интегрированный урок по математике и экологии в 6 классе : Решение экологических проблем в Иркутской области с помощью действий с отрицательными и положительными числами».
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Пономаренко Наталья Геннадьевна

-УМК для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурга.

1. Тема урока: Решение экологических проблем в Иркутской области. Действия с отрицательными и положительными числами».

 2. Тип урока: Интегрированный урок.

3. Цели урока: 

Образовательные:

Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса: математики и экологии;

Повторение основополагающей темы 6 класса «Проценты»;

Закрепить действия с положительными и отрицательными числами;

Применить знания при решении задач с экологическим содержанием;

Применение теоретических знаний на практике, закрепление навыков работы с дополнительной литературой, краеведческим материалом;

закрепить у обучающихся умение и знания решения практических расчётных задач.

Развивающие:

Развитие мышления и предметной речи, расширение кругозора, формирование целостного представления о мире.

Продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;

Повышение любознательности ребят, стремление к использованию приобретённого на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Воспитательные:

воспитывать у обучающихся, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе.

Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.

4. Методы и приёмы обучения:  работа в группах, информационные и коммуникативные технологии.

5. Наглядность, ТСО: компьютер, ноутбук-4 шт., модем-4 шт., проектор, экран, физическая карта Иркутской области,  конверты (карточки с заданиями), экологические лист, буклеты,  листовки, презентация урока.

Время: 2 часа

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок 78 КБ

Предварительный просмотр:


Управление образования и администрации Тайшетского района

Иркутской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета

Мастер класс

НОМИНАЦИЯ

««Интеграция на уроках математики»

 

                              Автор:

              учитель математики      

                                   Пономаренко Наталья Геннадьевна

                           

г. Тайшета, 2014г.

Интегрированный урок (математика  + экология) по теме «Решение Экологических проблем в Иркутской области. Действия с отрицательными и положительными числами». 6-й класс 

-УМК для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурга.

1. Тема урока: Решение экологических проблем в Иркутской области. Действия с отрицательными и положительными числами».

 2. Тип урока: Интегрированный урок.

3. Цели урока:  

Образовательные:

Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса: математики и экологии;

Повторение основополагающей темы 6 класса «Проценты»;

Закрепить действия с положительными и отрицательными числами;

Применить знания при решении задач с экологическим содержанием;

Применение теоретических знаний на практике, закрепление навыков работы с дополнительной литературой, краеведческим материалом;

закрепить у обучающихся умение и знания решения практических расчётных задач.

Развивающие:

Развитие мышления и предметной речи, расширение кругозора, формирование целостного представления о мире.

Продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;

Повышение любознательности ребят, стремление к использованию приобретённого на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Воспитательные:

воспитывать у обучающихся, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе.

Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.

4. Методы и приёмы обучения:  работа в группах, информационные и коммуникативные технологии.

5. Наглядность, ТСО: компьютер, ноутбук-4 шт., модем-4 шт., проектор, экран, физическая карта Иркутской области,  конверты (карточки с заданиями), экологические лист, буклеты,  листовки, презентация урока.

Время: 2 часа

На доске  высказывания:

 «Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её».

                                                                                                                 И.С.Тургенев.

Кто память не сберег –

Забытым вижу,

Кто сохранил –

При жизни вечным стал.

Потомки,

Вас я заклинаю трижды,

Любите и храните мой край.

                                       (И.Лившиц) (слайд 2)

Ход урока

 I.Организационный момент.

   Подготовительный этап:

а) класс заранее разделён на 2 команды по 9, каждая команда придумывает  название, девиз, эмблему.

б) оглашение правил игры:

В игре участвуют две команды.Каждая команда выполнит ряд заданий

За каждое правильное   правильный ответ на вопрос команда получит звезду

На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса.

 Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников.

Вопросы выбираются по очереди каждой команде.

В конце занятия в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. ( Слайд4)

в) ход игр

II. Ход игры:

Вступление. На сцену выходят ведущие: учитель географии, учитель математики и ученица в костюме — «Земля». ( Слайд3)

Математик: — Сегодня мы проводим необычный  урок в рамках изучения предметов географии, математики и экологии ...

