Программа кружка по биологии.
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Чернова Ольга Павловна

Данная программа связаня с тематикой " Цветоводство". Расчитана программа на два года. В программе тразработано тематическое планирование и содержание занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__dlya__kruzhka_po__biologii.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

         Биология  -  наука  о  жизни, поэтому  и  задача  учителя  -  помочь  учащимся  воспринимать  школьный  курс  биологии  как  раскрытие  и  познание  тайн  живой  природы. Каждый  учитель  стремиться, чтобы  его  занятия  не  только  были интерес-ными  и  обогащающими  учащихся  знаниями, но  и  развивали  их  умственные  и  творческие  способности. Достичь  этого  можно  лишь  при  правильной  организации  самостоятельной  познавательной  деятельности  учащихся.

         Специфической  особенностью  преподавания  биологии  является  широкое  использование  натуральной  наглядности, постановка  опытов  и  наблюдений  за  живыми  организмами. Умелое  использование  натуральных объектов  в  сочетании  с  другими  средствами  обучения, организация  самостоятельной  работы  учащихся  с  живыми  растениями  на  уроках  и  во  внеурочное  время  играют  важную  роль  в решении  учебно – воспитательных  задач.

          Комнатные  растения  широко  используются  как  демонстрационный  материал  для  постановки  опытов  и  наблюдений  практически  во  всех  темах  ботаники, общей  биологии, а  также  при  изучении  некоторых  вопросов  зоологии  и  анатомии, физи-ологии  и  гигиены  человека. Кроме  того, комнатные  растения  служат  учителю  во  внеклассной  работе. Внеклассная  работа  не  является  обязательной   для  всех  уча-щихся, участвуют  в основном  школьники, проявляющие  интерес  к  биологии. Внеклассная  работа  с  комнатными  растениями  вызывает  интерес  у  многих  школь-ников  и  помогает  учителю  решать  важные  учебно – воспитательные  задачи, учи-

тывая  интересы  учащихся, углубляя  и  расширяя  их  биологические  знания.

         Выполнение  работ, связанных  с  проведением  опытов  и  наблюдений  за  ком-натными  растениями, способствует  выработке  у  учащихся  приёмов  самостоятель-

ной  познавательной  деятельности, которые  в  последствии  могут  стать  основой  для  более  серьёзных  исследований. Работая  с  комнатными  растениями, учащиеся  усва-ивают  важнейшие  приёмы  и  трудовые  навыки  по  уходу  за  ними, пересадке  и  раз-множению  их. Эти  приёмы  могут  оказаться  полезными  в  повседневной  жизни, а  возможно  и  в  будущей  профессии. Комнатные  растения  являются  частицей  живой  природы, которую  человек  стремится  перенести  в  своё  жилище. В настоящее  время  стремление  человека  к  общению  с  природой  заметно  возрастает. Если  школьник  начинает  увлекаться  выращиванием  комнатных  растений, то  у  него  обязательно  появляется  стремление  узнать  о  них  как  можно  больше.

         Комнатные  растения  могут  сыграть  определённую  роль  в  эстетическом  воспи-тании  учащихся. Внося  растения  в помещение, человек  стремиться  украсить  свой  дом, сделать  его  более  уютным. Растения  в  школе, помимо  учебных  целей, используют  для  оформления  интерьера  кабинетов, классных  комнат, библиотеки  и  др. Растения  привлекательны  лишь  в  том  случае, если  они  здоровы, ухожены, правильно  подоб-раны  и  со  вкусом  размещены, вписываясь  в  интерьер  помещения, дополняя  и  подчёркивая  его  функциональную  направленностью.

         Данная программа является адаптированной и разработана на основе: Кн. для чтения. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 1986г.

       Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов (13-14 лет).

ЦЕЛЬ  КУРСА: способствовать  расширению  знаний  учащихся  по  различным        

                             вопросам  биологической  науки, развивать  интерес  к  биологии,

                             способствовать  выбору  учащимися  путей  дальнейшего  

                             продолжения  образования.

