Главные вкладки

    дополнительный материал к урокам биологии 6 класс
    занимательные факты (биология) по теме

    Афанасьева Маргарита Николаевна

    Разнообразный межпредметный материал для использования в урочной и внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл biologiya_izo_6_klass.docx985.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    6 класс ботаника

    Тема

    Материалы научно – художественной значимости

    Введение

    - природа как источник красоты, краткая информация о роли растений в деятельности людей искусства

    - растительный мир в произведениях художника

    Клеточное строе-ние организмов

    - микроскоп и лупа, их значение для художников – естествоиспытателей

    Царство Бактерии и Грибы

    - классические наглядные пособия

    - рисунки А. Шипиленко

    Царство Растения

    - использование голосеменных и покрытосеменных растений в ИЗО

    - папирус

    - классические наглядные  

    Строение и многообразие покрытосеменных

    - особенности строения корневой системы, знание которой необходимо художнику

    - растительные клеи из семян

    - красители, получаемые из корней растений

    - дополнительный материал: правила рисования живой натуры – побег

    - галлы – «чернильные орешки» на листве дуба – источник черных чернил; применение галл в энкаустике

    - лубок 18 век – Россия

    - производство карандашей

    - ксилография – гравюра по дереву

    - доска как основа для картины (голландская живопись, русские иконы)

    - индиго

    - наглядные пособия: репродукции натюрмортов разных художников, а также гравюр М. С. Мериан и произведений Ф. Толстого

    - дополнительный материал: плоды винограда – вино – изготовление эмульсионных красок; растительные масла как связующее вещество для красок; шафран – краситель  растительного происхождения, его источник – пыльца цветков шафрана посевного (сем. касатиковых)

    - мука, мучной клейстер, хлебный квас, пиво – компоненты различных художественных красок

    Классификация растений

    - выявление признаков семейства по внешнему строе-нию – необходимое условие при рисовании растений

    - наглядные пособия: репродукции произведений художников

    - дополнительный  материал: красители растительного происхождения (марена, шафран, индиго и т.д.)

    -  использование сельскохозяйственных  растений в качестве материалов для художественной деятельности (масличные, плодово – ягодные)

    Развитие расти-тельного мира

    - изображение художниками исчезнувших в процессе эволюции растений в качестве наглядного материала

    Природные сообщества

    - роль растений в деятельности людей искусства

    - охрана растений (кедр)

    Летние задания

    - нарисовать 5 эскизов цветковых растений

    -нарисовать иллюстрации к теме или отдельно к параграфам

    ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ

    УРОК: «Биология – наука о живой природе. Растительный мир в произведениях художников».

     В далекие древние времена, которые Ф. Энгельс назвал «детством человеческого рода» люди применяли в быту природные вещества.

    Когда человек освоил применение огня, наступил период, в котором произошли «некоторые зачатки поселения деревнями, известную степень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество из древесного волокна, плетеные корзины из лыка или камыша. Огонь и каменный топор дали возможность делать лодки из цельного дерева, изготовлять бревна и доски для постройки жилища».

    На протяжении  7 – 10 тысячелетий, начиная с неолита,  человек использовал в быту битумы, различные смолы, бальзамы, белковые вещества, эфирные масла.

    Уже на ранних ступенях цивилизации в Египте знали и широко применяли эфирные масла и духи, абразивные составы для полирования дерева и камня (использовали льняное и кедровое масла), освоили сложную технологию бальзамирования умерших.

    Скифские женщины растирали на абразивном камне пасту из опилок кипариса, кедра, кусков ладана и воды, которой обмазывали тело. В странах Средиземноморья и на Востоке средства для натирания тела изготавливали из цветов лилий, ирисов, нарциссов, майорана, роз, а в качестве растворителя использовали оливковое масло.

    Из корней куркумы – травянистого тропического растения семейства имбирных – полинезийцы получают желтую окраску для раскраски кожи.

    Освоив морские и океанские просторы,  древний человек использовал плоты, а затем камышовые, либо деревянные лодки, корпуса которых, как и корпуса кораблей, защищали на Руси смолением, а на территории современной Румынии шпатлевали дегтем или пчелиным воском.

    Во многих странах для стирки использовали корни, кору или плоды растений типа мыльнянки. На Антильских островах в наше время используют для стирки кору белого орехового дерева.

    В начале нашей эры люди уже использовали пурпур, вайду, индиго, хну – в качестве красителей для стенной росписи на основе смолы деревьев, произраставших на территории Китая.

    Интересным источником сведений о применении растений могут служить картины и другие произведения искусства. Для создания богатой палитры цветов применяли натуральные красители, в том числе растительного происхождения: темно – лиловый – красный – из распространенного на юге Европы растения марена, синий – из тропической индигоноски (красильной вайды) или некоторых лишайников и коры дуба, желтый – получали из орлеанского куста, цитварной куркумы или шафрана, зеленый -  из красильной крушины или сафлора, черный – из чернильных орешков или гранатовой кожуры.

    Рембрандт. Флора. 1634 г. Государственный Эрмитаж. Санкт – Петербург.

    ТЕМА: ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

    УРОК: «Голосеменные»

    Гинкго двулопастный

    Очень мягкая древесина, легко обрабатывается, ее используют в производстве мебели, мягких поделок и для изготовления упаковочных ящиков.

    Лиственница

    Высокое, до 50 м дерево, живет до 500 лет. У нее прочная и такая тяжелая древесина, что тонет в воде. Тем не менее, при Петре I из нее строили корабли, так как в ней много смолы и она подолгу не гниет. Это ее свойство знали древние архитекторы.

    Древесина лиственниц по ценности значительно превосходит древесину других пород, в том числе дуба. Выход полезной продукции у дуба достигает 30, а у лиственницы – 60%. Даже сосна не может сравниться с лиственницей по стойкости к загниванию, по твердости, прочности на скалывание, сжатие и пр. она красивой окраски, а у лиственницы сибирской ядровая древесина имеет темно – красный цвет. Древесина и кора лиственниц, как и других сосновых пронизана смоляными ходами.

    Лиственница служила человеку с незапамятных времен. На Алтае был найден погребальный сруб, сделанный из древесины лиственницы, пролежавший в земле 2,5 тысячи лет. Его бревна стали так крепки, что их не берет нож (этот сруб сейчас хранится в Эрмитаже). Впоследствии находили  лиственничной древесины. В Древнем Риме из лиственниц строили амфитеатры и другие зрелищные сооружения.

    На лиственничных сваях стоит итальянская Венеция. Петербург тоже строился на таких сваях. Двери и оконные рамы Зимнего дворца сделаны из лиственницы. Из ее древесины построены почти все детали интерьера соборов Московского кремля и Храма Василия Блаженного.

    При подсечке стволов лиственницы выделяется живица, известная под названием «венецианский терпентин». При ее перегонке получают канифоль и скипидар, широко используемые в различных практических целях.

    Пихта

    Древесина чрезвычайно ценна для строительных, токарных, резных работ и особенно хороша как материал для музыкальных инструментов. Из живицы, выделяемой при ранении ствола, получают скипидар и терпентин. В коре 6 – 15% дубильных веществ.

