Игра-зачет " Строение клетки"( презентация)
презентация к уроку биологии (10 класс) по теме

Данная презентация является обобщением к теме " Строение клетки" в 10 классе. Количество вопросов можно добавить  по усмотрению учителя, соответственно увеличив количество групп.Так же может быть использована при проведении предметной недели биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zachet_po_biologii_10_klass.rar857.66 КБ

Подписи к слайдам:

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ учитель биологии СОШ №3 г.Набережные Челны
Правила игры
Изначально у каждого игрока 12 нуклеотидов: при потере 3-х нуклеотидов (1 кодона) теряется способность говорить, разрешается только писать свои соображения на листке бумаги. при потере 6-ти нуклеотидов (2 кодонов) игрок теряет способность и говорить, и писать – можно изъясняться лишь знаками и жестами.Изначально у группы: мудрость- возможность пользоваться литературой- определяется броском кубика (если выпали цифры «1» или «2»- одна мудрость; «3» или «4»- две мудрости; «5» или «6»- три мудрости); деньги (АТФ) число определяется броском кубика (выпавшее число умножается на 10).Можно купить перед началом игры: шапку-невидимку- разовая возможность одному человеку уйти от ответа на вопрос- цена 30 АТФ; палочку-выручалочку- разовая возможность получить подсказку- цена 30 АТФ.Нуклеотиды можно купить в конце игры: 1 нуклеотид- 10 АТФ.
Ход игры
И так начинаем. Проникновение в растительную клетку.Перед вами растительная клетка.Чтобы попасть внутрь клетки ,нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или с помощью мембранных белков?
С помощью мембранных белков
С помощью фагоцитоза
С помощью мембранных белков
С помощью фагоцитоза
Белки требуют за транспортировку ответить на вопрос (вопросы индивидуальные). Кто не ответил- теряет 1 нуклеотид.
Клетки растений не способны к фагоцитозу.Теряете все командные АТФ на блуждания в клеточной стенке и обращаетесь за помощью к мембранным белкам.
Вопросы мембранных белков(ответьте «да» или «нет»)При активном транспорте затрачивается энергия.Фагоцитоз-это вид эндоцитоза.Диффузия-это вид активного транспорта.Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.Осмос – это диффузия воды.Плазмалемма и цитоплазма растительной клетки вместе называют протопласт.Клеточная стенка грибов состоит из муцина.Пиноцитоз - это вид фагоцитоза.Плазмалемма состоит из двух слоев липидов.У животных нет клеточной стенки.Функция клеточной стенки – транспорт веществ.Плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания.
Гиалоплазма
Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки. Любопытные и дружелюбные ионы Cl- просят у вас помощи. Взамен они предлагают 30 АТФ и укажут короткую дорогу к ядру. помогите хлорид- ионам: нужно составить 2 списка органоидов: А)органоиды, которые есть в растительной клетке, Б)органоиды, которых нет в растительной клетке.
Составили списки без ошибок:
С ошибками:
Благодарные ионы подарили вам 30 АТФ и показали короткую дорогу к ядру- через гигантскую вакуоль на ту сторону клетки. Попали в вакуоль
Расстроенные оны указали вам дорогу в пероксисому. Пероксид водорода уничтожил наши запасы АТФ. Вы с трудом выбрались в вакуоль.
Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки. Заблудившийся ион магния просит помощи. Он, так же, как и вы, пробирается на другую сторону клетки, ему нужно попасть в один из пластидов. Но он забыл название пластида и вещества, в которое ему нужно попасть. Подскажите иону!
Смоги подсказать
Не смогли подсказать
Ион подарил 20 АТФ, и попали?
Остались в вакуоли. Мембрана вакуоли требует за проход ответить на вопрос или 50 АТФ. Если ответите правильно, мембрана подарит 50 АТФ.Вопрос: все гормоны растений- это вещества, имеющие очень маленькие размеры молекул.С какой особенностью строения оболочки растений это связано? Ответили- прибавилось 50 АТФ Не ответили- потеряли 50 АТФ(или, если нет АТФ,- 5 нуклеотидов)Попали ???
Вакуоль
Хлоропласт Итак, вы в хлоропласте. Ваше растение съедено травоядным животным и уже давно переваривается.Пищеварительный пузырёк Вы оказались в пищеварительном пузырьке животной клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется? (Если не смогли назвать ?- потеряли АТФ).
