Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века"
план-конспект урока по математике (7 класс)

Середа Ирина Владимировна

Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века" для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_17_veka.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Портрет XVII века»

Тип урока: урок развивающего контроля.

Вид урока: защита творческих мини-проектов.

Цель урока: закрепить и расширить знания обучающихся о 17 веке, проверить уровень знаний по данной теме.

Межпредметные связи: математика, музыка, литература, искусство.

Планируемые результаты.

Предметные:

-уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- знать основные события и процессы 17 века;

- уметь анализировать историческую карту;

- применять основные термины и понятия по изучаемой теме и раскрывать их  смысл;

-  иметь целостное представление о 17 веке.

Метапредметные.

 (УУД)

Регулятивные

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные

- умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

- развивать навыки исследовательской и творческой деятельности;

- умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные

 - умение организовывать учебное сотрудничество  и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

- умение осознано использовать речевые средства

Личностные:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

-  формирование мировоззренческих понятий.

 Ресурсы:  видеоролик «Причины смуты в России», творческие мини-проекты, тестовые задания, карта «Россия в 17 веке», картины о событиях 17 века.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на экран. Перед вами ребус, который поможет нам определить тему урока.  Решим его мы с помощью учителя математики.

Учитель математики.

  1. Найдите значение выражения 100а² +b² при а=4  b=7   (1649)
  2.  Точку А (1650) переместили  вправо по координатной  прямой на 4 единичных отрезка.  Какая  теперь координата у точки А?  (1654)
  3. Решите уравнение: 1650-Х =37  (1613)
  4. Наименьшее натуральное чётное число возвести в 4 степень, полученное значение умножить на 100, а затем прибавить число, которое не является ни простым, ни составным. (1601)
  5. Какое из предложенных чисел делится на 3? 1661, 1662, 1663  (1662)
  6. Скорость сверхзвукового самолёта 4/9 м/с.  Найти расстояние, которое он пролетает за 4 секунды. (1676)

(Напечатанные задачи у каждого на рабочем столе)

Перед вами 7 задач. Решив каждую из них,  мы получим определённое число, которому соответствует  буква. Начинаем работать. Буквы вносим в таблицу.

1649

1654

1613

1601

1662

1645

1676

П

О

Р

Т

Р

Е

Т

Вы справились с заданием. Молодцы! Какое слово получилось?  ПОРТРЕТ

Учитель истории.

Итак, слово портрет.  Что мы видим на доске?  (Чистый лист в раме)

Осталось выяснить, чей это будет портрет. Ещё раз внимательно посмотрите на ребус. Что объединяет эти числа?   (Это ключевые даты 17 века)

Попробуйте сформулировать тему урока.

ПОРТРЕТ 17 ВЕКА.

А какова будет цель нашей работы?  Создать портрет.

У вас было задание. Представить творческие мини-проекты по 17 веку.  Сегодня мы будем их представлять. Мы вспомним и закрепим основные события, понятия, даты, явления.

Звучит тревожная музыка.

С каких событий начинается 17 век?

Что такое Смутное время?

Давайте посмотрим видеоролик «Причины смутного времени», который подготовили Тощакова А. и  Ванина А.

Просмотр ролика.

Какие же причины смуты выделяют девочки в видеоролике?

Какой процесс шёл в это время в России?

Что такое интервенция?

Какие страны приняли участие в интервенции?

Назовите правителей периода смуты.

Как вы представили  этот период? Нанесём на наш холст  первый элемент.  Кратко его прокомментируйте.

(На портрет наносят первый элемент.)

Перед вами тестовые задания. Подпишите свою фамилию. Выполните первые три задания.

(Работа с тестом. У каждого на столе задания.)

 (Даты на ребусе) 1613 год.

Что означает эта дата?  

Назовите первого царя из этой династии и годы его правления.

Кто был следующим правителем России?

Небольшое исследование по этой теме провёл Кузьмин И.

Представляет проект «Историки о первых Романовых»

А вот девочки творчески представили появление новой династии. Корпачёва Н. и Денисова Л. (на портрет наносят второй элемент)

Обратитесь  к тестам и выполните следующие три задания.

(Работа с тестом)

Учитель математики.

Задача:

В 1646 году в России дополнительной пошлиной были обложены активно использующиеся в быту товары. В том числе и налогом была обложена и соль, что вызвало её подорожание с пяти копеек до двух гривен (20 копеек) с пуда. Это стало причиной взрыва народного возмущения. На сколько процентов подорожала соль?

