Учебно-методическая разработка интегрированного урока ( история, обществознание, региональный компонент) к 4 ноября- Дню народного единства.
учебно-методический материал (10, 11 класс) по теме

Ананченко Любовь Валерьевна

Учебно-методическая разработка интегрированного урока (история, обществознание, региональный компонент) к 4ноября - Дню народого единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskaya_razrabotka_integrirovannogo_uroka.docx969.94 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                     Учебно-методическая разработка интегрированного урока

(история, обществознание, региональный компонент)

Посвящается   4 ноября – дню народного единства.

                                    «Тот, кто не помнит своих предков, не знает себя...»

                                                                                     А.И. Никитин

     Цели и задачи – воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому      прошлому своего народа, воспитание чувства патриотизма и гражданственности.  

   Оборудование – интерактивная доска, мультимедийное устройство.

Подготовительный этап: учащиеся собирают материал по тематике, готовят презентации,10-11 классам  предлагается ответить на вопросы викторины.

                                   План проведения –

                               1.История праздника.

                               2.Символы современной России.

                               3.Толерантность.

                               4.Молодежь современной России.

                               5. Итоги.

            Ведущий.

У каждого человека есть свой дом – он хранит тепло маминых рук, семейный фотоальбом, воспоминания детства, он наполнен энергией близких людей, от него веет теплом и уютом, в него всегда хочется вернуться, где бы ты не был. Он помнит историю семьи. А человек? Всегда ли он помнит свою историю? Всегда ли гордиться своей Родиной? Мы должны расти патриотами своей страны, а не Иванами, не помнящими родства.

Презентация на тему песни «С чего начинается Родина?»

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника - День народного единства, и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

  В декабре 2004 года президент России В. В. Путин подписал Федеральный Закон, в котором 4 ноября объявлялся Днем  народного единства. Православные верующий отмечают 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. С 2005 года  этот день отмечается как государственный праздник «День народного единства».

                            Страница 1. История праздника.

                            Презентация «История праздника»

       После смерти Ивана Грозного и его сыновей закончилась династия Рюриковичей и царей стали выбирать. Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова. Молва обвиняла его в гибели царевича Дмитрия. В 1601 году на Руси разразился голод. Повсеместно вспыхивали голодные бунты, жестоко подавлявшиеся царскими войсками. В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив.

                                                       (слайд 2)

 В 1601г. в Польше объявился человек, именовавший себя “счастливо спасшимся” царевичем Дмитрием. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.

                                                      (слайд 3)

         В августе 1604 г. с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. “Сына” Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско быстро росло. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.

                                                      (слайд 4).

 20 июня 1605г. “царевич” Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен и задушен вместе с матерью. Началось 11-месячное правление Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, “истинный царь” был убит, а на престол “выкрикнули” нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.

                                                      (слайд 5)

          Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий 2. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он осел лагерем в селе Тушино (войдет в историю как «тушинский вор»).

                                                   (слайд 6)

        Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Польский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.

                                                  (слайд 7)

       17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти “семибоярщина” заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.Россия оказалась на грани страшной катастрофы – потери целостности и независимости.

                                                  (слайд 8)

      И тут на помощь Руси пришли князь и русский крестьянин, вера Господня и весь русский народ.

                                                  (слайд 9) 

        “В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой.

На небесном троне сидит Богоматерь Казанская… Священномученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.

По центру  показан “вдовствующий престол”. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком  фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо “победный меч” символ не только воинского, но духовного подвига.

                                                (слайд 10)

         О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкундинова из Балахны].

     Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена. На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина. В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

                                                                                   (слайд11)

       В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать деньги на ополчение.

                                                   (слайд 12)

       Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

       При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской богоматери. В Ярославле был создан «Совет всея земли» правительство из дворянства, духовенства, Боярской Думы, посадских людей, но возглавляли его фактически Минин и Пожарский.

