Главные вкладки

    Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Попова Алла Витальевна

    Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon naselenie_yua.doc128.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект интегрированного урока по географии, истории и искусству на тему «Население Южной Америки.

    За страницами учебника».

     Урок, разработанный для учащихся 7-х классов, носит обобщающий характер по теме «Население Южной Америки». Беседа с учащимися по материалам компьютерной презентации позволяет существенно расширить перечень обсуждаемых вопросов; связать воедино знания по истории и искусству коренных народов Америки,  создать яркие визуальные образы их самобытности; вовлечь учащихся в размышления, диалог.

    Изюминкой урока может стать использование этнической музыки, ее анализа, эмоциональной и эстетической оценки.

    Продолжительность урока  -  60-70 минут.

    Цели и задачи урока: формировать представления о коренных жителях Центральной и Южной Америки, их культуре и быте; обогатить знания учащихся по истории Америки, искусству ее коренных народов; заложить основы уважительного отношения к представителям коренного населения Америки, их самобытности; укрепить общепредметные навыки мышления, рассуждения, устной монологической речи; повысить интерес учащихся к предмету; оценить опыт внедрения интегрированных уроков в учебно-воспитательный процесс.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, атласы.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Слайд 1.

    2. Беседа с учащимися по материалам презентации.

    Учитель: Как называется коренное население Америки?

    Учащиеся:

    Слайд 2.

    Учитель: Индейцы – коренное население Южной Америки. Первые люди в Южной Америке появились около 15 тысяч лет назад. Индейцы Южной Америки представлены многочисленными племенами, наиболее известными из которых стали  Майя, Ацтеки, Инка.

    Слайд 3.

    Учитель: Посмотрите внимательно на слайд. Здесь изображены индеец и индус. Выберите коренного жителя Америки. В чем сходства и различия этих мужчин? Кто из великих путешественников назвал людей, обитающих в разных частях света схожими именами? Когда и при каких обстоятельствах это произошло?

    Учащиеся:

    Слайд 4.

    Учитель: На следующем слайде вы видите каменные стелы, найденные в современном Белизе. Что изображают они? Кого вам напоминают?

    Учащиеся:

    Учитель: Отыщите это государство на карте. В какой части американского континента оно расположено?  На территории Центральной Америки некогда обитали индейские племена майя. Это руками их умельцев сделаны стелы.

    Слайд 5.

    Учитель: На этом слайде вы видите современного индейца племени майя.

    Слайд 6.

    Учитель: Майя – это археологическая культура и народ Америки. Памятники культуры майя встречаются в Мексике, Гватемале, Белизе, Гондурасе. Отыщите эти государства на карте.

    Слайд 7.

    Учитель: Перед вами величественное зрелище – храм индейцев майя в древнем городе Тикале. Что вы можете сказать о людях, которые задолго до прихода конкистадоров смогли возвести такие удивительные сооружения? Что напоминают вам эти здания?

    Учащиеся:

    Слайд 8.

    Учитель: На этом слайде вы видите руины «Большого дворца». Для чего служили такие дворцы майя? Как было устроено государство майя?

    Учащиеся:

    Слайд 9.

    Учитель: Ученые предполагают, что пирамиды майя носили культовый, религиозный характер. Для чего им такие величественные постройки? Как использовали их индейцы? Каким богам они могли поклоняться?

    Учащиеся:

    Учитель: Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч.

    Слайд 10.

    Учитель: При археологических работах в Центральной Америке был обнаружен замечательный камень. Он перед вами на слайде. Какую ценность для науки он имеет? Какую тайну жизни майя приоткрыла находка этого камня? Без металлических орудий майя обрабатывали кремень и обсидиан, получая из них различные орудия, оружие  и украшения.

    Учащиеся:

    Слайд 11.

    Учитель: Майя разводили собак, индеек и пчел, были при этом отличными охотниками и земледельцами. Однако майя, как и другие народы Америки, не знали тягловых домашних животных, колесного транспорта и пахотных орудий. Во что одеты люди на рисунке? Что еще умели майя?

    Учащиеся:

    Слайд 12.

    Учитель: Давайте постараемся обобщить сведения об индейцах майя.

    Учащиеся:

    Слайд 13.

    Учитель: Знакомство с другим племенем индейцев, обитавших в Центральной Америке, начнем с загадки. Мальчика – индейца, изображенного на слайде, могли назвать следующими именами. Проанализируйте, какие звуки чаще всего встречаются в именах представителей этого племени. Название какого племени можно сложить из этих букв?

    Учащиеся:

    Слайд 14.

    Учитель: Слово «инка» имело у индейцев два основных значения. Познакомьтесь с ними. ИНКИ - народ древнего Перу, первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в 11-13 вв. на территории современного Перу. Как выглядели инки? Что больше всего привлекает ваше внимание в облике инки? Чем занят индеец на слайде?

    Учащиеся:

    Слайд 15.

    Учитель: Как и майя инки строили города. Перед вами руины города Мачу-Пикчу, расположенные на территории современного Перу.

    Слайд 16.

    Учитель: А теперь внимательно рассмотрите крепость Саксауаман. Что необычного вы видите на слайде? Для чего инки строили крепости? От кого они оборонялись?

    Учащиеся:

    Слайд 17.

