Главные вкладки

    "Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания" интегрированный урок география - биология
    методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

     

    Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания

    Продолжительность урока:  1 урок (45 минут)

    Класс: 9 класс

    Цели урока:

    1. Выяснить, как изменяются живые организмы в зависимости от среды обитания.
    2. Выяснить, какие географические причины приводят к изменению живых организмов.
    3. Продолжить закрепление навыка работы с программой «Google. Земля».
    4. Продолжить закрепление навыка работы с поисковыми интернет - системами.
    5. Показать взаимосвязь биологии и географии.
    6. Продолжить формирование познавательного интереса и трудолюбия.

    Используемые методики:

    1. Эвристическая беседа с использованием презентации.
    2. Практическая работа с использованием программы «Google. Земля» и поисковых интернет – систем.

    Оборудование:

    компьютерный класс, проектор, экран, учительский компьютер, подключение к интернету, программа «Google. Земля», презентация в MSoffice, карточки и инструкции для практической работы.

    Аннотация:

    тема изучается по биологии в 9 классе. Интеграция с географией материков позволяет учащимся более четко представить себе причины изменения живых организмов, взаимосвязь всех компонентов природы. Работа с программой «Google. Земля» и интернет – ресурсами дает возможность наглядно увидеть взаимосвязь компонентов природы, а так же взаимосвязь биологии и географии.Использование мультимедийной презентацииповышает мотивацию учения и позволяет значительно экономить время на уроке.

    В ходе урока рассматриваются не только виды изменений живых организмов, но и причины этих изменений. Подчеркивается взаимосвязь всех компонентов природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx22.71 КБ
    Файл prezentaciya.pptx1015.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного урока биология – география.

    Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания

    Продолжительность урока:  1 урок (45 минут)

    Класс: 9 класс

    Цели урока:

    1. Выяснить, как изменяются живые организмы в зависимости от среды обитания.
    2. Выяснить, какие географические причины приводят к изменению живых организмов.
    3. Продолжить закрепление навыка работы с программой «Google. Земля».
    4. Продолжить закрепление навыка работы с поисковыми интернет - системами.
    5. Показать взаимосвязь биологии и географии.
    6. Продолжить формирование познавательного интереса и трудолюбия.

    Используемые методики:

    1. Эвристическая беседа с использованием презентации.
    2. Практическая работа с использованием программы «Google. Земля» и поисковых интернет – систем.

    Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, учительский компьютер, подключение к интернету, программа «Google. Земля», презентация в MS office, карточки и инструкции для практической работы.

    Аннотация: тема изучается по биологии в 9 классе. Интеграция с географией материков позволяет учащимся более четко представить себе причины изменения живых организмов, взаимосвязь всех компонентов природы. Работа с программой «Google. Земля» и интернет – ресурсами дает возможность наглядно увидеть взаимосвязь компонентов природы, а так же взаимосвязь биологии и географии. Использование мультимедийной презентации повышает мотивацию учения и позволяет значительно экономить время на уроке.

    В ходе урока рассматриваются не только виды изменений живых организмов, но и причины этих изменений. Подчеркивается взаимосвязь всех компонентов природы.

    Ход урока:

    Организационный момент

    Учитель биологии: Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня у нас не обычный урок. Изучать новую тему по биологии мы будем при помощи географии.

    Учитель географии: И для этого мы будем вспоминать компоненты природы, и работать с географическими картами в программе «Google. Земля».

    Учитель биологии: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату и тему урока (слайд 1)

    Объяснение новой темы

    Учитель биологии: Ребята, посмотрите внимательно на доску (слайд 1) и скажите, что вы видите? (разнообразные растения и животные, живущие в разных условиях)

    Учитель биологии: А как вы это поняли? (по внешнему виду: белый медведь  - белый снег, колючки кактуса – из-за нехватки воды в пустыне…)

    Учитель биологии: Правильно. Определенные типы строения живых организмов, возникшие как приспособления к экологическим условиям местообитания, называют жизненными формами организмов. ( слайд 2) Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: Почему происходит изменения во внешнем строении организмов?

