уходят из активного современного словарного запаса, и объяснить их значение, используя толковые словари. «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай», -«Соседушка, я сыт по горло». - «Нужды нет,

    Еще тарелочку; послушай; Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» -«Я три тарелки съел». - «И, полно, что за счеты:

    Лишь стало бы охоты, А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек!

    Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» -Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет: Сбирается с последней силой И ~ очищает всю. «Вот друга я люблю! -Вскричал Демьян... - Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»

    Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой -И с той поры к Демьяну ни ногой.

    Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; Но если помолчать вовремя не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

    (Чванных, кушак.)

    V. Подведение итогов урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок музыки, изо и литературы.5 класс

    "Душа человека и ее отражение в искусстве". На уроке учащиеся учатся соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников....

    Урок русского языка "Наш живой русский язык" (по басням И.А.Крылова)

    ТЕМА: Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова).                      ТИП УРОКА: инт...

    Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

    Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...

    Интегрированный урок: русский и английский языки. Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс.

    Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

    1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...