                                                   (слайд 13)

      28 июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа подошло к Москве и осадило ее. 21—24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушел в Польшу. Но еще два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города. Ополченцы торжественно вступили в Кремль – Москва, сердце всей России была освобождена усилиями всего народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость. Мужество, спас от национальной катастрофы всю страну.

                                                   (слайд 14)

       Помогала в этом Святом деле икона Казанской Божьей матери.

                                                     (слайд 15) 

Тебе не раз враги  грозили,

Тебя сметали – не смели,

Любовь моя, земля Россия!

Тебя порушить не могли.

                                                Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли,

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

              Отряды поляков рыскали по городам, селам в поисках добычи, грабили, убивали людей. С этим не могли смириться русские люди. «Совет всея земли» созвал  Земский Собор и в 1613 году на русский престол был избран шестнадцатилетний царь Михаил Романов – сын патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, сохранение суверенитета, самостоятельности и самобытности. 

( Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу  посвящена опера Глинки, а также стихи К.Ф.Рылеева)

                                                        (слайд 16)

       Поляки, узнав об этом и предвидя, как повредит это их намерению завладеть Россией, решили погубить избранного царя. Победа казалась им легкой, царь еще не успел окружить себя верными подданными и превратить свое жилище в неприступную крепость.

     Рассуждая таким образом, отправили они отряд самых решительных злодеев во владение князей Романовых. Это поместье было в Костромской губернии. Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил. Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как им найти поместье нового царя Михаила Федоровича. Чтобы не вызвать подозрений, злодеи притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с неожиданным счастьем.

         Но Сусанин был умен и сметлив. Он догадывался, что имеет дело не с друзьями, а с самыми жестокими врагами. Чувствуя, что от его скромности и осторожности зависит жизнь царя, он в ту же минуту решился на все, чтобы только спасти его. Он сказал полякам, что очень хорошо знает это поместье и готов проводить дорогих гостей до самого дома царя. Притворное простодушие крестьянина обмануло поляков: они поверили его словам и велели вести их туда, куда было нужно. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел их через дремучие леса в противоположную сторону от настоящей дороги,  известил Михаила об опасности; бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Сусанина.

                                                  (слайд 17)

   Михаил Романов не забыл жертвы крестьянина. По восшествии на престол в 1613 году подарил детям своего спасителя земли, лежащие в окрестностях Домнина, освободил жителей этой деревни от всех податей и повинностей. Это должно было на вечные времена отличать потомков Сусанина от других государственных крестьян. Все последующие государи также были благодарны за спасение своего предка и подтверждали право владения землей.

         Сусанин погиб, но его подвиг стал вкладом в общую победу русского народа. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но благодарными потомками устанавливается единственный за всю историю России памятник крестьянину Ивану Сусанину.

        В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, а котором покоится ныне прах Кузьмы Минина.

                                               (слайд 18)

        В начале XIX века на народные средства скульптором И.П. Мартосом был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Место для него было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве. В Нижнем Новгороде  был возведен обелиск – меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его “рукояти” были созданы И.П. Мартосом.

                                            (слайд 19,20)

      После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари - самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь.

      Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к святому делу - возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало ее силу. Смутное время закончилось.                

                                             ( слайд21,22)

 Поговорки:

                       С родной земли – умри, не сходи

                      Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит

                      Наступил на землю русскую да оступился

                      Русь – богатырская

      Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда
!

Страница 2. Символы современной России.

       Ведущий

      Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

       Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

           Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Память влечет       домой, согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным - если он потерял Родину.

                   

     «Что значит – «Родина моя?»

Ты спросишь. Я отвечу:

«Сначала тропочкой земли

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

               Доверчиво раскроет».


 Каждое государство имеет свои символы. Их можно разделить на официальные и народные.

             Показ видеофрагмента и презентация «Символы России»

Официальные – это герб, флаг, гимн.

     -    Герб - отличительный символ любого государства.

  • Золотой двуглавый орел
  • Щит с изображением всадника
  • Скипетр
  • Держава

        Описание герба: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

                                                 (слайд 2)

                                                                           Для справки:

До начала 16 века Россия была разрозненным государством, состоящим из нескольких независимых княжеств, поэтому  о едином государственном гербе не могло быть и речи.