    Из коры получают ценный бальзам, используемый в живописи и не уступающий по качеству лучшим даммаровым лакам, он быстро сохнет, не тускнеет.

    Сосна

    Давно было замечено, что из раны сосны выделяется прозрачная густая масса – живица, постепенно превращающаяся на воздухе в твердую ярко – желтую массу – «сосновую серу», которая и залечивает рану, нанесенную дереву. Если рассмотреть срез коры и древесины под микроскопом, то можно отметить, что они пронизаны массой смоляных ходов, заполненных живицей. При нарушении их целостности она выделяется. Живицу иногда называют «баррас».

    Живица и особенно продукты ее переработки находят широкое практическое применение.

    Для добывания живицы на стволах сосны, ближе к земле, делают зарубки – подсечки, называемые специалистами каррами. Из одной зарубки выделяются 25 – 30 граммов живицы. Стекающую живицу собирают в специальные конические стаканчики, а из них сливают в бочки и подвергают переработке. Специалисты называют живицу терпентин (от греческого слова «теретинтос» - дерево, дающее живицу). Помимо сосны, живицу получают и из других хвойных древесных пород: ели, пихты, лиственницы.

    Живицу обрабатывают при нагревании водяным паром и получают вещества: жидкое – скипидар и твердое  -  канифоль.

    Скипидар широко используется при изготовлении красок и лаков.

    Застывшие куски живицы, попавшие с древних хвойных на почву, превратились в янтарь – «солнечный камень», или «окаменевшие слезы сосны». В Древнем Риме янтарь называли золотом севера. Чаще всего его использовали как украшение, этот обычай сохранился и до наших дней. О высокой цене янтаря у древних римлян и греков говорит тот факт, что за янтарную безделушку можно было купить раба. 

    В прозрачных кустах янтаря иногда можно увидеть вкрапленных в него доисторических насекомых, остатки растений, и даже небольших ящериц. Эти инклюзии очень высоко ценились как в древности, так и сейчас. Основным источником янтаря считают процветавшую в эоцене и вымершую к настоящему времени сосну янтарную. Из янтаря в настоящее время делают очень прочные лаки и краски.

    Можжевельник

    Крепкая смолистая древесина сопротивляется гниению, ее не портят жучки, поэтому из нее строили дома, делали корабли и мебель.

    Из коры ствола и ветвей добывали смолу, из которой получали белый лак для древесины.

    Тисс ягодный

    Все мы слышали выражение «мастер – краснодеревщик» и «мебель из красного дерева».

    Мастером – краснодеревщиком называют столяра, который в совершенстве владеет своим мастерством и который не испортит самую драгоценную древесину и сможет изготовить из нее самую изящную мебель. В народе «красным деревом» называют тисс ягодный, поскольку его древесина действительно красная. Она очень прочная, тяжелая, не гниет, не поддается грибковым заболеваниям. Мебель из красного дерева может простоять века.

    Ель

    Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери, свои музыкальные инструменты скрипки и виолончели делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные  инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.

    ТЕМА: ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ.

    УРОК: Покрытосеменные или цветковые»

    Индиго

    Индиго – фиолетовый – синий краситель, добываемый из растения Indigofera tinctoria, стал одним из крупных источников наживы для Британской Ост – Индской компании, сколотившей свое состояние грабежом. Корабли Ост – Индской компании ежегодно доставляли во все части света от 6 до 9 миллионов килограммов этого ценного красителя по цене 1,5 английских фунта, т.е. 30 марок золотом за килограмм.

    Хурма

    До сих пор в музеях хранится изящная мебель из черного дерева с инкрустациями из березы – столы, кресла, бюро. Она была особенно в моде при Петре I и до конца XVIII века. Потом в богатых домах появилась мебель из «красного дерева». Долгое время оно считалось наиболее драгоценным из декоративных пород. И до сих пор в России о хорошем столяре говорят, что он «мастер – краснодеревщик», а во Франции таких людей называют «мастер – чернодеревщик».

    Эту черную, как ночь, древесину дают деревья семейства  эбеновых. Они растут в тропических районах: на острове Шри – Ланка и в Индии, в Западной Африке и Юго – Восточной Азии. Но древесина многих тропических видов вовсе не черная. Бывает и белый и бурый и красный «эбен», как называют эту древесину в быту.

    Эбеновая древесина очень прочная. Она была известна еще в Древнем Египте, где из нее делали ларцы для храмов фараонов. Мебель из эбенового дерева стояла в роскошных дворцах времен Римской Империи. Во времена эпохи Возрождения черное дерево также очень ценилось и вместе с пряностями как экзотический заморский товар его привозили из Индии.

    Таинственный черный «эбен» - древесина обыкновенной хурмы. Глубокая черная окраска древесины зависит от биологических процессов, происходящих в древесине. Иногда черными внутри бывают даже небольшие веточки, а иногда этой красивой древесины нет даже в крупных стволах.

    А мебель из черного дерева сейчас уже не делают, потому что любые цвета можно получить путем химической обработки древесины.

    Драцена (драконово дерево)

    Остров Сокотра в Индийском океане и северных берегов Африки полупустынен. И только на склонах и утесах, на высоте полторы тысячи метров над уровнем моря растут эти деревья. Если надрезать их кору, то по стволу потечет темно – красная жидкость. Этот смолистый сок местные жители называют «драконовой кровью». Старинная легенда рассказывает, что один дракон пристрастился пить кровь слонов. Он обвивался вокруг хобота слона и выпивал всю кровь. Но однажды умирающий слон упал и раздавил дракона. Их кровь перемешалась. Эту смешанную кровь назвали киноварью (затем так стали называть красную землю, содержащую ртуть). Из сока драконового дерева (драцены) делают лак.

    Липа

    Древесина липы (Tilia) очень мягкая и податливая. Ее  использовали  для изготовления поддельных казенных печатей (государственные печати были медными).

    Каштан

    Балки и стропила знаменитого собора в Реймсе (Франция), построенного в XIII веке сделаны из абхазского каштана (Castanea).

    Хна

    Хна, пожалуй, одно из самых известных красильных растений. Хна, или лоссония невооруженная, растет в тропиках Азии, Африки, Америки, Аравийском полуострове, в Северной Австралии.

    Считают, что в культуре это растение начали выращивать в Иране и близлежащих странах. Оранжево – красную краску получают из высушенных листьев  лоссонии. Кристаллы краски из сухих листьев придают различные тона тканям из шерсти и шелка.

    Как двулетнюю культуру лоссонию выращивают в Средней Азии и на Кавказе.

    Папирус

    Знаменитое растение, хотя он и родственник простого камыша. Более 30 веков, с древнейших времен до средних веков из него получали писчий материал.

    Папирус – это гигантская трава высотой до 5 метров, с толстым стеблем до 7 см (в диаметре). Листьев у него почти нет. Основание стебля окружено кожистыми чешуйками. Наверху стебля покоится крупное соцветие почти метрового диаметра. Папирус немного напоминает пальму. Соцветие состоит из лучей, разветвляющихся на концах еще на3 – 5 лучей, у основания которых находятся колоски длиной 2 см. плод трехгранный, как у гречихи.

    Папирус растет на севере Африки, вдоль берегов рек и озер, образуя заросли. Установлено, что он испаряет много воды из водоемов, возле которых растет.

