Интегрированный урок по географии и литературе 7 класс по рассказу Е.Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

На уроке рассматриваются проблема экологии природы и души человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе

Тема урока: «Я в мир удивительный этот пришел ...»

Цель: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Задачи:

Образовательная: формировать представления о глобальных проблемах человечества,  понятия экология, нравственность.

Развивающие: способствовать формированию и развитию общих учебных умений и навыков как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: развивать элементы интегративного мышления обучающихся при работе с литературными источниками в процессе работы в группе.

Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему знаний и умений.

Воспитательные: воспитывать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

УУД:

Личностные УУД: развивать личностную рефлексию, формировать целостное мировоззрение, совершенствовать культуру речи.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь объяснять роль художественного слова в решении экологических проблем, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя художественное произведение.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление познавательного интереса к проблемам своей малой Родины, оценивание усваиваемого материала, исходя из личностных ценностей.

Предметные: выявлять и знать причины экологических проблем, знать основные художественные приемы выразительности текста.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определяя ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками, работать в группах.

Учитель географии: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьте учебник по литературе. Сегодня у нас не совсем обычное занятие, на уроке у нас присутствуют гости, урок будут вести два учителя, вместе мы попытаемся совместить знания из области экологии, краеведения, географии и литературы.

Будьте внимательны и активны, мы начинаем. Внимание на экран (презентация)

   Учитель литературы:  Наш урок мы назвали «Я в мир удивительный этот пришел ...». Как вы можете определить тему нашего урока?

Ответы учащихся.

Учитель литературы:  Сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на  планете Земля.

 «Я в мир удивительный этот пришел ...»… Мир и человек. Скажите, пожалуйста, какие значения имеет слово «Мир»? 

Ответы учащихся.

Учитель литературы:  У слова несколько значений 1.Мир- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. 2.Земной шар, Земля. И об этом мире, о нашей Земле необходимо заботиться.

Учитель географии: Ребята, как называется наука, изучающая взаимодействие человека и окружающей среды? 

Ответы учащихся.

Учитель географии : Тема сегодняшнего урока –экология. Экология ... экологические проблемы ... сейчас нет слова, произносимого чаще. На уроках географии мы часто говорим об экологии и проблемах, с ней связанных. Что же это за наука? Экология имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Чарльза Дарвина немецкий  биолог Эрнест Геккель, 14 сентября 1866 года он подписал к изданию свой основной труд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой. Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой обитания. 

Сейчас ученик  представит вам презентацию на тему экологии.

Ролик сопровождается текстом:

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете –Земле, голубой от океанов , зеленой от лесов , желтой от песков, сегодня  взывающей о помощи и остающейся  беззащитной перед нами, пред человеком. Получив неограниченную власть над природой,  он забыл, что сам является ее скромной частицей. Мы должны научиться восторгаться гармонией, красотой природы. Она вечна, тогда как человеческая жизнь –всего лишь миг, мгновение. Все чаще и чаще  звучит слово «экология». Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушая природу Земли, человечество уничтожает свое будущее.

Учитель географии: Экологические проблемы глобальны, не обошли они стороной и наш край- Красково. Следующий ученик расскажет нам о них.

Показ презентации про проблемы реки Пехорка.

Учитель географии: Ребята, как вы думаете, может ли один человек справится с проблемой загрязнения окр. среды? – Конечно, нет. Только совместные усилия помогут всем нам справиться с ней.

Учитель литературы: Ребята, все острее и острее становится проблема взаимоотношения человека и природы. Но ведь и  в литературе отражение этой проблемы возможно?

