Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока71 КБ
Файл Презентация к уроку2.46 МБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК “МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ”

Тема урока:  Математика в сказках

Класс: 5

Цели  урока:  

  • Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки,
  • Повторить и закрепить умения и навыки  работы с обыкновенными  дробями,
  • Воспитывать любовь к сказкам, развивать грамотную математическую речь

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть урока
  3. Рефлексия
  4. Итоги урока

Оборудование урока: рисунки,плакат, книга А.С.Пушкина “Сказки”, музыкальный центр,портрет  А.С.Пушкина, проектор персональный компьютер учителя

Ход урока:

Девиз урока:  слайд 2

                                 Что за прелесть эти сказки,

                                 Если в них решать задачки.

  1. Организационный момент

Учитель математики:

  • Дорогие ученики, мы сегодня повторим тему “Простые дроби”. И в этом нам помогут герои сказок нашего любимого писателя  А.С.Пушкина.

          Ученики вспоминают сказки А.С.Пушкина  , главных персонажей .

  • Сказки Пушкина учат нас не только дружбе, согласию, но и через героев проверяют нашу смекалку, развивают логическое мышление, воспитывают умение доводить до конца начатую работу.  слайд 3

Значит, главная цель нашего урока :

- Повторить обыкновенные  дроби, действия с дробями и смешанными числами через сказки.

      2. Основная часть урока

   Учитель:

      - Негде, в тридевятом царстве,  (слайд 4)

     В тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь Дадон.

     Смолоду был грозен он

     И соседям то и дело

     Наносил обиды смело,

     Но под старость захотел

     Отдохнуть от ратных дел

     И покой себе устроить.

     Тут соседи беспокоить

     Стали старого царя,

     Страшный вред ему творя,

     Чтоб концы своих владений

     Охранять от нападений,

     Должен был он содержать

     Многочисленную рать.

- Так сколько же было у царя Дадона

  В солдатах народа?    слайд 5

      В первом полку  - 56  взводов, а во втором полку  - 42  взвода. Если в каждом взводе по  10 человек, сколько народу служит в солдатах?

 Учитель : Ребята, какая это сказка? (выслушивается ответ) Правильно, “Сказка о золотом петушке”. Каждая сказка нас чему – то учит, дает нам урок, на что-то намекает, от чего-то предостерегает. Какой урок дает нам эта сказка?

Выслушиваются ответы учеников, сказка рассматривается до конца.

 Учитель :

     В этом  же царстве     слайд 6

     - Жил-был поп,

     Толоконный лоб.

     Пошёл поп по базару

     Посмотреть кой-какого товару

(  “Сказка о попе и о работнике его Балде “ )

Учитель :

- Смотрит, арбуз, дыня и тыква вместе стоят  200 рублей. Дыня стоит     всех денег , тыква стоит   дыни.  Поп купил самый дешевый товар. Так что же приобрел поп?  (Задача решается на доске)

Совместно  с учениками  вспоминается сказка.

- А какова же была заработная плата Балды?

       - Нет,- говорит Балда,-

     Теперь моя череда,

     Условия сам назначу,

     Задам тебе вражёнок , задачу.  слайд 7

Реши-ка пример.

- Ученики работают в группах.

                                                             

 

         Энергизатор “Кто ты?”

Учитель :

- Какова основная мысль этой сказки?

   А теперь давайте  вспомним сказку «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». (слайд 8 )  Эта сказка написана Пушкиным в Болдино. В её основе народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - одна из самых лиричных, гуманных, добрых пушкинских сказок. Основные мотивы – добро и зло, противопоставление красоты внешней и красоты душевной. Как же  начинается эта  сказка?

( Рисунок царя и царицы)

     -В ту пору войну была     слайд 9

     Царь с царицею простился,

     В путь- дорогу снарядился

И говорит ей:

Учитель:

- Сделай мне своими руками вышитый платочек. Смотря на этот платк, я буду вспоминать тебя.

         Ребята, а давайте  мы поможем царице с платком. У всех на партах леңат листочки, работаем на них. Если вы согласны с утверждением, то ставите  “+” , а если нет , то  “-”.   слайд 10

  1.  Нуль – натуральное число.
  2. Любое натуральное число записывается с помощью десяти цифр.
  3. В обыкновенных  дробях над черточкой записывается числитель, а под  - знаменатель.
  4. Любая  правильная  дробь больше любой неправильной дроби.
  5. Смешанным называется число, в состав которого входит натуральное число и неправильная дробь.
  6. Чтобы вычесть дроби надо от числителя отнять числитель, от знаменателя знаменатель.
  7. Дробная черта означает деление.
  8. Правильную дробь  можно показать в виде смешанного числа.
  9. Любая неправильная дробь больше 1.
  10. Любую неправильную дробь можно показать в виде смешанного числа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

+

-

-

-

+

-

-

+

  • Вот какой красивый вышитый платочек унас получился. А для проверки задания мы сейчас обменяемся тетрадями.

( Осуществляется взаимопроверка)

      - Ребята, а  вы внимательно читаете сказки? Давайте мы это проверим. В сказках очень часто встречаются числа. Они остались у вас в памяти? Сейчас прочитаем отрывки из разных сказок А.С.Пушкина, которые вы уже знаете, а вы попробуйте  вспомнить какие числа пропущены.

