календарно-тематическое планирование биологии в 5 классе ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

КТП по биологии в соответствии ФГОСам было составлено на основе программы "Школа 2100", по учебнику А.Вахрушева "Обо всём живом", 5 класс, издательство "Баласс" 2012 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_5_kl.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса БИОЛОГИИ в 5-м классе

ПО УЧЕБНИКУ «БИОЛОГИЯ. ОБО ВСЁМ ЖИВОМ» А.А. Вахрушева

Составила учитель биологии Дягилева С.В.

МОУ «СОШ № 51»

Наименование разделов и тем программы

Коли

чест

во часов

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне

Виды и формы контроля

Сроки

Освоение предметными знаниями (базовые понятия)

УУД

план

факт

НАУКА О ЖИЗНИ  7 часов

1.

Живой организм и его свойства

1

§ 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость

Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П).

Характеризовать причины многообразия живых организмов (П).

Объяснять причины приспособленности живых организмов (М).

Выделять существенные признаки строения (Н) и жизнедеятельности (П) основных царств живой природы.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей (Н).

Характеризовать (Н) и применять на практике (П) научные методы для решения биологических задач.

Сравнивать живые организмы и обнаруживать их сходство и отличия (П).

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Запись терминов в словарь

2

Экосистема – совместное «хозяйство»

1

§2 Комбинированный урок.

Приспособленность, круговорот, экосистема

3

Почему живые организмы так разнообразны

1

§3 Комбинированный урок.

 

Разнообразие биологических наук, сред жизни, условий существования

Заполнение таблицы

4

Систематика – наука о многообразии

1

§4 Комбинированный урок.

Систематические категории, производители, потребители, разрушители

5

Биология и её роль в жизни человека

1

§5 Комбинированный урок.

Условия благополучного существования человека

6

Научные методы

1

§ 6 Комбинированный урок.

Наука, наблюдение, факт, сравнение. Анализ, эксперимент, теория

Запись терминов в словарь

7

Наука о жизни. Повторение

1

§ 7 Урок контроля и оценки знаний.

Биологический диктант, решение проблемных вопросов

ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ 1 час

8

В живых организмах одни вещества превращаются в другие

1

§ 8 Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Белки, жиры, углеводы, неорганические вещества

Характеризовать состав живых организмов (П).

БАКТЕРИИ – САМЫЕ МЕЛКИЕ

И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА 6 часов

9-10

Бактерии – крохотные разрушители органических веществ

2

§ 9-10 8 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Бактериология, колония, диффузия, строение бактериальной клетки

Выделять существенные признаки строения (Н) и жизнедеятельности (П) бактерий.

Характеризовать наследственность как важнейшее свойство живого организма (П).

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека (Н).

Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).

Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями (П).

Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П).

Демонстрация колоний бактерий. Л\Р «Устройство микроскопа»

11

Наследственность – воспроизведение детьми свойств родителей

1

§ 11 Комбинированный урок.

Наследственность, изменчивость, ДНК, деление клетки

12

Бактерии в организме человека

1

§12 Комбинированный урок.  

Эпидемия, микроб

13

Бактерии в природе и промышленности

1

§ 13 Комбинированный урок.

симбиоз

Мини конференция

14

Наука о жизни. Бактерии. Контроль.

1

Урок контроля и оценки знаний.

Применение полученных знаний и умений на уроках (Н) и в жизни (П).

Контрольная работа №1

КЛЕТКИ ЯДЕРНЫХ ОРГАНИЗМОВ 1 час

15

Клетки ядерных организмов устроены сложнее бактерий

1

§ 14 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Эукариоты, ядро, мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии

Выделять существенные признаки строения клеток ядерных организмов (П).

Изготовление макета клетки

ГРИБЫ 3 часа

16

Грибы – гетеротрофы

1

§ 15 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Гифы, споры

Выделять существенные признаки строения  и жизнедеятельности грибов (Н).

Определять основные части клетки(П).

Давать сравнительную характеристику бактерий и грибов (П).

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека (Н).

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы (Н).

Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).

Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики отравлений грибами (Н), осваивать приёмы оказания первой помощи  при отравлениях (Н).

Демонстрационная лабораторная работа «Плесневые грибы»

17

Размножение грибов

1

§ 16 Комбинированный урок

Спорангии, мицелий, бесполое и вегетативное размножение, плодовое тело

Демонстрационная лабораторная работа «Дрожжи»

18

Грибы в биосфере и жизни человека

1

§ 17 Комбинированный урок

Микориза, симбиоз

Мини конференция.