Географ: - Наша точка соприкосновения — планета «Земля». География изучает её живые организмы.

      Математик:– это не только наука цифр, формул и вычислений, но и наука, которая непосредственно участвует в сохранении, размножении и стабильной динамики различных видов живой природы. Позволяет рассчитать процентное содержание выбросов различных газов в атмосферу, количество редких и исчезающих видов растений и животных. Ведь отрицательные числа показывают изменение и уменьшение видов, а положительные увеличение видов занесенных в Красную книгу. Поэтому география и математика непосредственно взаимосвязаны друг с другом.

Географ: — а география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.

Математик: — Поэтому наш урок мы назвали экологическим.

Земля: — (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части , 3 из них — вода, а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на 3 части , 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля, занятая естественными природными сообществами. Невольно приходят на память слова: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Географ: Добрый день, дорогие друзья, учителя и гости! Если вы желаете побыть в дружеской атмосфере, приятном окружении, в кругу умных, эрудированных, находчивых учеников 6 класса нашей школы, то присоединяйтесь к нам и смотрите проект « Экология в цифрах»

Математик: - На нашем экологическом уроке присутствуют две команды – «Земля» и «Вода».

Математик: Приветствуем этих смельчаков! ( Звучит музыка)

       Географ:

         В игре участвуют две команды.

Каждая команда выполнит ряд заданий

За каждое правильное   правильный ответ на вопрос команда получит звезду

На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса.

 Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников.

Вопросы выбираются по очереди каждой команде.

В конце занятия в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. ( Слайд4)

Задание: каждой команде требуется выбрать капитана и придумать  девиз на экологическую тему…

Географ: - Команд ждёт много испытаний. Наши смельчаки должны продержатся дольше в  проекте, пока их 2-х команд не победит одна.

Математик:- И тогда Госпожа Экология определит, кто заслуживает наивысшею оценку « Лучший эколог»

     Представления команд.

    Первое задание:   « Сложи пословицу» (слайд 5).У каждой команды на столе лежит конверт с  номером 1 . Пока звучит музыка вам нужно за 1 минуту записать   из этих слов  пословицу на листе,  капитаны команд вывесят пословицу  на доску.
(И у берёзы слёзы текут, когда с неё кору дерут.) (слайд 6). Музыка.

    За правильный ответ команда ________ получает звёздочку.

  Второе задание: - Вам за 1 минуту надо решить задачу: В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России? Своё решение запишите на листах, и капитаны команд вывесят их на доску. Музыка.
Решение: 250:0,005=50000(га) - вся площадь земельных угодий. (Слайд 7,8).

За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

  Третье  задание:-  А знаете ли Вы? ( Сообщение об отходах) (слайд 9)

Четвёртое задание:  Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по г. Братску  составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах. ( Слайд 10) Своё решение запишите в экологических листах, и капитаны команд вывесят их на доску. Музыка.
За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

 Пятое  задание:-  А знаете ли Вы? ( Сообщение по г. Братску) (слайд 11)

Географ: на сегодняшний день г. Братск самый загрязнённый город России. В воздухе Братска содержится вся таблица Менделеева, а в январе 2013года в городе прибавились новые запахи, братчане очень обеспокоены экологической обстановкой в городе, инициативная группа братчан обратилась к Правительству Иркутской области за разъяснением:  на сегодняшний день начата реконструкция очистных сооружений ЦБК и алюминиевого завода Братска, которая должна изменить экологическую обстановку. На территории Тайшетского района должно продолжиться строительство алюминиевого завода и анодного производства, жители города и района, считают, что это производство нанесёт вред окружающей среде и здоровью населения.