Гривна –

Пуд –

Решение.

Учитель истории.

О каком историческом событии шла речь в задаче?

Как историки называют 17 век?

 Докажите что это так?

Каковы причины народных выступлений?

Когда произошло окончательное закрепощение крестьян?

Это событие отразила Шамыкина А. (На портрет наносят третий  элемент

Представить « бунташный» век творчески попыталась Семёнова П. (На портрет наносят четвёртый элемент). Кратко характеризует работу.

Какое самое крупное выступление?

Литературно-музыкальную композицию о С. Разине  вы подготовили совместно с учителем музыки.

Литературно-музыкальная композиция «Стенька Разин»

(учитель музыки)

Три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены  многочисленные легенды, сказания, песни. Историки  анализируют  восстание, а кинорежиссёры, писатели, поэты, художники в своих произведениях пытаются отразить мысли и чувства этого человека.

(Читает ученик)

Вот как писал А.С. Пушкин о разинцах и Разине:

Как по Волге-реке, по широкой

Выплывала востроносая лодка,

Как на лодке гребцы удалые,

Казаки, ребята молодые.

На корме сидит сам хозяин,

Сам хозяин, грозен Стенька Разин,

Перед ним красная девица,

Полоненная персидская царевна.

А. В. Кольцов в стихотворении «Степан Разин» называет его солколом:

А по Волге, моей матушке,

По родимой, по кормилице,

Вместе с братьями за добычью

На край света летал соколом.

Марина Цветаева в стихотворении «Стенька Разин» даёт уже иную характеристику:

Ветры спать ушли - с золотой зарей,

Ночь подходит - каменною горой,

И с своей княжною из жарких стран

Отдыхает бешеный атаман.

А над Волгой - заря румяная,

А над Волгой - рай.

 И грохочет ватага пьяная:

«Атаман, вставай!»

Звучит музыка «Из-за острова на стрежень»

В одном из сражений С. Разин взял в плен дочь персидского главнокомандующего Мамед-хана, а потом якобы утопил её. Этому событию посвящена песня «Из-за острова на стрежень…» Мы представляем её вашему вниманию.

Песня «Из-за острова на стрежень…»

(исполняю ученики  и учитель  музыки)

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны,
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись  с княжной младой,
Свадьбу новую справляет
Сам веселый и хмельной.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провозжался,
Сам на утро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.

«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам!» -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

А княжна, закрывши очи,

Ни жива и ни мертва,

Молча слушает хмельные

Атамановы слова.

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну…

«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин её души!..»

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина  челны. 

Давайте проанализируем это произведение.

Вопросы классу.

1. Определите жанр песни? (народная песня)

2. Подберите эпитеты для этого произведения   (грустная, лирическая, эмоциональная,  волнующая, неравнодушная, личностная, сторическая…)

3.Для чего нужно такое произведение? Почему оно так долго живёт?

(Ученик)

«Вот сейчас на смертной плахе
Срубят голову мою,
И казацкой алой кровью
Чёрный пОмост я полью…

Ой, ты, Дон ли мой родимый!
Волга-матушка река!
Помяните добрым словом
Атамана-казака!..»

Вот и пОмост перед Стенькой…
Разин бровью не повёл.
И наверх он по ступеням
Бодрой поступью взошёл.

Поклонился он народу,
Помолился на собор…
И палач в рубахе красной
Высоко взмахнул топор…

«Ты прости, народ крещёный!
Ты прости-прощай, Москва!..»
И скатилась с плеч казацких
Удалая голова.

Спасибо. А сейчас  снова поработаем с тестом. Решите следующие три задания.

(Работа с тестом)

На экране картина «Боярыня Морозова»

Перед вами картина. Как она называется?

 Кто её написал?

Какие историческое событие положено в основу картины?

Как называется этот жанр в живописи?

Найдите на нашем ребусе дату, которая соответствует данному событию.

Церковный раскол творчески пыталась представить Овсиенко Ю. (На портрет

наносят пятый элемент). Кратко характеризует работу.

У нас был проект «Исторический жанр в живописи». Его подготовили Костина А. и Лаврентьева Е.

Картина «

Посмотрите на карту. Что происходит с территорией России в 17 веке?

Назовите землепроходцев.

