Разработка интегрированного урока математика-география "Атмосфера в диаграммах и графиках"
методическая разработка по алгебре (7 класс)

Урок разрабатывался совместно с учителем географии для демонстрации педагогического опыта на семинаре по теме "Методические аспекты использования инновационных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС ОО" в рамках работы инновационной площадки "ФИРО". Используется технология проблемного обучения. Организована работа в группах как на уроке, так и в подготовительный период. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №40»

Интегрированный урок

             математики и  географии

"Атмосфера в диаграммах и графиках"

       Провела в рамках районного семинара на площадке «ТЕМП»:

        учитель математики I квалификационной категории Лоренц О. А.

               

                                                         

г.Сатка 2018 г.

Интегрированный урок математики, географии

 "Атмосфера в диаграммах и графиках "

Цели урока:

  • повторить построение столбчатых, круговых диаграмм, графиков;
  • научить учащихся строить диаграммы количества осадков, график температуры воздуха, график розы ветров;
  • развивать интерес к родному краю, коммуникативные навыки, внимание, умение структурировать информацию, развивать память, логическое мышление, математические способности.

Оборудование: ПК, проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учитель математики: Настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте

себя по голове, по лицу, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и

быть внимательными, как разведчики. Крепко обнимите и полюбите себя.

Откройте глаза и повторяйте за мной:

Я очень хочу учиться! Я готов к успешной работе! Я замечательно работаю! Проверьте готовность рабочего места

  1. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности:

Учитель математики: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычность его заключается в том, что у нас, во-первых, много гостей, а во-вторых, это

интегрированный урок, мы будем с вами изучать и географию, и математику. Это, на мой взгляд, очень интересно, ведь математика - прежде всего наука, помогающая нам с вами овладевать знаниями по другим предметам, и в этом мы еще не раз сегодня убедимся.

Учитель географии: Мы изучили тему «Атмосфера». Но сегодняшний урок –интегрированный (слайд №1, интегрированный урок). Как вы понимаете это словосочетание?(ответы учеников). Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Атмосфера», а поможет нам в этом математика.

III. Актуализация знаний. 

Учитель географии: Вы получили задание по поиску информации, используя сведения службы «Гисметео», и на протяжении 10 дней вели наблюдения за климатическими показателями в разных регионах нашей страны (Москва, Сочи, Сатка, Якутск).

В ваших дневниках наблюдений и на подготовленных карточках собраны данные о температуре воздуха, направлении ветра, атмосферном давлении и о количестве осадков в этих городах.

(постановка проблемы!!!)

Учитель математики: Как вы обрабатывали результаты ваших наблюдений?

(таблицы)

 - Как наглядно их представить, применяя знания из математики? (ответы: графики, диаграммы - один из способов наглядного представления разных числовых данных)

 -А что такое диаграмма?(ответы: в переводе с греческого обозначает «изображение», «рисунок», «чертёж») (слайд №2 о диаграммах)

- Вспомним, какие виды диаграмм вы знаете? (ответы: кругов., столбч. и линейн.)

Учитель географии: Да, более наглядного представления данных, чем диаграммы,  просто нет! Какая же можно сформулировать тему урока? (тема урока «Атмосфера в диаграммах и графиках»)

- Открываем тетради. Записываем число и тему урока (слайд с темой)

- Что такое - атмосфера?(ответы: Атмосфера – воздушная оболочка Земли)

Из каких газов состоит атмосфера?

Газы

Процент содержания в воздухе

азот

78 %

кислород

21%

Другие газы

1%

Учитель математики: Обратимся за помощью к математике. Какая диаграмма нам поможет представить наглядно эту информацию? (ответ: круговая)

- Как строится круговая диаграмма? (распределяются величины по секторам, круговая диаграмма отображает соотношение целого и его частей) 

(Чертят в тетради?)

Учитель географии: Что нам показывает эта диаграмма?..

  - Из каких частей состоит атмосфера? (ответы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы)

  - Какими показателями характеризуется состояние тропосферы? ( ___)

а вот чтобы показать количество атмосферных осадков, необходимо построить диаграмму, но не круговую, а… столбчатую по своим данным из дневника наблюдений.