  В начале урока было дано научное определение понятию «экология». А я предлагаю вам сформулировать это определение с точки зрения литературы. Какие проблемы решаются обычно в литературных произведениях? Варианты ответов: «Кусака»- сострадание, ответственность, «Живое пламя»- любовь и память.(проблемы добра, сострадания, уважения, любви). Каким общим понятием можно объединить все эти слова? (нравственность). Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию «нравственность» : Нравственность –внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. С древнейших времен людей интересовала экология души. Потому что всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Давайте посмотрим,  как решает эти проблемы писатель Е.Носов в рассказе «Кукла». Сейчас вы будете работать с этим произведением в группах. Каждая группа должна подготовить устный ответ по предложенным вам вопросам, пользуясь текстом произведения. Вам будет дано 5-7 минут на подготовку, затем представитель от группы будет  отвечать. Делимся на 4 группы.

1 группа

1.Как начинается рассказ Е.И. Носова «Кукла»?

2. Что произошло с рекой спустя несколько лет?

3.Как Акимыч воспринимал всѐ, что происходило вокруг?

4.О чѐм свидетельствуют такие серьѐзные изменения в жизни реки?

2группа

1.Только ли к природе равнодушен и жесток человек в рассказе?

2.Как воспринимал перемены, произошедшие с рекой, Акимыч?

3.Какие факты биографии Акимыча и рассказчика похожи?

3группа

1.Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете?

 2.Как Акимыч воспринимает глумление над куклой?

3.С чем ассоциируется кукла в восприятии Акимыча?

4группа

1. В каких литературных произведениях встречается кукла? В связи с какими

2.Акимыч уже не ребенок, почему эпизод с куклой кажется для него таким страшным?

3.Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на нее внимание?

Учитель литературы: Что беспокоит Акимыча?

Ответы: безразличие всех: 1) молодой парочки, которая говорит о любви и мечтает о детях;2) молодых мам, везущих в колясках детей;3) бегающих по улице школьников.

Финал рассказа печален и даже трагичен. Как вы думаете, что предлагает в рассказе «Кукла» Е. Носов читателю? Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Это проблема человеческого равнодушия, человеческого безразличия, жестокости, духовной и душевной пустоты и слепоты.

Еще раз как мы теперь сможем дать определение экологии с точки зрения литературы? Что такое экология души?

Ответы учеников: Это охрана души от зла, жестокости, равнодушия.

Учитель географии: Подведем итог нашего урока. Вы согласны, что охрана природы- дело каждого? Давайте проголосуем. Сегодня у нас состоялся серьезный разговор на важную тему. Она касается каждого из вас. Будьте добрыми, внимательными к окружающим-родителям, одноклассникам, учителям, берегите мир вокруг и внутри себя.

Спасибо всем, кто был активен на уроке. Оценки за презентации

Домашнее задание составить синквейн на тему «Охрана природы»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математика - география в 6 классе

Урок математики  по теме" Действия с положительными и отрицательными числами" и тема по географии:"Суточный и годовой ход температур". В начале урока повторяем все правила действий с положительны...

Конспект интегрированного урока математика-география для 6 класса. Тема "Путешествие по скандинавским странам"

На уроке учащиеся на практике применяют темы математики "Координатная плоскость", "Сравнеие величин","Пропорции" и другие в ходе нахождения географических координат,решения задач на нахождение расстоя...

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детей на тему : "Экологические проблемы Дагестана"

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детейна тему :...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ КЛАСС-8

Тема урока географии: влияние неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей, стихийные бедствия. Тема урока биологии: оказание помощи при ожогах, первая помощь при т...

Интегрированный урок по географии и литературе по теме: «Что значит «хождение за три моря?» Афанасия Никитина», 5 класс, 45 минут.

Урок знакомит учащихся с выдающимся путешественником Афанасием Никитиным, позволяет повторить  географический материал и познакомиться с новыми жанрами древнерусской литературы - жанр путешествия...

Интегрированный урок по географии и литературе "Русская (Восточно-Европейская) равнина в поэзии и живописи отечественных поэтов и художников"

Формирование представления и знаний об особенностях природного комплекса – Русской равнины. Повторение, углубление и расширение знаний о компонентах природно-территориального комплекса (ПТК...