рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

 

Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Цели обучения :

  1. овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения учебными умениями
  2. формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
  3. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.
  4. установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
  5. подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Задачи курса биологии:

  1. формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии.
  2. развивать знания о живой природе.
  3. формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения других наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx30.59 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к конкурсу.

Общее положение:

Конкурс презентаций о разновидностях оркестров был предложен ученикам 7 классов с учетом изучаемых тем на уроках музыки.

Цель конкурса:

Привлечь внимание учащихся к разным видам оркестров.

Расширение кругозора и знаний учащихся о музыкальных инструментах специфических оркестров.

Участники конкурса:

Конкурс проводился среди учеников 7 классов.

Условия участия в конкурсе:

Каждый желающий мог свободно принять участие в конкурсе, представив результаты своей деятельности учителю. В качестве результата принимались собственные презентации об оркестрах разной специфики.

Итоги конкурса:

Среди участников  конкурса, были выбраны лучшие работы.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)

дата

тема

Знания/умения

Л/р, С/р, демонстрации, экскурсии

           Д/з

  1. Биология как наука. Методы биологии. (3 часа)

1/1

Биология – наука о живой природе.

Знать: предмет, отрасли  биологии, значение биологии в современном мире.

Уметь: объяснять предмет и задачи курса биологии, взаимосвязь организмов в природе и связь со средой обитания

Л/р № 1

«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в

природе.» Ведение дневника

природы.

с. 9-12, вопросы

2/2

1

Царства живого. Взаимосвязь в природе и со средой обитания.

Природа Мурманской области.

Экскурсия

«Многообразие живых

 организмов, осенние явления в

жизни растений и животных.»

Л\р №2

Наблюдение за сезонными

изменениями в жизни растений

с. 9-12, вопросы

3\3

Правила работы в биологической лаборатории.

  1. Клеточное строение организмов (5 часов)

4\1

Устройство увеличительных приборов.

Знать: устройство увеличительных приборов, правила работы ними, строение клетки, строение растительной клетки, строение и функции клетки, деление клетки, основные ее жизненные свойства, особенности строения и функционирования основных растительных тканей.

Уметь: пользоваться увеличительными приборами, узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки, узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки, объяснять основные процессы жизнедеятельности клетки, определять тип ткани  на микропрепаратах, таблицах и рисунках, и объяснять ее строение и функции.

Соблюдать: правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.

Л/р № 3

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с

ними.»

§ 1, вопросы

5\2

Строение растительной клетки.

Л/р № 4

«Приготовление препарата

чешуи кожицы лука, рассматривание его под микроскопом»

§ 2, вопросы

6\3

Строение растительной клетки.

Л/р №5

«Рассматривание пластид под микроскопом»

§ 2, вопросы

7\4

Жизнедеятельность клетки.

§ 3, вопросы

8\5

Ткани.

Демонстрация

Микропрепаратов различных растительных тканей. Пластид

под микроскопом.

§ 4, с.27(таблица)

  1. Царство бактерии (3 часа)

9\1

Царство бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Знать: особенности   строения и жизнедеятельности и размножения бактерий, роль бактерий в природе, значение их в жизни человека

Уметь: объяснять особенности строения и жизнедеятельности бактерий, соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями .

§ 5, вопросы

10\2

Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

§ 5, вопросы

11\3

2

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Особенности влияния бактерий на Крайнем Севере

§ 6, вопросы

  1. Царство грибы (4 часа)

12\1

Царство грибов.

Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. .Грибы Мурманской области.

Знать: особенности   строения и жизнедеятельности грибов, особенности строения шляпочных грибов, особенности строения плесневых грибов и дрожжей, роль грибов, в природе, значение их в жизни человека.

Уметь: пользоваться таблицами, схемами, справочной биологической литературой, узнавать съедобные и ядовитые грибы нашей местности; соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами, соблюдать меры профилактики отравления ядовитыми грибами, заболеваний, вызываемых грибами.