Герб появился при  Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьем змия, а  на оборотной - двуглавый орел.  

Еще до появления печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца.

Почитание Георгия как святого началось с 5 в. И получило распространение во всем христианском мире. С принятием христианства почитание св. Георгия пришло и на Русь.

Историки 18 века полагали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии в результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Однако современные исследователи подвергают сомнению это утверждение. Возможно, изображение орла появилось на русских монетах под влиянием южнославянских стран, где двуглавый орел использовался как герб.

 В Византии же орел служил отличительным знаком принадлежности к императорскому двору.

Высказывается также предположение о заимствовании русскими князьями двуглавого орла из Золотой Орды.

В 1856 году появились 3 варианта государственного герба: Большой, Средний, Малый, различавшиеся по числу деталей.

На большом гербе вокруг щитка с двуглавым орлом располагались гербы российских земель.  

В 1918 году гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен.

Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями союзных республик .

     

У каждого государства есть флаг. А знаете ли вы, что означает каждый цвет?

Белый цвет – мир, чистота

Синий цвет - это небо, верность

Красный цвет означает отвагу, мужество и героизм

При царствовании Петра I существует сразу три флага.

Белый с синим поперечным крестом (Андреевский) – для военного флота.

Бело - сине- красный – для  торгового флота.

Черно-желто-белый – государственный флаг Российской Империи.

С момента установления советской власти сменился не только герб, но и флаг: он стал красным  и на нем помещался серп и молот, такие же как и на гербе.

        В XXI  век Россия вступила уже с бело-сине-красным флагом.

 Решение о принятии этого флага было принято первым Президентом России Б.Н.Ельциным.

Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов.  Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет!

                                               (слайд 3)

  Гимн — это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях — случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, когда побеждают наши спортсмены. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

                                                 (слайд 4)

                               Прослушайте музыкальную запись.

       Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.

    Первым президентом РФ был Борис Николаевич Ельцин, потом на смену ему пришел президент Путин, который и сейчас возглавляет нашу страну.

                                                      (слайд 5)

       Конституция является основным законом Российской Федерации. На основании Конституции строится вся система государственного управления.

Вопрос группе : «Можно ли носить символы государства на одежде?»

                                                     (слайд 6)

    Есть и народные символы России. В 2008 году проводилось голосование  «Имя России», в нем приняли учащиеся и преподаватели СПК, наше мнение совпало с мнением всей страны – Александр Невский.

                                                     (слайд 7)

Православными символами являются ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ" ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИКОНА СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

                                                    (слайд 8)

                                      Дополнительный материал

       Курская Коренная. Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу в 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли Это было первое чудо от святого образа.

      Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

     Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

     В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю — 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

     Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году, когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах — так называемое «стояние на Угре» — и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

       Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов.

       Таким образом, неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого являла милость к земле нашей через Свою святую икону «Владимирская». Во все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Русской земли обращался наш многоскорбный народ к Пресвятой Богородице. И в наши дни, вспоминая чудесные избавления от врагов в XIV—XVI веках, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.

      Великий чудотворец Святитель Николай, чью память ныне чтит Святая Церковь, – один из самых почитаемых на Руси святых. Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почетном месте не оказалось бы иконы свт. Николая. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул таинственную славянскую душу, что стал отцом-покровителем далекой необъятной России. Так повелось издревле, еще со времен Киевской Руси. Преподобный Нестор Летописец свидетельствует, что первая церковь во имя Святителя Николая была построена в Киеве еще до крещения Руси в 882 г. Примечательно, что тогда же имя Николая Чудотворца прочно увязалось с державным строительством на Руси, ибо церковь эта была построена на могиле князя Аскольда. Согласно преданию, братья князья Аскольд и Дир, убиенные Олегом, после одного из походов на Византию, когда их набег был отражен чудесной помощью Божией Матери православным грекам, приняли крещение, и Аскольд получил имя Николай в честь Святителя. Таким образом, первый русский христианин-князь носил имя великого Угодника Божия. Николай – первое христианское имя на Руси. В 1866 г. на "Аскольдовой могиле" в Киеве торжественно праздновали 1000-летие крещения князя Аскольда.