    В начале III тысячелетия древние египтяне начали делать из папируса материал для письма. Они разрезали сердцевину свежих стеблей на узкие полоски и раскладывали их вдоль и поперек в 2 слоя так, чтобы полностью покрыть какую – то площадь. Затем сдавливали и оба слоя склеивались, так как в папирусе есть клеящее вещество. Получались тонкие, упругие листы, которые высушивали на солнце. Потом их склеивали в свитки, шириной в 20 – 30 см и длиной 10 – 30 метров.

    Папирусом называли и растение, и материал для письма, и рукописи на нем. Самым древним папирусам около 5 тысяч лет.

    Египет долго оставался единственной страной в мире, где выращивали папирус. Полагают, что только в XX веке арабы перевезли папирус на остров Сицилия в Средиземном море, где он прижился и растет и в наши дни. А в Египте заросли папируса исчезли, осталась только одна в дельте Нила. Сегодня это замечательное растение украшает парки Египта, Бразилии и других стран с теплым климатом.

    Папирус изображен на гробницах древнеегипетских фараонов, в том числе на роскошном саркофаге Тутанхамона, умершего за 14 веков до нашей эры. Во все времена из папируса строили лодки и плоты. В 70 – х годах XX века норвежский ученый Тур Хейердал переплыл Атлантический океан на папирусной лодке.

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Виды корней и типы корневых систем»

    Марена красильная 

     - ализарин – органический краситель, полученный из корней марены, распространена на юге Европы. В Дагестане из шерсти ткались знаменитые дагестанские ковры, которые окрашивались краской из корней марены.

    Горец красильный -  синяя краска

    Щавель конский – желтая краска

    Бальзам дикий (Impatiens) (Любка двулистная) – желто – красная хна, получают из корней.

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Внешнее строение листьев»

    Если собрать желтые «орешки» с обратной стороны дубовых листьев, положить их в чистую металлическую баночку и залить водой, затем добавить раствор железного купороса и оставить на несколько часов, то получатся настоящие чернила.

    Чернила можно приготовить и из наструганной дубовой коры. Для этого ее нужно прокипятить в воде в течение 15 – 20 минут, пока жидкость не станет темно – коричневой, отфильтровать и подлить раствор железного купороса – получатся черные чернила. Если прибавить не купорос, а хлорное железо, чернила будут темно – синими.

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Строение стебля»

    Давным – давно, когда еще не было ни железных дорог, ни автомобилей, по проселочным дорогам Руси через леса и поля от одного села к другому, шли офени – разносчики. Их называли также коробейниками. В лубяных коробах они разносили всевозможные товары и яркие картины – лубки. Название это и произошло от лубяного короба. Луб – внутренняя часть коры.

    Впервые такие картинки появились в России в начале XVII века. Безвестные художники гравировали их на деревянных досках, делали с них оттиски и раскрашивали от руки.

    Лубки охотно раскупались, потому что в ту пору газет было немного, и о событиях в стране народ узнавал с помощью ярко окрашенных рисунков.

    Из коры березы получают черную, красную, желтую краски.

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Побег и почки»

    Древние египтяне и индусы писали на пальмовых листьях, вавилоняне и ассирийцы – на глиняных плитках. Острой палочкой они выдавливали клинописные знаки, а потом плитки для прочности обжигали. Хранили их в глиняных ящичках.

    Некоторые народы в течение длительного времени писали на бересте с помощью знаков и рисунков.

    Так, например, в 1849 году президент США получил загадочное берестяное письмо, где вместо слов были рисунки. Долго никто не мог разгадать его. Оказалось, что это прошение от индейских племен.

    На берегах Нила растет папирус. Само название означает – «происходящий из воды». Волокна его стеблей разрезались, склеивались и прессовались. Готовые листья подклеивали один к другому и получался свиток, на котором писали. Папирус был дешев и потому его использовали очень часто. В разных странах имелись богатейшие библиотеки рукописей из папируса.

    До сих пор еще нельзя сказать точно, когда научились делать бумагу, но предполагают, что изобретена она была во II веке нашей эры в Китае. Там впервые придумали способ делать бумагу из спрессованных волокон тщательно растертых тряпок.

    Только через несколько столетий в Европе узнали секреты производства бумаги. На берегах рек стали строить большие бумажные мельницы, похожие на мукомольные. В России первая фабрика была основана под Москвой в 1564 году.

    Существуют разные сорта бумаги: и тонкие, и толстые, и шершавые, и гладкие. Есть определенные сорта для книг, для журналов, тетрадей.

    Для работы карандашом и акварельными красками нужна плотная белая бумага – ватман и полуватман.

    На очень ценных сортах бумаги делают особым способом специальные рисунки, которые видны только на просвет, их называют «водяные знаки».

    Существуют также альтернативные способы получения сырья. Например, для изготовления высококачественной бумаги используют смесь волокон хлопка и древесины, или же только волокна хлопка. Хлопок дает очень длинные и прочные волокна, из которых получается бумага высочайшего качества.

    Основу любой бумаги составляют волокна целлюлозы. Эти волокна могут быть получены из разных источников - древесины, соломы, хлопка или из самой же бумаги.

                         

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Строение семян»

    Растительным клеем весьма почтительного возраста, является мучной клейстер. Он применялся уже в производстве папируса. До сих пор мучной клейстер используют для наклейки комнат обоями.

    Сальное дерево

    Его семена  покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из прессованных семян получают масло, которое идет на изготовление лаков и красок. Из листьев сального дерева делают черную краску.

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Цветок»

    Краситель растительного происхождения, его источник – пыльца цветкового шафрана посевного (сем. касатиковых).

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Цветок. Цветковые растения в произведениях художников (М. С. Мериан)».

    М. С. Мериан (1647 – 1717) и ее наследие.

    В искусстве воплотясь, и чудище, и гад

    Нам все же радуют настороженный взгляд:

    Нам кисть художника являет превращенье

    Предметов мерзостных в предметы восхищенья.

    Николай Буало.

    Мария Сибилла Мериан родилась 2 апреля 1647 года в городе Франкфурте (Германия) в семье известного гравера, владельца одного из самых процветающих издательств Матеуса Мариана. Мать Марии Сибиллы – Иоганна Сибилла Хейм – дочь голландского проповедника. С ранних лет Мария Сибилла овладела искусством и техникой миниатюры и гравирования. Первой ее самостоятельной работой была «Новая книга о цветах», выходившая с 1675 года небольшими альбомами.

    Приобщение художницы к естественным наукам, которые в ту пору в Германии переживали расцвет, началось с ее стремления оживить свои натюрморты – она пробовала дополнять «фигуры» растений изображением насекомых. Но чтобы достоверно представить «летучую тварь», ее нужно было поймать, а потом препарировать. Скоро Мериан решила, что для ее целей легче самой разводить насекомых, и принялась собирать гусениц и разводить из них бабочек.

    Идя не проторенной еще дорогой, она изучала фазы развития насекомых и готовила материал для своей наиболее значительной книги – «Удивительное превращение гусениц и необычное питание цветами». Акварелью рисовала она на пергаменте растения в натуральную величину, потом гуашью наносила очертания насекомых и филигранно их «живописала». Перед тем она искусно препарировала бабочек и жуков, прокалывая их нагретой булавкой, а коробки своей коллекции намазывала лавандовым маслом.

