Дополнительный материал к урокам биологии 8 класс
занимательные факты по биологии (8 класс) по теме

Афанасьева Маргарита Николаевна

Дополительный материал поможет учителю заинтересовать детей при изучении анатомии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx781.22 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Материалы научно – художественной значимости

-значение анатомии человеческого тела, особенно опорно – двигательной системы, а также черепа  и мышц лица, необходимо скульпторам и художникам;

-Леонардо да Винчи – художник и анатом;

-репродукции рисунков Л. Да Винчи, отображающих анатомическое строение человеческого тела, его пропорции в качестве наглядного пособия;

-анатомия как необходимый предмет художникам;

-необходимость знания анатомии человека в театральном искусстве и киноискусстве (наложение грима)

ТЕМА: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА

УРОК: «Анатомия, физиология и гигиена человека»

В работе над изображением человеческой фигуры, верной помощницей художника, является анатомия.

Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно препарируя трупы вместе с врачами -  хирургами. Сохранились  анатомические зарисовки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля. Большой анатомической культурой отличаются работы русских художников Кипренского, Брюллова, Иванова, Крамского, Репина, Антокольского, Серова. Непревзойденным знатоком анатомии был советский скульптор Конюхов.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией (от греч. «plastike» - «ваяние» и «anatemio» - «рассекаю»). Пластическая анатомия не изучает внутренние органы. Ее интересует только то, что образует внешние формы тела – скелет, мышечный и кожный покров.

Конечно, теперь художники изучают пластическую анатомию, не обращаясь к препарированию трупов: на помощь пришли муляжи, таблицы, фотографии, кинофильмы, рентген. Основным методом изучения анатомии художником является метод зарисовок. Только постоянно рисуя, художник может хорошо усвоить, почувствовать все формы, все особенности человеческого тела.

Великий русский артист Федор Шаляпин в набросках создавал образы тех действующих лиц, которых ему надо было исполнять, и по этим рисункам гримировался.

ТЕМА: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА

УРОК: «Предмет анатомии. История развития анатомии».

Во все времена  продолжительность жизни людей творческих профессий была большей, чем средняя. В античную эпоху – на 38,6 года, в средние века – на 34,7 лет, в XVIII веке – на 36, в XIX – на 24,6, в XX – на 8 лет. В Древнем Риме жрицы жили в среднем 58 лет, а рабы – 17. В средние века вельможи жили в среднем 49,5 лет, а бродячие артисты, ведшие полунищую жизнь – 61. В XVI веке короли и князья в Европе жили в среднем 51,3 года, а художники и скульпторы – 60. Члены царской династии Романовых в России жили в среднем 49,4 года, а писатели в то же время – 55,4 года.

ТЕМА: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА

УРОК: «Становление наук о человеке»

Леонардо да Винчи

Диапазон научной мысли Леонардо поистине безграничен. Он с одинаковым успехом занимался анатомией, физиологией, зоологией, биологией, ботаникой, геологией, географией, космографией, топографией, механикой, гидравликой, океанографией, оптикой, акустикой, физикой, астрономией, математикой и всеми видами техники, включая инженерию, машиностроение и летное дело. Рассуждение в любой из этих областей Леонардо сопровождает поразительными по своей точности рисунками, впервые используя последние как мощное средство научного истолкования и как наглядную иллюстрацию к тексту.

Он изучает рост растений и деревьев, течение рек, движение волн, образование почвы, в мельчайших деталях полет птиц, окаменелости, кровообращение, физические, биологические, оптические, математические и астрономические законы.

В центре внимания Леонардо стоит природа, т.е. реальный видимый мир. «Живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…» По его мнению «человеческий ум никогда не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретение] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего». Для Леонардо природа есть «учительница учителей».

Среди творений природы  совершеннейшим представляется Леонардо человек.  Он без устали изучает пропорции его тела, его анатомию, его мимику, жесты, движение, позы. Для Леонардо тело человека есть совершеннейшее произведение природы. Наименьший восторг вызывает у Леонардо человеческое лицо. «Обрати внимание на улицах, под вечер, на лица мужчин  и женщин, [или] в другую погоду, какая прелесть и нежность видна на них». Вот эту «прелесть» и «нежность» Леонардо и стремился передать в своих рисунках и картинах.

Леонардо не ограничился знанием пропорций человеческого тела. Он поставил себе задачей проникнуть вглубь человеческого организма, изучить его мускулы, связки, сухожилия, внутренности. Он сам пишет, что для «правильного и полного понятия» о жилах он «произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц, уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного изменения от разрыва волосных сосудов». Анатомической техникой Леонардо овладел в совершенстве, что позволило изучить человеческий организм до мельчайших деталей. Об этом свидетельствуют его замечательные анатомические зарисовки, которые по своей наглядности и точности порою не уступают современным микрофотографиям.

Зная в совершенстве анатомию, Леонардо, однако, призывал художников не увлекаться ею чрезмерно: «О живописец – анатомист, берегись, чтобы слишком большое знание костей, связок и мускулов не было бы для тебя причиной стать деревянным живописцем при желании показать на своих обнаженных фигурах все их чувства».

Среди рисунков Леонардо, отличающихся огромным разнообразием, встречаются и тщательные зарисовки этюдного порядка и белые композиционные наброски, в которых он фиксировал все то, что ему приходило на ум. С одинаковым мастерством изобразил он фигуры, лица, пейзажи, здания, животных, растения.  Особенно он любил набрасывать человеческую фигуру, давал ее в самых смелых и неожиданных поворотах, а также головы. Леонардовские рисунки свидетельствуют о пристальном изучении натуры.