Еще один достойный внимания факт нашей истории – первым русским князем принявшем иночество был Никола Святоша, Черниговский, Печерский (память 14 (27) октября). Сын Черниговского князя Давида, в миру носивший имя Святослав, был Луцким князем, его дочь была замужем за св. блгв. князем Всеволодом Мстиславичем Новгородским, сыном и внуком Великих Князей Мстислава Великого и Владимира Мономаха. В 1106 г. князь Святослав принял постриг, он подвизался в Киево-Печерской Лавре. Святой князь преставился ко Господу в 14 октября 1143 г.

    В дальнейшей истории России Святитель Николай не раз оказывал помощь русским князьям, строителям Державы Российской. Известен пример исцеления Угодником в 1108 г. в Новгороде уже упомянутого отца св. блгв. князя Всеволода Мстиславича Великого Князя Мстислава Владимировича. Однако до XIX в. имя Николай не было распространено среди русских государей. И только в последнее столетие существования Российской Империи два русских Царя были тезоимениты Святителю (Николай Павлович и Царь-Мученик Николай Александрович), носили имена в его честь и многие великие князья.

       Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

                 

                 КРЕМЛЬ,ЦАРЬ – ПУШКА,ЦАРЬ - КОЛОКОЛ

       Московский Кремль расположен в самом центре столицы России и является историческим центром Москвы. Его мощные стены и башни, златоглавые храмы, древние терема и дворцы возвышаются на Боровицком холме над Москвой-рекой и образуют неповторимый по красоте и величию архитектурно-художественный ансамбль. Именно с появления Кремля начинается история Москвы как таковой. Являясь уникальным памятником архитектуры, он исторически считается символом не только столицы, но и всей России в целом.

                                                 ( слайд 9)

                                      Дополнительный материал.

    Известно, что в Древней Руси слово «кремль» (также как и «детинец» и «кром») употреблялось для обозначения центральной укрепленной части города — крепости. Впервые в летописи московский Кремль упоминается в 1156 году как «крепость Москва». Тогда он был построен из дерева и занимал только юго-западную часть Боровицкого холма.

Центром Кремля стала Соборная площадь, самая древняя площадь в Москве. Она возникла в начале XIV века во время княжения Ивана Калиты.

18 век начался для Кремля страшным пожаром. В связи с этим, Петр I издал приказ о строительстве в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями здания Арсенала. Строительство завершили в 1736 году при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым. Это самое большое по калибру орудие в мире весом в 40 тонн. В 1735 году для нее отлили чугунный лафет и декоративные ядра. В наши дни Царь-пушка размещается на специальном каменном постаменте близ собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

Недалеко от Царь-пушки расположена еще одна достопримечательность московского Кремля — Царь-колокол, отлитый по указу Анны Иоанновны в 1733-1735 годах русскими мастерами отцом и сыном Моториными. Во время пожара 1737 года от Царь-колокола откололся кусок весом более 11 тонн (полный вес колокола — 200 тонн). До 1836 года колокол находился в литейной яме, а затем был поднят на постамент, сооруженный по проекту архитектора О. Монферрана. Колокол был украшен рельефными портретами царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также двумя надписями, излагающими историю его отливки. В наши дни Царь-колокол размещен у подножия колокольни Ивана Великого.

                                         КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

     Красная площадь — особый символ и архитектурный памятник столицы. С момента своего возникновения (считается, что это был 1493 год) она стала главной значимой площадью города. Красная площадь является главной и самой известной площадью столицы, сохранившей на себе отпечаток различных эпох и периодов истории Российского государства. И по сей день, считаясь одним из символов старой Москвы, Красная площадь привлекает не только туристов, но и самих москвичей.