Л/р №6

«Изучение

строения тел шляпочных

грибов»

Демонстрация

муляжей

плодовых тел

шляпочных

грибов,

натуральных

объектов

(трутовика,

ржавчины,

головни,

спорыньи),

лишайников.

§ 7, вопросы

13\2

Плесневые грибы и дрожжи.

Л/р №7

«Изучение

строения

плесневых

грибов»

§ 8, в.4 (45) –

письменно

14\3

Грибы – паразиты, вызывающие заболевания растений, животных, человека.

§ 9, вопросы

15\4

3

Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызванных грибами. Первая помощь при отравлениях грибами.

Л/р №8

«Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

§ 10, вопросы

  1. Царство растения (8 часов)

16\1

Царство растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Разнообразие, распространение, общая характеристика растений.

Знать: и объяснять разнообразие, распространение и значение растений, давать общую характеристику растений, характерные особенности строения одноклеточных водорослей, характерные особенности строения многоклеточных водорослей, характерные особенности строения лишайников, характерные

особенности строения мхов, характерные особенности строения папоротников, хвощей, плаунов, характерные особенности строения голосеменных, характерные особенности строения покрытосеменных.

Уметь: узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона, пользоваться биологическими справочниками и определителями, использовать биологические модели при изучении организмов, узнавать растения разных отделов, доказывать, что лишайники – симбиотические организмы, узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона.

§ 11, вопросы

17\2

Одноклеточные водоросли.

Л/р №9

«Изучение внешнего строения

водорослей»

§ 12, вопросы

18\3

4

Многоклеточные водоросли. Водоросли Мурманской области.

§ 12, вопросы

19\4

5

 Лишайники. Лишайники Мурманской области.

§ 13, вопросы

20\5

6

Мхи.

Мхи Мурманской области.

Л/р №10

«Изучение внешнего строения

мхов»

§ 14, в.4 (75) –

письменно

21\5

7

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Папоротники, хвощи и плауны Мурманской области.

Л/р №11

«Изучение внешнего строения

папоротников»

§ 15, в.4 (79) –

письменно

22\7

8

Голосеменные.

Разнообразие голосеменных Мурманской области.

Демонстрация

строение хвои и шишек хвойных

(на примере местных видов).

Л/р « 12

«Изучение строения и

многообразия голосеменных

растений»

§ 16, в.2 (87) –

письменно

23\8

9

Покрытосеменные.

Разнообразие покрытосеменных Мурманской области.

Л/р №13

«Изучение строения и

многообразия покрытосеменных

растений»

§ 17, в.2 (89) –

письменно

  1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

24\1

Строение семян.

Знать: особенности строения  семян однодольных и двудольных растений, особенности строения корневых систем растений, особенности  внутреннего клеточного строения  корня, основные типы видоизменения корней, особенности строения побега и почки, клеточное строение листьев, особенности внешнего строения листа, влияние внешней среды на строение листьев, особенности строения стеблей, основные видоизменения побегов, особенности строения цветка, особенности строения соцветий, особенности строения сочных и сухих плодов, способы распространения плодов и семян.

Уметь: обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения, обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения, показывать приводить примеры приспособлений у растений к среде обитания, объяснять приспособленность растений к условиям существования, обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения, сравнивать и различать видоизмененные побеги,  приводить примеры, приспособлений у растений к среде обитания, проводить описание частей цветка, составлять его формулу, определять тип соцветия на гербарном материале, определять тип плода, узнавать на живых объектах, таблицах органы цветкового растения, приводить примеры приспособлений у растений к распространению плодов и семян.

Л/р №14

«Изучение

Строения семян двудольных и однодольных

растений»

Демонстрация

внешнего и

внутреннего

строения корня,

строения почек

(вегетативной и

генеративной) и

расположения

их на стебле,

строение листа,

 макро – и

микростроения

стебля,

различных

видов соцветий,

сухих и сочных

плодов.

§18, в.1 (95) –

письменно

25\2

10

Виды корней и типы корневых систем.

Особенности корневых систем у растений Мурманской области.

Л/р № 15

«Виды корней»

§ 19, в.3 (98) –

письменно

26\3

Строение корня.

