Интегрированный урок математика - география в 6 классе
методическая разработка (6 класс) по теме

Семенова Мария Викторовна

Урок математики  по теме" Действия с положительными и отрицательными числами" и тема по географии:"Суточный и годовой ход температур". В начале урока повторяем все правила действий с положительными и отрицательными числами, на примере задачи устного счета вспоминаем правило нахождения среднего арифмтоятельная работаетического чисел которое необходимо для урока географии. Далее учитель географии объясняет новую тему, там где необходимы математические вычисления выполняют с учителем математики.В конце урока дается самостоятельная работа, оценки за которую выставляются по двум предметам.Урок составлен по учебникам: "Математика 6" Виленкин Н.Я., Жохов В.И., "География" Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Литвиновская основная общеобразовательная школа

Сонковского района Тверской области»

                            Интегрированный урок  в 6 классе география - математика.

Урок подготовили: Учитель географии:  Орлова Раиса Валентиновна,

                                 Учитель математики: Семенова Мария Викторовна.

  Этапы урока                    

Математика

География

Тема урока:

«Действия с отрицательными и положительными числами»

«Суточный и годовой ход температуры воздуха.»

Цели:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

1.Закрепить навыки в выполнении действий с отрицательными и положительными числами.

2.Повторить формулу для нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

3.Использование межпредметных связей при изучении математики.

1.Сформировать представления о средней температуре и амплитуде температур.

2.Расширить знания учащихся о температуре воздуха.

3.Использование межпредметных связей при изучении географии.

Воспитание диалектического образа мышления на примере применения математических знаний в географии.

Развитие умений переносить знания одного предмета на другой.

Ход урока:

1. Организационный момент урока:

  1. Дата урока;
  2. Тема урока;
  3. Представление учителей ведущих урок;
  4. Цели урока.

2.Проверка знаний учащихся.

2.Проверка домашнего задания (на кодопленке или слайд на интерактивной доске) 

Фронтальный опрос:

№1109

а) 26-(-5)=26+5=31

б) -4 +(-18)= - (4 +18)=22

в) 14 –(-18)=14+18=32

г) 4,7-8,1= -(8,1-4,7)= -3,4

д) -3,3 +9,6= 9,6-3,3=6,3

е) 7 – (-4,9)= 7 +4,9=11,9

№ 1195

З) (1-1,5•1,4) •(-2,8)=(1 -2,1) •(-2,8) =

= -1,1•( -2,8) =3,8

1.Контроль знаний учащихся:

Фронтальный контроль:

- Какую оболочку земного шара мы изучаем?

- Что называется атмосферой?

- Как называется нижний слой атмосферы?

- Какая характеристика воздуха тропосферы измеряется прибором термометром?

- В каких единицах измеряется температура воздуха?

- Как называется чертёж, показывающий изменения температуры воздуха за сутки, за месяц и т.п.?

- Вспомните, когда при ясной погоде наблюдается самая низкая температура в течение суток?

- Когда наблюдается самая высокая температура воздуха в течение суток?

Этапы урока

Математика

География

№1116

х- российских марок

0,3х - иностранных марок

Уравнение:

х + 0,3х=1105

1,3х=1105

Х=1105:1,3

Х=850

850 - российских марок

2) 850•0,3=255 марок иностранных

Ответ: 850марок, 255марок.

Фронтальный опрос:

1. Как сложить два отрицательных числа? Приведите пример.

2.Как сложить два числа с разными знаками? Приведите пример.

3.Как умножить два числа с разными знаками? Два отрицательных числа? Приведите примеры.

4.Как разделить два числа с разными знаками? Два отрицательных числа? Приведите пример.

5.Что называется средним арифметическим двух чисел?

6.Найдите среднее арифметическое двух чисел: 4 и 6? 8 и 12?

5.Индивидуальный опрос (тест):

1 вариант – ответ «я знаю»,

2 вариант – ответ «верно»

Самоконтроль:

«5» - нет ошибок,

«4» - 1 ошибка,

«3» - 2 ошибки,

«2» - 3 и более ошибок.

1 вариант (карточка):

1. Какой слой атмосферы расположен ближе к поверхности Земли?

Щ) экзосфера; Э) ионосфера; Ю) стратосфера;

Я) тропосфера.

2. Когда наблюдается самая низкая t°C воздуха в течение суток при ясной погоде?

З) перед восходом;

И) перед закатом Солнца;

К) после полудня; Д) ночью.

3. Какая температура воздуха наибольшая из перечисленных?

К) -5°C;Л) -7°C; М) – 2°C;

Н) 0°C.

3.Устный счет: (на кодопленке или или слайд на интерактивной доске)

1.С помощью шаблона  определите знак суммы, произведения, частного. Назовите результат.

а)-3+8

б) -15+(-3)

в)1,5 +(-4,8)

г)-7,5+(-6)

д) 1/3+(-1/9)

е) -1/5 +2/10

ж) -7+0

2. Какое число находится под сердечком?

а) -7 +         =5

б) 11 +        =2

в) – 0,25+          =-0,05

г) -4 +        =-1

д) -7,3+        =-0,34. 

Решите задачу:

В первый час пути велосипедист ехал со скоростью

12 км/ч, а во второй час со скоростью 8 км/ч. Найдите среднюю скорость велосипедиста.

4. От чего зависит изменение

t°C воздуха в течение суток, в течение года?

А) от высоты Солнца над горизонтом;

Б) от силы ветра;

В) от рельефа;

Г) от близости моря.

5. У подножия горы была

t°C воздуха +2°C. Туристы поднялись на 2 км. Какой стала  t°C воздуха на этой высоте?