                                   Дополнительный материал

     Одной из причин появления Красной площади явилась потребность расширить пределы города, его незаменимых составных частей, в данном случае — торга. Не менее важной была и задача укрепления и обеспечения безопасности стратегически важной части города — Кремля.

По основной версии, Красная площадь появилась в конце XV века. В 1493 году Иван III издал указ о ликвидации деревянных построек вокруг Кремля, которые в любой момент могли быть охвачены пожаром и

таким образом представляли большую опасность. По этим причинам у восточной стены Кремля и была создана площадь для мелкой торговли.

       Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

                                                (слайд 10,11)

      Матрешки –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

                                                  ( слайд 12)    

      Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.

                                                  (слайд 13)

   Тульский пряник - визитная карточка не только Тулы, но и всей России. Нигде не выпекают таких пряников как на ОАО ТКФ "Лакомка". На всех Российских и международных выставках пряники тульской кондитерской фабрики получают высшие награды: золотые и серебряные медали, дипломы. Мастерам удалось сохранить и приумножить славу тульского пряника.

   Тульский самовар - это часть жизни и судьбы русского народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков русской литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького...

Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...

      Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и многие мастера декоративно-прикладного искусства принимали участие в создании его декоративного убранства.

                                               (слайд 14)

             Страница 3.    Толерантность

                              Проявления нетерпимости:

 1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; 

2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);  

3)негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу,  

расе,  этнической  группе,  как  правило,  на  основе  отрицательных характеристик);  

4)этноцентризм (понимание  и  оценка  жизненных  явлений  сквозь призму  ценностей  и  традиций  собственной  группы  как  эталонной  и

лучшей по сравнению с другими группами);  

5)поиск врага (перенос вины  за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);  

6) преследования, запугивания, угрозы;  

7)дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе) 9)  ксенофобия  в  форме  этнофобий (антисемитизм,  кавказофобия ), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям  других  культур  и  групп,  убеждение  в  том,  что «чужаки»  вредны  для  общества, преследование «чужаков»);

10) национализм (убеждение в превосходстве  своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);  

11) фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого  характерны крайние формы насилия и массовый террор);  

12)  империализм (покорение  одних  народов  другими  с  целью  контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);  

13) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого  вознаграждения,  безрассудное  использование  ресурсов и природных богатств);  

14) осквернение религиозных или культурных символов; 

15)  религиозное  преследование (насаждение  конкретной  веры,  ее

ценностей и обрядов);  

16) изгнание (официальное или насильственное);  

17)  сегрегация,  включая  апартеид (принудительное  разделение  людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);  

18)  репрессии (насильственное  лишение  возможности  реализации

прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

 Толерантность 
(от  лат. tolerantia –  терпение)
 терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

 

   Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности  своих  собственных  позиций,  признаком  открытого  

для  всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

   Терпимость - социально-психологическая  черта  человека,  выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям,  верованиям,  мнениям,  традициям,  привычкам  и  поведению других людей.

   Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность  толерантного общества и черта  толерантного человека.

    Толерантная личность     – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

    Формулы толерантного  общения: -  «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

-  «Если  тебе  плохо,  найди  того,  кому  еще  хуже  и  помоги ему».

-  «Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».

 

                Презентация на фоне песни Талькова И. 

        Страница 4. Молодежь современной России. 

                   

                       Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И, если ГРАЖДАНИН ты настоящий

Большой отдачи ждет от нас страна.

И поднимай безумству вопреки

                      Свою решимость до конца бороться.

                      И может от одной твоей руки

                     Зависит все, что будущим зовется.

                        Презентация «Россия молодая»

                           Страница 5 . Итоги.

      В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.

И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы

должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу врагов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание – основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника.

                     

Подведение итогов «устного журнала» и награждение победителей викторины.

                               Дополнительный материал

РОССИЯ — самая большая по площади страна мира (17 075 400 км2). Расстояние от ее крайней северной точки до крайней южной — 4400 км, а от крайней западной до крайней восточной — 9000 км.

Россия имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих берега (13).