Лизосома слилась с вашим пузырьком, необходимо срочно покинуть её! Для этого нужно разобраться, какой фермент расщепляет какое вещество( приложение 3):БЕЛКИ а) АМИЛАЗАЛИПИДЫ б) НУКЛЕАЗАКРАХМАЛ в) ПРОТЕАЗАДНК г) ЛИПАЗА Если ошиблись,- потеряли 30 АТФ. Попали ?
ЭПС Гостеприимная эндоплазматическая сеть согласилась помочь вам приблизиться к цели. Пока вы плывете по ее каналам, она предлагает вам заработать 60 АТФ. Вам необходимо распределить органоиды по трем колонкам (просто поставьте значок напротив органоида из колонок)Сделали без ошибок- получили 60 АТФ.За каждую ошибку получают на 10 АТФ меньше.Вы проплываете через участок ЭПС, покрытый рибосомами.Ответили- получили 10 АТФ. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались? (не определили Комплекс Гольджи- потеряли 20 АТФ.)
Органоиды
Одноме-мбранные
Двухмемб-ранные
Немембран-ные
1.Ядро
2.ЭПС
3.Жгутики
4.Митохондрии
5.Комплекс Гольджи
6.Рибосомы
7.Лизосомы
8.Реснички
9.Пластиды
10.Клеточный центр
Комплекс Гольджи
Комплекс Гольджи упакует каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме,но требует от каждого 10 АТФ или ответ на вопрос (индивидуальные вопросы: не ответил –теряет команда 10 АТФ или, если нет АТФ, - теряет 1 нуклеотид)Вопросы комплекс Гольджи:Назовите функции Комплекс Гольджи.Назовите функции ЭПС.Назовите функции лизосом.Назовите функции рибосом.Назовите функции хлоропластов.Назовите функции лейкопластов.Назовите функции хромопластов.Назовите функции клеточного центра.Назовите функции цитоскелета.Назовите функции жгутиков и ресничек.Назовите функции митохондрий.Назовите функции клеточной стенки.
?
Теперь вы плывете внутри транспортных пузырьков, отделившихся от комплекса Гольджи. Подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана, которого собрана в большие округлые складки. Что это за органоид?
Определили митохондрию- получили 10 АТФНе определили- потеряли 20 АТФМитохондрия предлагает вам пополнить запасы АТФ. Он задаст вам три вопроса. Ответите на все три – получите 200 АТФ. Ответите на два – получите 100 АТФ. Ответите на 1 – получите 50 АТФ. Вопросы митохондрии Какое вещество используется только в митохондрии и нигде больше в клетке не нужно?Ядро, митохондрии и пластиды - двухмембранные органоиды. Какая особенность строения объединяет митохондрии и пластиды, но отсутствует у ядра?Назовите не менее 2-х черт сходства в строении митохондрий и прокариотов.
Клеточный центр
Вы плывете дальше и подплываете к двум центриолям клеточного центра. Центриоли рыдают. Им нужна помощь. Им скоро расходиться в разные стороны навсегда, поскольку клетка готовится к делению. Каждой из них нужно будет создать себе копию, научить эту копию управлять цитоскелетом, жгутиками, ресничками. Но клетка такая старая, что они уже забыли знания, которые передали им их предшественники. Своей будущей второй центриоли им нужно будет объяснить, что значит 9*3 (9 умножить на 3), а жгутикам и ресничкам надо будет объяснить формулу 9*2+2. Помогите!!! Не смогли объяснить – потеряли АТФ на блуждания по цитоплазме.Смогли объяснить – по микротрубочкам цитоскелета попали ?.
Ядро
Итак, вы добрались до цели! Теперь нужно привести в порядок свою ДНК, купить недостающие нуклеотиды!Если нуклеотидов не хватает – можно восстановить запас, назвав все особенности строение прокариотов. Когда ДНК восстановлена, остается только действовать! Опишите схему размножения вирусов в клетке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"

Открытый урок  учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить  представления о ...

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Презентация к уроку в 10 классе "Строение клетки.Мембрана.Ядро".

Презентация разработана для урока на тему "Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро." к учебнику В.В.Пасечника для 10 класса. В презентации рассматривается строение и функции мембраны и ядра; характе...

Презентация "Строение клетки"

Показано строение клетки, значение органоидов, различия животной и растиетельной клетки. Даны задания для закрепления материала....

Презентация к уроку "Строение клетки"

Презентация к уроку способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, их информационно-коммуникационных компетенций и способствует получению прочных знаний о строении клетки....

ПРезентация Строение клетки

•Раздел биологии, изучающий строение клетки, её органеллы и их функции……………….....