Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_10_klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок                           географии и истории по теме             "География населения мира"                   10-й класс

Учебно-воспитательные задачи:

  1. дать знания о географических аспектах религиозного состава населения мира;
  2. познакомить учащихся с местом и ролью религий в современном мире;
  3. рассмотреть понятия “религия”, “мировые” “традиционные”, “национальные” религии;
  4. изучить зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон;
  5. продолжить формирование умения использовать текстовые и картографические источники при выявлении состава и особенностей размещения населения разного вероисповедания.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, доска, схемы, карты, таблицы, плакаты, рабочая тетрадь по географии В.И. Сиротина, мультимедиа-курс на основе учебника В.П. Максаковского Образовательная коллекция “1 С”, 2005.

 Структура урока:

Этапы

Ход урока

Виды деятельности

I

Организационный

Беседа учителя

II

Постановка темы и цели урока

Беседа учителя

III

Изучение нового материала

Работа учащихся и учителя

IV

Заключение

Беседа учителя

V

Подведение итогов, выставление оценок в дневник

Учитель

Домашнее задание: Тема 3, параграф 2, читать.

Ход урока

Особенности полового состава населения мира, в котором преобладают мужчины

На каждые 100 девочек в мире рождается 104 – 107 мальчиков.

Формирование полового состава населения в различных странах неодинаково.

1) В странах СНГ, в Европе, Северной Америке – преобладает женское население. Причины: а) средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин;               б) потери мужского населения в войнах.

2) В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании – численность мужчин и женщин одинакова.

3) В Азии мужчин больше: в Китае и Индонезии в 1997 году – соответственно на 38 млн. и 32 млн. человек. Преобладание мужского населения характерно для некоторых стран Юго-Западной Азии (Кувейта, ОАЭ и др. стран).

Причины: а) приниженное положение женщин (ранние браки, раннее деторождение);      б) приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы, что составляет 55 – 65%, такого превышения больше нигде в мире нет.

Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы 

Схема возрастного состава населения:

  1. Дети 0 – 14 лет 34%
  2. Взрослые 15 – 64 года 58%
  3. Пожилые с 65 – 8%

Три типа возрастной структуры населения:

  1. Прогрессивная – с большой долей детей.
  2. Стационарная – равновесная по возрастам.
  3. Регрессивная: малая доля детей и большая – людей старших возрастов.

Основные типы возрастного состава населения, в общем, соответствуют типам его воспроизводства.

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения (ЭАН). ЭАН это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В мире ЭАН – 45% всего населения (2,7 млрд. чел.).

В Северной Америке показатель ЭАН – 50 – 60%.

В Азии, Африке и Латинской Америке ЭАН – 40 – 45%.

Религиозный состав: мировые и национальные религии

Религия – это одна из форм культуры основанная на поклонении высшим силам. Все религии делятся на мировые и национальные. К мировым относятся:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм

К национальным относятся:

  1. Синтоизм
  2. Иудаизм
  3. Конфуцианство
  4. И другие

Вопрос: Назовите зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон.

А) Босния и Герцеговина (католики хорваты и мусульмане боснийцы против православных сербов)

Б) Северная Ирландия (протестанты ольстерцы против католиков ирландцев).

В) Палестина (иудаисты евреи против мусульман палестинцев)

Г) Кашмир (народы сев. Индии – индуисты против мусульман Кашмира).

Д) Северная Шри-Ланка (индуисты тамилы против буддистов сингалов).

Е) Квебек (Канада) протестанты англоканадцы против католиков франкоканадцев.

Вопрос: Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания?

Поэтому, скорее следует говорить о религиозной терпимости (толерантности), нежели о взаимодействии и взаимообогащении, как в случае отношений между народами. Религия, несомненно объединяет человечество.

Задания 2-4  (рабочая тетрадь по географии, с.5), практикум 4  (мультимедиа-курс на основе учебника В.П. Максаковского Образовательная коллекция “1 С”).

Ведущий: Религий и религиозных направлений много и в рамках одного урока все вопросы мы не сможем рассмотреть, но постараемся сделать в разумных пределах. Порядок работы следующий: вначале дадим слово представителям конфессий, а затем - журналистам. Представляю участников конференции:

Представитель мусульманства...

Представители христианства...

Представитель буддизма...

Представитель конфуцианства...

Представитель синтоизма...

Вы познакомились с участниками конференции и  слово берут представители христианства.