ЗАДАЧИ  КУРСА: 

  1. углубление  знаний  о  жизнедеятельности  растительного  организма
  2. раскрытие  роли  растений  в  природе, их  значение  в  жизни  человека,

      влияние  деятельности  человека  на  определённые  виды  и  природные  

      сообщества

  1. развитие  умственных  и  творческих  способностей.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Должны  знать:

  1. основные  законы  и  понятия
  2. основные  профессии  связанные  с  изучением  растений
  3. правила  и  способы  ухода  за  комнатными  растениями

Должны  уметь:

  1. составлять  план  практической  работы
  2. ставить  эксперимент
  3. проводить  опыты  и  наблюдения  за  жизнью  растений
  4. определять  растения,  пользуясь  определителем
  5. отбирать  материал  по  заданной  теме

ФОРМЫ  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЙ:

  1. беседы
  2. игровые  формы: ролевые  игры, игры – путешествия, КВН
  3. практические  занятия
  4. экскурсии

СПОСОБЫ  ПРОВЕРКИ  ОЖИДАЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. викторины, олимпиады
  2. демонстрация  практических умений  и  навыков
  3. творческие  отчёты, доклады

                                               Учебно  –  тематический   план.

п/п

               

               Изучаемая      тема

Всего

часов

               В  том  числе

       теория

       практика

1.

Введение

  1. Задачи  кружка  и  обсуждение  плана  работы   объединения.
  2. Рассмотрение  разнообразия  комнатных  растений
  3. Знакомство  с  видами  комнатных  растений.
  4. Комнатные  растения  вчера  сегодня.
  5. Обзор  литературы  о  комнатных  растениях.
  6. Знакомство  с  растительностью  на  пришкольном  участке.

15

2

2

4

3

2

2

2.

Правила  содержания  растений  в  комнатных  условиях.

  1. Правила  содержания  растений  в  комнате.
  2. Подготовка  растений  к  осеннее – зимнему  периоду.
  3. Подготовка  комнатных  растений  к  зиме.
  4. Подготовка  комнатных  растений  к  весне
  5. Уход  за  комнатными  растениями  в  весенне – летний  период.
  6. Подготовка  растений  к  летнему  периоду.

12

2

2

2

2

2

2

3.

Уход  за  комнатными  растениями.

  1. Уход  за  комнатными  растениями
  2. Подготовка  почвы
  3. Составление  почвенных  смесей
  4. Виды  цветочной  земли
  5. Полив  и  рыхление  почвы
  6. Влияние  света, температуры  и  влажности  на  рост  комнатных  растений.
  7. Уход  за  комнатными  растениями  в  осенний  период.
  8. Подкормка  растений
  9. Полив  комнатных  растений
  10. Рыхление  почвы  в  цветочных  горшках
  11. Проверка  семян  на  всхожесть
  12. Уход  за  всходами
  13. Размножение  растений  черенками
  14. Посадка  комнатных  растений
  15. Значение  пересадки  для  роста  комнатных  растений
  16. Правила  пересадки  комнатных  растений.
  17. Пересадка  растений
  18. Уход  за  пересаженными  растениями.
  19. Подкормка  пересаженных  растений
  20. Полив  пересаженных  растений
  21. Уход  за  растениями

39

1

1

1

1

1

1

1

1

             2

2

             1

1

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

             2

2

1

3

4.

Подведение  итогов  работы

2

2

              ИТОГО                                                         68                    40                            28

                             

                                 СОДЕРЖАНИЕ  ИЗУЧАЕМОГО  КУРСА

  1. Введение ( 15 часов ).

Растительный  мир  как  составная  часть  природы. Место  и  роль  растений  в  природе. Значение  растений в жизни  человека ( эстетическое, практическое, познавательное). Особенности  растительного  организма.

  1. Правила  содержания  растений  в  комнатных  условиях ( 12 часов ).