    Хотя в книге художественное преобладало над научным, Мериан затронула в ней целый ряд проблем, за разрешение которых мировая наука взялась только более чем через сто лет – взаимосвязь растения и насекомого, отношения между хозяином и паразитом, и, наконец, зарождение.  Мериан удалось глубже, нежели ее современникам, распознать некоторые явления природы. Порой те закономерности, которые были недоступны ей как исследовательнице, открывались Мериан – миниатюристке, обладавшей чуткой интуицией, незаурядным талантом и вкусом.

    Все большее увлечение наукой, а также семейные дела побудили Мериан оставить Германию и пять лет провести во фрисландском замке Вольта, отданном губернатором Суринама (нидерландской Гвианы) религиозной общине лабадистов. Там она могла спокойно работать, совершенствовать свой латинский язык, тщательно изучить энтомологический кабинет хозяина замка К. ванн  Зоммельсдейка.

    В 1691 году Мериан приезжает в Амстердам, столицу коллекционеров, город художников и ученых. Здесь, в стране, охваченной в то время «тюльпаноманией», у нее были все условия для занятий живописью.

    Наука и искусство неразделимо сплелись в творчестве Мериан. Одно не могло существовать без другого. Растения и некоторые животные служили не только объектом изучения для исследовательницы и натурой для художницы, но и исходным материалом для красок и закрепляющих составов.

    В июне 1699 года, заручившись помощью городских властей и ученых, вместе со своей дочерью Доротеей Мария, уже немолодая художница, решает отправиться в Южную Америку. Охваченные характерным для эпохи стремлением  собрать и описать как можно больше новых видов из царства природы, они стали настоящими первооткрывателями мира насекомых Суринама. Индейцы помогали им ловить животных для зоологической коллекции, а Мария Сибилла удивляла местных жителей бесстрашием и терпеливостью – она собирала тропических насекомых и, по мере наблюдения за стадиальностью их развития, яркими и стойкими красками наносила увиденное на пергамент. Ни жара, ни «кровожадные» обитатели сельвы, ни насмешки колониального общества над дамой, что возится «с нечистыми тварями», не останавливали художницу.

    Вернувшись в сентябре 1701 года в Европу, она вместе с другими учеными продолжила «неженский труд» по изданию уникальных книг о насекомых: подготовила продолжение «Удивительного превращения гусениц», издала его латинский перевод, а в 1705 году выпустила в свет итог своей экспедиции – альбом «Метаморфозы суринамских насекомых» с 60 гравюрами на меди, частично раскрашенными от руки.

    В 1715 году паралич приковал Марию Сибиллу к креслу. В январе 171 года она умерла.

    Книги Мериан не знали себе равных в энтомологической литературе, не раз они переиздавались на голландском, латинском и французском языках. Именем М. С. Мериан, одной из первых женщин в истории биологии, назван род южноамериканских растений – Meriana (семейства Melastomaceae), многие насекомые, которых она впервые описала: бабочке Papilio sibylla  и еще 7 видам. Линей назвал в ее честь вид моли – Minea merianella. Хорошо известна она и современным ученым, занимающимся энтомологией Гвианы.

    Мериан оставила разнообразное наследие. Это были как коллекции «натуралий», так и замечательные рисунки и книги. Оригиналы акварелей Мериан после ее смерти рассеялись по Европе, украшая самые изысканные коллекции. Ее рисунки хранятся в музеях Великобритании и Нидерландов, Франции, Швейцарии, Германии.

    Но самое полное и значительное государственное собрание акварелей Мериан находятся в Cанкт – Петербурге. Их судьба тесно связана с началом культурной и научной жизни города. Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрел Петр I в 1716 году для музеев и библиотек России.

    Биография Марии Сибиллы Мериан

    1647

    2 апреля. Родилась во Франкфурте-на-Майне.

    1650

    19 июня. Умер Маттеус Мериан, отец Марии Сибиллы.

    1651

    5 августа. Отчимом М.-С. Мериан стал Я. Марель.

    1664

    16 мая. Вышла замуж за И.-А. Графа.

    1668

    5 января. Родилась дочь Иоганна Елена.

    1670

    Семья И.-А. Графа переселилась в Нюрнберг.

    1675

    Вышла в свет первая часть “Книги цветов”.

    1677

    Опубликован второй том флорилегиума.

    1678

    15 мая. Родилась дочь Доротея Мария.

    1679

    Напечатана первая часть “Книги о гусеницах”.

    1680

    Вышли в свет третья часть “Книги цветов” и “Новая книга цветов”.

    1681

    11 ноября. Умер Я. Марель.

    1682

    Семья И.-А. Графа переехала во Франкфурт-на-Майне.

    1683

    Издана вторая часть “Книги о гусеницах”.

    1685

    М.-С. Мериан вступила в пиетистскую секту лабадистов во Фрисландии; И.-А. Граф возвратился в Нюрнберг.

    1691

    Мария Сибилла в Амстердаме.

    1699

    Июнь. Отправилась в Суринам вместе с Доротеей Марией.

    1701

    23 сентября. Возвратилась в Голландию.

    1703-1704

    Работала над иллюстрациями к “Амбоинскому кабинету редкостей” Г.-Э. Румфиуса.

    1705

    Опубликовала “Метаморфозы суринамских насекомых”

    1713-1714

    Подготовила второе издание “Книги о гусеницах”.

    1715

    Разбита параличом.

    1717

    13 января. Скончалась в Амстердаме.

    Судно «Мария С. Мериан» было заложено в июне 2003 года на польском судостроительном предприятии «Maritim Ltd.» в городе Гданьск, которое входит в немецкий холдинг «Kroger Werft». Строительство было завершено в немецком городе Шахт-Аудорф в июле 2005 года. После проведения успешных швартовых и ходовых испытаний в Бискайском заливе в феврале 2006 года судно «Мария С. Мериан» было передано «Институту исследований Балтийского моря», но выполняет задания и других научно-исследовательских институтов по всему миру. Стоимость строительства корабля составила 56,4 миллиона евро, двенадцать процентов из которых внесло немецкое правительство. Портом приписки судна стал город Росток.

    В Суринаме в 1983 году вышла серия с бабочками по рисункам Марии Сибиллы

    В 1987 году Германия выпустила стандартную марку с портретом Марии Сибиллы Мериан, немецкой художницы и гравера, основоположника современной энтомологии. Я думаю, что немцам она больше известна как персонаж с 500-марочной купюры ФРГ до-Еврового периода".

    Для научных исследований XVII–XVIII вв. значение рисунка столь велико, что его должно рассматривать не столько как иллюстрацию, но как часть собственно научных изысканий. В научных работах того времени изображение фиксировало не просто объект изучения, но и в ряде случаев сам исследуемый процесс. Иллюстрации имели и большое практическое значение. Так, великолепный каталог рыб Индийского океана «Histoire naturelle des plus rares curiositez de la mer des Indes» (1718–1719) амстердамского издателя и политика Луи Ренара нес важнейшую для морской нации информацию: какие из рыб съедобны, а какие ядовиты. Понятно, что требования к художнику были высоки. Последний должен был не только обладать большим художественным талантом, но и вникать в сущность изображаемого. Важную роль при этом играла не только точность фиксации объекта, но и подбор красок. Именно таким уникальным иллюстратором и была Мария Сибилла Мериан — художник и исследователь, запечатлевшая в своих акварелях поразительный мир животных и растений. 

