Методическая разработка интегрированного урока история география
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Игуменова Ирина Васильевна

Подходит для повторения учебного материала и расширения кругозора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_geografiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

                          Интегрированный урок география - история  

              ярмарка по теме: Народные промыслы России.                

                                                    Работа хороша, если в ней польза и душа.

                                                   Не то дорого, что красно золото,

                                                   А то дорого, что мастера доброго.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей и географией народных промыслов
  • Художественная ценность промыслов, значимость
  • Воспитание патриотизма
  • Профессиональная ориентация учащихся

Оформление: изделия мастеров: посуда Хохломы, посуда Гжели, подносы Жостово, богородские игрушки, павлопосадские платки, тульские самовары, резьба по дереву, макраме. Ученики поделены на группы по 2-3 человека. Каждый расхваливает свой товар.

Тихо звучит народная музыка.

Учитель. Собирайся народ. К нам ярмарка идет. Приехали мастера с Центральной России. Полюбить Россию можно тогда, когда увидишь прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. Сегодня мы познакомимся с купцами Центральной России.

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                          В.Боков

Учитель: рассмотрим Золотую хохлому. Она радует буйством красок, чарует, ласкает душу, вызывает восторг и уважение к мастерам, создавшим эту красоту

1.Золотая Хохлома.

Ученики рассказывают историю и процесс производства.

Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов.

Впервые  упоминания об этом селе в документах 16 века. В 17 веке ряд селений перешли во владения Троице Сергиева монастыря, вместе с селом. Возможно, в тоже время зародилось производство золоченной деревянной посуды: ковши, ложки. Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. В археологических раскопках она найдена в 10-12 веках.  Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется.  Заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным   маслом. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи, Куличино. Особенно широкий размах изготовления посуды получило в 19 веке. Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемкая. Белые неокрашенные чашки, миски и солонки просушивали, а затем покрывали  слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло. Предметы после просушки мазали льняным маслом и ставили в печь на всю ночь.

Затем их покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Покрывали растертым порошком олова.

Хохлома стала известна с 16 века. Показываем на карте Нижегородскую область.

2. Гжель. Колдовские синие цветы. К юго – востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе расположено 27 гончарных деревень. Первоначально Гжель упоминается в завещании Ивана Калиты в 1328 году. Позднее в духовных грамотах Ивана Грозного.

Гжель всегда славилась своими глинами. Широко добыча глины стала производиться с середины 17 века. До 18 века изготавливали гончарную посуду, кирпич, гончарные трубы и изразцы.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы русского быта. 18 век- наивысший расцвет в достижении гжельского керамического искусства во всех отраслях. Здесь получали тонкий фаянс и фарфор. Изготовление Гжели трудоемкий процесс, происходящий в несколько этапов. Глина основной вид сырья, благодаря огнеупорности и пластичности. Для получения качественного конечного изделия в состав помимо глины добавляют и другие компоненты: кварцевый песок, нефелинсиенит, перлит, полевой шпат. Основные способы: формовка – производится из керамической массы руками мастера на токарном станке;

Литьё – в гипсовые формы, затем сушат. Обжиг Гжели : утильный и политой. Типы гжельской посуды: толстостенная, тонкостенная, майолика. Итак, Гжель производится под Москвой в 17 веке. Показываем на карте.

3. Платки. Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.

В 19 веке на Руси возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде под Москвой, мастера изготавливали прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом, как в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России ив мире оренбургские платки. Их производство началось в 18 веке. Делали их из пуха козы. На Руси славилось и кружевоплетение с 17 века. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано как обязательное для дворянства.

Самое известное вологодское, оно выплетается с 1820 года.

Издавна вышивали национальные костюмы. Полотенца, вышитые крестом были обязательными в каждом жилище как необходимый обрядовый предмет.

Виды вышивок: крестом, гладь, накладное шитье, ажурное вышивание, ришелье.

Итак, показываем производство платков: Павловский Посад, Оренбург.. 18-19 века. Кружево в 17 веке. В России существуют

четыре основных центра кружевного промысла: Вологда, Вятка, Елец, Михайлов.