Л/р № 16

«Корневой

чехлик и

корневые

волоски»

§ 20, в.1,9 (102) –

письменно

27\4

  Видоизменения корней.

§ 21, вопросы

28\5

Побег, листорасположение.

§ 22, вопросы

29\6

Почки и их строение.

Л/р №17

«Строение

почек.

Расположение

почек на стебле»

§ 22, вопросы

30\7

Внешнее строение листа, виды листьев, жилкование листа.

Л/р № 18

«Листья

простые и

сложные, их жилкование и листорасполо-

жение»

§ 23, в.4 (115) –

вопросы

31\8

Клеточное строение листа.

Л/р №19

«Строение

кожицы листа, клеточное

строение листа»

§ 24, вопросы

32\9

11

 Влияние среды на строение   листа. Особенности листьев у растений Мурманской области.

§ 25, в.1 (122) –

письменно

33\10

 Видоизменения листьев.

§ 25, вопросы

34\11

Строение стебля.

Л/р №20

«Внутреннее

строение

ветки дерева»

§ 26, в.1 (129) –

письменно

35\12

Видоизменения побегов.

Л/р №21

«Строение

клубня,

луковицы»

§ 27, вопросы

36\13

Цветок.

§ 28, в.1 (138) –

письменно

37\14

Соцветия

Л/р №22

«Ознакомление

 с различными

видами

соцветий»

§ 29, вопросы

38\15

Плоды.

Л/р № 23

«Ознакомление

 с сухими и

сочными

плодами»

§ 30, в.1 (147) –

письменно

39\16

Распространение плодов и семян.

§ 31, вопросы

  1. Жизнедеятельность  растений (15 часов)

40\1

Химический состав растений.

Знать:  особенности химического состава растений, особенности минерального питания растений, особенности фотосинтеза, особенности дыхания растений, механизм испарения воды листьями, особенности биологических процессов (транспорт веществ), особенности прорастания семян, способы размножения растений, особенности опыления.

Уметь: ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты, обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения, обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения, обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения, объяснять причины листопада, значение испарения воды листьями, соблюдать правила проведения опытов по изучению жизнедеятельности организмов, бережного отношения к ним, проводить наблюдения за ростом и развитием растений биологические эксперименты и объяснять их результаты обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения,  доказывать, что растительный организм – единое целое, узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона, узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона, объяснять механизм и значение двойного оплодотворения цветкового растения.

Демонстрация

опытов,

доказывающих

значение Н2О,

воздуха и тепла

для прорастания

семян, питания

проростков

запасными

веществами

семени,

получения

вытяжки

хлорофилла,

опытов,

доказывающих

поглощение

растениями

СО2 и

выделение О2 на

свету,

 образование

крахмала,

дыхание

растений,

испарение воды

листьями,

передвижение

органических

веществ по лубу.

Экскурсия

«Зимние

явления в

жизни

растений.»

§ 32, в.2 (156) –

письменно

41\2

Минеральное питание растений.

Л/р №24

«Опыты по

изучению

состава почвы»

§ 33, вопросы

42\3

Фотосинтез.

Л/р №25

«Выявление

роли света и

воды в жизни

растений»

§ 34, вопросы

43\4

Дыхание растений.

§ 35, таблица (169)

- письменно

44\5

12

Испарение воды растениями.

Листопад.

Особенности листопада у растений Мурманской области.

§ 36, вопросы

45\6

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №26

«Передвижение

 воды и

минеральных

веществ по

стеблю»

§ 37, в.3 (179) –

письменно

46\7

Прорастание семян.

§ 38, вопросы

47\8

13

Растительный организм как единое целое.

Особенности растительного организма в Мурманской области.

§ 39, в.1 (189) –

письменно

48\9

Способы размножения растений.

§ 40, вопросы

49\10

Размножение споровых растений.

§ 41, в.1 (197) –

письменно

50\11

Размножение голосеменных растений.

§ 42, вопросы

51\12

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

§ 43, в.1 (207) –

письменно

52\13

Половое размножение покрытосеменных растений.

§ 44, вопросы

53\14

Опыление.