    Дочери Мериан получили в наследство талант матери. К сожалению, пока неизвестно, где находятся и сохранились ли вообще рисунки младшей дочери Мэриан — Доротеи Марии Гзель. По архивным документам известно, что она зарисовывала редких птиц и растения; по ее заказам выделывали пергамент в Петербурге... По свидетельству К. Р. Берка, в Петербурге находились и рисунки старшей дочери Марии Сибиллы — Йоганны Хелены. Сообщая о Доротее, что она «помогала матери при работе с суринамскими насекомыми, рисуя и раскрашивая эстампы», Берк писал: «Ее сестра, впоследствии побывавшая в Суринаме, собрала коллекцию редких культурных растений. Перерисовав их в эскизах, она передала их мадам Гезель для завершения работы, которая и была выполнена с необыкновенным изяществом. Эти рисунки с приложенным к ним описаниям на голландском языке я у нее видел; она хочет их продать, если найдется покупатель, который предложит достойную цену»12

    Класс Двудольные (Dicotyledones), подкласс Дилленииды (Dilleniidae), порядок Молочайные (Euphorliales), семейство Молочайные (Euphorliaceae)

    Клещевина обыкновенная (Ricinus communis)

    Древесное растение тропической Африки и Азии, широко культивируемое во всех районах умеренного пояса земного шара как однолетняя культура. Клещевина обыкновенная – одно из наиболее ценных технических и лекарственных растений. Из семян этого растения получают невысыхающее техническое масло, находящее широкое применение в промышленности, а также в медицине: с древнейших времен масло клещевины известно как хорошее слабительное. Находит применение и как горючее. Клещевина обыкновенная – декоративное растение, особенно это относится к формам с пестроокрашенными листьями.

    Класс Двудольные (Dicotyledones), подкласс Дилленииды (Dilleniidae), порядок Мальвовые (Malvales), семейство Мальвовые (Malvaceae)

    Хлопчатник обыкновенный (Gossupium hirsutum)

    Важнейшая техническая культура, дающая более 50% мирового производства волокна. Хлопковое волокно – длинные и прочные волоски, окутывающие семена, дают вату и перерабатываются на пряжу, идущую на изготовление различных тканей. Кроме того масло из семян хлопчатника также имеет большое техническое значение (используется для производства мыла, свечей и других товаров) и может употребляться в пищу. Хлопчатник был введен в культуру независимо, но почти одновременно в Южной Азии, Африке и Центральной Америке еще 3000 – 2000 лет до н.э.

    Класс Двудольные (Dicotyledones), подкласс Астериды (Asteridae), порядок Ворсянковые (Dipsacales), семейство Жимолостные (Gaprifoliaceae)

    Жимолость вьющаяся (Loicera periclymenum)

    Цветки жимолости вьющейся распускаются в сумерках, распространяя сильный, днем едва ощутимый аромат. При первом распускании цветка тычинки и столбик слегка изогнуты вверх, располагаясь против входа в цветок, а на следующий вечер, когда пыльца из пыльников уже высыпалась, нити тычинок отгибаются вниз, столбик же задерживается в прежнем положении, и тогда происходит только перекрестное опыление. Цвет венчика при этом меняется от кремового или розового до желто – коричневого, не привлекающего внимания насекомых. Эту жимолость наиболее часто опыляют виды бражников с очень длинным хоботком (на рисунке – сиреневый бражник – Spyinx ligustri).

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Образование плодов и семян»

    Существует такая легенда: однажды один греческий художник, по имени Апеллес, написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

    Возможно, такого случая никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живой мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит живописать, т.е. писать жизнь.

    ТЕМА: СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

    ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ

    Гравюра  - это оттиск с доски, на которой вырезан какой – то рисунок. По французски «graver» - значит «вырезать». Гравюра на дереве называется ксилографией.

    Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку. Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке. К более раннему периоду относятся древнейшие отпечатанные с досок тексты: в Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века, а в Японии — фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия. Ксилография возникла в Китае не позднее X века. В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

    Задуманный рисунок художник наносит на доску. Доска должна быть из твердого дерева (самшита или пальмы). Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник – гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами – штихелями.  На оттиске – гравюре черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника.

    Кроме белого и черного, в гравюре есть переходный – серый тон, то более светлый, то более темный, в зависимости от количества и сочетания белых и черных штрихов, которые художник прорезает в дереве штихелями. Направление штриха, его толщина – все это создает различные оттенки серого.

    Гравюра на дереве была известна еще много веков тому назад. В ту пору из дерева вырезали не только иллюстрации, но и шрифт. Потом изобрели более удобный шрифт из металла, а иллюстрации продолжали гравировать на дереве.

    Постепенно искусство гравирования забылось. В России оно возродилось в начале XX века. Одной из первых начала гравировать на дереве художница А. П. Остроумова – Лебедева.

    Палитра – тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца. Этой палитрой художник пользуется только работая масляными красками.

    Палитру держат на левой руке. По внешнему краю ее художник выдавливает краски из тюбиков, а в середине палитры он смешивает их.

    1. Специалисты утверждают, что при правильной эксплуатации деревянные конструкции могут служить весьма долго. Недавно в Санкт – Петербурге были вскрыты стены главного корпуса технологического института им. Ленсовета, построенного более 180 лет назад. Оказалось, что внутри они имеют деревянные конструкции, которые оформлены кирпичной кладкой. Удивление и восхищение вызвало то, что деревянные конструкции находятся в хорошем состоянии и могут нести службу еще многие годы.

    ТЕМА: ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ. Передвижение по стеблю органических веществ».

    Блестящие коробочки и шкатулки были известны на Востоке очень давно. Их делали в Китае и Корее, в Японии и Индонезии. В этих странах деревянные шкатулки покрывают соком лакового  дерева. Плоской кисточкой мастер накладывает на поверхность коробки несколько тонких слоев лака. При этом ни одна пылинка не должна сесть на лак. Когда мастера делают какие – то особенно ценные вещи, они выезжают на лодке в море. В море нет пыли, и там они покрывают свои изделия лаком.

    Искусство, которое знали на Востоке тысячу лет тому назад, пришло в Россию только в XVIII веке. Но вещи, которые делали русские мастера, были так хороши и изящны, что быстро завоевали мировую славу.

    После революции старинные иконописные мастерские – Палех, Мстера и Холуй стали расписывать коробки и шкатулки самых разнообразных форм.

    На черном фоне этих коробочек изображены люди в ярких одеждах, цветы, деревья, по краю коробочек обычно нарисован тончайший узор.

    Палехская миниатюра

    1.  Из растительных клеев до сравнительно недавнего времени был наиболее известен гуммиарабик. Он выпускался еще в 50-х годах XX века, но сейчас для потребительских целей не используется. Гуммиарабик (на латинском гумми – камень, сок деревьев, арабик – аравийский) – прозрачная жидкая масса, выделяемая различными видами аравийских и африканских акаций. Она затвердевает на воздухе, твердая масса измельчалась, а для приготовления клея распускалась в воде. Для склеивания бумаги и картона гуммиарабик был очень удобен.