Рассмотрение  особенностей  роста  и  развития  растений  в  различные  сезоны  года. Помощь  комнатным  растениям  в  адаптации  к  смене  температурного  и  светового  режима  в  окружающей  среде. Рассмотрение  правил  ухода  за  комнатными  растениями  в  разные  периоды  жизни.

  1. Уход  за  комнатными  растениями ( 39 часов ).

   Клеточное  строение  растительного  организма. Строение  растительной  клетки. Химический  состав  растительной  клетки. Ткани  растений  и  их  функции.

  Особенности  питания  растений  и  его  значение. Минеральное  питание. Подкормка  растений. Орошение.

  Влияние  факторов  внешней  среды  на  интенсивность  дыхания: температуры, света, воздуха, влажности и др. Биологические  основы  хранения семян.

  Размножение  и  его  биологическое  значение  в  жизни  растений. Размножение  семенами  и  вегетативными  органами. Рост  растений. Влияние  внешних  факторов  на  рост.

  Правила  ухода  за  комнатными  растениями  на  практических  примерах. Размещение  растений  в  помещении.

 

4.Подведение  итогов  работы ( 2 часа ).

Подведение  итогов  работы  кружка  за  текущий  период. Постановка  цели  на  следующий  год.

 

                     Тематическое  планирование  на  2004/2005 учебный  год

п/п

                 Тема  занятия

Количество

часов

 Дата  проведения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30

31.

32.

33.

34.

Введение Задачи  кружка  и  обсуждение  плана  работы   объединения.

Знакомство  с  растительностью  на  пришкольном  участке.

Рассмотрение  разнообразия  комнатных  растений

Знакомство с видами комнатных растений.

Комнатные  растения  вчера и сегодня.

Правила  содержания  растений  в  комнатных  условиях.

Подготовка  растений  к  осеннее – зимнему  периоду.

Уход  за  комнатными  растениями.

Подготовка  почвы

Составление  почвенных  смесей

Виды  цветочной  земли

Полив  и  рыхление  почвы

Влияние  света, температуры  и  влаж-ности  на  рост  комнатных  растений.

Уход  за  комнатными  растениями  в  осенний  период.

Подкормка  растений

Подготовка комнатных растений  к  зиме.

Полив  комнатных  растений

Подготовка  комнатных  растений  к  весне

Рыхление  почвы  в  цветочных  горшках

Проверка  семян  на  всхожесть

Уход  за  всходами

Размножение  растений  черенками

Уход  за  комнатными  растениями  в  весенне – летний  период.

Посадка  комнатных  растений

Значение  пересадки  для  роста  комнатных  растений

Правила пересадки комнатных  растений.

Пересадка  растений

Уход  за  пересаженными  растениями.

Подкормка  пересаженных  растений

Полив  пересаженных  растений

Подготовка растений к летнему периоду.

Уход  за  комнатными  растениями

Уход  за  растениями

Подведение  итогов  работы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

                          Тематическое  планирование  на  2005/2006 учебный  год

п/п

               

               Изучаемая      тема

 Количество

  Часов

Дата проведения      

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Введение. Задачи  кружка  и  обсуждение  плана  работы   объединения.

Рассмотрение  разнообразия  комнатных  растений

Знакомство  с  видами  комнатных растений.

Знакомство  с  видами  комнатных растений.

Знакомство  с  видами  комнатных растений.

Комнатные  растения  вчера и сегодня.

Комнатные  растения  вчера и сегодня.

Обзор  литературы  о  комнатных  растениях.

Обзор  литературы  о  комнатных  растениях.

Знакомство  с  растительностью  на  пришкольном  участке.

Правила  содержания  растений  в  комнате.

Составление  почвенных  смесей

Полив  и  рыхление  почвы

Подготовка  растений  к  осеннее – зимнему  периоду

Рыхление  почвы  в  цветочных  горшках

Полив  комнатных  растений

Подготовка  комнатных  растений  к  зиме.