Численность населения в 2004 году составляла 144 168 000 человек

Самое большое и глубокое море — Берингово (площадь 2 315 000 км2, средняя глубина свыше 1500 м, максимальная — 5500 м).

Самое глубокое озеро в мире и в России — Байкал (максимальная глубина  1637 м).

Самый большой полуостров — Таймыр (площадь 400 000 км2).

Самый большой остров — Сахалин (площадь 76 400 км2).

Самая многоводная река — Енисей (среднегодовой сток 17 400 м3/с).

Самая длинная река — Обь с Иртышом (общая длина 5410 км).

Самая высокая вершина — Эльбрус (высота  5642 м).

Самая низкая точка — уровень Каспийского моря (-28 м).

Самые высокие приливы — до 13 м (Охотское море).

Самое жаркое лето — район Волгограда(максимальная температура июля до +430С).

Самая холодная зима — Оймякон (минимальная температура до - 710С).

http://www.kremlin.ru – сайт Президента России

                                          http://www.gov.ru – сайт Правительства России

                                 Вопросы для викторины:

                         Аукцион Знаний «Символы России»

          1.      Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2.      Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3.      Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриковичей)

4.      Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

5.      В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

6.      Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

7.      Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

8.      Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

9.      Какие города удалось захватить врагам?

10.   Где происходила битва 24 августа? (в Москве)

11.   Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

12.   Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

                                           Гимн

  1. Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
  2. Назовите название первого официального гимна России, слова которого написал Жуковский? (Молитва русских).
  3. 19 сентября 1816 года «Молитву русских» пели при праздновании годовщины Царскосельского Лицея, но с двумя дополнительными куплетами. Кто был их автором? (А.С. Пушкин).
  4. Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем А.Ф. Львова. 25 декабря 1833 года, в празднование годовщины изгнания французов, этот гимн был исполнен
  5.  во всех залах. Как и первый официальный гимн, он начинался словами... А вот какими словами - мы узнаем через одну минуту. (Как и первый гимн, гимн Львова начинался словами «Боже, царя храни!»).
  6. Гимн «Боже, царя храни!» являлся официальным гимном России вплоть до 2 марта 1917 года. Что произошло в этот день? (Отречение от престола царя Николая Второго).
  7. С 1918 года по 1943 год национальным гимном России являлся известный международный гимн. Какой? (Интернационал).
  8. Когда прозвучал впервые Государственный гимн СССР?(1 января 1944 года).
  9. Назовите авторов этого гимна? (Муз. А.В. Александрова; слова С.В. Михалкова).
  10. Кто написал слова к новой редакции текста, который сейчас является официальным гимном России (Михалков С. В.).
  11. Когда и где был законодательно утвержден текст официального гимна России (25 декабря 2000 года, федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской федерации»).

                                             Герб

  1. Что такое герб? (Отличительный знак государства).
  2. Что символизировали три короны над головой орла в конце 19 века? (Триединство восточных славян).
  3. Двуглавый орел впервые появился на оборотной стороне одной первой известной печати на грамоте 1497 года. А что изображалось на ее лицевой стороне? (Всадник, поражающий копьем змея).
    Это был символ не столько князя, сколько идеи национального единения. Орел олицетворял Россию. Ездец был геральдической фигурой Великого Новгорода. Соединение двух фигур, как считал Карамзин, стало государственной эмблемой.
  4. Появление орла в феодальной России исследователи связывают с царем Иваном Третьим и государством Византией. Каким образом это могло произойти? (Брак Ивана Третьего с племянницей Византийского императора Софьей Палеолог).
    Этот брак был крайне выгоден для России, так как символизировал преемственность власти московских князей от Византии, и ставил Московского Великого князя в один ряд с европейскими государями.
  5. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
  6. Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).
  7. Сейчас чаще всего мы видим герб в красно-золотом исполнении. А сколько геральдических цветов имеет официальный герб России в цветном исполнении? ( Пять цветов. Красный геральдический щит; золотой орел, поднявший вверх крылья; на груди орла в красном щите всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.).
  8. Кто был автором эскиза современного герба России, утвержденного Указом Президента Российской федерации от 30 ноября 1998 года? (художник Ухналев Е.И.).
  9. С 1918 года, после большевицкого переворота, в России появился новый герб: на красном фоне лучи восходящего солнца, обрамленного снопами пшеницы, внутри – серп и молот. В изображении этого герба был еще один элемент, с которым был категорически не согласен В.И. Ленин. Назовите этот элемент. (Меч над серпом и молотом).
  10. Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