    Учитель: Инки были талантливыми ремесленниками. Они умели добывать и обрабатывать золото, что позже привлекло к ним испанских завоевателей и послужило причиной многочисленных бед и несчастий.

    Слайд 18.

    Учитель: Гончарное искусство было в почете у инков. Перед вами инкская керамическая ваза. Чем запомнятся вам инки? В чем их отличия от индейцев -майя? Территорию какого современного государства занимали инки?

    Учащиеся:

    Слайд 19.

    Учитель: Самыми воинственными среди индейцев слыли ацтеки. Рассмотрите слайд и попытайтесь составить рассказ об этих обитателях Америки. Каков их облик? Каковы характерные детали одежды, головных уборов, оружия?

    Учащиеся:

    Слайд 20.

    Учитель: В жизни ацтеков большое место занимала война, главной целью которой был захват пленников для жертвоприношений; поэтому пленников не обменивали и не освобождали. Жертвоприношения совершали на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Один из жрецов вскрывал ножом грудь жертвы, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы приобщало к самому богу. Полагают, что в год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек.

    Слайд 21.

    Учитель: Ацтекские ремесленники мастерски обрабатывали камень, ткали, шили одежды, делали украшения, возводили здания, обрабатывали медь, золото и серебро, однако основу существования ацтеков составляло  земледелие. Перед вами ацтекский календарь, согласно которому проводились сельскохозяйственные работы. Он удивляет нас своей точностью и поныне. Эта огромная каменная глыба выполняла и роль жертвенного камня.

    Слайд 22.

    Учитель: Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей.

    Слайд 23.

    Учитель: Ацтеки также прославились изготовлением мозаичных изделий, как в украшении деревянных или каменных скульптур, так и в архитектуре. При изготовлении керамической посуды ацтеки, как и большинство других народов Америки, не пользовались гончарным кругом. Свои сосуды они украшали рисунками растений, птиц и рыб.

    Слайд 24.

    Учитель: Много интересного можно рассказать о жестоких нравах ацтеков. Воинственные индейцы разработали разного рода наказания: телесные, конфискация имущества, обращение в рабство, краткое тюремное заключение, общественное осмеяние. Но в большинстве случаев виновные карались смертью — от преступления против государства до нарушения сроков уборки урожая. Виновного могли повесить, лишить головы, удушить, засечь или четвертовать.

    У ацтеков имелись общественные школы, в которых мальчиков учили военному искусству, пению, танцам и ораторству. Дети знати посещали школу священников, где учились письму, слаганию стихов, астрономическим познаниям и истории и приобщались к религиозным канонам. Давайте попробуем обобщить знания об ацтеках.

    Учащиеся:

    Слайд 25.

    Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с представителями трех индейских племен, населявших некогда Центральную и Южную Америку. Прочитайте вопросы на слайде, постарайтесь ответить на них.

    Учащиеся:

    Слайд 26.

    Учитель: Из уроков географии и истории вспомните, как сложилась судьба коренного населения Америки при колонизации этой части света? Как живется индейцам в Америке сегодня? Попробуйте отыскать представителей коренного населения Америки среди современных ее жителей.

    Учащиеся:

    Слайд 27 – 30.

    Учитель: Коренные жители Америки – индейцы – со временем растворились в массе прибывших на освоение богатых земель европейцев и негров. Черты индейцев угадываются в мулатах и самбо.

    Слайд 31.

    Учитель: Забываются языки многочисленных индейских племен, строгие индейские боги, обряды и традиции. На смену индейской культуре идет культура европейская.

    Слайд 32.

    Учитель: Судьба коренного населения Америки при европейской колонизации сложилась трагично. Уделом индейцев на долгие годы стало порабощение, оттеснение вглубь материка, эпидемии, борьба за равноправие.

    Слайд 33 - 35.

    Учитель:  Память об индейцах сохранилась в виде развалин городов, крепостей и храмов; в географических названиях и именах людей; в сказках и преданиях; в обычаях и традициях; в искусстве.

    Слайд 36.

    3. Выступление девушек 6 «А» класса с этническим танцем.

    Учитель: В заключение урока перед вами выступят ученицы 6 «А» класса. Они покажут вам  танец, в основу которого легла традиционная индейская музыка. Послушайте ее и постарайтесь понять мысли и чувства индейцев, некогда населявших Америку.

    4. Подведение итогов урока: выставление оценок, домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по географии 7 класс.Дневник исследователя природы Южной Америки.

    В настоящее время к уроку географии предъявляется новый нестандартный подход,ученик на уроке в большей степени должен являться самостоятельным исследователем,поэтому предлагаю Вашему вниманию уважаемы...

    Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

    Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

    Разработка урока по географии в 7 классе "Природные зоны Южной Америки"

    На данном уроке обучающиеся изучают новый материал самостоятельно в парах, заполняя рабочие листы. Затем представляют его одноклассникам, то есть выступают в роли учителя. Просходит взаимообмен темами...

    Разработка урока по географии в 7 классе "Природные зоны Южной Америки"

    Климатический поясПрироднаязонаПочвыРастительный мирЖивотныймирЭкологическиепроблемы, национальные парки ЭПСубЭП        СЕЛЬВА – влажный экваториальн...