Проверка  семян  на  всхожесть

Проверка  семян  на  всхожесть

Уход  за  всходами

Размножение  растений  черенками

Размножение  растений  черенками

Подготовка  комнатных  растений  к  весне

Посадка  комнатных  растений

Посадка  комнатных  растений

Посадка  комнатных  растений

Уход  за  комнатными  растениями  в  весенне – летний  период.

Правила  пересадки  комнатных  растений.

Пересадка  растений

Уход  за  пересаженными  растениями.

Подкормка  пересаженных  растений

Подготовка  растений  к  летнему  периоду.

Уход  за  комнатными  растениями.

Уход  за  комнатными  растениями

Подведение  итогов  работы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

        Управление образования администрации г. Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №70»

г.Дзержинск Нижегородской области

Рекомендован                                                 Утвержден

методическим советом                                        приказом директора

МОУ «Средняя                                                МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №70»                                общеобразовательная школа №70»

г.Дзержинска                                                      г.Дзержинска

протокол № 1  от 02.09.2006г.                                        протокол № 210-п  от 03.10.2006г.

 Программа

 объединения дополнительного образования детей

« Юный цветовод»

(на 1 год обучения,

возраст 13-14 лет)

 

                                                                           

г.Дзержинск

2006г.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 Раздел

Форма занятий

Приемы и методы организации

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.Введение

Учебное занятие

Беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литературой, наблюдение за живыми объектами

 Иллюстративный материал, дополнительная литература по теме, живые объекты

 -

 Викторина по теме.

 2.Правила содержания растений в комнатных условиях

Учебное занятие, практическое занятие, экскурсии

Беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литературой, наблюдение за живыми объектами, творческая работа

 Иллюстративный материал, дополнительная литература по теме, живые объекты, инструктивные карточки

 -

Творческая работа по теме:  «Правила содержания растений в помещении»

 3.Уход за комнатными растениями.

Учебное занятие, практическое занятие,

экскурсии

Беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литературой, наблюдение за живыми объектами, работа с гербарным материалом, практические занятия, наблюдения, зарисовывание изучаемых объектов, уход за растениями.

 Иллюстративный материал, дополнительная литература по теме, живые объекты, гербарии, определители комнатных растений, коллекция «удобрений»

 -

 Индивидуальная работа по выращиванию растений

 4.Подведение итогов работы.

Учебное занятие, практическое занятие

Беседа, рассказ учителя, наблюдения, уход за растениями, работа на пришкольном участке

 Иллюстративный материал,  живые объекты

 Оборудование для работы на пришкольном участке.

 Творческий отчет о проделанной работе

Список литературы

           Для учителя:

  1. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1986г.
  2. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. – М.: Просвещение, 1983г.
  3. Шклярова М.М., Якимова Г.В. Лианы и ампельные растения для интерьера. –М.: Наука, 1975г.

        Для учащихся:

  1. Жоголева В.Г., Приходько С.Н.Цветы. Комнатные растения и декоративно цветущие кустарники – Киев: Урожай, 1981г.
  2. Комнатные растения от А до Я.- М.: ОЛМА – Пресс Гранд, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Программа кружку по биологии "Занимательная ботаника"

Рабочая программа  биологического кружка "Занимательная ботаника" для учащихся 11-12 лет...

рабочая программа кружка по биологии

Рабочая программа кружка "Занимательная биология", целевая аудитория 10-11 лет. Пригодится во внекласной работе по предмету...

Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"

Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....

Программа кружка по биологии на основе МПС с ИЗО_6 кл

Программа кружка по биологии "Зеленый патруль" на основе МПС с ИЗО для учащихся 6-х классов рассчитана для лагеной смены с дневгым пребыванием детей. Данная программа предполагаает воспитание экологич...

Рабочая программа кружка "Занимательная биология"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, ожидаемые результаты, методы организации детей. программа рассчитана на 34 часа....

ПРОГРАММА кружка по биологии для 10 -11 классов « Мир биологии»

          Предлагаемая программа кружка «Мир биологии» предназначена  для работы с учащимися старшей ступени (10 – 11 класс) общеобразовательной ...