4.В нашей стране лозоплетение появилось в 9- 10 веке. Из ивового прута изготавливали корзины, для хозяйственной деятельности и в обиходе. В промышленности и сельском хозяйстве и торговле использовали при транспортировке овощей и фруктов.

Большим спросом пользовались плетеные изделия: хлебницы, сухарницы, вазы, конфетницы. Также сейчас в моде плетеная мебель, как экологически чистая. Корзиноплетение возникло в районе рек и озер для нужд рыболовства. Соломоплетение возникло в глубокой древности.

5. Русь славится своим гостеприимством. Застолье не обходится  без чая. Самовар – чисто русское изобретение, их делали на Урале, В Москве, В Петербурге. 1 самовар был изготовлен в Туле в 1778 году в Заречье Назаром Лисицыным. Непосредственная близость к Москве, наличие богатых месторождений руд и высококвалифицированные мастера, способствовало самоварному производству. Большое количество фабрик, 50 на Заречье.

Самовары делали из красной и зеленой меди, мельхиора, томпака. Иногда самовары золотили, серебрили. Основной металл – латунь. В течении столетий менялись фасоны самоваров, а приемы оставались прежними. На форму самовара влияла мода времени. К концу 19 века выпускали 150 фасонов самовара: вазой, дорожный, керосиновый, рюмкой, шаром, кухня, яйцевидный. Основная часть самовара – стенка, которую делали из листовой меди. Круги, конфорка, заглушка и шейка чаще всего изготавливали литыми. В 19 веке выделяются «самоварные короли».

В Туле единственный в стране завод, выпускающий жаровые самовары.

Самовары появились в 18 веке, В Туле, показываем на карте.

6.Художественная обработка металла достигла высокого расцвета в Киевской Руси. Кузнецы в большом количестве ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. Часто кузнецы ковали кружевные решетки для оград и ворот.

Каслинское литье – художественные изделия. Скульптура, садовые столики, решетки, статуэтки, из чугуна. Производилось в городе Касли на Урале. Традиции каслинского литья сложились в 19 веке.Это литье отличает графическая четкость силуэта,

тщательно отделанные детали. Литье изображало персонажей русского классического балета, спортивная и литературная тематика. В настоящее время единственный в стране и Европе завод, где производится художественное чугунное литье.

Итак, показываем Урал 19 век.

7.Гусь Хрустальный

Городок стеклянный, расположен на реке Гусь, во Владимирской области. Единственный в России, где есть хрустальный рынок. Впервые упоминается в 17 веке. В 18 веке Сенат постановил закрыть все заводы на 200 верст от Москвы, дабы сохранить окрестные села от вырубки. В1756 году крупнейший промышленник Аким Васильевич Мальцев основал хрустальный завод. Он его перевез из Можайского уезда. Далее завод принадлежал его жене, сыну. Они построили для рабочих дома, храм в городе. Из хрусталя изготавливали рюмки, вазы, статуэтки, люстры.

Отмечаем Владимир 17 век.

8.Жостово.

Посуду ставили на подносы, расписанные в Жостово. Подносы делались кузнечным способом – выколоткой. Расписывались они по черному фону яркими цветами – рисунок выходил красочным, объемным. Подносы были овальными, круглыми, прямоугольными. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску.

Жостовские подносы стали изготавливать в 19 веке, под Москвой.

Заключение:

Все, что окружает человека, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на музей вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа мастерство.  Никакие войны не смогли уничтожить потребность человека к красоте. Люди старались украсить свой быт, жилье. Одна из загадок, появление ремесла. И то, что не могли сохранить люди Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения высокого класса. Они из дерева и драгоценных металлов, бересты, кожи и фарфора.

, сохраняли дерево, глина, камень, руда, волокна льна и шелка.

А на улицах и площадях мы можем увидеть ограды, решетки и витражи.

В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете - растворенная память народа, история жизни и труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.

Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства....

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать  своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...