Щ) +10°C; Ю) +8°C; Э) +6°C; Я) +12°C.

2 Вариант (карточка):

1. Какой слой атмосферы находится на высоте от 8 – до 18 км?

А) экзосфера;

Б) ионосфера; В) тропосфера; Г) стратосфера.

2. Когда наблюдается самая высокая температура воздуха в течение суток при ясной погоде?

Г) перед восходом Солнца;

Д) перед закатом Солнца;

Е) после полудня; Ж) ночью.

Этапы урока

Математика

География

        

3. Какая t°C воздуха  из перечисленных наименьшая?

П) -5°C; Р) -7°C; С) -2; Т°;

C) 0°C.

4. Что нарушает правильный ход  t°C воздуха в течение суток?

К) угол падения солнечных лучей;

Л) осадки; М) рельеф;

Н) движение воздуха над земной поверхностью.

5. Туристы поднялись на вершину горы высотой 2 км,  t°C воздуха на вершине была +6. Какая  t°C воздуха была у подножия горы?

Н) +2°C; О) +18°C; П) +10°C; Р)+8°C.

3. Изучение нового материала

Подсчитаем  среднюю суточную температуру воздуха(последняя колонка таблицы заполняется после введения понятия амплитуды)

Время (часы)

(с)

№1

(с)

№2

(с)

№3

6.00

-20

-1

12.00

+5°

-2

+4

18.00

+3°

-5

+2

24.00

+4°

-13

-1

Ср.сут

+3°

-10°

+1°

А сут.

5°

18°

5°

Ср t° сут. = (0°+5°+3°+4°):4=12°:4= +3°C

Ср t° сут. = ((-20°)+(-2°)+(-5°)+(-13°)):4 =

- 40°:4 = - 10°C

Ср t° сут. = (4°+2°+(-1°)+(-1°):4= +4°:4 =+1°С

1). Пример изменения  t°C воздуха в течение суток.

2) Понятие средней суточной температуры.

3) Алгоритм определения средней температуры (Ср t°):

-  Сложить все данные температуры.

-  Разделить сумму температур на количество измерений.

Пример1.

 6.00 час.=    0°C

12.00 час.= +5°C

18.00час.= +3°C

24.00 час.=  +4°

Пример 2

6.00 час. = - 20°C

12.00 час.= - 2°C

18.00 час.= - 5°C

24.00 час.= - 13°C

Пример 3.

  6.00 час.= - 1°C

12.00 час.= +4°C

18.00 час.= +2°

24.00 час.= - 1°C

Отработка умений.

Подсчитайте среднюю месячную температуру воздуха по календарю погоды  с использованием калькулятора.

Ср t° мес. – февраль = -14,5°С,

                  - март       = +3,5°С,

                  - апрель   = +8,9°С,

                  - май        = + 17,8°С.  

4) Как определить среднюю месячную температуру воздуха?

Алгоритм работы:

- Сложить все положительные температуры;

-Сложить все отрицательные температуры;

Найти сумму температур за месяц;

Разделить на количество дней месяца.

Этапы урока

Математика

География

Пример1.

А сут.= +5° – 0° = 5°

Пример 2.

А сут. = (-2°) – (-20°)= -2° + 20° = 20°-2°= 18°

Пример 3.

А сут.= +4° – (-1°) = 4°+1°= 5°

5) Понятие амплитуды температур.

Амплитуда температур – это разность между наибольшей и наименьшей температурой воздуха за определённый период.

А=  t°наибольшая - t°наибольшая

Отработка умений.

Подсчитайте месячную амплитуду температур воздуха по календарю погоды (выданы учащимся перед уроком).

А мес. – февраль = 31°,

               Март       = 16°,

                Апрель    = 27°,

                Май         = 21°.      

6) Алгоритм определения амплитуды температур:

- Найти наибольшую  t°C воздуха;

- Найти наименьшую t°C воздуха;

- Определить разность.

4. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа учащихся:

Определите среднюю годовую температуру (Ср t год.) и годовую амплитуду (А год.) температур:

Январь        -20              Июль      +22°

Февраль          -15°             Август    +10°

Март        -5°               Сентябрь  +5°

Апрель       +5°              Октябрь     0°

Май            +16°            Ноябрь     -5°

Июнь         +20°            Декабрь    -15°

Ср t год. = (78° + (-60°)):12= +18°:12 =

=+1,5°С

А год. = +22° – (-20°) = 22°+20° = 42°

5.Оценка результатов работы учащихся на уроке учителем математики и географии.

Оценка устной работы и фронтального опроса

(после выполнения работы).

Оценка проверочной работы.

Оценка учащихся  тестовой работы.

(после выполнения работы).

Оценка проверочной работы.

6. Домашнее задание.

§ 32-37 №1195 (1,3,4)- «3»

    №1195 (1,3,4); №1166(б) - «4»

№1195 (1,3,4); №1166(б); №1147 -«5»            

§36,37 (читать), задание

№ 4,5 стр. 126-127 (письменно).

7. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на интегрированном уроке география и математика?

Понравилась вам такая форма  проведения урока?

Как вы думаете, нужны математические знания в географии?

8. Литература

Учебник  «Математика» 6 класс, авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,

А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

М.Просвещение,2008г.

Учебник «География»

6 класс,  авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, М, Просвещение, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Интегрированный урок географии 9 класс IV четверть "Моё Белогорье".

                                     BELGORODIA: BELGOROD AND BELGOROD REGION....

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского...

Интегрированный урок (химия и география) по теме "Химическая география" (8 класс)

Данный ресурс содержит конспект урока, презентацию, маршрутный лист....

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс

Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....