ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»
учебно-методический материал по биологии на тему

Фролова Ярослава Михайловна

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме

«Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gotovyy.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

Итоговая аттестационная (проектная) работа

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме

«Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

Тема проекта: «Структура технологической карты на уроках биологии и химии в условиях реализации ФГОС ООО»

Авторы проекта:

Анисимова М. В.,Фролова Я. М.,

Галимова А. Р., Сиразутдинова А. З.,

Хасанова Р. Р., Шаяхметова Р. М.

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Кукушкина О.В.

Проект допущен к защите:

05.10.2018 г.

Казань, 2018

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Актуальность проекта………………………………………………………..5

2. Цель и задачи проекта………………………………………………………..7

3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)..8

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………………..9

5. Технологическая карта урока в условиях реализации ФГОС ООО……....10

6. Типы уроков по ФГОС ООО……………………………………………..    .12   7.  Конструирование технологической карты урока ……………………....    15           8. Формируемые УУД на различных этапах урока химии и биологии……   19   9.Риски реализации проекта и пути их преодоления………………………... 25                                                10. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………  .25 Заключение        ………………………………………………………………  26 Используемые ресурсы        ……………………………………………………….   26    Приложения……………………………………………………………………   27

Введение

Образование в России перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить ребенка учиться.

     Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока.

Сущность системно - деятельностного подхода в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

  1. Актуальность проекта

Современный урок — это веселый, разнообразный, познавательный, интересный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются. Современный урок должен быть проблемным, развивающим, он должен активировать деятельность учащихся. Характер изложения материала должен быть проблемным, эвристическим, стимулирующим к поиску.

Если раньше, традиционно структура урока выглядела так: изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, домашнее задание, обобщение и систематизация знаний, то сегодня современный урок выглядит так:

•        организационный блок (постановка цели, задач урока, вводное слово учителя)

•        мотивационный блок (проведение опыта, рассмотрение объекта, изображения)

•        информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)

•        аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)

•        оценочный блок (оценка, самооценка, взаимооценка)

•        рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).

Наверное, многие коллеги согласятся, что особо важное место в структуре урока занимает мотивационный блок, ведь от того как ученик мотивирован, зависит насколько хорошо он усвоит необходимую информацию. И задача учителя сегодня направить ученика так, чтобы он не только стремился сам усвоить информацию, но и смог применить потом эти знания в жизни, ведь иначе теряется смысл обучения.

В этой связи становятся актуальными вопросы: как изменился  урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок и его технологическую карту? Данный проект должен помочь в решении этой проблемы. Хочется идти в ногу со временем, безболезненно перейти на новый образовательный стандарт, повысить свою профессиональную компетенцию по технологии подготовки урока.

Наш проект будет полезен для педагогов, которым предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему - в этом заключается актуальность работы.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.

2. Цель и задачи проекта

В соответствии с требованиями ФГОС происходят изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся, выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебных задач. Учителя должны уметь составить технологическую карту. Технологическая карта урока — это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

2.1 Цель проекта:

Разработать структуру (шаблон) технологической карты урока химии и биологии с акцентированием внимания на развитие УУД в условиях внедрения ФГОС ООО.

2.2 Задачи проекта:

  1. Изучить современный подход к проектированию урока в информационно-образовательной среде (ИОС) в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  2. Выделить основные типы уроков по ФГОС.
  3. Определить основное назначение технологической карты в реализации основных требований ФГОС
  4. Создать шаблон технологической карты урока, которая будет соответствовать современным требованиям ФГОС ООО второго поколения.
  5. Апробировать шаблон технологической карты в 2018-2019 учебном году.

2.3 Целевая группа проекта:

Учителя биологии и химии.

3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.

В качестве проектного решения представляем разработку технологической карты (приложение).

Новизной проекта является создание шаблона технологический карты в условиях реализации ФГОС ООО, таким образом, что, учитель сам выбирает на определенном этапе составления технологической карты урока те УУД, которые собраны в таблице с учетом типа урока и его основных этапов из комплекса УДД, собранных в шаблоне.

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта.

4.1 Сроки реализации проекта: сентябрь 2018- май 2019

4.2 Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2018) – построение шаблонов технологических карт

2. Основной (октябрь 2018 – апрель 2019) – работа со структурами-шаблонами технологических карт, выявление дополнений, корректировка шаблонов.

