Интегрированный урок по математике и литературе
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Янаева Ольга Николаевна

Так бывает тяжело соединить несовместимое. Мы с учителем литературы попробовали это сделать. Посмотрите.....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(математика - литература).

Тема.   «Число есть слово неизреченное» (Законы математики и литературы в жизни).

Цель. 1) установить связь между предметами;

           2) увидеть эстетический потенциал в математике;

 3) рассмотреть в литературе и жизни действие математических     понятий, законов;

4) сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.

 

Задача. Ответить на вопрос: «Что полнее и объективнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни – литература или математика?»

Оборудование.

1.Проектор, интерактивная доска.

На доске –  тема урока, утверждение.

На парте – текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», учебник алгебры и начала анализа за 10 класс (профильный уровень) под ред. А.Г.Мордковича.

Ход урока.

Учитель литературы:

Еще раз здравствуйте, дорогие 10-классники и гости урока. Вас приветствуют     Левашова Марина Александровна – учитель русского языка и литературы и Янаева Ольга Николаевна – учитель математики. Сегодня у нас необычная встреча единомышленников, готовых к приятию и общению. Поприветствуем друг друга аплодисментами.

Учитель математики:

Позвольте напомнить основное правило урока:

  1. На уроке нельзя не работать;
  2. На уроке нельзя мешать другому работать

Итак, начнем. Тема урока «Число есть слово неизреченное»(Законы математики и литературы в жизни)  слайд 1

Слайд 2  Слово и число едины в мирозданье,

               Два величайших человеческих созданья!

Учитель литературы:  Такие разные…

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?

Учитель математики:  Наша задача – проследить «совместимость несовместимого». Попробуем увидеть это на элементарном, занимательном уровне.

Учитель литературы: Вопросы Вам Ольга Николаевна. какие математические понятия кроются в поэтических виршах великих?

Слайд 4  Спросил меня голос в пустыне дикой

- Много ли в море растет земляники?

- Столько же, сколько селедок соленых

Растет на березах и елках зеленых. С.Маршак

Учитель математики: пустое множество.

Учитель литературы: Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

 А.Пушкин  Слайд 5 

Учитель математики: прямая и обратная пропорциональность

Учитель литературы: Как я хотел себя уверить,

Что не люблю ее, хотел

Неизмеримое измерить,

Любви безбрежной есть предел.

 М.Лермонтов  Слайд 6

Учитель математики: Предел функции

Учитель литературы:

Что Клав меня лечил, слух этот, друг мой, лжив:

Когда б то было так, то как же б я был жив?

П.Сумароков Слайд 7 

Учитель математики: доказательство от противного.

А теперь несколько вопросов и вам, уважаемые 10-классники.

Слайд 8  Кому из великих русских писателей принадлежит высказывание: «В математике есть своя красота, как в поэзии»? (Ответ: А.С.Пушкин)

Учитель литературы: В сказке «Конек-горбунок» есть строчка: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? (Ответ: 10000)

Учитель математики: Название какой кривой является литературным термином? (Ответ: гипербола)

Учитель литературы: Кто из великих математиков имел отношение к литературе? (Ответ: Омар Хайям, М.В.Ломоносов, С.В. Ковалевская)

Учитель математики: Кто из великих литераторов получил математическое образование?( Ответ: А.С.Грибоедов,  Ф.М.Достоевский, Л.Кэрролл)

Учитель математики: Какому пушкинскому герою принадлежит фраза: «Поверил я алгеброй гармонию» . (Ответ: Сольери)

Пушкин прав. Это действительно так. Математика – стройная наука, где все гармонично…Среди логических умозаключений различают два вида: дедукция – переход от общих утверждений к частным и индукция – переход от частных утверждений к общим. Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек стремился к прогрессу, а значит , сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.

В чем заключается принцип математической индукции:

Слайд 11  Если предположение, зависящее от натурального числа n, истинно для n=1 и из того, что оно истинно для n=k (где k-любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n=k+1, то предположение истинно для любого натурального числа n.

Слайд 12  Составим алгоритм решения:

  1. Расчет (показываем, что доказуемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев , n=1)
  2. Предположение (предполагаем, что утверждение доказано для первых k случаев)
  3. Шаг (в этом предположении доказываем утверждение для случая n=k+1)
  4. Вывод  (утверждение верно для всех случаев, то есть для всех n)

Рассмотрим пример: №6.7(а) Докажите, что при любом натуральном значении n выполняется равенство  

Доказательство:

Метод математической индукции применяется в задачах на делимость на вступительных экзаменах в ВУЗы

Пример:

Слайд14  Итак, индукция – одна из форм расчета и умозаключения, прием исследования, применяя который от знания отдельных фактов приходят к общим положениям к гармонии и красоте при решении логических и жизненных задач. Возможно ли использование этого метода в литературе?

Учитель литературы: На самом деле деление на физиков и лириков надуманно, условно. Законы математики тесно переплетены с законами жизни. Обратимся к роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» Слайд 15

- Кто из литературных героев и каким образом пользуется, сам того не осознавая методом математической индукции и делает своеобразное открытие? (Порфирий Петрович)

- Метод же дедукции – общепринятый в жизни. Мы идем, определяя цель в жизни и способы  достижения ее. Кто из героев виртуозно справляется с этим? (Лужин Петр Петрович)

Слайд 16

Какие цели ставит? В каких областях жизни?

