календарно-тематическое планирование биологии в 5 классе ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_kl.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса БИОЛОГИИ в 5-м классе
ПО УЧЕБНИКУ «БИОЛОГИЯ. ОБО ВСЁМ ЖИВОМ» А.А. Вахрушева
Составила учитель биологии Дягилева С.В.
МОУ «СОШ № 51»
№ | Наименование разделов и тем программы | Коли чест во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне | Виды и формы контроля | Сроки | ||
Освоение предметными знаниями (базовые понятия) | УУД | план | факт | ||||||
НАУКА О ЖИЗНИ 7 часов | |||||||||
1. | Живой организм и его свойства | 1 | § 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость | Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П). Характеризовать причины многообразия живых организмов (П). Объяснять причины приспособленности живых организмов (М). Выделять существенные признаки строения (Н) и жизнедеятельности (П) основных царств живой природы. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей (Н). Характеризовать (Н) и применять на практике (П) научные методы для решения биологических задач. Сравнивать живые организмы и обнаруживать их сходство и отличия (П). Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | Запись терминов в словарь | |||
2 | Экосистема – совместное «хозяйство» | 1 | §2 Комбинированный урок. | Приспособленность, круговорот, экосистема | |||||
3 | Почему живые организмы так разнообразны | 1 | §3 Комбинированный урок.
| Разнообразие биологических наук, сред жизни, условий существования | Заполнение таблицы | ||||
4 | Систематика – наука о многообразии | 1 | §4 Комбинированный урок. | Систематические категории, производители, потребители, разрушители | |||||
5 | Биология и её роль в жизни человека | 1 | §5 Комбинированный урок. | Условия благополучного существования человека | |||||
6 | Научные методы | 1 | § 6 Комбинированный урок. | Наука, наблюдение, факт, сравнение. Анализ, эксперимент, теория | Запись терминов в словарь | ||||
7 | Наука о жизни. Повторение | 1 | § 7 Урок контроля и оценки знаний. | Биологический диктант, решение проблемных вопросов | |||||
ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ 1 час | |||||||||
8 | В живых организмах одни вещества превращаются в другие | 1 | § 8 Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Белки, жиры, углеводы, неорганические вещества | Характеризовать состав живых организмов (П). | ||||
БАКТЕРИИ – САМЫЕ МЕЛКИЕ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА 6 часов | |||||||||
9-10 | Бактерии – крохотные разрушители органических веществ | 2 | § 9-10 8 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Бактериология, колония, диффузия, строение бактериальной клетки | Выделять существенные признаки строения (Н) и жизнедеятельности (П) бактерий. Характеризовать наследственность как важнейшее свойство живого организма (П). Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека (Н). Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н). Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями (П). Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П). | Демонстрация колоний бактерий. Л\Р «Устройство микроскопа» | |||
11 | Наследственность – воспроизведение детьми свойств родителей | 1 | § 11 Комбинированный урок. | Наследственность, изменчивость, ДНК, деление клетки | |||||
12 | Бактерии в организме человека | 1 | §12 Комбинированный урок. | Эпидемия, микроб | |||||
13 | Бактерии в природе и промышленности | 1 | § 13 Комбинированный урок. | симбиоз | Мини конференция | ||||
14 | Наука о жизни. Бактерии. Контроль. | 1 | Урок контроля и оценки знаний. | Применение полученных знаний и умений на уроках (Н) и в жизни (П). | Контрольная работа №1 | ||||
КЛЕТКИ ЯДЕРНЫХ ОРГАНИЗМОВ 1 час | |||||||||
15 | Клетки ядерных организмов устроены сложнее бактерий | 1 | § 14 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Эукариоты, ядро, мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии | Выделять существенные признаки строения клеток ядерных организмов (П). | Изготовление макета клетки | |||
ГРИБЫ 3 часа | |||||||||
16 | Грибы – гетеротрофы | 1 | § 15 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Гифы, споры | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов (Н). Определять основные части клетки(П). Давать сравнительную характеристику бактерий и грибов (П). Объяснять роль грибов в природе и жизни человека (Н). Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы (Н). Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н). Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики отравлений грибами (Н), осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлениях (Н). | Демонстрационная лабораторная работа «Плесневые грибы» | |||
17 | Размножение грибов | 1 | § 16 Комбинированный урок | Спорангии, мицелий, бесполое и вегетативное размножение, плодовое тело | Демонстрационная лабораторная работа «Дрожжи» | ||||
18 | Грибы в биосфере и жизни человека | 1 | § 17 Комбинированный урок | Микориза, симбиоз | Мини конференция. Тестирование | ||||
РАСТЕНИЯ 17 часов | |||||||||