3. Заключительный (май 2019) - подведение итогов.

5. Технологическая карта урока в условиях реализации ФГОС ООО.

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.

Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.

Технологическая карта отвечает на вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.
  • В какой последовательности выполняются операции.
  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
  • Результат выполнения каждой операции.
  • Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

Использование технологической карты позволит учителю максимально детализировать свой урок на стадии подготовки, оценить рациональность и эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный анализ урока.

Создание технологической карты позволяет учителю:

1.    Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению     темы от цели до конечного результата;

  1. Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;
  2. Определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  3. Определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.

6. Типы уроков по ФГОС ООО

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

7.  Конструирование технологической карты урока

Выделяют различные структуры технологических карт, но все они повторяют друг друга (Приложение 1.) Основной целью нашей работы является разработка шаблона УУД на различных этапах урока. Для наиболее удобного понимания приведем основные моменты, вызывающие затруднения при составлении технологических карт урока.

1.     Тип урока.

Урок является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса. Каждый урок своеобразен, отличается конкретными задачами и содержанием. Однако существуют общие черты в педагогической и учебной деятельности на уроках. Процесс обучения распадается на ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи обобщение и подведение итогов и др. Дидактическая задача на уроке является основанием для выделения следующих типов уроков по ФГОС.

 

2.       Цель, которую преподаватель хочет достигнуть на уроке.  

 Общие подходы к формулированию цели урока:

•    Цель рассматривается как прогнозируемый результат урока

•    Цели учителя и цели обучающихся на уроке взаимосвязаны

•    Педагогическая цель прогнозирует изменения в личностных структурах обучающихся 

•    В задачах урока отражаются пути достижения цели

 Требования к формулировке цели урока:

•    Специфичность: отражает специфику предмета

•    Конкретность: включает ожидаемые к концу урока результаты (изменения в личностных структурах обучающихся): открытие новых знаний, усвоение умений, развитие свойств, осознание ценностей и т.п.

•    Реалистичность: соответствует реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, обучающихся, численность класса, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т.п.)

•    Диагностичность: наличие критериев, которые позволяют определить достижение цели

 Ошибки при формулировке цели:

•    подмена целей урока средствами их достижения

•    подмена цели содержанием учебного материала (вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводиться тот или иной урок педагог рассказывает то, что он на нём проделает -"познакомить обучающихся с ...");

•    подмена цели методом (использование в формулировке цели таких словоформ как «путём», «посредством», «через»);

•    подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")

•    цели неосуществимы (представление в качестве ожидаемого результат на отдельном уроке того, что является целью всего раздела и т.п.);

•    расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей.

•    формулировка глобальных целей.                                                                          Планируемые результаты урока (формируемые на уроке УУД) - используются глаголы в неопределенной форме (см. ФГОС). Используемые образовательные технологии и методы (в т.ч. перечисляются здоровьесберегающие технологии). Используемые средства обучения (электронные и печатные ресурсы, учебник, учебные пособия, наглядные пособия, оборудование).

 3.     Формируемые УУД на различных этапах урока

Создается технологическая карта (таблица из столбцов). 

Первый столбик называется «Этап урока», второй - "Деятельность преподавателя" (в ходе каждого этапа урока нужно кратко описать действия преподавателя с помощью таких слов как: "организует, создает, читает, способствует, помогает" и т.п.). Третий столбик -"Деятельность обучающихся" (ее можно описать используя слова: "читают, анализируют, высказывают предположения, обобщают, договариваются " и т.п.). 

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.

Представлены следующие вида УУД: личностные, предметные и метапредметные, которые, в свою очередь, включают в себя: познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

 В процессе обучения химии ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия: умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.п.

Познавательные УУД можно разделить на:

1.     Общеучебные, включая знаково-символические

2.     Логические

3.     Действия постановки и решения проблем

   Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

•    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

•    планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

•    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•    коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

•    с учётом оценки этого результата самим обучающимся, преподавателем, товарищами;

•    оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

•    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 Коммуникативные УУД обеспечивают:

•социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.  

 Для быстрого и эффективного составления технологической карты урока предлагаем воспользоваться шаблоном технологической карты.

8. Формируемые УУД на различных этапах урока химии и биологии

Этап урока

Формируемые УУД

Пример УУД

Мотивационный этап.