В деловой жизни

Цель: открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

Слайд 17

В личной жизни

Цель: жениться на Дуне

  1. Почему до сих пор не женился?
  2. Почему именно на Дуне хочет жениться?
  3. Почему Дуня согласна на брак с Лужиным?

Слайд 18

Почему такой «деловой человек» не имел успеха в личной жизни? (валеопауза – видеоэпизод «Отказ Дуни» из х/ф 2007г.Святозарова)

Почему Дуня отказала Лужину в итоге? Какие ошибки допустил Лужин в отношениях с Дуней? (собрать воедино факты, чтобы выявить основные черты характера Лужина)

Почему себя так повел? Ведь не глупый человек, и сам понимает, что переборщил? (главная ценность – деньги). Слайд 19

При определенных обстоятельствах этот человек может потерпеть крах в бизнесе?

Какой эпизод является подсказкой в этом? Почему? 9подлог Соне 100 рублей)

Как складывается его дальнейшая судьба в романе? Почему?

Итак, для характеристики одного из героев романа мы использовали один из методов логического умозаключения. Какой? (индукция)

Заключение. Рефлексия.

На какие размышления о жизни вас натолкнули математика и литература?

 

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Число есть слово неизреченное» (Законы математики и литературы в жизни)

Слайд 2

…Слово и число едины в мирозданье, Два величайших человеческих созданья ! Такие разные… Неразделимые, как лодка и весло. Что их роднит, объединяет в вечность?

Слайд 3

Спросил меня голос в пустыне дикой: -Много ли в море растет земляники? -Столько же, сколько селедок соленых Растет на березах и елках зеленых. С. Маршак

Слайд 4

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных речей. А.Пушкин

Слайд 5

Как я хотел себя уверить, Что не люблю ее, хотел Неизмеримое измерить, Любви безбрежной есть предел. М.Лермонтов

Слайд 6

Что Клав меня лечил, слух этот, друг мой, лжив: Когда б то было так, то как же б я был жив? П.Сумароков

Слайд 7

Вопросы учащимся: 1. Кому из великих русских писателей принадлежит высказывание: «В математике есть своя красота, как в поэзии»? 2. В сказке «Конек-горбунок» есть строчка: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? 3. Название какой кривой является литературным термином? 5. Кто из великих математиков имел отношение к литературе? 6.Кто из великих (и не очень!) литераторов получил математическое образование? 4. Что это ? Не только результат умножения, но и плод труда писателя и поэта? 7. Какому пушкинскому герою принадлежит фраза: «Поверил я алгеброй гармонию»?

Слайд 8

Методы логических умозаключений

Слайд 9

Переход от общих утверждений к частным называется дедукцией. В математике часто приходится от частных утверждений переходить к общим, т.е. использовать метод, противоположный дедуктивному, который называется индукцией .

Слайд 10

Принцип математической индукции: Если предположение, зависящее от натурального числа n , истинно для n =1 и из того, что оно истинно для n = k (где k -любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n = k +1, то предположение истинно для любого натурального числа n .

Слайд 11

Алгоритм решения: 1.Расчет ( показываем, что доказываемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев ( п = 1); 2.Предположение (предполагаем, что утверждение доказано для первых к случаев; 3 . Шаг ( в этом предположении доказываем утверждение для случая п = к + 1); 4.Вывод ( у тверждение верно для всех случаев, то есть для всех п) .

Слайд 13

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Метод индукции (от частного к общему) Метод дедукции (от общего к частному)

Слайд 14

Лужин Петр Петрович

Слайд 15

Лужин Петр Петрович- «деловой человек», надворный советник, служит в двух местах, имеет свой капитал Цель: открыть публичную адвокатскую контору в Петербурге

Слайд 16

Лужин Петр Петрович – жених Цель: «женщинами можно весьма и весьма много выиграть»

Слайд 17

Лужин П.П. Главная ценность жизни - деньги Основные черты характера: себялюбие, самолюбие, тщеславие, высокомерие, скаредность, меркантильность,эгоизм

Слайд 18

Жизнь, гармония, красота Логика, расчет, законы, порядок исключения математика Литера тура

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по математике и литературе

Связь математики с такими предметами как физика, химия, информатика, география очевидна. Труднее установить эту связь между литературой и математикой. На примере этого урока мы попробовали это сделать...

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

План-конспект интегрированного урока по математике и литературе"Хлеб войны"

Разработка содержит исторические материалы военной тематики и  соответствующий подбор заданий по математике и литературе....

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...

Конспект интегрированного урока по математике и литературе "Личность. Жизнь и деятельность Софьи Васильевны Ковалевской"

Цели интегрированного урока:-учить детей ценить чужие открытия не меньше, чем свои-учить слышать и уважать друг друга Обучающие задачи интегрированного урока по математике:-ученик должен действов...


 

Комментарии

Колегова Елена Васильевна

Очень интересный урок и презентация!Удачи в конкурсе! Голос!

Жирнова Елена Михайловна

Ольга Николаевна,интересная работа голосую.

Здравствуйте! Мы с вами участвуем в одном конкурсе, я проголосовала за Вас, мне так же важно Ваше мнение. Вот мои ссылки:http://http://nsportal.ru/node/662250 и http://nsportal.ru/node/397034 Спасибо и удачи Вам!

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Интегрированные уроки очень интересны, продуктивны. Правда требуют огромной подготовки!