    ТЕМА: КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ

    УРОК: «Семейство сложноцветные»

    Масляные краски

    Масляные краски появились в X веке, но тогда редко кто ими пользовался. О них узнали, когда два нидерландских художника XV века братья ванн Эйки стали усовершенствовать эти краски. Ванн Эйки делали очень много опытов, смешивая сухие красочные порошки с различными растительными маслами.

    Наконец, они установили,  что лучше всего смешивать порошки с ореховым или льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.

    В бельгийском городе Генте в церкви Святого Вавона до сих пор хранится знаменитый полиптих (т.е. картина из нескольких частей), украшающий алтарь. Его написал Ян ван Эйк. Известно, что его старший брат  Губерт помогал ему.

    Это произведение считается одним из самых драгоценных творений живописи.

    В мае 1432 года, когда алтарь был торжественно открыт, люди, заполнившие церковь, были изумлены представшим перед ними творением художника. До этого никто из них не видел такого сверкания красок. И сейчас, спустя пять веков, не померкли чудесные краски этой большой картины. Сюжет ее религиозный, но Ян ван Эйк, как и итальянские мастера эпохи Возрождения, изображал живых людей – своих современников.

    На картине больше 300 человеческих фигур, и все они разные, не похожие друг на друга.

    Из льняного масла делают лучшие сорта красок.

    Полиптих Яна ван Эйка

    Альбрехт Дюрер, автопортрет, 1498 год Холст. Масло

    Класс Однодольные  подкласс Лилиииды (Liliidae) порядок Лилейные (Liliales) семейство Лилейные (Liliaceae)

    Попугайный и карликовый тюльпаны

    Прекрасные декоративные растения. Первые культурные тюльпаны попали в Западную Европу в XVI веке из Константинополя. Их называли турецкими тюльпанами, прародителем их был тюльпан Шренка, привозимый из Кафы (нынешней Феодосии), входившей тогда в состав Османской империи. Голландия считалась страной промышленного выращивания культурных сортов тюльпанов. В начале XIX века стало известно о существовании настоящего очага видового разнообразия тюльпанов в Средней Азии (около 75 видов). В настоящее время насчитывается 2900 промышленных сортов тюльпанов.

    Класс Двудольные (Dicotyledones), подкласс Астериды (Asteridae), порядок Сложноцветные (Asterales), семейство Сложноцветные (Compositae)

    Чертополох проникающий (Сarduus nutans)

    Распространен на территории Евразии и Африки. Завезен в Северную Америку из Европы в конце XIX века, теперь стал там широко распространенным и трудно искореняемым сорняком. На Кавказе нераспустившиеся цветочные корзинки молодого чертополоха, имеющие мясистую обвертку, используют в пищу. В пищу также употребляют неогрубевшие молодые листья и весенние сочные побеги этого растения, их используют главным образом на салаты и зеленые супы.

    Класс Однодольные  подкласс Лилиииды (Liliidae) порядок Лилейные (Liliales) семейство Лилейные (Liliaceae)

    Гиацинт восточный (Hyacinthus orientalis)

    Родоначальник всех культурных сортов. Европейцы впервые увидели культивируемые гиацинты в XVI веке в садах турецких султанов в Константинополе. Голландия стала страной их массового выращивания. К настоящему времени получено множество сортов гиацинтов, среди которых имеются многоцветковые, махровые и сорта различной окраски. Название растения связано с древнегреческим мифом о прекрасном юноше Гиацинте: он был случайно убит Аполлоном при метании диска, и на месте его гибели вырос прекрасный цветок.

    Класс Двудольные (Dicotyledones), подкласс Розиды (Rosidae), порядок Миртовые (Myrtales), семейство Миртовые (Myrtaceae)

    Гуаява или «гуайява» (Pcidium guajava)

    Вечнозеленое дерево с крупными белыми цветками и шарообразными плодами – ягодами. Культивируется в тропических и субтропических странах из – за богатых витаминами ароматных, кисло – сладких, сочных плодов, обладающих пищевыми качествами. Плоды гуавы используют для приготовления джемов, приправ, соков, пунша и особенно желе. Его семена широко распространяются птицами и другими животными и во многих местах он легко натурализуется. Гуава имеется в коллекционных насаждениях Черноморского побережья Кавказа.

    Класс Насекомые (Insecta), отряд Чешуекрылые (Lepidoptera), семейство Бражники (Sphingidae)

    Табачный бражник

    Распространен в Америке. Очень подвижен. Высасывая нектар, он не садится на цветок, а словно повисает на нем, паря в воздухе. Гусеница своеобразна, очень крупная и красиво окрашенная, на заднем конце имеет плотный вырост в виде рога. Своеобразны и угрожающие позы потревоженной гусеницы бражника. Гусеницы живут как на травянистой, так и на древесной растительности. Перезимовывают бражники в фазе куколки в земле или в растительном покрове.

    Как поделочный материал солому используют давно.

    Картины с аппликацией из соломки

    Панно из соломки

    Растения и изобразительное искусство

    Агатис, даммара (Agathis), род растений семейства араукариевых. Преимущественно высокие деревья (до 60 м) с колонновидным стволом диаметром 2 – 3 м и более густой раскидистой кроной. Листья плоские, длиной до 15 – 18 см, шириной до 6 м, от эллиптических до продолговатых. Около 20 видов, в Новой Зеландии, на островах Меланезии, в Юго – Восточной Азии и Восточной Австралии. Образуют чистые или смешанные леса в горах. Наиболее известен новозеландский вид. Агатис южный – или каури (A. australis), - дерево высотой до 60 м, диаметром ствола до 6 – 10 м. дает смолу (как и некоторые другие виды), так называемый каури – копал, используемую для изготовления лаков. Ценная древесина агатиса идет на изготовление мебели, чертежных досок. 

    Айлант (Ailanthus), род высоких (до 20 – 30 м) листопадных деревьев семейства симарубовых порядка рутовых. Листья сложные, непарноперистые, цветки мелкие, в метельчатом соцветии. Около 10 видов, в южной и Восточной Азии и на севере Австралии; в России – 3 вида, в культуре А. высочайший или китайский ясень (A.  Altissima), быстрорастущее декоративное дерево, разводимое на юге Европейской части, на Кавказе и в Средней Азии. В Китае его листья служат кормом для айлантового шелкопряда. Лекарственное растение. Древесина айланта используется в строительстве, для поделок, изготовления бумаги.

    Анакардиевые, сумаховые фисташковые (Anacardiaceae), семейства двудольных растений порядка рутовых. Деревья, кустарники, иногда лианы, редко полукустарники. Листья обычно перистые или пальчатые. Цветки мелкие, большей частью однополые (иногда полигамные), обычно в метельчатых соцветиях. Плод большей частью костянковидный. Около 600 видов (до 60 родов), главным образом в тропиках и субтропиках. У многих А. съедобные плоды или семена (манго, фисташка, анакардиум и др.), некоторые дают ценную древесину, дубильные вещества (сумах, квебрахо – виды рода Schinopsis), лаки (сумах), смолы; камеди, растительный воск и техническое масло.