§ 44, вопросы

54\15

14

Жизнь растений.

Особенности жизни растений в Мурманской области.

записи в тетради

  1. Классификация растений (7 часов)

55\1

 Основы систематики растений. Деление покрытосеменных на классы.

 Знать: основы систематики растений; владеть сведениями о таксономических единицах, характерные особенности представителей различных семейств растений, охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Уметь: узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; пользоваться биологическими справочниками и определителями при изучении растений, сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений  различных семейств растений своего региона, классифицировать объекты живой природы, соблюдать правила личной гигиены человека и здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи при отравлении растениями семейства пасленовых.

Л/р №27

«Распознавание растений разных отделов»

Демонстрация

живых и

гербарных

растений,

районирован-

ных сортов

важнейших

сельскохозяйст-

венных

растений.

Экскурсия

«Ознакомление

с выращиванием

растений в

защищенном

грунте.»

§ 45-46, вопросы

56\2

15

Класс двудольные.

Семейство крестоцветные.

Растения семейства крестоцветных в Мурманской области.

§ 47, в.1 (228) –

письменно

57\3

16

 Семейство

 Розоцветные.

 Растения семейства розоцветных в Мурманской области.

§ 48, в.2 (234) –

письменно

58\4

17

Семейство пасленовые. Растения семейства пасленовых в Мурманской области.

§ 49, в.2 (238) –

письменно

59\5

18

Семейство бобовые.

Растения семейства бобовых в Мурманской области. Семейство сложноцветные.

Растения семейства  сложноцветных в Мурманской области.

§ 50, в.1 (241) –

письменно

60\6

19

Класс однодольные. Семейство злаков. 

Растения семейства злаковые

в Мурманской области.

Л/р №28

«Строение

пшеницы» 

Л/р №29

«Распознавание важнейших сельскохозяйст-

венных

 культур»

§ 51, в.1 (245) –

письменно

61\7

20

Класс однодольные. Семейство лилейных.

Растения семейства лилейных

в Мурманской области.

§ 52-53, в.2 (248),

 в.4 (255) –

письменно

  1. Природные сообщества (6 часов)

62\1

21

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Экологические факторы в условиях Крайнего Севера.

Знать: основные экологические факторы и их влияние на растения, характеристику основных экологических групп растений, взаимосвязь растений с другими организмами в природных  сообществах.

Уметь: характеризовать влияние  экологических факторов на растения, приводить примеры природных и искусственных сообществ, обосновывать влияние деятельности человека на сообщества, необходимость применения знаний о сообществах для обоснования мер по их охране.

§ 54, вопросы

63\2

22

Характеристика основных экологических групп растений.

Экологические группы растений в Мурманской области.

Демонстрация

комнатных растений и гербарных

экземпляров растений различных

экологических групп.»

Л/р №30

«Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

§ 55, вопросы

64\3

23

 Растительные сообщества.

Растительные сообщества в Мурманской области.

Л/р №31

«Распознавание наиболее распространенных растений

Мурманской области»

§ 56,  в.3 (275) –

письменно

65\4

Взаимосвязи в растительном сообществе.

§ 57, в.1 (279) –

письменно

66\5

24

 Развитие и смена  растительных сообществ.

Развитие и смена  растительных сообществ в Мурманской области.

§ 57, в.3 (280) –

письменно

67\6

25

Взаимосвязь растений и человека.

Связь растений и человека в Мурманской области.

Экскурсия

«Природное сообщество и

человек. Фенологические

наблюдения за весенними

явлениями в природных

сообществах.»

записи в тетради

  1. Развитие растительного мира (3 часа)

68\1

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Знать: основные этапы развития растительного мира, охраняемые растения своей местности, мероприятия по  их охране.

Уметь: приводить примеры усложнения растений  в процессе эволюции.

 Активно участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды своей местности.

 Демонстрация

отпечатков ископаемых растений.

§ 58, в.3 (288) –

письменно

69/2

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

§ 59, вопросы

70/3

26

Охрана растений в Мурманской области.

Задание на лето

 - региональный компонент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...