Разработка интегрированного урока по географии в 6 классе по теме "Форма, размеры и движение Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Хасанова Римма Борисовна

разработка урока по учебнику Е.М. Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_6_klasse_po_teme.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 6 классе по теме

«Форма, размеры и движение Земли»

Цели и задачи урока: 

 1.Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания;                                                                                                                 2. Дать представление о движении Земли. Повторить исторические  математические знания о радиусе, ознакомиться с новым понятием «эллипсоид», «глобус», «экватор»,  «экваториальный радиус», «полюсной радиус»                                                                                                                    3.Создать благоприятные условия для формирования мировоззрения учащихся, глубокого понимания особенностей географических явлений на примере интегрирования с математикой, историей, лепкой, овладения учащимися комплексными знаниями и умениями.

Оборудование: глобусы Земли, презентация “Форма и размеры Земли.

Ход урока:

Этапы урока

Форма работы и действия

Слайды

l. Орг. Момент    

2.Цели урока и темы.

3.Проверка домашнего задания.

Расположение планет на доске.

Ответы на вопросы.

4.Изучение новой темы.

Форма Земли.

Лепка эллипсоида

Запись в тетради.

Показ глобуса.

Физминутка

Движение Земли.

Показать на модели орбитальное движение.

Показать на модели осевое движение и смену суток.

5.Закрепление темы.

 

6.Домашняя работа

7 Итог урока.

 

1.Проверить готовность детей к уроку;                                                                                 2.Отметить отсутствующих;

Тема нашего урока:                     

       «Форма, размеры и движение Земли»

·Мы с вами продолжим изучение планеты - Земля. Сегодня узнаем о форме, размерах и движении Земли. Ознакомимся с новыми понятиями: «глобус» «экватор», «эллипсоид». Проверим ваши знания о планетах Солнечной системы, повторим знания по истории и по математике.

·Прежде чем приступить к изучению новой темы проверим, как вы сделали домашнее задание

В солнечной системе, сколько планет? (правильно 9)

Нужно на доске с помощью магнитиков правильно расположить эти планеты.

(Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

А теперь ответим на вопросы.

1.Перечислите планеты Земной группы.                                 ( Меркурий, Венера,   Земля, Марс)

2. Самая далекая и маленькая  планета?  ( Плутон)

3.Планета названная в честь бога войны? (Марс)

4.Самая большая планета? (Юпитер)

5. Планета названная в честь богини красоты?  (Венера)                                                                                        6. Спутник Земли - это  (Луна)

7.Планета названная именем мультяшнего героя пса? (Плутон)

8.Чем отличаются планеты гиганты от планет Земной группы?

Планеты Земной группы не имеют спутников, если и имеют то один. Планеты гиганты очень большие и состоят из газа)

· Молодцы!

∙ О том, что Земля имеет форму шара, наверное, слышали все.

Но, кто же об этом догадался первым, кто же это доказал о шарообразности Земли?

Первобытные люди представляли форму Земли по-разному.    Из истории мы с вами знаем, что существовала древнее государство, Греция.

 Показать на карте Древнегреческое государство.

Ученые Древней Греции были очень наблюдательными, они изучали небо. Первыми предположил о шарообразности Земли древнегреческий математик Пифагор.

Доказал тоже древнегреческий ученый и философ Аристотель.

Английский физик Исаак Ньютон установил с помощью математических вычислений размеры Земли.

Действительно, Земля шарообразная

∙ Давайте нарисуем Землю в форме шара и проведем линию по середине.

 (Дети рисуют в тетради.)

Эта линия  называется экватором. Слово перевода с латыни  означает уравнитель. Экватор делит земной шар ровно на два полушария: северную и южную. А почему так назвали мы узнаем   по позже.

Земля имеет  форму эллипсоида. Что такое эллипсоид?

Эллипсоид (геоид) – это шарообразная фигура Земли приплюснутая сверху вниз.

Дети лепят шар и лепят эллипсоид.

Сейчас мы с вами накатаем шарики и  из него сделаем эллипсоид или геоид. Молодцы. Вытерли руки и запишите определение.

Если быть точным Земля имеет форму  эллипсоида. Где планета как бы приплюснута, там находятся полюса: северная и южная. Полушарие, где находиться северный полюс называется северным, а где - южный полюс называется южным полушарием.  

Ребята, давайте вспомним из курса математики, что такое радиус. Радиус- это отрезок, соединяющий центр шара с какой либо ее точкой на поверхности. Радиус обозначают – R

Проведем в сторону  какого нибудь полюса радиус – это будет полюсной радиус, по линии экватора – экваториальный.

