Методические рекомендации "Разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации управленческих и педагогических работников по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации"
методическая разработка по русскому языку на тему

Эта группа программ самая многочисленная, касается повышения квалификации педагогов образовательных организаций в части методологии преподавания русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_2.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Автор: Василенко Василий Валерьевич


Методические рекомендации «Разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации управленческих и педагогических работников по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного в образовательных организациях»

Русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации, а также языком межнационального общения, объединяет граждан страны, определяет самобытность народа, формирует гражданскую идентичность. Не случайно в последние годы были созданы Совет по русскому языку при Президенте Российской Федерации, Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, Общество русской словесности. Их деятельность направлена на защиту и поддержку русского языка, обеспечение прав граждан России на пользование языком Российской Федерации.

В связи с оптимизацией процессов глобализации и интеграции в различных сферах жизни, растущим геополитическим и экономическим влиянием России русский язык переместился на более высокие позиции. Он открывает новые возможности для сотрудничества, знание русского языка помогает расширению межкультурного, делового и личностного общения в профессиональной сфере. Именно по этим причинам русский язык становится не просто популярным, но значимым, и люди осознают важность и необходимость его изучения.

Во многих образовательных организациях субъектов Российской Федерации воспитываются и обучаются дети, для которых русский язык является родным, неродным или иностранным. Данная ситуация во многом является причиной падения показателей качества образования в образовательной организации, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Очевидна потребность в педагогах и специалистах, владеющих современными формами, методами и технологиями обучения русскому языку как родному, как неродному и как иностранному на всех уровнях образования.

Современная методика преподавания русского языка детям иностранных граждан исследует учебный процесс, вырабатывает рекомендации к дальнейшему совершенствованию процесса обучения русскому языку как неродному. Основные проблемы в области преподавания русского языка как иностранного: соотношение коммуникативности и системности, вопросы межкультурной коммуникации, внедрение новых технологий в практику преподавания русского языка.

Эффективно внедряются в учебный процесс технологии индивидуализированного обучения, игровые технологии, коммуникационные технологии. Современный этап развития методики обучения русскому языку как иностранному характеризуется внедрением в обучение различных обучающих и контролирующих мультимедийных компьютерных программ, дистанционных курсов русского языка для интенсификации учебного процесса. Интенсификация и оптимизация процесса обучения иностранных студентов русскому языку должна осуществляться путем внедрения современных компьютерных технологий, систем дистанционного обучения, мультимедийных программ, системы компьютерного тестирования, организации самостоятельной работы.

В поликультурной образовательной среде русский язык должен помогать личности осознать свои корни и тем самым определять то место, которое она занимает в мире, прививать человеку уважение к другим культурам, формировать многогранную картину мира и обеспечивать адаптацию в изменяющихся условиях существования.

Хорошо поставленная речь, высокая языковая культура учителя является не только важнейшей характеристикой образовательной среды, но и основой формирования культурного пространства образовательных организаций.

«Русский язык», в отличие от других учебных предметов, не просто предмет изучения, средство обучения, он выступает главным условием межличностного диалога, воспитания общей культуры и личностного развития обучающихся – представителей разных этносов, вероисповеданий.

Однако современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально-политическими причинами, но и просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и в частности в преподавании русского языка:

1. Изучение литературы (русской, народов России, мировой) происходит по сложившейся традиции автономно, не всегда согласуется содержание и структура дисциплин филологического цикла.

2. Недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Русский язык». Недостаточное внимание уделяется русскому языку и русской литературе в национальных общеобразовательных организациях.

3. По-прежнему доминирующим в практике преподавания русского языка остается правописно-орфографическая направленность.

4. Используемые методы преподавания русского языка в общеобразовательных организациях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей.

5. Наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению часов на изучение литературы в базисном учебном плане негативным образом сказывается на результатах обучения как литературе, так и русскому языку.

В этих условиях преподавание учебного предмета «Русский язык» приобретает особую общественную значимость, а состояние речевой культуры общества обусловливается постановкой преподавания русского языка, в основе которого лежат представления и о самом языке, и о человеке как его носителе.

В целях совершенствования условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, на уровне государства, институтов власти, сфер культуры и образования (и др.) предусматривается развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка.

Повышение квалификации педагогов образовательных организаций должно быть ориентировано на усвоение ими инновационных методов и форм преподавания русского языка, основанных на осознании важности проблемы социальной и психологической адаптации ученика к учебной, академической культуре, к новым традициям, ценностям, ориентирам; овладении принципами личностно-деятельностного подхода к преподаванию; понимании специфических трудностей освоения обучающимися и связанных с интерференцией ошибками. 