Ученица:

Тайшет, 4 апреля 2013 года - Строительную площадку посетили представители инициативной группы, совета женщин и совета отцов, а также члены организации ветеранов Тайшетского района. Директор анодной фабрики Василий Соболев показал гостям, где будут размещены основные цеха будущего алюминиевого завода. Сейчас строительные и монтажные работы на площадке не ведутся, но необходимое оборудование для предприятия поступает. Участники экскурсии увидели контейнеры с современным газоочистным оборудованием зарубежного производства. Также Василий Соболев показал место размещения будущего анодного производства, которое находится на площадке алюминиевого завода. Жителей Тайшета интересовало абсолютно все: площадь предприятия, какую продукцию будут выпускать металлурги, экологические аспекты проекта, количество рабочих мест и возможность подготовки местных специалистов. На все вопросы они получили подробные ответы.

  Физкультурная минутка: посмотрели на доску и прочитали слово «В ПРИРОДЕ», повернули голову на право - «НЕТ», назад – «НИЧЕГО»,  налево – «БЕСПОЛЕЗНОГО», нагнули голову вперёд – назад, поработали пальцами.      

  Шестое задание: Задача. Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса. Ежегодно уничтожается площадь тропического леса равная площади Великобритании.

 В Красную книгу занесено много различных цветов и трав, которым грозит уничтожение. Сейчас мы узнаем название только одного из них, решив примеры и с помощью ключа расшифровав  название. ( Командиры  вывешивают название цветка на доску)

-4

1

104,5

-8,37

0,25

2,5

19,39

-154,5

7,5

1,2

-104,5

4,8

п.

г

о

к

и

ж

н

с

н

д

е

у

-0,8 * 5= - 4                    (п)          

-1,045 *(- 100) = 104,5   (о)          

6: 5 = 1,2                   (д)          

-129,5 +(- 25) =-154,5        (с)          

75: 10 = 7,5               (н)            

1,045:(- 0,01) = -104,5   (е)            

7,5: 3 = 2,5               (ж)            

20+(-10,39) = 19,39    (н)          

25: 100 = 0,25           (и)          

-7 – 1,37 = -8,37           (к)            

 Подснежник (Слайд 12,13,14) Музыка.

За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Седьмое задание: Птицы – наши друзья и помощники. Одна синичка уничтожает до 600 гусениц в час, мухоловка – около 5 тысяч в день.

1. Хотите узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник? Для этого

1) Из первой строки выберите наименьшее число(-1,15),

2) Из второй строки выберите наибольшее число (-2,45),

3) Сложите их (-1,15+(-2,45)=-3,6),  

4) Полученный результат умножьте на число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим(3,6*(-2,5)=9) Музыка.

      Итак, наш ответ -  необходимая высота в метрах.

7,32

-1,15

1,945

-2,45

2,255

1,9999

5,8

0,39

-2,5

Если сложить числа на отмеченной диагонали, то мы узнаем, сколько сосен можно сохранить, собрав всего 1 тонну макулатуры. (10 сосен). ( Слайд 15)

За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Восьмое задание:

Задания для капитанов

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 63.2

Сосна –82.8

Тополь – 75.6

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

 15.2*8 –(48.6+9.8)  (Слайд 16)

Пока капитаны решают пример.

Сообщение « Экология Байкала» (слайд  17)

А знаете ли Вы?   (сообщение о вырубке лесов на территории Иркутской области).

Ученица:

Общий ущерб, нанесённый незаконной вырубкой леса на территории Иркутской области, оценивают в 1,2 миллиарда рублей. Наиболее криминальные  районы области, где количество незаконных случаев  вырубки леса рекордно. Это Нижнеилимский, Нижнеудинский, Усольский, Чунский и в том числе и Тайшетский район. На сегодняшний день общий размер лесного фонда области составляет 69,4 миллионов гектар. Официально в 2012 году в регионе было заготовлено 25 миллионов кубометров леса. В области предлагается ввести режим ЧС на основании нарушения экологического равновесия в результате незаконных вырубок леса

Девятое задание: Каждой  команде по очереди будут задаваться вопросы, время на раздумывания 2 секунды: За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Задача 1. Байкальский ЦБК  ежедневно сбрасывает в Байкал 120000 кубометров сточных  вод, содержащих значительные концентрации взвешенных веществ, нитратов, фосфатов, фенолов, сульфатов, серосодержащих веществ, производных лигнина, тяжёлых металлов и хлорорганических соединений. Сколько загрязненной воды поступает за час? (слайд18,19) Музыка.