    Араукария (Araucaria), род растений семейства аракариевых. Высокие, большей частью двудомные деревья с конусовидной или зонтиковидной кроной. Шишки большей частью шаровидные, диаметром 7 – 20 (до 35) см. Живут А. несколько сотен лет (максимальный возраст 2000 лет). 18 видов, в Южном полушарии – на острове Меланезии, в Восточной Австралии и в Южной Америке. Древесину многих А. широко используют как строительный материал, для производства мебели и поделок.

    Бамбук (Bambusa), род растений семейства злаковых. Одревесневающие стебли (соломины) высотой до 35 м, обычно сближенные. В верхней части сильно разветвленные. Листья ланцетные с очень короткими черешками. Колоски многоцветковые, по одному или в группах на особых ветвях, обычно несущих лишь чешуевидные листья. Цветки обоеполые. Зерновки обычно выпадают из цветковых чешуй, распространяются водными потоками или животными. Каждая группа ил клон в течение многих лет не цветет, затем одновременно зацветает и после плодоношения, как правило, погибает. Отличаются чрезвычайно быстрым ростом (до 0,75 м в сутки).  Прочные и легкие стебли бамбука обыкновенного (B. vulgaris) и Б. тростникового (B. arundinacea) – хороший строительный материал и сырье для поделок.

    Бобовые, порядок (Fabales) двудольных растений и его единственное семейство (Fabaceae или Leguminosae). Некоторые виды дают ценную древесину и гуммиарабик. Есть красильные виды – индигофера, дрок.

    Бук (Fagus),   род растений семейства буковых. Листопадные деревья с гладкой корой. Тычиночные цветки в многоцветковых головчатых соцветиях, свисающих на длинных цветоносах, пестичные (большей частью – 2) – окружены плюской, которая ко времени созревания плодов разрастается и древеснеет. Цветут одновременно с развертыванием листьев. Бук крупнолистный (F. grandifolia) – характерная лесная порода на востоке Северной Америки. Древесина плотная, тяжелая, хорошо полирующаяся, используется в мебельном производстве. Из семян извлекают пищевые и технические масла.

    Бурачниковые (Boraginaceae), семейство растений порядка синюховых. Есть среди бурачниковых красильные растения.

    Вайда (Isatis) – род растений семейства крестоцветных. Цветки желтые. Вайда красильная (I. tinctoria)  с древности культивировалась в Западной Европе как красильное растения (листья содержат индиго).

    Воски, класс липидов, сложные эфиры высших жирных карбоновых кислот и высокомолекулярных спиртов (обычно одноатомных) с четным числом атомов углерода. Содержат также свободные кислоты, спирты, часто триглицериды и углеводороды. Воски используются в лакокрасочной промышленности.

    Горец (Polygonum), род растений семейства гречишных. Горец красильный (P. tinctorium) и некоторые другие содержат красочные вещества.

    Драконово дерево (Dracaena draco) древовидное дерево из рода драцена. Ствол высотой до 20 м, диаметр в основании до 4 м, обладает  вторичным ростом  в толщину. Листья линейные, длинные, расположены пучками на концах ветвей. Из надрезов коры вытекает красная смола, так называемая драконова кровь, из которой получают лак.

    Дрок (Genista), род растений семейства бобовых. Невысокие, обильно цветущие кустарники и полукустарник, преимущественно с цельными листьями. В европейской части наиболее распространен дрок красильный (G. tinctoria), растущий по сухим светлым лесах, опушкам, степям. Красильное – из травы можно получить желтую краску.

    Дум – пальма гифена фивийская (Huphaene thebaica), растение семейства пальм. Плод – костянка. Плоды съедобны, твердые семена используются на поделки (похожи на слоновую кость).

    Живица терпентин, смолистое вещество, выделяющееся при ранении хвойных деревьев. Содержит 40 – 65% смоляных кислот, 20- 35% монотерпенов, 5 – 20% сескви- и дитерпенов. Вследствие испарения скипидара и кристаллизации смоляных кислот, живица на воздухе густеет. Застывая на поверхности ствола, предохраняет древесину от проникновения короедов, патогенных грибов и др., «заживляет» рану (отсюда название). Живица – основное сырье для получения канифоли и скипидара.

    Канариум (Canarium), род растений семейства бурзеровых (Burseraceae) порядка рутовых. Деревья с крупными перистыми листьями. Плод  костянковидный. Семена ряда видов используют как орехи и для получения масла. Многие К. дают смолы (так называемая черная даммара и элими), используемые для производства лаков. Некоторые виды – источники ценной древесины.

    Карагана (Caragana), род листопадных кустарников, редко небольших деревьев семейства бобовых. Высота от 20 см до 2 – 5 (7) м. Листья очередные, сложные, парноперистые. Цветки одиночные и в пучках, по 2 – 5, желтые, редко белые или розовые. Древесина идет на мелкие поделки, из коры получают краску.

    Кедровая сосна группа видов сосны, большей частью с 5 хвоинками в пучке, дающих съедобные, чаще бескрылые семена, так называемые кедровые орехи. Семена созревают через 2 года после цветения и опадают вместе с шишками. Наиболее известна кедровая сосна сибирская (Pinus sibirica) – дерево высотой 35 – 40 м и диаметром до 1,8 мс коричневато – серой корой. Молодые побеги покрыты густым рыжим опушением. Шишки длиной 6- 13 см, с плотно прижатыми чешуями. Семена разносятся птице        й кедровкой, белками, бурундуками и др.; обильные урожаи орехов бывают через 5 – 6 лет. Живет до 500 лет. Образует смешанные леса с елью, пихтой, лиственницей или чистые насаждения – кедрачи.

    Из кедра получают кедровое масло, при подсечке растущих деревьев получают живицу.

    Крушина (Frangula), род кустарников или небольших деревьев семейства крушиновых. Листья очередные, цельные, цветки мелкие, обоеполые, опыляются осами либо пчелами, возможно самоопыление. Плод сочный, костянковидный. Размножение семенами. Наиболее распространена крушина ольховидная, или ломкая (F. alnus), кустарник или деревце высотой до 7 м с гладкой, почти черной корой, содержащей дубильные вещества.

    Плоды, кора и листья дают прочные красители.

    Кутровые (Apocynaceae) семейство растений порядка горечавковых. Преимущественно деревья, кустарники и лианы, часто содержат млечный сок. Среди кутровых много хозяйственно ценных растений, дающих каучук (ландольфия – Landolphia), волокно (кендырь), ценную древесину (например альстония – Alstonua), красители (райтия – Wrightia), эфирные масла (аликсия – Alyxia).

    Маревые (Chenopodiaceae), семейство растений порядка гвоздичных. Большинство ксерофиты. Некоторые – сорняки. Красильные – марь, лебеда.

    Марена (Rubia) род растений семейства мареновых. Подземные органы нескольких видов марены содержат красящие вещества. Марена красильная или крапп (R. tinctoria), с древности возделывалась ради яркой красной, фиолетовой и др.) стойкой краски для тканей. С открытием синтетических красителей  культура марены красильной сохранилась лишь в некоторых странах Азии, где используют для окраски ковров.

