Поурочная разработка урока по теме: Биологический прогресс и пути его достижения" 10 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Открытый урок по общей биологии в рамках компетентно- ориентированных технологий( кейс -метод) в 10 классепо теме " Биологический прогресс и пути его достижения" позволит педагогу найти индивидуальный подход к каждому обучаемому с учетом его особенностей, потребностей и стиля обучения, предоставит ученику максимальную свободу в обучении.Позволит сформировать у обучаемых навыки самоменеджмента. Ситуации используемые на уроке оринтированы на развитие инноваций через предметное знание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Биологический прогресс и пути его достижения.

Цели:

  1. Активизация познавательной активности учащихся;
  2. Формирование умений самостоятельно приобретать знания, работать с источниками информации.

Задачи:

  1. Образовательная -  Активизировать и расширить знания учащихся о закономерностях филогенеза, ознакомить  с понятием «кейс».
  2. Воспитательная – раскрыть особенности прогрессивной эволюции органического мира.
  3. Развивающая - направить процесс обсуждения примеров  двух типов прогресса: биологического и морфофизиологического на формирование ключевых компетенций:
  4. - умений вести дебаты;
  5. - принимать решения;
  6. - решать проблемы;
  7.  творчески и критически мыслить;
  8. - устанавливать межличностные отношения при работе в группе.

Оборудование:

  1.  основной кейс (получен учащимися альтернативно, за несколько уроков ранее);
  2. задания с методическими рекомендациями для подгрупп;
  3. компьютер с видеопроектором для презентаций;
  4. музыкальное оформление презентаций;
  5. компьютерные презентации мини – исследований;
  6. комплекты дидактических материалов для обсуждения.

Тип урока:  обобщающий урок.

           Уровень усвоения:
         
Методы обучения:

       

          Методические приемы: 

        

творческий.
интерактивные: "мозговой штурм", групповая дискуссия.

 метод проблемно-ситуативного анализа.                                           Ход урока

1. Организационная деятельность. Слово преподавателя. Знакомство с ходом урока.(4-5мин.)

2. Цели урока ( определяют ученики)(1-2мин)

3.Работа с кейсом. Анализ.(20мин.)

4. Домашнее задание.(3мин.)

5. Итоги работы. Рефлексия.(5мин.)

  Сегодня мы подведем итог работы четырех групп, у каждой из них было свое направление и свой объем работы, но вместе мы, надеюсь, сможем реализовать поставленные цели урока.
     В ходе подготовки к дебатам вашему вниманию предлагался следующий
кейс:

«По мнению А.Н.Северцева содержание, которое он вкладывает в выражение «биологический, или экологический, прогресс»  равнозначно дарвиновскому понятию «победы в борьбе за существование».  А.Н. Северцев пришел к выводу, что существует  4 способа  достижения биологического прогресса:

  1. ароморфоз (морфофизиологический  прогресс);
  2. идиоадаптация (морфофизиологическое приспособление);
  3. ценогенезы (эмбриональные приспособления);
  4. морфофизиологическая дегенерация.

-Каким образом можно доказать, что морфофизиологический прогресс (ароморфоз) является лишь частным способом биологического прогресса, одним из способов его достижения?

 -Почему в одних случаях эволюция приводит к усложнению, в других – к упрощению?

-Чем объяснить прогрессивное или регрессивное направление развития?

На доске даются определения понятий:

-ароморфоз;        

-идиоадаптация;

-дегенерация;

-ценогенез.

Также на доске присутствуют следующие выдержки:

«Наука не стоит на месте, а непрерывно развивается путем накопления и освоения новых фактов и идей». (Е.А.Веселов).

 «Биологический прогресс  связан с усложнением и усовершенствованием организма – от амебы к обезьяне, от обезьяны к человеку».(А.Н.Северцев).

        

У:     Получив кейс, вы готовились индивидуально, имея возможность дополнительно использовать средства медиа - образования.

 Сейчас, в ходе предварительного обсуждения кейса, прошу вас просмотреть дополнительные материалы и поделиться на группы для разработки вариантов решения предлагаемых проблем.
     Пятой группой будут эксперты, которые, заслушивая ваши мнения, сделают выводы  для решения проблемы конкретной ситуации кейса.
 

Обсуждение основного кейса.

Учащиеся выступают по группам. В ходе групповой дискуссии углубляется понимание ситуации, изложенной в кейсе, разрабатываются варианты решения проблем, в эвристической беседе участвуют практически все ученики класса. При этом не отвергается ни один, даже самый фантастический вариант, если он имеет обоснование.
     Учитель руководит обсуждением.
1 группа обсуждает  проблему морфофизиологического прогресса (ароморфоза) на примере эволюции систем органов животных;

2 группа – проблему частных приспособлений  (идиоадаптаций) на примере приспособления различных видов черепах к различному образу жизни.

3 группа – проблему эмбриональных приспособлений (ценогенезов) на примере защиты зародышей и личинок от врагов, питания и дыхания эмбрионов.

4 группа – проблему морфофизиологического регресса (дегенерации) на примере паразитических червей.

5 группа – эксперты после заслушивания мнений учащихся по решению предлагаемых ситуаций делают определенные выводы.

Подведение итогов.

Учитель оценивает работу учащихся по верности поставленных вопросов и достижимости принятых решений. Каждая группа составляет письменный отчет по решению ситуации кейса.

 Учащимся предлагается творческое домашнее задание по выбору:         

1.Найти информацию по проблеме частного случая идиоадаптации (специализации) и оформить:

  1. в виде буклета;
  2. в виде подборки материалов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Арифметическая прогрессия"

Разработка представлена в виде презентации...

Методическая разработка урока по теме Арифметическая прогрессия

Цели урока:образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах;воспитательная: активизировать работу учащихся на уроке за счет вовле...

Разработка урока на тему "Геометрическая прогрессия"

Обобщающий урок по теме "Геометрическая прогрессия" в котором показано применение геометрической прогрессии в жизни....

разработка урока по теме "Биологические ритмы"

Эта тема интересна тем, что учащихся можно научить расчитывать свои биологические ритмы на уроке....

Разработка урока по теме Геометрическая прогрессия

В данной работе собран материал для проведения урока по теме Геометрическая прогрессия и презентация к этому уроку....

разработка уроков по теме "Арифметическая прогрессия", алгебра, 9 класс

У р о к  1 (56).ПОНЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, СЛОВЕСНЫЙИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ЕЕ ЗАДАНИЯЦели: ввести понятие последовательности, конечной и бесконечной; рассмотреть последовательности, заданные сл...