19 | Растения – автотрофы | 1 | § 18 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, клеточная стенка, вакуоль | Определять основные части клетки (Н). Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей и лишайников (Н). Сравнивать различные способы размножения (Н) и объяснять их биологический смысл (П). Объяснять роль водорослей и лишайников в природе и жизни человека (Н). Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н). Характеризовать группы водорослей (М). Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П). | Л\Р «Изучение кожицы лука» | |||
20 | Водоросли донные и плавучие. Мини конференция. | 1 | § 19 Комбинированный урок | Слоевище, планктон, бентос | Демонстрационная лабораторная работа «Строение водорослей» | ||||
21 | При бесполом размножении ДНК детей и родителей одинакова | 1 | § 20 Комбинированный урок | Почкование, бесполое вегетативное и споровое размножение | Жизненный цикл водорослей | ||||
22 | При половом размножении ДНК детей и родителей различается | 1 | § 21 Комбинированный урок | Конъюгация, оплодотворение, гамета, зигота | Особенности жизненного цикла водорослей (схема) | ||||
23 | Значение водорослей | 1 | § 22 Комбинированный урок | Основные производители в водной экосистеме | Тестирование | ||||
24 | Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли | 1 | § 23 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Симбиотическое растение | Демонстрационная лабораторная работа «Строение лишайника» | ||||
25 | Бактерии. Грибы. Водоросли. Повторение. Контроль | 1 | § 24 Урок контроля и оценки знаний. | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | Контрольная работа № 2 | ||||
26 | Мхи – неприхотливое меховое одеяло почвы | 1 | § 25 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Высшие споровые растения, торф, спорофит, гаметофит | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп (Н). Различать (по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые (Н). Определять основные органы растений (Н). Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками (Н), и давать им эволюционное объяснение (П). Сравнивать различные способы размножения (Н) и объяснять их биологический смысл (П). Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов (П). Объяснять роль высших растений различных систематических групп в природе и жизни человека (Н). Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н). Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П). Проводить биологические опыты и эксперименты (Н) и объяснять их результаты (П). Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете (Н), анализировать и оценивать её (П). | Демонстрационная лабораторная работа «Строение листостебельного мха» | |||
27 | Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток | 1 | § 26 Комбинированный урок | ткани, органы | Демонстрационная лабораторная работа «Строение тканей растительного организма» | ||||
28 | Крупные наземные растения: перенос растворов и опора | 1 | § 27 Комбинированный урок | Устьица, ксилема, флоэма | Демонстрация гербария папоротников | ||||
29 | Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения | 1 | § 28 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Высшие споровые, гаметофит, спорофит | Жизненный цикл папоротникооб- разных (схема). | ||||
30 | Голосеменные – растения, для полового размножения которых не нужна вода | 1 | § 29 Урок изучения и первичного закрепления знаний | семенные растения, зародыш, семя, семязачаток, пыльцевой мешок | Жизненный цикл голосеменных растений (схема). Л/Р «Изучение шишек хвойных» | ||||
31-32 | Хвойные – высокие многолетние деревья | 2 | § 30-31 Комбинированный урок | Кора, древесина, камбий, пробка, годичные кольца, эпидермис, ситовидные клетки, кутикула | Мини конференция. Демонстрацион- ная лабораторная работа «Микроскопическое строение стебля» | ||||
33 | Растения в следующем учебном году – цветковые | 1 | § 32 Урок изучения и первичного закрепления знаний | Опыление, цветок, плод, покрытосемен- ные растения | Тестирование | ||||
34 | Повторение. Контроль. | 1 | § 33 Урок контроля и оценки знаний. | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | Биологический диктант | ||||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | ||||||
36 | Задание на лето. Систематизация полученных знаний. Работа над ошибками в контрольной работе. |
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по биологии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному учебнику, допущенным Мини...
Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида
КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...
Календарно-тематический план по биологии 11 класс
Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...
Календарно-тематический план по биологии 6 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по учебнику Пасечник В. В....
Календарно-тематический план по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....
Календарно-тематическое планирование биология 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование биология 5 класс ФГОС...