Экваториальный радиус Земли равна 6 378 км, а полюсной 6 356 км.

А теперь вы посчитайте на сколько км полюсной радиус короче экваториального?

6 378км- 6 356 км =22 км.  

 А теперь подумайте, почему так?                                                (Потому что Земля приплюснута. Получается на 22 км)

Так как Земля огромная,  ее размер по окружности равна 40 000 км, то эта приплюснутость не заметна на глаз. Поэтому Землю мы всегда будем называть шаром.

Окружность Земли-40 000 км.                                                        Радиус Земли=-6 367 км                                                                                                                                  

 Сильно уменьшенную модель Земли впервые смастерил Бехайм. Это глобус. На нем мы можем увидеть, как и на карте, материки, океаны, острова, горы. Всю поверхность Земли можно увидеть, всего лишь один раз ее повернув. Примерно тоже самое видят и космонавты.

Впервые  Землю из космоса увидел Юрий Алексеевич Гагарин. Он пролетел Землю 12 апреля 1961 году. Сейчас 12 апреля мы отмечаем  днем космонавтики. 

Физминутка. Сели поудобнее, расслабились проведем гимнастику глаз

Земля движется в пространстве, а именно  вокруг Солнца. Об этом впервые предположил Д.Бруно и Н. Коперник.Из курса истории курса вы узнаете за свои взгляды и открытия они были преследованы   катол-ической церковью. Д.Бруно был сожжен на костре,       а Н Коперника заставили отказаться от свого учения.

Действительно Земля  движется вокруг Солнца по своей орбите. Такое движение называют орбитальным. Один круг совершается за 365 дней и 6 часов. 6 часов складывают в одни сутки. Именно поэтому каждые    4 года в самом коротком месяце, в феврале, добавляется еще один день. В феврале не 28 дней, а 29. Этот год называется високосным.

Кроме движения вокруг солнца Земля еще вращается вокруг своей оси. Это движение называют осевым. Одно осевое движение совершается за 24 часа, т. е за одни сутки. На Земле за одни сутки происходит смена утра, дня, вечера и ночи.                                                               От попадания солнечных лучей на поверхность Земли меняется время суток. 

Если мы посмотрим на глобус, то видим, что она наклонена. Это не заводской брак.

Ось суточного вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты на 66,5 градусов.                                     Из-за этого наклона происходит смена времен года

Мы об этом будем говорить еще на следующих уроках.

Мы очень много узнали на уроке, а теперь проверим, как вы запомнили. Откройте учебник стр.34. Ответим на вопросы.

Что такое Экватор?      Какова окружность Земли?        Что такое глобус?                                                                    Какое движение называют орбитальным, какое осевым?                          Покажите на глобусе полушария.                                       Покажите на глобусе полюса.

                                                                                                     §4, сложные вопросы 1-6, тест

Подведение итога и выставление оценок

 

Слайд 1                     Тема урока

Слайды 2 Представления      о Земле.

Слайд 3             карты

Слайд  4     Пифагор                            

 Слайд  5 Аристотель                                        

Слайд  6      Ньютон

Слайд 7           Шара и    Экватор

Слайд  8    Южное и северное  полушарие

                                 

Слайд  9 Эллипсоид

           

 Слайд 10     полюса

Слайд  11    Радиус

Слайд  12 Радиусы полюсной и экваториаль-ный

Слайд  13          с данными        о Земле

Слайд 14   Бехайм

Слайд  15       Глобус

Слайд  16        Ю.Г. Гагарин

Слайд 17                       Д. Бруно                      

Слайд  18             Н. Коперник                  

Слайд 19 Орбитальное движение

Слайд 20 Осевое движение

Слайд 18         Дом. задание

Слайд 19. Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии. 5 класс

Интегрированный урок по географии в 5 классе по теме "Воды суши. Реки" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детей на тему : "Экологические проблемы Дагестана"

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детейна тему :...

Интегрированный урок математики, географиив 6 классе

Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края. Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной. Повторить меры длины, массы, времени. Закрепить ...

Методическая разработка интегрированного урока история география

Подходит для повторения учебного материала и расширения кругозора...

Интегрированный урок (химия, география), 10 класс "Мировая топливная промышленность.Природные источники углеводородов: нефть"

Почему нефть называют «чёрное золото» или «кровь земли»? какими свойствами обладает нефть и какие нефтепродукты из нее получают? Что означают марки бензинов А-80 и А-92? Что вл...

Разработка интегрированного урока математика-география "Атмосфера в диаграммах и графиках"

Урок разрабатывался совместно с учителем географии для демонстрации педагогического опыта на семинаре по теме "Методические аспекты использования инновационных педагогических технологий в соответ...