В 2017–2018 гг. региональными образовательными организациями дополнительного профессионального образования были разработаны и внедрены в практику деятельности федеральных стажировочных площадок 25 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов образовательных организаций (далее – программы). Разработчики программ представляют различные субъекты Российской Федерации: Воронежская, Тамбовская Ростовская и Иркутская области, Краснодарский край.

Программы были разработаны в рамках: повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций; реализации мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка; модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС); реализации Концепции преподавания русского языка и литературы; поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений в субъектах Российской Федерации; программ (подпрограмм) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога», «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы и других нормативных актов.

Анализ программ позволил выявить их актуальность и практическую значимость, обозначить проблемные вопросы, с которыми сталкивались разработчики, составить рекомендации по разработке и совершенствованию программ.

Актуальность программ обусловлена снижением уровня владения русским языком на территории России. В некоторых регионах сужается сфера его функционирования как средства межнационального общения. В целях совершенствования условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, на уровне государства, институтов власти, сфер культуры и образования предусматривается развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка.

Программы направлены на повышение квалификации педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, педагогов начальных классов и предметников (педагогов русского языка и литературы), школьных библиотекарей и руководителей образовательных организации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, ориентированы на различные аспекты формирования языковой среды в образовательных организациях.

Результаты исследования показали, что содержание программ и их структурных элементов направлено на достижение повышения квалификации педагогов (специалистов) различных уровней образования (дошкольного, начального и основного общего образования), работников учреждений культуры (библиотеки, музеи и др.), совершенствование профессиональной и личной компетентности.

Структура и содержание программ соответствуют сложившейся практике составления подобных программ, требованиям ФГОС, а также профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Содержание большинства программ основано на региональной образовательной практике, на её анализе и обобщении, что является их достоинством, способствует распространению лучшего педагогического опыта в субъектах Российской Федерации и за их пределами. К программам разработаны учебные пособия, учебно-методические материалы (в том числе и мультимедийные с использованием интернет-технологий), презентации, оценочные средства и др. Многие программы реализуются с применением дистанционных технологий, имеют вариативность содержания, форм, методов и заданий для самостоятельной работы.

В программах прослеживаются основополагающие и специфические для сферы дополнительного профессионального педагогического образования базовые принципы обучения: рефлексия собственной педагогической деятельности; единство теоретического, практического, технологического уровней освоения знаний; единство развития общих и профессиональных компетенций и др.

В рамках актуализированной проблематики можно выделить следующие группы программ:

1. Программы, направленные на повышение квалификации педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций

В настоящее время во многих образовательных организациях вместе обучаются дети, для которых русский язык является родным, неродным или иностранным. Очевидна потребность в педагогических кадрах, владеющих современной методологией обучения русскому языку. Начинать работу по освоению языка необходимо в дошкольном возрасте. Однако при формировании языковой, лингвистической компетентности ребенка необходимо учитывать возрастную психологию. Дошкольный возраст  важный сенситивный период для освоения и познания языка, время активного развития словаря. Разработчикам программ для детей дошкольного возраста стоит делать упор на игровые методы обучения, учитывать психологию восприятия ребенка при разработке учебно-методического материала. Важно сформировать положительную мотивацию к овладению русским языком как государственным языком Российской Федерации. В дошкольном возрасте мозг ребенка пластичен, способен осваивать в памяти большие языковые блоки, поэтому целесообразно сконцентрировать внимание на формировании языковой среды образовательной организации. Современные дети перенасыщены информацией, и необходимо, чтобы процесс овладения языком (русским) был для детей интересным, занимательным и развивающим. Слушатели программ должны овладеть методикой обучения русскому языку, предусматривающей проведение сюжетно-ролевых, подвижных, хороводных, пальчиковых, настольных, театрализованных игр, в которых расширяется словарный запас воспитанников, формируются различные лингвистические и коммуникативные компетенции.

Полезным для слушателей программ представляется знакомство их с основами теории и методики обучения детей языку с учетом возрастной психологии, с практическим опытом, наработанным отечественными и зарубежными лингвистами.