Следует рассказ  о христианской религии и двух её направлениях...

Ведущий: Спасибо. Следующими берут слово представители мусульманства.

Таким образом, ведущий даёт слово представителям всех 4-х религиозных конфессий.

Ведущий: Мы выслушали представителей всех религий. У вас появились вопросы, на которые мы постараемся дать исчерпывающие ответы.

Вопрос: Журналист газеты «Комсомольская правда». Не могли бы вы привести цифры, как много на планете верующих людей?

Ответ: В мире насчитывается 1833 млн христиан, мусульман - 972 млн, индуистов - 733 млн, буддистов - 315 млн, кроме того, приверженцев народных религий Китая - 188 млн. новых азиатских религий - 144 млн, язычников - 97 млн, сикхов - 19 млн, сектантов нового времени - 19 млн, иудеев ~ 18 млн, шаманистов - 11 млн, конфуциан - 6 млн. А вот неверующих всего 875 млн человек из 6-ти миллиардного населения Земли.

Вопрос: Журналист французской газеты «Фигаро». В христианстве есть таинства, сколько их и что они означают?

Ответ: Всего семь таинств: 1) крещение в любом возрасте, предпочтительно в младенчестве, означает приобщение к Богу; 2) миропомазание - сразу после крещения в знак приобщения к благодати; 3) покаяние - назвать грехи, в которых раскаивается человек, и священник читает разрешительную молитву; 4) причащение  - для покаявшихся и получивших отпущение грехов; 5) брак - только между православными; 6) рукоположение в священный сан; 7) елеосвящение-соборование - молитва о выздоровлении и отпущении всех грехов.

Вопрос: Журналист газеты «Труд»: По каким канонам разошлись православие и римско-католическая церковь?

Ответ: Существует два основных канона: 1) филиокве (Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, утверждает римско-католическая церковь, а православие считает, что только от Святого Духа); 2) непорочное зачатие Божией Матери (только у католиков).

Вопрос: Журналист журнала «Огонек»: У разных религий есть свои запреты в еде и питье. Можете ли вы рассказать о них?

Ответ: В православии - только на время постов запрещаются животные белки, у протестантов - в некоторых направлениях запрещается употреблять мясо теплокровных животных и птиц, у иудеев - разрешена только кошерная пища: говядина, баранина и козлятина, мясо - без крови, рыба - с чешуёй и плавниками. У мусульман - нельзя есть свинину, рыбу, не имеющую чешуи, употреблять алкоголь. Свинина в условиях жаркого климата портится быстрее и возможностей отравиться этим мясом больше, чем, скажем, бараниной.

Вопрос: Журналист газеты «Таганрогская правда»: Почему молебен у мусульман совершают только мужчины?

Ответ: Мусульманская религия считает женщину «неполной душой» с неясной загробной жизнью, поэтому не может молиться вместе с мужчинами.

Вопрос: Журналист газеты «Московский комсомолец»: Сколько обычно в православном соборе бывает куполов и почему?

Ответ: Одноглавый собор означает единый Бог, трёхглавый - знак Святой Троицы, пятиглавый - Христос и четыре Евангелиста (Лука, Матфей, Марк, Иоанн), семиглавый - число таинств церковных, девятиглавый - число ангельских чинов (серафимы, херувимы, престолы - высшая небесная иерархия; средняя небесная иерархия - господства, силы и власти; низшая небесная иерархия - начала, архангелы и ангелы); тринадцати главый - Христос и его двенадцать апостолов (Андрей, Иоанн, Иаков, Симон-Пётр, Филипп, Варфоломей, Матфей Левий, Фома Дидим, Иаков Алфеев, Симон Канонит, Фаддей, Иуда Искариот); бывали и с тридцатью тремя главами - по числу земных лет Иисуса Христа, например Кижский погост в Карелии.

Вопрос: Журналист газеты «Аргументы и факты»: Какое наказание применяется в мусульманстве?

Ответ: За тяжкие грехи - побивание камнями до смерти, за более мелкие - наказание палками, за воровство - отрезание кисти руки.

Вопрос: Журналист газеты «Вечерний Ростов»: Как в буддизме объясняется, почему одни люди живут долго, другие - мало, одни болеют, другие здоровы, одни красивы, а другие уродливы?