     Учитель биологии: Наиболее наглядными можно считать приспособления (адаптации), проявляющиеся в особенностях внешнего строения растений и животных Их называют морфологическими (от греческого «морфе» – форма). Давайте рассмотрим какие адаптации происходят у растений и животных и с чем они связаны. (слайд 3)

    Учитель биологии: Посмотрите, как приспосабливаются растения к условиям среды обитания. (слайд 4)

    Учитель географии: Какие приспособления к условиям среды обитания вы видите?  И в каких природных зонах произрастают эти растения? (колючки кактуса – пустыня, лианы – тропические леса, сосновый стланик – тундра)

    Учитель биологии: Теперь давайте рассмотрим приспособления животных (слайд 5). Их можно разделить на две группы. 1 группа – по месту обитания.

    Учитель географии: Посмотрите на слайд: какое приспособление вы видите? И почему оно появилось? (мех белого цвета у медведя и песца, т.к. живут среди вечных снегов)

    Учитель биологии: Правильно. Теперь 2 группу – по типу передвижения. Скажите, пожалуйста, чем внешне похожи тушканчик и кенгуру? (строением задних конечностей). Хорошо. А почему появилась эта приспособленность (потому, что и тушканчик и кенгуру передвигаются с помощью прыжков)

    Учитель географии: А можем мы определить, в какой местности обитают эти животные по их конечностям? ( да, равнинные районы)

    Учитель географии: Все верно. Тушканчик живет в азиатских пустынях, а кенгуру на равнинах Австралии.

    Учитель биологии: Теперь давайте рассмотрим приспособления птиц. (слайд 6). Их тоже можно разделить на 2 группы: по месту обитания и по типу питания.

    Учитель географии: Посмотрите на слайд: вы видите попугаев и тукана. Где могут обитать эти птицы? (в тропических лесах). А почему вы так решили? (яркое оперение, чтобы легче прятаться среди яркой листвы и цветов)

    Учитель биологии: Теперь посмотрите на орла и стервятника. Орел – хищник, а стервятник – падальщик. Какие у них появились приспособления? (орел: сильный клюв, острое зрение, сильные когти, сильные крылья; стервятник – голова без оперения, сильный клюв, хорошее зрение, сильное обоняние, сильные крылья.)

    Учитель биологии: Все верно. Теперь мы можем ответить на наш главный вопрос (слайд 7)? (да, из-за различных природных условий обитания изменяется внешний вид организмов.)

    Учитель биологии: Верно. То есть мы можем сделать вывод, что сходство между живыми организмами разных видов, живущих в одной среде обитания, испытывающих влияние одинаковых климатических условий, географического положения места и т.д., затрагивают преимущественно те органы, которые непосредственно контактируют с внешней средой, и гораздо слабее проявляются в строении внутренних систем.  

    Учитель географии: Скажите, так от каких географических причин зависит изменение внешнего вида живых организмов? (географическое положение, климатические факторы, особенности почвы, близость внутренних вод). Молодцы, все верно.

    Учитель биологии: А теперь закрепим полученные знания с помощью практической работы. Но сначала запишем домашнее задание ( доделать работу в карточке). Пройдите, пожалуйста, за компьютеры.

    Учитель географии: но для начала давайте вспомним, как работать в программе «Google.Земля» Кто начнет первый?( учащиеся рассказывают о координатах местности, метках, измерении расстояний, как убрать нанесенную информацию с помощью слайдов 9 – 17). Молодцы. Я надеюсь, что теперь вы вспомнили как работать с этой программой, но на всякий случай около каждого компьютера лежит вспомогательная инструкция.

    Учитель биологии: Рядом с инструкцией лежат карточки с практической работай. Посмотрите внимательно: часть заданий вы будете выполнять на картах программы «Google. Земля», а часть в самой карточке. Не забудьте карточку подписать. Если возникнут вопросы по ходу практической работы – поднимайте руку, и мы обязательно к вам подойдем. Удачи вам.(начинается практическая часть).

    Итог урока

    Учитель географии: до звонка осталось 2 минуты. Итак, скажите, причины влияют на изменение внешнего вида животных и растений? (географические).

    Учитель биологии: А какие примеры вы можете привести? (белый медведь – ледяные пустыни, кенгуру – равнины, кактус – пустыни…). Молодцы, все правильно. Спасибо за урок. До свидания.

    _____________________________________________________________________________

    Инструкция для работы в программе «Google. Земля»

    1.  Нахождение географического объекта:

    1. Написать название географического объекта в строке поиска (левая панель).
    2. ОК

    На основной карте будет показана территория.

    2.  Приближение и удаление объекта:

    1. Поворачивая колесико мышки, приблизить или удалить объект на карте.