Тестирование

РАСТЕНИЯ 17 часов

19

Растения – автотрофы

1

§ 18 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, клеточная стенка, вакуоль

Определять основные части клетки (Н).

Выделять существенные признаки строения  и жизнедеятельности водорослей и лишайников (Н).

Сравнивать различные способы размножения (Н) и объяснять их биологический смысл (П).

Объяснять роль водорослей  и лишайников в природе и жизни человека (Н).

Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).

Характеризовать группы водорослей (М).

Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П).

Л\Р  «Изучение кожицы лука»

20

Водоросли донные и плавучие. Мини конференция.

1

§ 19 Комбинированный урок

Слоевище, планктон, бентос

Демонстрационная лабораторная работа «Строение водорослей»

21

При бесполом размножении ДНК детей и родителей одинакова

1

§ 20 Комбинированный урок

Почкование, бесполое вегетативное и споровое размножение

Жизненный цикл водорослей

22

При половом размножении ДНК детей и родителей различается

1

§ 21 Комбинированный урок

Конъюгация, оплодотворение, гамета, зигота

Особенности жизненного цикла водорослей (схема)

23

Значение водорослей

1

§ 22 Комбинированный урок

Основные производители в водной экосистеме

Тестирование

24

Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли

1

§ 23 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Симбиотическое растение

Демонстрационная лабораторная работа «Строение лишайника»

25

Бактерии. Грибы. Водоросли. Повторение. Контроль

1

§ 24 Урок контроля и оценки знаний.

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Контрольная работа № 2

26

Мхи – неприхотливое меховое одеяло почвы

1

§ 25 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Высшие споровые растения, торф, спорофит, гаметофит

Выделять существенные признаки строения  и жизнедеятельности растений разных систематических групп (Н).

Различать (по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые (Н).

Определять основные органы растений (Н).

Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками (Н), и давать им эволюционное объяснение (П).

Сравнивать различные способы размножения (Н) и объяснять их биологический смысл (П).

Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов (П).

Объяснять роль высших растений различных систематических групп  в природе и жизни человека (Н).

Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).

Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П).

Проводить биологические опыты и эксперименты (Н) и объяснять их результаты (П).

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете (Н), анализировать и оценивать её (П).

Демонстрационная лабораторная работа «Строение листостебельного мха»

27

Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток

1

§ 26 Комбинированный урок

ткани, органы

Демонстрационная лабораторная работа «Строение тканей растительного организма»

28

Крупные наземные растения: перенос растворов и опора

1

§ 27 Комбинированный урок

Устьица, ксилема, флоэма

Демонстрация гербария папоротников

29

Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения

1

§ 28 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Высшие споровые, гаметофит, спорофит

Жизненный цикл папоротникооб-

разных (схема).

30

Голосеменные – растения, для полового размножения которых не нужна вода

1

§ 29 Урок изучения и первичного закрепления знаний

семенные растения, зародыш, семя, семязачаток, пыльцевой мешок

Жизненный цикл голосеменных растений (схема).

Л/Р «Изучение шишек хвойных»

31-32

Хвойные – высокие многолетние деревья  

2

§ 30-31 Комбинированный урок

Кора, древесина, камбий, пробка, годичные кольца,  эпидермис, ситовидные клетки, кутикула

Мини конференция.

Демонстрацион-

ная лабораторная работа «Микроскопическое строение стебля»

33

Растения в следующем учебном году – цветковые

1

§ 32 Урок изучения и первичного закрепления знаний

Опыление, цветок, плод, покрытосемен-

ные растения

Тестирование

34

Повторение. Контроль.

1

§ 33 Урок контроля и оценки знаний.

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Биологический диктант

35

Итоговая контрольная работа

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

36

Задание на лето.  Систематизация полученных знаний. Работа над ошибками в контрольной работе.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  6. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

        

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
  7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по биологии (7 класс)

Календарно-тематическое планирование   раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному  учебнику, допущенным Мини...

Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида

КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...

Календарно-тематический план по биологии 11 класс

Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...

Календарно-тематический план по биологии 6 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии  6 класс по учебнику Пасечник В. В....

Календарно-тематический план по биологии 7 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....

Календарно-тематическое планирование биология 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование  биология 5 класс ФГОС...