Главные вкладки

    Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
    план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

    Математика  настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.

    Общие задачи интеграции выстроились следующим образом:

    • создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;
    •  активизировать знания учащихся, полученные по предмету в практической ситуации;
    • познакомить детей с различными применениями полученных знаний, умений и навыков;
    • умножить знания в области названных предметов;
    • развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy.docx68.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:

    «Решение физических задач с помощью линейных уравнений».

    Учитель математики Вакина Лидия Николаевна

    Цель: использование математических методов для решения задач физического содержания.

      Задачи:  

    образовательная:    

    - повторить  взаимосвязь таких физических величин как масса, плотность, объем, скорость, время, путь;

    - повторить единицы измерения этих величин (основные и производные);

    - закрепить навык решения физических задач с данными величинами;

    - научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;

    развивающая:

    - развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ);

    - развитие познавательного интереса к предметам;

    - развитие психических процессов (развитие внимания, памяти, речи);

    воспитательная:

    - сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания;

    - развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)).

    Ход урока:

    1.  Вводная часть

    На доске написаны слова:                 МАТЕМАТИКА         ФИЗИКА  

    Учитель: На доске записаны два слова: физика и математика, они написаны здесь неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга, нельзя обойтись.

    Поэтому эпиграфом к уроку выбрано высказывание М.В.Ломоносова:

    Математика - царица всех наук, но служанка физики...

    Начнем урок с разминки:

    І. Разминка

    1. Выберите строку, в которой записано уравнение:

    1) 35 – 4(6 – 3) = 23

    2)   35 – 4(6 – х)
    3)   35 – 4(
    х – 3) = 23
    4)   35 – 4(6 – 3)

    2. Какое из чисел является корнем уравнения   – 3х = 48?

    1)    16
    2)   -16
    3)    52
    4)   -154

    3. Для какого из уравнений число 1 является корнем?

           1)   3х – 4 = 12
          2)  
    х + 5 = 7
          3)   6
    х + 2 = 8
          4)   6 –
    х = 8

    4. Раскройте скобки: 5а + (4b – c)

    1) 5a – 4b + c
    2) 5a + 4b – c
    3) 5a – 4b – c
    4) 5a + 4b + c

    5. Раскройте скобки: 2а – (3b – c)

    1) 2a – 3b + c
    2) 2a – 3b – c
    3) 2a + 3b + c
    4) 2a + 3b – c

    6. Приведите подобные слагаемые: 2а + 7а + 4а – 11а

                           1)  2а + 2
                          2)  2
                          3)  2а
                          4)  4а

    7. Приведите подобные слагаемые: 13х – 4 – 4х + 2

                        1) 9х - 6
                       2) 9х - 2
                       3) 17х + 2
                       4) 7х

    Ответ: 3,2,3,2,1,3,2

    ІІ. Самостоятельная работа (дифференцированно по выбору учащихся) на карточках

    1 уровень

    І вариант                              ІІ вариант

    2х = 6                                     4х = 12

    -3х – 2 = 7                              2х + 1 = -5

    4х + 4 = 2х + 8                      -2х – 4 = х - 10                                              

    2 уровень

    І вариант                              ІІ вариант

    5х + 2 = 3х + 8                       -3х – 4 = х - 16

    (2х + 3) – ( 3х + 5) = 1           (4х – 1) – (2х – 3) = -8                                  

    -2(3х – 1)  = -2х – 10               3(2х + 4) = 4х + 16          

    3 уровень

    І вариант                              ІІ вариант

     (4х + 1) – ( 3х + 4) = 0           (3х – 4) – (2х – 1) = 0                                  

     2(4х – 3)  = 5х – 15                 3(х + 2) = 4х + 9

    - (х +4) + 2( х – 3) = - 8          (2х – 4) – 3( х + 1) = - 9

    Ответы: 3,-3,2

    ІІІ. Физкультминутка

    Дружно с вами мы считали, уравнения решали,

    А теперь мы улыбнемся,

    Подмигнем слегка друг другу,

    Вправо, влево повернемся

    И кивнем затем по кругу.

     Все в работе победили,

    Вверх взметнулись наши руки.

    Груз забот с себя стряхнули,

    Молодцы, вы отдохнули.

    Учитель: Итак, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин S, ѵ, t   с помощью линейных уравнений. 

    ІV. Блок повторения

    1.Работа по составлению формул.

    Учитель: Выясним, какова взаимосвязь между этими величинами? Перед вами карточки с физическими величинами. Как найти путь S ?

    (Каждый ученик составляет формулу, и записывают в тетрадях).

    Учитель:  Проверьте друг друга. Выразите  t.

     (Каждый ученик составляет формулу, и записывают в тетрадях).  

      Учитель:  Проверьте друг друга. Выразите   .

      (Ученики составляют формулы, записывают в тетрадях; проверяют друг друга в парах).

     Учитель: Эти формулы помогут нам при решении задач. Заполняем оценочный лист.

    Ответы без ошибок – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла. 2 ошибки – 1 балла, 3 ошибки-0 балл.

    2. Знание единиц измерения.

    Учитель:  А теперь возьмем группу физических величин  S, t. и вспомним единицы измерения этих величин. Необходимо соединить стрелочками физическую величину с ее единицей измерения.                