Перед вами текст.

 

Текст «Экономика XVII века»

Существенной особенностью сельского хозяйства стало углубление его ___(1)___ в зависимости от  природных условий того  или иного края. Торговые отношения в стране расширялись.  Большое значение приобрели _____(2)_____.  В 1667 году был принят  _____(3)____, который устанавливал высокие пошлины для купцов иностранцев. Главной  особенностью развития торговли в XVII веке стало начало формирования ___(4)____, под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны.  Новым явлением в экономике стали  ___(5)____ - крупные промышленные предприятия, основанные на ручном производстве и разделении труда.  Они были _____(6)____ и ___(7)____.

Варианты ответа:

А) всероссийский рынок

Б) мануфактура

В) пошлина

Г) Новоторговый устав

Д) ярмарка

Е) казённые

Ж) приписные

З) частные

И) производство

К) специализация

Ответ занесите в таблицу:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

Чем характеризуется экономика 17 века?

А как называет В. О. Ключевский  17  век? ( это вопрос Илье) Почему?  

Нанесите элементы экономии на портрет ( На портрет наносят седьмой элемент)

Скажите, что вам запомнилось из темы «Культура 17 века»?

Театр.  ( На портрет наносят восьмой элемент)

А ещё существовал театр Петрушки. Слово Ковалёвой П.

Театр Петрушки появился в 17 веке. Петрушка-это перчаточная кукла, которая обычно была наряжена в красную рубаху, холщовые штаны и остроконечный  колпак с кисточкой. Традиционный театр Петрушки предполагал участие только одного актёра.  Позднее обязательным атрибутом стала  шарманка. Я представлю вашему вниманию сценку  о том, как Петрушка решает купить лошадь. Все атрибуты изготовлены мной при помощи родителей.

 Звучит музыка. Шарманка. Сценка. 

( На портрет наносят девятый элемент)

Работа с тестом

Итак, посмотрим на портрет, который у нас получился.  Каким же  предстал перед нами XVII  век?

Смутный, бунташный, новый, весёлый, разный, яркий,

 А можно ли сегодня увидеть черты того века?

Ярмарки, всероссийский рынок, театр, территория, помним имена деятелей.

Тест «Россия в XVII веке».

  1. К причинам Смутного времени не относится:

А) династический кризис;

Б) последствия политики Ивана IV;

В) ужесточение политики в отношении крестьян;

Г) создание стрелецкого войска

Ответ: _________

2.Вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

А) Дания и Норвегия;

Б) Речь Посполитая и Швеция;

В) Англия и Швеция;

Г) Турция и Крымское ханство

Ответ:  ________

  1. Установите правильное соответствие:

События

Даты

1) восстание И. И. Болотникова

А) 1601 – 1603 гг.

2) голодные бунты

Б) 1598  - 1605 гг.

3) первое ополчение

В) 1606-1607 гг.

4) правление Бориса Годунова

Г) 1611 г.

Ответ занесите в таблицу:

1

2

3

4

  1. Кто являлся основателем династии Романовых в России:

А) Алексей Михайлович;

Б) Михаил Фёдорович;

В) Пётр Алексеевич;

Г) Иван Васильевич.

Ответ: ____

  1. О ком идёт речь:

« Он являлся уравновешенным человеком, хотя иногда у него случались вспышки гнева. Отличался большой набожностью. Ещё в детстве пристрастился к чтению и был одним из образованнейших людей своего времени.  Страстно увлекался охотой, особенно соколиной. Он даже принял участие  в составлении руководства по этой охоте».

Ответ: __________________________

6.   Сословно-представительным органом власти являлся:

А) Боярская дума;

Б) Земский собор;

В)  приказы;

Г) избранная рада

Ответ:________          

  1. Какая дата является лишней в ряду и почему:

1645 г., 1648 г., 1662 г.,1670-1671 гг.