    3. Перемещение по карте:

    1. Навести мышку на карту.
    2. Нажать левую кнопку мышку (курсор будет в виде кулачка).
    3. Не отпуская кнопку, передвинуть мышку.

    4.  Установка меток на карте:

    1. Нажать иконку «метка» на верхней панели.
    2. В появившемся окне написать название объекта.
    3. Перенести курсором «метку» в нужное место.
    4. Если нужно сделать описание или пометку – сделать это в окне «пометка».
    5. Если нужно изменить вид или цвет иконки – открыть в окне вкладки «цвет» и «стиль» и выбрать то, что нам нужно.
    6. Нажать ОК в окне.

    Около  географического объекта появится подписанная «метка».

    5.  Измерение расстояния:

    1. Найти объекты, между которыми будет происходить измерение.
    2. Нажать на верхней панели иконку «линейка».
    3. Провести курсором от одного объекта до другого (на карте появится линия).

    В окне «линейка» появится число, показывающее расстояние.

    1. Рисование линии на карте:

    1. Нажать иконку «добавить путь» на верхней панели.
    2. В появившемся окне написать название объекта.
    3. Провести курсором линию между объектами.
    4. Если нужно сделать описание или пометку – сделать это в окне «пометка».
    5. Если нужно изменить вид или цвет иконки – открыть в окне вкладки «цвет» и «стиль» и выбрать то, что нам нужно.
    6. Нажать ОК в окне.

    7. Убрать метки:

    1. На левой панели найти название метки.
    2. Убрать «галочку» около этого названия.

    Метка исчезнет, но её можно восстановить, поставив около названия «галочку».

    или:

    1. Нажать правую кнопку мыши.
    2. В раскрывшемся меню выбрать «удалить».
    3. Нажать ОК.

    Метка исчезнет, но восстановить её будет уже нельзя.

    _____________________________________________________________________________

    Карточка для практической работы:

    Ф.И., класс____________________________________________________________________

    Дата______________________

    1. На карте Мурманской области в программе «Google. Земля» с помощью меток отметить местообитания следующих А) животных:  белый медведь, северный олень, бурый медведь; Б) растений: карликовая береза, Береза повислая, луговые растения.
    2. Для одного животного и одного растения с помощью поисковых систем интернета найдите описание внешнего вида. Вставьте его в описание соответствующей метки карты «Google. Земля».
    3. Измерьте и запишите на каком расстоянии друг от друга живут белый и бурый медведи. Расстояние______________________________________________________________ объясните, как и почему они отличаются внешне.
    4. Сделайте вывод, от чего зависит внешний вид живых организмов.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания

    Слайд 2

    Определенные типы строения живых организмов, возникшие как приспособления к экологическим условиям местообитания, называют жизненными формами организмов. Почему происходит изменения во внешнем строении организмов? ?

    Слайд 3

    Наиболее наглядными можно считать приспособления ( адаптации ), проявляющиеся в особенностях внешнего строения растений и животных Их называют морфологическими (от греческого «морфе» – форма)

    Слайд 4

    Приспособления растений к условиям среды обитания Суккуленты (засушливый климат) Лианы (недостаток света) Стланики (низкие температуры, сухость, сильные ветра) Какие приспособления к условиям среды обитания вы видите?

    Слайд 5

    Приспособления животных А) по типу местообитания ? Б) по типу передвижения ?

    Слайд 6

    Приспособления птиц А) По местообитанию ? Б) По типу питания ?

    Слайд 7

    Почему происходит изменения во внешнем строении организмов? ?

    Слайд 8

    Вывод: сходство между живыми организмами разных видов, живущих в одной среде обитания, испытывающих влияние одинаковых климатических условий, географического положения места и т.д., затрагивают преимущественно те органы, которые непосредственно контактируют с внешней средой , и гораздо слабее проявляются в строении внутренних систем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок географии, биологии.

    Формирование знаний о развитии сельского хозяйства в России; систематизация представлений учащихся  о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы с ...

    Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

    презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

    Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

    Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...

    Использование ИКТ как один из факторов формирования информационно – коммуникационной образовательной среды на уроках географии

    Возникшая потребность большинства членов современного  общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий для повышения своего общекультурного ...

    "Движение животных в водной среде".Дистанционный урок по биологии в 6 классе

    Цели урока: Раскрыть особенности движения животных в водной среде;Выявить черты приспособленности животных к движению в водной среде;Продолжать формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять ...

    Доклад "Информационная среда на уроках географии

    В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мир...

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...