Личностные,

Предметные

Метапредметные: коммуникативные, познавательные

самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Актуализация знаний и осуществление первичного действия

Предметные

Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Предметные

Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Личностные

Предметные

Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные

самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– поиск и выделение необходимой информации (П);  

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– планирование (П);  

– прогнозирование (П);  

– структурирование знаний (П);  

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

– разрешение конфликтов (К).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

Личностные

Предметные

Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– поиск необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

– установление причинно-следственных связей (П);  

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– разрешение конфликтов (К).

Обобщение выявленных затруднений

Личностные

Предметные

Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов  (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-следственных связей (П);  

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу

Предметные

Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Включение в систему знаний и умений.

Личностные

Предметные

Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– подведение под понятие (П);

– моделирование, преобразование модели (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выведение следствий (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– постановка вопросов (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– управление поведением партнера (К)

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Осуществление рефлексии.

Личностные

Предметные

Метапредметные: познавательные, коммуникативные

рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Дополнительные шаблоны формируемых универсальных учебных действий в ходе урока приведены в приложении.

9. Риски реализации проекта и пути их преодоления:

1. Дефицит учебно-методических пособий - Использование ресурсов сети Интернет.

2. Недостаточная методическая подготовка педагогов - Проведение семинаров, прохождение курсов повышения квалификации педагогами

10. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Разработка шаблона технологических карт уроков химии и биологии позволит структурировать различные типы уроков по ФГОС.

2. Систематизация УУД.

3. Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков)

4. Освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы)

5. Соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

6.Обеспечить повышение качества образования

Заключение

Нами составлен шаблон технологической карты урока с актуализацией формируемых универсальных учебных действий.  

Обучение с использованием технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
          Форма записи урока в виде технологической карты даст возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Используемые ресурсы

1.        Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации".

2.        Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?obno=20077

3. https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-himii-992208.html

4. http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

5. http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez

6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/09/07/uud-na-urokakh-otkrytiya-novykh. Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ

                                                                                                  Приложение 1.

Структура  технологической карты

 

Предмет

 

Группа

 

Раздел

 

Тема изучения

 

Тема урока

 

Тип урока

 

Цель урока

 

Задачи урока

 

Основное содержание темы

 

Термины и понятия

 

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

                                                                                                   Приложение 2.

Примеры личностных УУД на уроках химии

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку

Знакомство с основными историческими событиями, связанными с развитием химии и общества, достижениями в области химии, культурными традициями, общемировыми достижениями в области химии, обращение к истории химической науки

Развитие любознательности и интереса к самостоятельной исследовательской деятельности

Формирование готовности к осознанному выбору образовательной траектории

Воспитание уважения и принятия достижений химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

Формирование основ экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни

Осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни

Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

Примеры регулятивных УУД на уроках химии

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одногруппников

Выдвигать и формулировать цели исследования

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона

Выполнять лабораторные опыты и практические работы

Принимать участие в исследовательской деятельности

Выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, находить алгоритм выполнения поставленной задачи

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения эксперимента и коррекцию своей деятельности

Оценивать конечный результат.

Грамотно оформлять результаты исследования

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Использовать речь для регуляции своей деятельности

Виды познавательных УУД

Общеучебные УУД

Логические УУД

Постановка и решение проблем

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий
  • Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач
  • Умение структурировать знания
  • Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Направлены на установление связей и отношений в любой области знания; обеспечивают способность и умение учащихся производить: 

• простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)

  • составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной)
  • Формулирование проблемы;
  • Самостоятельное создание способов решения проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа слушателей курсов "Формирование развивающей образовательной среды по предмету "Химия" в условиях реализации ФГОС ОО"

—В проекте представлен методический материал к уроку химии в 8 класса по теме «Химические уравнения», составленный  с учетом требований ФГОС ОО.Методический материал к данному уроку в...

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет методического объединения учителей математики Вяземского района Смоленск

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации)«Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет ...

Методические рекомендации "Разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации управленческих и педагогических работников по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации"

Эта группа программ самая многочисленная, касается повышения квалификации педагогов образовательных организаций в части методологии преподавания русского языка как родного, неродного, государственного...

Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Особенности использования офисных приложений незрячими на примере использования офисного пакета MS Office 2016"

Пояснительная записка     Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобр...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование в системе КОМПАС-3D»

Дополнительная профессиональная программа повышенияквалификации«Проектирование в системе КОМПАС-3D»...

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....