В Леонардовских записях фигурируют различные рецепты для составления красок, а также наброски колб и змеевиков, стеклянных трубок и нагревательных печей, реторт и воронок, которые художник стремился приспособить для своих целей.

На протяжении 1480 - х годов Леонардо исполнил несколько портретов. Один из таких портретов «Дама с горностаем». С большой наблюдательностью передал  Леонардо кошачьи повадки белого зверька. С большой тщательностью написана шерсть горностая, каждый волосок, который воспроизведен с каллиграфической точностью.

Улыбка «Мона Лизы» построена на глубоком знании человеческого лица, на строгом учете индивидуальной выразительности его отдельных частей. И при всем том она полностью естественна. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застывшее, она превращает его в зеркало изменчивых душевных переживаний.

Среди титанов Возрождения Леонардо был, без сомнения, одной из наиболее гениальных личностей. Отразив в своем творчестве наиболее прогрессивные стороны эпохи Возрождения, он стал тем великим, подлинно народным художником, чье историческое значение переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее. Вот почему он особенно близок нам, строящим новый мир.

ТЕМА: ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА

УРОК: «Организм – единое целое»

Говорят: вот человек пропорционально сложенный. Значит, все части его тела имеют  гармоничное соотношение. Слово «пропорция» происходит от латинского «proportio» - «соразмерность» - и обозначает определенное соотношение частей предмета между собой по величине.

Не может быть, конечно, абсолютно одинаковых пропорций у всех людей. Например, у людей маленького роста часто бывает крупная голова, а у высоких – небольшая.

За пять веков до нашей эры жил в Греции знаменитый скульптор Поликлет. Он создал статую, названную «Дорифор».

Скульптор особенно подчеркнул сильные мышцы рук и ног юноши, его широкие плечи. Прекрасное тело Дорифора изваяно с соблюдением пропорций, которые Поликлет считал правильными.

В написанной им книге «Канон» скульптор излагал свою теорию о пропорциях. Он считал, что голова человека составляет 1/7 его роста, лицо и кисть – 1/10, а ступня – 1/6.

Древние скульпторы учились у Поликлета умению изображать тело человека. Статую Дорифора они называли каноном, т.е. образцом.

Теория Поликлета родилась в Древней Греции. У других народов в разных эпохи взгляд на красоту пропорций был иной.

ТЕМА: КРОВЬ

УРОК: «Состав и функции крови». «Плазма крови. Сангина».

Чаще всего рисунки делаются различными карандашами, углем или сангиной.

Слово «сангина» происходит от латинского «sanguis», что значит «кровь». Это небольшие палочки красновато – коричневого цвета, которыми рисуют на бумаге. Сангина дает глубокий, бархатистый тон.

ТЕМА: ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

УРОК: «Скелет. Мыщцы»

«Самсон, раздирающий пасть льва» -  так называется статуя работы скульптора М. И. Козловского, украшающая каскад фонтанов в Петергофе. Наверное, многие задумывались, почему мифологический герой раздирает льву именно пасть, а не отрывает ему, например, хвост или лапу. Дело в том, что Самсон выбрал самый трудный вариант доказательства своей мощи. Руками он преодолел сокращение жевательных мышц, действующих на челюсти хищника. А они обладают очень большой силой. Даже у человека усилие жевательной мышцы поистине огромно – 100 кг. Кстати, лев в древности считался не только сакральным животным, но и воплощением силы.

Ахондроплазия — системное поражение скелета — врождённая болезнь, характеризующаяся нарушением энхондрального остеогенеза; проявляется карликовостью, короткими конечностями при обычной длине туловища, деформацией нижних конечностей и позвоночника и относительной макроцефалией.

На знаменитой картине Диего Веласкеса «Менины» изображена больная ахондроплазией.

ТЕМА: ДЫХАНИЕ

Картина

Джозеф Райт. Опыт с воздушным насосом. 1768 г. На картине изображен эксперимент, доказывающий, что дыхание необходимо для жизнедеятельности.

ТЕМА: ОРГАНЫ ЧУВСТВ

УРОК: «Органы зрения»

Картин

Франческо дель Косса. Святая Люсия. XV в. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Святой часто молились для защиты от глазных болезней.

С помощью таких масок врачи средневековой Европы исправляли косоглазие. Гравюра XVI века.

ТЕМА: ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

УРОК: Железы внешней и внутренней секреции»

Картина

Питер Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. Слишком округлая шея молодой женщины наводит на мысль, что у нее увеличена щитовидная железа.

Долгое время врачи считали, что селезенка вырабатывает «черную желчь», а та вызывает меланхолию, грусть. Немецкий живописец Альбрехт Дюрер, нередко страдавший меланхолией, как – то нарисовал себя с закрашенным в месте расположения селезенки участки живота. И пояснил: «… куда указывает мой палец, там у меня и болит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс

Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....

Дополнительный материал к урокам по теме: "Биология и религия"

Данный материал поможет учителю развивать познавательный интерес на уроках биологии. Также хороший материал для формирования межпредметных связей на уроке....

дополнительный материал к урокам биологии 6 класс

Разнообразный межпредметный материал для использования в урочной и внеурочной деятельности....

дополнительный материал к урокам биологии 7 класс

Материал по курсу зоологии для работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности...

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...

Раздаточный материал к уроку биологии в 5 классе "Из истории биологии"

Дидактический материал предназначен для лучшего усвоения материала по теме "Из истории биологии"( к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Веденского) Используя этот материал можно легко организовать...