 IV. Применение знаний в новой ситуации.

Учитель математики: Как построить столбчатую диаграмму? (строятся в прямоугольной системе координат, т.е. строим прямой угол, указываем на горизонтальной стороне, например, время наблюдения (часы, дни) рисуем столбики, а на вертикальной стороне отмечаем значения наблюдаемой величины, предварительно выбрав единицу измерения, высота столбиков пропорциональна значениям наблюдаемой величины, о ширине столбиков; о линейных).( Слайд №  примеры диаграмм).

Учитель географии: Обратимся к вашим наблюдениям

Количество атмосферных осадков, мм

март

   ГЕСМЕТЕО

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Сочи

Москва

Сатка

Якутск

  Учитель математики: Построить столбчатую диаграмму атмосферных осадков

     (РАБОТАЮТ на ватмане)

 

V. Физкультурная минутка. (2 минуты)

Учитель математики: А сейчас отвлекитесь от работы – немного отдохнем!

Гимнастика для глаз:

  1. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза. Проделайте это 4 раза.
  2. Голову держим прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (4 раза).

Учитель географии: ПО СТОРОНАМ СВЕТА:

Учитель географии: Что такое ветер?

О графике розы ветров…(ответы)

На столах карточки с данными о направлении ветров в ваших городах

(СТРОЯТ на ватмане)

Учитель географии: В ваши дневники наблюдений вы заносили данные о температуре воздуха в определённое время. Как можно наглядно представить ваши наблюдения? (ответ: построить графики)

Учитель математики: Поясните, пожалуйста, как построить график изменения температуры (ответ: строятся в прямоугольной системе координат, по горизонтали день наблюдений, по вертикали температуру в градусах).

(РАБОТАЮТ на ватмане)

VI. Подведение итогов: 

Учитель географии: Ребята, каждой группе нужно представить результат вашей совместной работы. Ответьте на вопросы по построенным диаграммам.

 ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НА СЛАЙДЕ

VII. Контроль и проверка знаний.

Учитель математикиРебята, чем мы занимались на уроке?

– В чем заключается практическая значимость диаграмм, графиков?

Учитель географии: Какие есть другие формы представления информации? (Графики, рисунки, тексты, схемы, карта.)

VIII. Домашнее задание (кроссворд по теме: «Атмосфера в диаграммах и графиках», творчество приветствуется). 

IX. Итог урока. Руководители групп выставляют оценки каждому участнику работы по его вкладу в создание диаграмм и графиков.

Рефлексия. (слайд с текстом)

  1. На сегодняшнем уроке я:
  • узнал…
  • понял…
  • научился…
  1. Лучше всего у меня получилось…
  2. Основные трудности вызвали…

                      Спасибо за урок!

Подготовка к уроку:

Списки групп с руководителем распечатать, таблицы распечатать.

Вопросы для защиты:

  1. Какого числа температура в городе была максимальной, минимальной?
  2. Наблюдался ли рост температуры или её падение?
  3. Какого направления ветер преобладал в городе в этот промежуток времени?
  4. В какой день выпало наибольшее количество осадков?

Общие вопросы

1) В каком городе выпало наибольшее количество осадков за период наблюдения

          2) В каком городе в этот промежуток времени было теплее, где холоднее

          3) Самый «ветрянной» город?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики 7 класс "Диаграммы и графики"

Уурок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы». Творческое название темы урока «Кто мы? Какие мы?».Данный урок разработан с учётом поурочного планирования по учебникуЛ.П.Босова «Инфо...

Презентация к уроку на тему: "Постороение диаграмм и графиков"

Презентация выполнена в офисной программе Power Point. Предназначена для преподавателей информатики. Данная работа окажет помошь в подготовке к уроку...

Презентация к урок по информатике "Построение диаграмм и графиков" 9 класс

Презентация предназначена для проведения открытого урока по информатике в 9 классе...

Урок по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"

Разработка урока информатики в 8 классе по теме "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"....