Ответ: Все живые существа имеют собственную карму, она их наследство, их порождение, их родительница, их убежище. Именно карма определяет низкое или высокое состояние существ. Если человек, будучи охотником, уничтожает жизнь, пачкает руки кровью, если он не имеет жалости к живым существам, то, рождаясь среди людей, он проживает недолгую жизнь. Если человек избегает убийств, отложит дубинку и оружие, если он жалеет все живые существа, он, когда рождается среди людей, живёт долго. Если человек привык досаждать другим кулаками и камнями, дубинкой или мечом, он, когда рождается среди людей, будет страдать множеством болезней. Если человек не вредит другим, он, когда рождается среди людей, будет обладать хорошим здоровьем. Если человек раздражается по всякому поводу, не сдерживает своего гнева, недоброжелателен и злобен, он, рождаясь среди людей, будет уродливым.

Вопрос: Журналист журнала «Эсквайер»: В буддизме широко распространена медитация. Какой цели она служит?

Ответ: С помощью медитации как бы просматриваются психические состояния любых существ, сущность явлений и деяний, описанных в канонических текстах. Основная цель медитации - освоить увиденное настолько глубоко, чтобы стать целителем, то есть человеком, способным безошибочно установить диагноз любой социальной болезни, ее причины, результаты излечивания и способы лечения. Медитация служит достижению 1) практической цели, 2) мудрости, 3) просветления, 4) нирваны. А в процессе медитации развиваются пять достоинств: 1) вера в истинность учения Будды; 2) энергия, порождённая решимостью следовать по пути, указанному Буддой; 3) стремление быть истинным во всём; 4) желание заниматься медитацией: 5) мудрость.

Вопрос: Журналист еженедельника «Московские новости»: В буддизме широко распространены чётки. С какой целью их носят, и что они собой представляют?

Ответ: Чтобы не сбиться со счёта при произнесении мантр, буддисты пользуются чётками. Внешне чётки похожи на бусы, и, подобно бусам, их носят на шее, впрочем, не всегда: могут носить на руке в виде многослойного браслета или просто в кармане. Каждая бусина в четках называется зерном, зерна нанизаны на нить, концы которой пропущены через одну большую (главную) и две поменьше (вспомогательные) бусины. Эти три зерна символизируют собой Будду, его учение и созданную им общину монахов. Наиболее часто встречаются в буддизме четки, в которых насчитывается 108 зёрен. Это священное число для всей древнеиндийской культуры, известное в магической практике. Чётки делают из дерева, плодовых косточек, стекла, хрусталя, простых и драгоценных камней и металлов, в наши дни - из искусственных материалов.

Вопрос: Журналист еженедельника «Собеседник»: Какую символику чаще всего используют в буддизме?

Ответ: Тибетские тантристы ставят в соответствие Высшему Знанию женское начало. Символ мудрости женского начала - лотос. Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии, где этот цветок символизирует чистоту, красоту, совершенство. Троном каждому из Будд часто служит огромный цветок лотоса - это знак приобщения к мудрости. Другой символ женского начала Вселенной - колокольчик. Мужское начало символизирует Ваджра           (алмаз, молния) - небольшой ритуальный жезл - символ самого Просветления, символ истинности, неколебимости буддистского учения, по твёрдости не уступающего алмазу. Ваджра и колокольчик непременно имеются у каждого тибетского или монгольского монаха.

Ведущий: Время нашей встречи подходит к концу. Я благодарю всех участников и надеюсь, что она вам понравилась, и внесла ясность в суть обсуждаемых вопросов.

В заключение урока учитель подводит итоги и даёт оценку успешности учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

"Лес наш батюшка..." интегрированный урок географии и ОБЖ в 8 классе

План – конспект интегрированного урока  ОБЖ + География в 8 классе «Лес наш батюшка…» учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна; учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна. для данно...

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...

Интегрированный урок географии и экономики в 8 классе. Тема урока: "Интеллектуальный бизнес".

Интегрированный урок по географии и экономике в 8  классе.         Тема урока: Интеллектуальный бизнес.Цель: Выявление интеллектуального потенциала, уровня знаний по осно...


 

Комментарии

Сергеенко Елена Геннадьевна

Работая в этой школе, в 2012 году посетила данный открытый урок. Использование ИКТ, различных приёмов на уроке способствовало установке на самостоятельность и ответственность,развивало умение самостоятельно анализировать и оценивать,воспитывало толерантность и уважение к другим людям. Преимущества интегрированного урока в том, что он позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных уроков.