       ДОСКА:                                       

                                         Ч                        

    V                                  мин                       Какие из этих                    

                                        С                             величин                              

    t                                   км/ч                      измерения                        

                                        м                            основные                            

    S                                  м/с                         (с, м, м/с)                              

                                        Км                                                                        

    Учитель:  Заполняем оценочный лист.

    Правильно составили соответствие – 2 балла, составили с ошибкой – 1 балл, не нашли соответствия – 0 баллов.

    3. Перевод единиц измерения в СИ.

    Учитель:  Теперь переведите единицу измерения в СИ.

    1.

    36 км/ч

    10 м/с

    2.

    360 км

    360 000 м

    3.

    0,5 ч

    1 800 с

    Учитель:  Заполняем оценочный лист.

    Правильно перевели – 3 балла, составили с 1 ошибкой – 2 балл, с 2 ошибками – 1 балл, если не смогли-0 ошибок.

    V. Решение задач.

    Учитель: Теперь переходим к решению задач.

    Задача №1: Одна машина двигалась равномерно со скоростью 54 км/ч в течении 10 секунд и прошла такой же путь, как и вторая за 15 секунд. Какова скорость второй машины?

    В: Какой процесс описывается в задаче (процесс движения)

    В: Какие физические величины характеризуют этот процесс (,t,S)

    - Заполним данные задачи в таблицу (все ученики на листах; один на доске)

    t

    S

    I

    54  км/ч

    10 с

    =

    путь

    равный

    II

    Х

    15 с

    В:  Можно ли правильно решить задачу в различных единицах измерения?

    О: НЕТ

    В: Как можно выразить 54 км/ч в м/с?

    54 км/ч = = 15 м/с

    - Составляем линейное уравнение:

    15·10=15·х

    150=15·х

    х==10 м/с

    Ответ: скорость второй машины равна 10 м/с.

    Учитель:  Итак, решим следующую задачу.

    Ученик читает:

    В лесу мимо пня, на котором сидел серый волк из мультфильма « Ну, погоди!» в 20.00 пробежал заяц со скоростью 50 км\ч. Через некоторое время в 20.06 серый волк пустился в погоню со скоростью 65 м/ч. Сколько времени понадобиться волку, чтобы догнать зайца?

    В: Какая физическая величина известна (скорость)

    Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией

    (Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который пробежали заяц и серый волк.)

        Доска: t зайца.=2000                                                                        t серого волка =2006 

                       ПЕНЬ                             S                                         ВСТРЕЧА волка с зайцем

                       

    В: Какой путь S, пробежал каждый?

        (S путь - равный)

    B  Что можно сказать о времени t?      

         (t  движения серого волка на 6 мин. больше)

    В:  Можно ли правильно решить задачу в различных единицах измерения?

    О: НЕТ

    Как можно выразить 6 мин. в часах?

    (Ученик на доске)    

    Заполним таблицу.

    t

    S

    Заяц

    х + 0,1

     путь

    равный

    Серый волк

     х ч

    - Какое время возьмем за Х? (наименьшее – время движения серого волка)

    - Тогда какое время был в пути заяц? (на 0,1 ч больше, т.е. Х+0,1 ч)

    - Запишем это в таблицу.

    В:  Какое слово поможет составить уравнение?(равный).

    Составляем линейное уравнение, записываем его в тетради и решаем:

    50· (х + 0,1) = 65·х

    50х + 5 = 65х

    50х - 65х = -5

    -15х = -5

    х = -5 : (-15)

    x =

    Результат переведем в единицы СИ и запишем ответ задачи.    

     (ч) =  20 мин.

    VІ.  Итог урока

    Учитель:  Сегодня на уроке мы с вами определили какая  взаимосвязь существует между такими физическими величинами как скорость, время, путь; повторили единицы измерения этих величин (основные и производные); закрепили навык решения физических задач с данными величинами; научились решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений;

    VIІ. Домашнее задание

    VIIІ. Рефлексия

    По окончании урока школьники оценивают свое эмоциональное состояние по Шкале настроения. Им предлагается выбрать смайлики:

    У меня плохое настроение         Я равнодушен ко всему         У меня хорошее настроение

                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

    Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

    Интегрированный урок ( математика +история) в 7 классе по теме "Решение задач с помощью уравнения"

    вырабатывать навыки  Материал приурочен к году Истории. Данная методическая разработка в интересной форме позволит : закрепить навык составления уравнения по тексту задачи, умения решать...

    Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе по теме: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

    Данный урок "Решение физических задач с помощью линейных уравнений" был проведен в рамках городского семинара для учителей физики и математики «Интеграция уроков физики и математики ка...

    Урок по математике для 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»

    Урок по математикедля 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»...

    Технологическая карта урока математики (ФГОС) в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнения»

    В материале представлена технологическая карта урока в 5 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений". Конспект составлен с учетом требований ФГОС ООО....

    Разработка урока по математике для учащихся 8 класса по теме: «Решение систем неравенств с одной переменной»

    Материал урока входит в систему уроков по теме "Неравенства с одной переменной и их системы". Умение решать неравенства с одной переменной и их систем является одним из важных требований математическо...

    Урок-презентация проектных работ по алгебре на тему «Решение задач с помощью линейных уравнений» (7 класс)

    Повторение основного теоретического материала по решению уравнений, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; ознакомление детей с этапами проектной деятельности....