интегрированный урок по математике и литературе
методическая разработка (алгебра, 10 класс) по теме

Котельникова Надежда Борисовна

Связь математики с такими предметами как физика, химия, информатика, география очевидна. Труднее установить эту связь между литературой и математикой. На примере этого урока мы попробовали это сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_integrirovannogo_uroka.pptx58.7 КБ
Файл prezentaciya.pptx194.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЧИСЛО ЕСТЬ СЛОВО НЕИЗРЕЧЁННОЕ» …БОГОМ КАЖДОГО ЗВУКОРЯДА БЫЛО ЧИСЛО. В.ХЛЕБНИКОВ . План интегрированного урока Преподаватель математики Котельникова Н.Б . Преподаватель литературы Касаткина Е.А.

Слайд 2

Тип урока : урок применения знаний на практике. Форма урока: урок-исследование, интегрированный бинарный урок. Оформление и оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор. На экране — название темы, эпиграф, цитаты. Творческая работа учащихся. Текст стихотворения, формулы. Цели урока: Развитие познавательного интереса к обучению. Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления. Формирование творческих способностей. Задачи урока: Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в различных ситуациях. Учить отстаивать свою точку зрения. Формировать художественный вкус. Обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка. Учить синтезировать знания, сравнивать, находить общее, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы. Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителей . Учитель математики : Математика связана со многими предметами: физикой, химией, спецпредметами . Труднее всего установить эту связь с гуманитарными предметами, в частности с литературой. Учитель литературы : Да, проще всего установить связь предметов «Литература» и «Математика» с историей развития человечества. Сегодня мы наглядно попробуем продемонстрировать, как знания, полученные на одном уроке, возможно интегрировать по отношению к другому уроку. В быту мы и не замечаем слияния в нашем сознании приобретённых знаний. Учитель математики : Можно привести множество примеров подобной связи: во многих художественных произведениях писатели пользуются мерами длины (миля, аршин, верста), веса (пуд, фунт) и т. д. Это старые единицы измерения, и иногда интересно перевести их в современные измерения. ПРИМЕР ИЗ РОМАНА ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Слайд 3

Учитель литературы: Цифры и числа в языке находят выражение в имени числительном. Обычно имя числительное выполняет две функции: информативную и экспрессивную. Каждое число имеет своё значение. Например, фольклорно-евангельское число «3» означает ТРИ ДОРОГИ, ТРИ СЫНА,ТРИ ВСТРЕЧИ и т.д. Учитель математики : В устном народном творчестве – сказках, былинах, пословицах, поговорках—часто встречаются числительные. Попробуем вспомнить. (Одна голова хорошо… ; Один в поле не воин; Семеро одного не ждут; Семь раз отмерь…; Старый друг лучше новых двух; Третий лишний и пр.) Учитель литературы : В нашей жизни всё взаимосвязано, всё взаимозависимо. Философ Сергей Волконский в книге «Быт и бытиё» писал: «Чёт — быт, нечёт — бытиё». Нечётность символизирует собой непрекращающийся процесс, незавершённость, постоянное продолжение. Символисты выражают мысли и чувства в основном через символы. Например, как много значит число 12 в одноимённой поэме Блока! Можно отметить, что авторы используют символику, чтобы создать и лучше раскрыть образы своих героев. СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О СИМВОЛИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЧИСЕЛ. Учитель математики : Великий Гёте писал: «Величие человека в том, что он единственное из творений, способное превратить мгновение в вечность, точку в пространство». И нам хотелось бы знать больше о древних философах, математиках, мыслителях, но сквозь века часто доходят весьма скудные сведения. Так, о жизни замечательного древнего математика Диофанта можно узнать из энциклопедии да из надписи на его гробнице. СООБЩЕНИЕ О ДИОФАНТЕ. НАДГРОБНАЯ НАДПИСЬ— читает учащийся . – Выводится на экран. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ. Учитель литературы : Итак, 84 года жизни древнего математика Диофанта является нам в цифрах и языке как знаковых системах. Реальность его жизненного пути в цифрах вы разобрали, теперь обратимся к надписи, как литературному произведению. Галилей писал: «Математика является… могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать». Символика чисел используется авторами, чтобы глубже раскрыть образ. КАКУЮ ЖЕ ИНФОРМАТИВНУЮ И ЭКСПРЕССИВНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ЦИФРЫ В ЭТОМ СТИХОТВОРЕНИИ? Схема анализа и значения чисел — на экране. Устный анализ стихотворения—запись в тетрадях о значении чисел в стихотворении. 3. Домашнее задание : 1). Завершить анализ стихотворения. 2). 4.Итог урока : Мы убедились, что синтез знаний формирует умение видеть за отдельными фактами и явлениями обобщения и формирует собственное суждение. ОЦЕНКИ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЧИСЛО ЕСТЬ СЛОВО НЕИЗРЕЧЁННОЕ» …БОГОМ КАЖДОГО ЗВУКОРЯДА БЫЛО ЧИСЛО. В.ХЛЕБНИКОВ.

Слайд 2

Цели урока : Развитие познавательного интереса к обучению. Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления. Формирование творческих способностей. Задачи урока : Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в различных ситуациях. Учить отстаивать свою точку зрения. Формировать художественный вкус. Обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка. Учить синтезировать знания, сравнивать, находить общее, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.

Слайд 3

Путник! Здесь прах погребён Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла ещё жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провёл Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца -сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец восприял , переживши Года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 4

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 5

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 6

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 7

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 8

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 9

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, 5 Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 10

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, 5 Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 11

На родном языке: На языке алгебры: Путник! Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Х Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном Браке провел Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливен рожденьем прекрасного первенца сына, 5 Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец Восприял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?

Слайд 12

Путник! Здесь прах погребён Диофанта. И числа поведать Могут, о чудо, сколь долог был век его жизни. Часть шестую его представляло прекрасное детство. Двенадцатая часть протекла ещё жизни — покрылся Пухом тогда подбородок. Седьмую в бездетном браке провёл Диофант. Прошло пятилетие; он Был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца -сына, Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой Дал на земле по сравненью с отцом. И в печали глубокой Старец земного удела конец восприял, переживши Года четыре с тех пор, как сына лишился. Скажи, сколько лет жизни достигнув, Смерть восприял Диофант?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике и литературе

Так бывает тяжело соединить несовместимое. Мы с учителем литературы попробовали это сделать. Посмотрите........

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"

Разработка содержит исторические материалы военной тематики и  соответствующий подбор заданий по математике и литературе....

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...

Конспект интегрированного урока по математике и литературе "Личность. Жизнь и деятельность Софьи Васильевны Ковалевской"

Цели интегрированного урока:-учить детей ценить чужие открытия не меньше, чем свои-учить слышать и уважать друг друга Обучающие задачи интегрированного урока по математике:-ученик должен действов...