                                             ФЛАГ

 

Флаг - символ или знак, сделанный из ткани. Сама идея флага возникла очень давно. Первые флаги появились у китайцев и индейцев около 3000 лет назад. Российским флагом на протяжении трех веков является панславянский триколор.

  1. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? (Красный, синий, белый).
  2. Что обозначает каждый цвет на флаге России? (Белый - свобода, откровенность, благородство. Синий - Богородица, верность, честность. Красный - державность, мужество, смелость, любовь).
  3. Во времена правления какого царя появился триколор? (Алексея Михайловича, отца Петра Первого).
  4. С чем был связан выбор цветов флага? (Эти цвета присутствовали на гербе России).
  5. В начале Северной войны возник еще один флаг, почитавшийся также, как и государственный. Синее поле, пересекающееся двумя диагональными белыми полосами. Как назывался этот флаг? (Андреевский флаг).
  6. При правлении Анны Иоановны цвета государственного флага изменились. Какие цвета пришли на смену петровскому триколору? (Черно-желтый-белый флаг)
  7. В конце 19 века панславянский триколор вернулся в Россию. Что стали обозначать три цвета флага? (Россия тогда уже была многонациональной страной, и эти три цвета означали единство трех народов: великороссов, украинцев и белорусов).
  8. 20 января 2005 года Российскому флагу исполняется 300 лет, так как в1705 году бело-сине-красный флаг стал официально указывать на государственную принадлежность. С чем связана эта дата? (В этот день Петр Первый передал бело-синий-красный флаг торговому флоту.
  9. Российский флаг стал приниматься во всех странах, как государственный флаг России).
  10. С 1918 года флагом России стал красный стяг. Он оставался государственным символом до августа 1991 года. А считается ли красное знамя таковым сейчас? (Нет, государственным символом по указу Президента Российской Федерации является лишь Знамя Победы).
  11. Где и когда был описан флаг и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года)

                                       Знатокам родного края.

1.  Когда был основан город Сосновый Бор?

2.  Какие деревни были на месте города в 19 веке?

3.  Какими видами деятельности занималось местное население?

4.  Какие императоры правили в России в этот период?

5.  Почему 19 век называют веком пара?

6.  Какие древние крепости находятся в нашем регионе?

7.  Какой храм построен в городе?

8.  Можно ли назвать город Сосновый Бор научным центром?

9.  В честь кого названа первая улица города?

10.  Как называлась эта местность в годы Великой Отечественной войны?

11.  Назовите улицы города, которые названы в честь великих людей нашей истории?

12.  Какие реки протекают в нашем крае?

13.  Сколько в Ленинградской области городов районного значения?

14.  Какой игровой комплекс имеет статус памятника архитектуры?

15.  Когда впервые возникло название -Сосновый Бор?

16.  Кто является почетным гражданином города(назвать 5 человек)?

17.  Когда пошла первая электричка?

18.  В каком году переименовали г.Ораниенбаум в г. Ломоносов?

19.  Кому принадлежал дом-памятник напротив мэрии?

20.  Назовите версии происхождения названия  "Калищи".

21.  Имена каких знаменитых людей связаны с нашим краем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"

Данная презентация представляет интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Интегрированный урок (история, обществознание, литература) по теме "Российское общество вчера и сегодня"

Интегрированный урок  объединяет содержание нескольких родственных предметов. Такое объединение позволяет решать большее количество задач за короткое время....

Разработка интегрированного урока по обществознанию "Хочу работать в 16"

Разработка образовательного события расчитана на 2 урока....