План - конспект урока биологии в 8 классе "Роль витаминов в обмене веществ человека"
план-конспект урока биологии (8 класс) по теме

План- конспект урока, для учащихся 8 класса. Урок может быть проведен как с использованием ИКТ, так и в традиционной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

 открытого урока биологии с применением  информационно-коммуникативных технологий.

ТЕМА: Роль витаминов в обмене веществ человека.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными группами витаминов, определить значение витаминов в процессе  обмена веществ.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                  -- Сформировать знания о строении витаминов  и их основных          

      группах;                                                                                                                            

--Способствовать формированию навыков работы с    

      информационными технологиями и развитию

      коммуникативной  компетентности.

МЕТОДЫ:

-- Словесный (беседа учителя с учащимися, сообщения учащихся

     по изучаемой теме);

 --Наглядный (использование при изучении материала муляжей              

     овощей и фруктов ,таблиц с изображением содержания

      витаминов в различных продуктах питания) ;

-- Информационный (обработка полученной информации через    

     ИКТ).

МЕТОДИЧЕСКИЕ   ПРИЁМЫ:

-- Логический (формулирование выводов на основании изученного

     материала)

-- Организационный (работа учащихся в группах по 2-3 человека).

ОБОРУДОВАНИЕ:  

--  Презентации «Где спрятаны  витамины?», «Азбука здоровья»

-- Муляжи овощей и фруктов, таблицы с изображением содержания

      витаминов в различных продуктах питания;

--Компьютеры для групповой работы учащихся.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент (проверяется готовность учителя и

     учащихся к проведению урока); приветствие.

  1. Вводное слово учителя:

-Сегодня на уроке мы изучим тему «Витамины. Их роль в обмене веществ». Сначала проверяем  д/з : повторите определение «обмен веществ», виды обмена, роль обменных процессов для жизнедеятельности человека. На повторение вам отводится  3 минуты.

В процессе повторения  д/з учащимися, учитель заполняет журнал,

отмечает отсутствующих.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:

  1. Что такое обмен веществ?

         Обмен веществ – это процесс  поглощения сложных органических соединений, их расщепления на более простые, легко всасываемые в кровь и лимфу вещества.

  1. Какие виды обмена существуют, каковы их особенности?

         Различают два вида обмена - пластический и энергетический. В результате пластического обмена в организм поступают пит.вещества, которые используются для формирования «строительного материала» клеток организма. В процессе энергетического обмена организм получает, а в дальнейшем расходует или запасает ( в виде АТФ) необходимую энергию.

3.Какова роль обменных процессов для жизнедеятельности организма?

        В организм человека с пищей поступает огромное количество питательных веществ, таких как: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Большинство из них в нашем организме не синтезируются. Как уже говорилось органические соединения в процессе биохимических реакций расщепляются на простые, которые всасываются в кровь и лимфу через ворсинки тонкого кишечника, а затем разносятся по клеткам тела. Эти вещества обеспечивают рост , развитие клеток, их дыхание, размножение и функциональную работу органов.

-Хорошо. Ответы правильные и исчерпывающие.Давайте перейдём к изучению нового материала.

ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА:

   Материал по новой теме излагается учителем и учащимися (заранее подготовленные сообщения по теме, презентация).В процессе изложения материала учащиеся, разбившись на группы, заполняют таблицу, работая за компьютером и составляют схему.

  -Открытие витаминов принадлежит русскому врачу Н. И. Лунину (в 1880 г.). Витамины необходимы как регуляторы жизнедеятельности организма и участники всех биохимических и физиологических процессов. Они являются ферментами, входят в состав ферментов или их активируют. Витамины должны поступать в организм с пищей, в соответствии с их суточной нормой. Недостаток, как и переизбыток этих веществ,  может приводить к различным заболеваниям. Вспомните пословицу « Всё хорошо в меру!». Для нормальной жизнедеятельности необходимо около 20 витаминов. Рассмотрим некоторые из них.