Задача 2. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? (слайд 20) Музыка.

Задача 3. Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет проложить в лесу брошенный полиэтиленовый пакет? (130 лет) (слайд 21)

Ученица:А знаете ли Вы?

К великому сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. И в прошлом, и в настоящем всегда были и есть люди, которые с маниакальной настойчивость стремятся создать противоестественный союз озера Байкал с промышленным комплексом. Позорным памятником их усердию стал пресловутый Байкальский ЦБК, отравляющий вокруг себя воду, воздух и землю. Странный спор о том, насколько сильно выбросы БЦБК влияют на Байкал, по меньшей мере,  неуместен, поскольку берега Байкала просто не место для нахождения на них каких-либо промышленных объектов. Горят и вырубаются леса в национальных парках, застроены берега некогда жемчужины западного берега Байкала бухты Песчаной, изувечены турбазами берега Малого Моря, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища вандалов усеивают берега Байкала мусором... (слайд 22-23)

Задача 4. Сколько лет требуется для восстановления еловых лесов после сплошной вырубки?

а ) 2-5 лет;  б ) 10-15 лет;   в ) 100-150 лет. ( слайд 24) Музыка.

Задача 5. Огнедышащая гора ( вулкан ). Музыка.

Задача 6. Умение на местности определять стороны горизонта (ориентирование). Музыка.

Десятое задание. Остался последний забег – «SOS» из текста, выписать, какие экологические проблемы существуют у нас в Иркутской области.

III. Домашнее задание: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». И поэтому домашнее задание будет необычным – придя домой, посмотри на свою улицу и наведи порядок у своего дома, если рядом живут пожилые люди, помоги ветеранам, организуй для помощи своих друзей и природа улыбнётся тебе. Математика: составь и реши задачу с экологическим содержанием.

Итог урока: каждая команда подсчитывает количество полученных «звёздочек» и капитаны называют их число, выявляется команда – победитель, по мнению ребят, гостей выбирается «Лучший эколог». Награждение  команды – победительницы и самых активных учащихся.

 РЕФЛЕКСИЯ.

Перед вами трафареты красных и жёлтых яблок, если вам понравился урок, то на «ДЕРЕВО», на доске, прикрепите КРАСНОЕ ЯБЛОКО, нет-ЖЁЛТОЕ ЯБЛОКО.

СПАСИБО             РЕБЯТА               ЗА             УРОК!

Литература:

1.Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004.

2.Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с

3.Михайлов А.В., Шамов Ю.А., Мироненко В.Ф. Экология в цифрах и фактах. Хрестоматия. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 171 с.

4.Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.

5.  http://irk-ldpr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=106&Itemid=2

 6.http://wikipedia.tomsk.ru/ru 

7.http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/17/76/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»

Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...

Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"

Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...

Обобщающий урок по математике в 6 классе по теме "Все действия с отрицательными и положительными числами"

Обощающий урок по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление чисел с разными знаками." Урок в 6 классе. Урок - исследование. Путешествие в историю родного края....

Урок-зачет «Бизнесмен» по теме «Действия с отрицательными и положительными числами».

В последнее время стали модными деловые игры с математическим содержанием. Их правила описаны во многих источниках литературы, но готовых разработок нет.Цели:Закрепление навыка решения текстовых...

Тренажёр по теме "Действия с отрицательными и положительными числами"

  Интерактивный тренажёр «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами» создан с помощью программы Smart Notebook 10 (для      интерактивной ...

Интегрированный урок английского языка и экологии 8 класс. Тема: «Земля и люди» Фрагмент урока.

Представленный фрагмент интегрированного  урока английского языка и экологии может помочь в проведении подобного урока любому учителю английского языка....

Интегрированный географии и математики урок по теме: "Действия с отрицательными и положительными числами на уроках географии и математики" 6 класс

Данный урок позволяет сформировать представление о средней температуре воздуха  и амплитуде температур, а так-же закрепить навыки в выполнении действий с отрицательными и положительными числами....