    Опунция (Opuntia), род растений семейства кактусовых. Суккулентные кустарники, реже деревья высотой до 10 м. некоторые виды опунций, так называемые кошенильные кактусы (O. Ficusirdica var. splendida, O. hernandezii), прежде широко использовали для разведения кошенили.

    Орех (Iuglans), род растений семейства ореховых. Используется ценная древесина, из ореховой скорлупы получают дубильные вещества, краску.

    Папирус (Cuperus papurus), многолетнее травянистое растение из рода сыть. Стебли до 5 м высотой, трехгранные, толстые. В древности папирус культивировали в Египте (считался царским растением со времени Птолемеев – с начала III века до нашей эры. В I веке нашей эры на него была введена царская монополия), Палестине и некоторых странах Южной Европы. Стебли использовали для изготовления писчего материала, тканей, обуви, плотов, челноков, циновок, а также в пищу. Из стеблей папируса были построены корабли древних мореплавателей.

    Пихта (Abies), род вечнозеленых растений семейства сосновых. Кора всех видов пихт содержит смолу. Древесина без смоляных ходов, ценится как строительные и поделочные работы. Из коры североамериканской пихты бальзамической (A. balsamea) получают канадский бальзам, из наиболее распространенной пихты сибирской (A. sibirica) – близкий к нему пихтовый бальзам, хвоя и молодые ветви дают пихтовое масло – один из основных источников камфоры.

    Пупавка (Anthemis), род одно- и многолетних трав, реже полукустарников семейства сложноцветных. Цветки пупавки красильной (A. tinctoria) пригодны для окраски тканей.

    Резеда (Reseda), род растений семейства резедовых (Resedaceae), порядка каперсовых. Одно-, двух- или многолетние травы. Цветки мелкие, в кистях или колосьях. Плод – коробочка. Подземные части резеды желтенькой (R. luteola) содержат желтую краску, пригодную для окрашивания шерсти и шелка.

    Роза (Rosa), род растений семейства розовых. Листопадные или вечнозеленые кустарники, обычно с шиповатыми стеблями. Опыляются насекомыми, плоды распространяют птицы и другие животные. Плоды и корни некоторых роз – используют для получения дубильных веществ и красителей.

    Самшит (Buxus), род растений семейства самшитовых (Buxaceae). Вечнозеленые кустарники или деревья высотой до 20м, с супротивными, цельными, кожистыми листьями. Цветки мелкие, однополые, однодомные. Опыление насекомыми и самоопыление. Плод – коробочка. Одна из наиболее теневыносливых древесных пород. Живет до 500 лет. Крепкая, твердая древесина используется в токарном деле, для изготовления гравировальных досок и пр.

    Сенталум, сантал (Santalum), род вечнозеленых деревьев или кустарников семейства санталовых. Высота до 15 м. цветки зеленоватые, иногда желтые или красные. Плод – костянка. Некоторые санталовые дают ценную древесину, самшит белый (S. Album) издавна культивируют в Индии, а также в Китае и др. странах. Древесина его, известная под названием сандалового дерева или сандало, с желтовато – коричневым ядром и белой заболонью, ароматная, содержит душистое эфирное масло (3 – 6% в ядровой части ствола и др., 10% - в корнях), твердая, тяжелая и прочная, используется для разных художественных изделий.

    Секвойя (Seguoia), род вечнозеленых хвойных деревьев семейства таксодиевых. Единственный вид – секвойя вечнозеленая (S. sempervirent), относится к высочайшим деревьям (достигает высотой 110- 112 м и диаметром 6 – 10 м). Живет свыше 3000 лет. Длинная древесина используется в строительстве, для подводных сооружений, изготовления мебели.

    Сорго (Sorghum), род однолетних и многолетних растений семейства злаков. Большинство видов высотой до 4 – 5 м  и более; внешне похожи на кукурузу, с мощной корневой системой  соцветие метельчатое. Жаро-, засухо- и солеустойчивое растение. Из соцветий получают красную краску и воск; солома используется для изготовления бумаги, плетения матов, циновок и пр.

    Сосна (Pinus). Наиболее распространена сосна обыкновенная (P. sylvestris) – дает строевую и поделочную древесину, топливо, деготь, смолу, вар, скипидар и терпетинное масло, канифоль.

    Софора (Sophora), род листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, реже многолетних трав семейства бобовых. Могут быть использованы как красильные.

    Терн (Prunus spinosa) растение рода слива. Колючий кустарник, реже деревце высотой 4 – 8 м. плод – сочная костянка, цветет до распускания листьев, опыляется главным образом пчелами, размножается корневыми отпрысками и семенами (разносятся птицами). Плоды используют (как и корни) для получения краски.

    Тунг, масляное дерево (Aleurites), род листопадных деревьев семейства молочайных. Семена ядовиты и содержат большое количество быстровысыхающего масла (используют в технических целях), ради  которого тунг культивируют во многих странах.

    Хмелеграб (Ostrya), род деревьев или высоких кустарников семейства березовых. Однодомные растения. Цветут весной, одновременно с развертыванием листьев. Декоративное растение с плотной древесиной, идущей на поделки, и корой, пригодной для получения краски.

    Цедрела (Cedrela), род деревьев семейства мелиевых (Meliaceae), порядка рутовых. Листья перистые. Цветки мелкие, в крупных метельчатых соцветиях. Цедрела душистая (C. adorata) – дерево высотой до 30 – 35 м, дает ценную пахучую древесину (красное дерево), используемую для производства мебели, сигарных ящиков и т.д.; американские индейцы изготовляли из нее луки.

    Черное дерево. Некоторые виды деревьев, главным образом тропические, чаще всего семейства эбеновых. Черным деревом называют также твердую древесину этих деревьев, имеющую черную окраску с разными оттенками. Хорошо полируется. Используется как дорогой отделочный материал. Черный цвет приобретает также древесина некоторых деревьев после длительного пребывания в воде (мореный дуб).

    Эремурус, ширяш (Eremurus), род травяных растений порядка лилейных. Листья прикорневые, линейные. Соцветие – многоцветковая кисть.  В корнях некоторых видов (например Э. замечательного – E. spectabilis) содержится полисахарид эремуран, ценный заменитель гуммиарабика, используемый иногда для получения клея; из листьев добывают краску.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс

    Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....

    Дополнительный материал к урокам по теме: "Биология и религия"

    Данный материал поможет учителю развивать познавательный интерес на уроках биологии. Также хороший материал для формирования межпредметных связей на уроке....

    дополнительный материал к урокам биологии 7 класс

    Материал по курсу зоологии для работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности...

    Дополнительный материал к урокам биологии 8 класс

    Дополительный материал поможет учителю заинтересовать детей при изучении анатомии...

    дополнительный материал к уроку "Воздействующая сила искусства" 9 класс

    Эта презентация даст возможность проведения вступительной беседы учителя по теме урока. Затем можно перейти к беседе о роли музыки в ВОв, как об одном из направлении воздействия искусства на сознание ...

    Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"

    Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...

    Раздаточный материал к уроку биологии в 5 классе "Из истории биологии"

    Дидактический материал предназначен для лучшего усвоения материала по теме "Из истории биологии"( к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Веденского) Используя этот материал можно легко организовать...