2. Программы, направленные на повышение квалификации педагогов-библиотекарей, а также на повышение уровня профессиональных и личностных компетенций педагогов образовательных организаций в преподавании русского языка с использованием образовательного потенциала учреждений культуры (библиотек, музеев, театров и выставок.), совершенствование урочной и внеурочной, внеучебной деятельности

Актуальность тематики программ обусловлена тем, что язык и литература играют ключевую роль в формировании личности. В настоящее время существует проблема использования образовательными организациями потенциала учреждений культуры (школьных библиотечных центров, библиотек, музеев, выставочных залов и др.), поэтому необходимо сосредоточить усилия педагогов и сотрудников культурных учреждений на создании единого поля освоения русского языка и литературы. В содержательном плане сконцентрироваться на компетенциях, направленных на формировании единой образовательной языковой среды, которая будет включать субъекты взаимодействия, современные интерактивные, интегральные, педагогические формы и методы, на формировании филологических, коммуникативных компетенций у обучающихся, любви к русской литературе и языку. Достоинствами многих программ являются междисциплинарный подход, активное использование апробированных авторских методик. Так, например, в программе «Обеспечение качества преподавания русского языка с использованием музеев, театров, библиотек, постоянно действующих выставок и иных учреждений культуры» (ГБУ ДПО Воронежской области «ИРО») слушатели знакомятся с авторскими методиками обучения русскому с использованием возможностей музеев, театров, библиотек, постоянно действующих выставок.

Активным формам взаимодействия, новым педагогическим технологиям во внеурочной деятельности, методике исследовательской деятельности с использованием потенциала школьных библиотек отводится большое внимание в программе «Развитие актуальных компетенций педагога-библиотекаря в условиях реализации ФГОС» (ГБУ ДПО Воронежской области «ИРО»).

Программы содержат учебный и календарные планы, в них раскрываются содержание тематических разделов и модулей, составлен библиографический список, в том числе с интернет-источниками. Ко многим модулям программ подготовлены презентации, разработаны задания для самостоятельной работы, методические пособия.

3. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах обеспечения равного доступа к образованию и обучения русскому языку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Программы нацелены на устранение дефицита в профессиональной подготовке педагогов в области обучения детей с ОВЗ, применение в образовательном процессе современных научно обоснованных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. В программах актуализирована задача обеспечения равного доступа к качественному образованию, в том числе с учетом индивидуальных потребностей обучающихся.

Ценность программ заключается в их практической направленности. Слушатели как результат освоения программы предоставляют проектные разработки части «адаптированной образовательной программы» по русскому языку, урок или фрагмент урока русского языка, литературы, представляющий адаптацию содержания образования и учитывающий образовательные потребности детей с ОВЗ.

4. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах повышения качества образования, формирования инструментария оценки в контексте ФЦП «Русский язык»

Программы направлены на расширение профессиональных компетенций в области контрольно-оценочной деятельности. Ключевые понятия планируемых результатов освоения основной образовательной программы, внутренней системы оценки качества образования, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации составляют основу профессионального роста учителя в условиях обеспечения реализации ФГОС ОО.

5. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в рамках овладения методологией преподавания русского языка (как родного, неродного, государственного) и литературы, использования передовых, инновационных практик, создания языковой среды в образовательных организациях

Эта группа программ самая многочисленная, касается повышения квалификации педагогов образовательных организаций в части методологии преподавания русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик.

Актуальность программ обусловлена задачами национального проекта в сфере образования (обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования; воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей; обеспечение вхождения России в число 10 ведущих стран по качеству общего образования), обновлением содержания ФГОС ОО, в которых выдвигаются новые требования к организации и качеству образования. Особое внимание в них уделено формированию метапредметных компетенций обучающихся, что предъявляет особые требования к компетенциям педагогов. Владение русским языком является гарантией повышения уровня социализации и профессионализации личности в полиэтнической и поликультурной среде. Формирование у обучающихся первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как культурной ценности является одной из первоочередных задач, стоящих перед педагогом.

Большая часть программ направлена на педагогов, работающих в общеобразовательных организациях и осуществляющих интегрированное обучение детей, для которых русский язык не является родным в субъектах Российской Федерации и в местах компактного проживания (например, программа «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом», ГБОУ ДПО «ИРО Краснодарского края»).

Реализация программ происходит с использованием дистанционных модулей, которые включают авторские интерактивные (видео) лекции с презентационным сопровождением (например, программа «Традиции и новаторство в преподавании русского языка как родного и как неродного», ГБОУ ДПО «ИРО Краснодарского края»).

В программах содержится передовой педагогический опыт, авторские наработки, апробированные в деятельности образовательных организаций. Многие возможно рекомендовать к распространению в других субъектах Российской Федерации.

В структуре и содержании программ прослеживается преемственность между начальным и среднем звеньями школы, что влияет на качество обучения. Реализация программ предполагает деятельностный подход.

6. Программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в осуществлении тьюторского сопровождения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в условиях полиэтничного образовательного пространства

Эти программы направлены на развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения. Программы нацелены на теоретическую и практическую подготовку педагогов-практиков общего образования к осуществлению тьюторского сопровождения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Программы носят практико-ориентированный характер, в ходе обучения слушателей предусмотрены такие формы и виды деятельности, как деловые и ролевые игры, тренинги, разработка проектов и др.

7. Программы, направленные на формирование профессиональных компетентностей педагогов

Развитие профессиональных компетенций педагогов является актуальной проблемой современного непрерывного образования. Обучение по этим программам позволит слушателям перейти в новое образовательное пространство: учителя русского языка смогут выстраивать стратегию ФГОС на основе создания информационной образовательной среды преподаваемого предмета, рационально использовать все виды информационно-образовательных ресурсов.

Логика стремительно развивающихся социокультурных процессов предъявляет к учителю русского языка качественно новые требования: освоение эффективных педагогических технологий, формирование готовности к самостоятельной педагогической деятельности, развитие умений использовать ресурсы информационных технологий в решении задач поликультурного образования. Большое значение для современной педагогической практики приобретает выявление потенциала инновационных технологий, с помощью которых представляется возможным развитие психолого-педагогических компетенций в рамках поликультурного образования. На решение перечисленных задач направлена программа «Психолого-педагогические компетенции учителей русского языка: диагностика и развитие» (ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский ИПК и ПРО»).

В поддержку программ разработано учебно-методическое сопровождение: методические рекомендации, рабочие тетради слушателей (например, методические рекомендации «Диагностика учебных достижений обучающихся по русскому языку с использованием средств удаленного доступа (для школ в ССУ)»). Освоение учебных модулей происходит с привлечением лучших педагогических практик в рамках сетевого взаимодействия

Отметим, что классификация программ является условной.

Анализ структуры и содержания программ позволил выделить проблемные точки, ошибки и трудности, с которыми столкнулись авторы ПДО. Основной блок проблем связан: с описанием перечня профессиональных компетенций, трудовых функций, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения; разработкой контрольно-измерительных материалов и других оценочных средств, адекватных поставленным задачам, планируемым результатам образовательной деятельности; разработкой практического материала, учитывающего освоение всех компетенций (знаний, умений и навыков), указанных в программе, а также с распределением самостоятельной работы; общим оформлением программ и библиографических списков (основной и дополнительной литературы, интернет-источников).

Анализ содержания программ позволил сформулировать основные общие рекомендации разработчикам по дальнейшей работе, проводимой по направлению разработки программных материалов:

учесть проблемные зоны, выявленные в ходе анализа программ и представленные экспертами для доработки;

при разработке программ стоит соотносить цели и задачи программ в соответствии с актуальными стратегическими ориентирами государственной политики в сфере образования в целом и федеральных целевых программ по направлению «Русский язык»;

усилить методическую составляющую в части обучения слушателей формированию универсальных учебных действий при обучении русскому языку;

обратить внимание на разработку дидактического материала в помощь обучающимся по овладению предметными, метапредметными умениями: инструкций, памяток, алгоритмов, образцов и т. д. (в поддержку программ).

включать в программы основы смежных дисциплин (общей и возрастной психологии, лингводидактики, риторики, музейной педагогики культурологии и др.) в дискурсе изучаемой проблематики;

широко использовать возможности электронного обучения, создания цифровых курсов.

Методический материал подготовлен ООО «Академия СЭТ»
по материалам проектных задач государственного контракта по организационно-методическому сопровождению мероприятий, реализуемых за счет субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Открытый урок. Педагогическая мастерская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: открытыйурок.рф.

2. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: edu.gov.ru.

3. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.ru.

4. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ug.ru/new_standards/6.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/543.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников»

ПРОГРАММА   «Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников»...

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет методического объединения учителей математики Вяземского района Смоленск

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации)«Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет ...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...

Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Особенности использования офисных приложений незрячими на примере использования офисного пакета MS Office 2016"

Пояснительная записка     Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобр...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование в системе КОМПАС-3D»

Дополнительная профессиональная программа повышенияквалификации«Проектирование в системе КОМПАС-3D»...

Анализ результатов профессиональной деятельности педагогического работника по должности «учитель русского языка и литературы»

Анализ результатов профессиональной деятельностипедагогического работника по должности «учитель русского языка и литературы»в целях установления высшей квалификационной категории включает ...