   

Ответ:_______________________________________________________            

  1. Современниками являлись:

А)  Алексей Михайлович и   Лжедмитрий I;

Б)  Алексей Михайлович и Степан Разин;

В)  Алексей Михайлович и Филарет;

Г) Алексей Михайлович и Марина Мнишек        

Ответ:__________

  1. Верны ли следующие утверждения:        

А) для увеличения доходов государства была введена дополнительная пошлина на соль;      

Б) Степан Разин организовал медный бунт;

В)  церковный раскол не являлся причиной бунтов в XVII веке      

Ответы занесите в таблицу:

А)

Б)

В)

10.   Расположите события в  хронологической последовательности:        

       А)  принятие Соборного Уложения;

              Б) Созыв последнего Земского Собора;

                В) начало правления Фёдора Алексеевича;

          Г) уничтожение местничества

Ответ занесите в таблицу:

1)

2)

3)

4)

11.Историческое полотно В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» воссоздаёт события связанные:

А) с крещением Руси;

Б) с церковным расколом;

В) со смутным временем;

Г) со стрелецким бунтом

Ответ:  ______

12. Что было одним из результатов русско-польской войны 1654 – 1667 гг.?

А) возвращение России смоленских и чернигово-северских земель

Б) потеря Россией выхода к Балтийскому морю

В) передача России Право бережной Украины

Г) потеря Россией новгородских земель.

Ответ:_______________

Решение задачи.

Текст «Экономика XVII века»

Существенной особенностью сельского хозяйства стало углубление его ___(1)___ в зависимости от  природных условий того  или иного края. Торговые отношения в стране расширялись.  Большое значение приобрели _____(2)_____.  В 1667 году был принят  _____(3)____, который устанавливал высокие пошлины для купцов иностранцев. Главной  особенностью развития торговли в XVII веке стало начало формирования ___(4)____, под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны.  Новым явлением в экономике стали  ___(5)____ - крупные промышленные предприятия, основанные на ручном производстве и разделении труда.  Они были _____(6)____ и ___(7)____.

Варианты ответа:

А) всероссийский рынок

Б) мануфактура

В) пошлина

Г) Новоторговый устав

Д) ярмарка

Е) казённые

Ж) приписные

З) частные

И) производство

К) специализация

Ответ занесите в таблицу:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

Я выполнила графическую работу. Здесь представлены главные действующие лица смутного времени.

Я представила церковный раскол.   В центре храм, который выполнен в двух цветовых гаммах. Две части , две цветовые гаммы символизируют  раскол церкви.  Представлены портреты патриарха Никона и протопопа Аввакума. И дата, разделившая церковь на «до и после»…

Новую династию мы решили представить с помощью символа царской власти – шапки Мономаха.  Постарались выполнить её ярко,  по царственному.  По бокам портреты Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Между ними надпись «Романовы».

Наш проект «Исторический жанр в живописи».   Мы выбрали 9 картин , которые отражают события 17 века. Среди них

  1. Найдите значение выражения 100а² +b²  при а=4  b=7
  2.  Точку А (1650) переместили  вправо по координатной  прямой на 4 единичных отрезка.  Какая  теперь координата у точки А?  
  3. Решите уравнение: 1650-Х =37  
  4. Наименьшее натуральное чётное число возвести в 4 степень, полученное значение умножить на 100, а затем прибавить число, которое не является ни простым, ни составным.
  5. Какое из предложенных чисел делится на 3? 1661, 1662, 1663  
  6. Скорость сверхзвукового самолёта 419 м/с.  Найти расстояние, которое он пролетает за 4 секунды. 

1.Найдите значение выражения 100а² +b² при а=4  b=7  

2. Точку А (1650) переместили  вправо по координатной  прямой на 4 единичных отрезка.  Какая  теперь координата у точки А?  

3.Решите уравнение: 1650-Х =37  

4.Наименьшее натуральное чётное число возвести в 4 степень, полученное значение умножить на 100, а затем прибавить число, которое не является ни простым, ни составным.

5.Какое из предложенных чисел делится на 3? 1661, 1662, 1663  

  1. Скорость сверхзвукового самолёта 419 м/с.  Найти расстояние, которое он пролетает за 4 секунды. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"

Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....

интегрированный урок по математике.История Астраханского кремля

Это обобщающий урок по теме "Действия с обыкновенными дробями". На котором учащиеся, решая примеры узнают новые сведения об Астраханском кремле...

интегрированный урок по математике и литературе

Связь математики с такими предметами как физика, химия, информатика, география очевидна. Труднее установить эту связь между литературой и математикой. На примере этого урока мы попробовали это сделать...

Интегрированный урок по математике и литературе

Так бывает тяжело соединить несовместимое. Мы с учителем литературы попробовали это сделать. Посмотрите........

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"

Разработка содержит исторические материалы военной тематики и  соответствующий подбор заданий по математике и литературе....

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...