Учитель :

     Но царевна молодая,    слайд 11

     Тихомолком расцветая,

     Между тем росла,росла,

     Поднялась и расцвела:

     Белолица, черноброва,

     Нраву кроткого такого.

     И жених сыскался ей,

     Королевич Елисей.

     Сват приехал,царь дал слово,

     И приданое готово:

     ... торговых городов

     Да ...  ...   тремов.  

     

               *    *   *

     Братья милую девицу      слайд 12

     Полюбили. К ней в светлицу

     Раз лишь только рассвело,

     Всех их  ... вошло.

                *   *   *

     Сотворив обряд печальный,   слайд 13

     Вот они во гроб хрустальный

     Труп царевны молодой

     Положили и толпой

     Понесли в пустую гору,

     И в полночную пору

     Гроб её к  ...  столбам

     Осторожно привинтили.

- Молодцы , дети. А теперь расскажите, как королевич Елисей спасает свою невесту? К кому он обращается с просьбой о помощи?     слайд 14

- Как заканчивается сказка? Какие мысли и чувства вызывает у вас конец сказки?

А теперь давайте вспомним еще одну , очень хорошо вам известную сказку Александра Сергеевича Пушкина  “Сказку о рыбаке и рыбке”

        

     - Жил старик со своею старухой

     У самого синего моря;

     Они жили в ветхой землянке

     Ровно  … лет и … года.    слайд 15

Учитель :

- Правильно, дети. Они 33 года жили у синего моря и старик всё это время ловил рыбу. Всего один раз ему повезло поймать золотую рыбку. А вы знаете, оказывается в этом море плавало пять разных золотых рыбок. Какую же рыбку поймал старик?   слайд 16

* бело-золотая рыбка  - кг

* серо-золотая рыбка –  кг

* чёрно-золотая рыбка – 1 кг

* рыже-золотая рыбка –  кг

* пёстро-золотая рыбка –  кг

Старик поймал самую лёгкую рыбку. Которая рыбка попалась в сети рыбака?

Учитель:

- Почему старуха оказалась  у разбитого корыта? Чему учит нас эта сказка?

  1.  Рефлексия    слайд 17
  • Ребята,  сегодня вам на уроке понравилось?
  • Что особенно понравилось, а какую часть урока вы бы пропустили?
  • Какое у вас сейчас настроение?

  1. Итоги урока

- Ребята, мы сегодня повторили обыкновенные дроби через сказки. Вы были очень активными, все очень старались. Всем спасибо.

Выставление оценок, домашнее задание. 

Список литературы:

  1. Математика. Н.В.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд  Казан, “Мәгариф” нәшрияты,2007

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по математике и литературе Математика в сказках

Слайд 2

Что за прелесть эти сказки, Если в них решать задачки . 2

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин 3

Слайд 4

4

Слайд 5

Так сколько же было у царя Дадона В солдатах народа? 5

Слайд 6

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой -какого товару 6

Слайд 7

Нет,- говорит Балда,- Условия сам назначу, Тепер ь моя череда, Задам тебе вражёнок , задачу. 7

Слайд 8

8

Слайд 9

В ту пору войну была Царь с царицею простился, В путь- дорогу снарядился И говорит ей: 9

Слайд 10

Нуль – натуральное число. Любое натуральное число записывается с помощью десяти цифр. В обыкновенных дробях над черточкой записывается числитель, а под - знаменатель. Любая правильная дробь больше любой неправильной дроби. Смешанным называется число, в состав которого входит натуральное число и неправильная дробь . Чтобы вычесть дроби надо от числителя отнять числитель, от знаменателя знаменатель. Дробная черта означает деление. Правильную дробь можно показать в виде смешанного числа. Любая неправильная дробь больше 1. Любую неправильную дробь можно показать в виде смешанного числа. 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + + - - - + - - +

Слайд 11

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла,росла, Поднялась и расцвела: Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал,царь дал слово, И приданое готово: ... торговых городов Да ... ... тремов. 11

Слайд 12

Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз лишь только рассвело, Всех их ... вошло. 12

Слайд 13

Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили и толпой Понесли в пустую гору, И в полночную пору Гроб её к ... столбам Осторожно привинтили. 13

Слайд 14

14

Слайд 15

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно … лет и … года. 15

Слайд 16

Какую рыбку поймал старик? 16

Слайд 17

Сказка – ло жь , да в ней намек Добрым молодцам урок. 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Математика  настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...

Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы «Нет милей чудес, чем наш русский лес»

Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы «Нет милей чудес, чем наш русский лес»...

интегрированный урок по математике и информатике в 9 классе

Конспект b презентация интегрированного  урока по  математике и информатике в 9 классе по теме " Графический способ решения систем уравнений. Работа в программном комплексе Excel"...

интегрированный урок по математике и экологии в 6 классе : Решение экологических проблем в Иркутской области с помощью действий с отрицательными и положительными числами».

-УМК для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурга.1. Тема урока: Решение экологических проблем ...