Далее учащиеся смотрят  заявленные презентации  и слушают сообщения о различных витаминах. В процессе работы с презентациями и сообщениями по теме урока учащиеся заполняют с помощью учителя компьютерный вариант сводной таблицы. Учитель знакомит учащихся  с основными группами витаминов и обозначает заболевания,  связанные с витаминами.

-Скажите, пожайлуста , кто любит чай с лимоном? Это ни что иное, как водный раствор витамина С- аскорбиновой кислоты. Т.е. существуют водорастворимые витамины.

- А кого мама или бабушка кормит тертой морковью с сахаром ,со  сметаной или подсолнечным маслом? Ваши родители знают, что витамин А,содержащийся в моркови лучше усваивается с жирами.

Это жирорастворимые витамины. Занесите эти сведения в свой конспект.

- Вернёмся к наше пословице «Всё хорошо в меру». Избыток витаминов приводит к гипервитаминозам, их недостаток- гиповитаминозам, в случае отсутствия витаминов развивается авитаминоз. Занесите сведения в схему.

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ  ВИТАМИНОВ,  НЕОБХОДИМЫХ  ЧЕЛОВЕКУ

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины

А-ретинол

1,5 мг

Замедление роста, повреждение роговицы глаза,развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты

Д-эргокальциферол

0,025 мг

Рахит,ухудшение обмена кальция и фосфора

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

Е-токоферол

10-12 мг

Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие

Растительные масла,

Зелёные части овощей

К-филлохинон

В норме не требуется

Нарушение свертываемости крови , желудочно-кишечные кровотечения

Синтезируется кишечными микроорганизмами

С-аскорбиновая кислота

50-100 мг

Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов

Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень

РР-никотиновая кислота

15 мг

Воспаление кожи, поражение слизистых оболочек ротовой полости, пеллагра, нарушение психики

Говядина, печень, почки, рыба (лосось, сельдь), пророщенные злаки (пшеница , рожь)

В1-тиамин

2-3

Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце

В2-рибофлавин

2 мг

Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта

Пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста

В6-пиридоксин

1-2 мг

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

В12- цианкобаламин

0,001-0,003 мг

Злокачественная анемия

Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника

АВИТАМИНОЗ

Отсутствие витамина в организме

ГИППОВИТАМИНОЗ

Недостаток витамина в организме

ГИПЕРВИТАМИНОЗ

Переизбыток концентрации витамина в организме

ВИТАМИНЫ

Высокомолекулярные органические вещества , составляющая часть ферментов

ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ

 

А, Д, Е, К

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ

     В, С, РР

     ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

Каждый учащийся произносит 1-2 предложения , освещающие новый материал.

  ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ:

-Сегодня мы изучили витамины, их группы, значение в процессах обмена веществ .Вашим д/з  будет параграф  38 , материал схемы и таблицы, заполненной на уроке выучить. Также учитель озвучивает оценки учащихся за работу на уроке. По окончанию урока учащиеся распечатывают получившиеся таблицу и конспект урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока биологии 11 кл по теме Положение человека в системе органического мира.

план -конспект урока разработан в соответствии с материалами учебниками Общая биология. 10-11 кл. Базовый уровень. Авторы В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова....

План-конспект урока биологии на тему Витамины

План-конспект урока биологии в 8 классе на тему Витамины...

План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...

Презентация к уроку биологии 8 класс на тему "Обмен веществ и энергией".

Часы сделаны из нескольких десятков деталей, организм человека из более чем из 60-100 триллионов клеток. какое основное свойство организма человека обеспечит их жизнедеятельность?...

План-конспект урока биологии для 9 класса по теме «Витамины»

План-конспект урока биологии для 9 класса по теме «Витамины»...

План-конспект урока биологии в 11 классе на тему:" Происхождение человека"

Тема: Происхождение человекаКласс: 11.Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для формирования представлений  о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида ...