Урок "Многообразие пресмыкающихся"
материал по биологии (7 класс) по теме

Многообразие пресмыкающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mogoobrazie_presmykayushchihsya.docx84.17 КБ
Файл urok.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

  Цель урока: Ознакомление учащихся с многообразием пресмыкающихся, особенностями их строения и жизнедеятельности, уровнем приспособленности к современным условиям окружающей среды.

Задачи урока

1. Образовательные:  

• Выявить черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни. 

• Раскрыть особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни.

2. Развивающая:  

• Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 

 3. Воспитательные:  

 • Воспитывать бережное отношение к природе. 

 • Расширение кругозора и познавательного интереса через знакомство с отдельными представителями пресмыкающихся, встречающихся на территории Московской области, занесенных в Красную книгу.

Тип урока: Объяснение нового материала.

   Структура урока предусматривает: организационный момент, введение в тему, объяснение нового материала и закрепление.

Методы, используемые на уроке:

• Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);

• Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);

• Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с приложением);

• Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока).

  Эффективность урока повышалась за счет использования современной компьютерной техники, смены различных видов деятельности обучающихся, использование средств наглядности, высокого темпа урока и постановкой проблемы в начале урока.

Используемое оборудование

ноутбук, проектор, демонстрационный экран, таблица : «Пресмыкающиеся», видеоролики о жизни пресмыкающихся.

План урока:

1.Оргмомент ------------------------------------------------------------------------------     2 минуты

2. Изучение нового материала -----------------------------------------------------------   35 минут

  А) Общая характеристика пресмыкающихся  - доклад учителя  ----------- 10 минут

СЛАЙД  Название урока

Класс Пресмыкающиеся или  рептилии – позвоночные  животные, первые настоящие обитатели суши. При передвижении тело многих пресмыкающихся касается земли, обычно смыкается с ней. Отсюда и название ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.  Представители 17 отрядов этого класса приблизительно 200 млн. лет назад обитали на суше, жили в земле, пресной воде, бороздили моря и океаны, носились в воздухе. Из-за изменения климата 13 отрядов вымерли полностью и сохранилось всего 4 отряда: клювоголовые, крокодилы, черепахи, чешуйчатые (ящерицы и змеи), объединяющие ок. 7 тыс. современных видов.

Современные пресмыкающиеся образуют отряды :

1.Чешуйчатые - змеи, ящерицы, хамелеоны,

2.Крокодилы - крокодилы и аллигаторы,

3.Черепахи - болотные, морские, сухопутные,

4.Клювоголовые – гаттерия.

В Красную книгу занесены более 140 редких и исчезающих видов, а в Красную книгу России – 11 видов пресмыкающихся.

Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и две пары пятипалых конечностей. Появляется шея, которая  обеспечивает подвижность головы.

 ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ  О НАЛИЧИИ ШЕИ У ЗЕМНОВОДНЫХ? (имеется только один  позвонок, который позволяет наклонять голову).

Кожа сухая, лишена желез и покрыта роговыми чешуями, которые защищают тело от механических повреждений и от потери влаги. Многие пресмыкающиеся (особенно тропические) имеют яркую окраску наружных покровов (иногда она является маскировочной). У некоторых рептилий под роговыми чешуями развиваются костные пластинки, которые, сливаясь, могут образовывать панцирь (черепахи). Чешуи сдерживают рост животного, поэтому для рептилий характерна линька.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О КОЖНЫХ ПОКРОВАХ ЗЕМНОВОДНЫХ? (кожа влажная, имеет слизистые железы)

Скелет почти полностью окостеневает и является более прочным, чем у земноводных. Череп становится более вытянутым, увеличивается объем его мозгового отдела.. Позвоночник включает 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой (у змей позвоночник имеет только туловищный и хвостовой отделы). Ребра и грудина образуют замкнутую грудную клетку (ее нет у змей). Грудная клетка защищает от повреждений сердце и легкие и участвует в дыхательных движениях. У змей редуцирована грудная клетка и скелет конечностей и их поясов. Строение конечностей типично для наземных позвоночных: перепонки между пальцами отсутствуют, на пальцах имеются когти. Плечевая и бедренная кости располагаются параллельно поверхности земли, поэтому тело пресмыкающегося провисает. 

Пищеварительная трубка более дифференцирована, чем у земноводных. Полость рта четко ограничена от глотки. Имеются пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, на границе кишок находится зачаточная слепая кишка. На границе тонкой и толстой кишок находится зачаток слепой кишки. Хорошо развиты слюнные железы. У некоторых змей и ящериц их секрет ядовит. Имеются печень с желчным пузырем и поджелудочная железа. Кишечник заканчивается клоакой. Большинство ныне живущих пресмыкающихся питаются мелкими животными, но есть растительноядные и всеядные формы.

Органы дыхания – это дыхательные пути и мелкоячеистые легкие. Они представляют собой растяжимые мешки, внутренняя стенка которых имеет сеть перекладин, увеличивающих площадь газообмена. Кожное дыхание у пресмыкающихся отсутствует. В связи с появлением шейного отдела дыхательные пути удлиняются. Воздух через ноздри, попадает в ротовую полость, затем в гортань, потом в трахею, которая делится на узкие трубочки - бронхи, идущие в лёгкие.

Сердце трехкамерное, в желудочке имеется неполная перегородка, которая полностью сформировалась у крокодилов. Кровь в желудочке частично смешивается, но насыщенность ее кислородом больше, чем у земноводных.  У крокодилов сердце четырехкамерное, но кровь частично смешивается. Имеются два круга кровообращения. По телу течёт смешанная кровь, поэтому температура тела непостоянная (пойкилотермные животные), в связи с чем активность этих животных зависит от температуры окружающей среды. Кроме того, зависит от строения сердца и дыхательной системы. Лёгочная артерия разделяется на две ветви, которые несут к левому и правому лёгкому венозную кровь. Здесь она насыщается кислородом. По легочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие. В желудочке кровь частично смешивается, самая богатая кислородом идёт к голове, смешанная - ко всем органам тела, насыщенная углекислым газом - к лёгким.

Нервная система – центральная и периферическая. Центральная – головной и спинной мозг. Прогрессивное развитие головного мозга связано с появлением зачатков коры больших полушарий.

Хорошо развит мозжечок.

Органы чувств. Приспособлены к наземному образу жизни. Глаза имеют веки и мигательную перепонку. Хрусталик способен изменять кривизну. Орган слуха состоит из внутреннего уха (по сравнению с амфибиями улитка имеет более крупные размеры) и среднего уха (одна слуховая косточка и барабанная перепонка). Развиты также органы обоняния, осязания, вкуса.

Органы выделения – вторичные (тазовые) почки, в которых происходит удлинение канальцев. Моча через мочеточники проходит в клоаку и накапливается в мочевом пузыре. Конечный продукт обмена веществ выделяется в форме мочевой кислоты.

Пресмыкающиеся – раздельнополые животные Всем пресмыкающимся свойственно внутреннее оплодотворение, развитие яиц начинается в организме самки, а при откладке во внешнюю среду они покрываются кожистой или известковой оболочкой, которая защищает их от высыхания и препятствует растеканию содержимого и потере формы. Они откладывают обычно на суше. Развитие прямое. У некоторых гадюк наблюдается живорождение. Яйцеживорождение – это приспособление к развитию эмбриона на суше. Желток содержит запас питательных веществ, необходимых для роста и развития нового организма..Половые продукты попадают в клоаку.

ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ  ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЗЕМНОВОДНЫХ.(оно наружное ИЛИ ВНУТРЕННЕЕ У ХВОСТАТЫХ., ИЗ ИКРИНОК ВЫХОДИТ ЛИЧИНКА – ГОЛОВОСТИК.)

Для пресмыкающихся характерны процессы регенерации (восстановления утраченных органов); обменные процессы жизнедеятельности; примерно 1-2 раза в год змеи линяют. ЧТО ТАКОЕ РЕГЕНИРАЦИЯ?(восстановления утраченных органов);

 ЗАПОЛНЕНИЕ ПАМЯТКИ 

Опрос уч-ся

Назовите  прогрессивные черты пресмыкающихся по сравнению с земноводными: -  

1.Сухая кожа предохраняющая тело от высыхания,

2.Ячеистые легкие,

3.Появление коры из серого вещества на полушариях большого мозга,

4.Внутреннее оплодотворение ( в половых путях самки),

5.Развитие эмбриона в яйце, защищенном от высыхания специальными оболочками ( белковой, кожистой и у многих – известковой скорлупой),

6.Появление перегородки в желудочке        сердца(кровь более насыщена кислородом, чем у земноводных),

7.Глаза защищены от высыхания третьим веком.

РАБОТА В ТЕТРАДИ №  3, с.60

 Б) Доклад уч-ся «Древние пресмыкающиеся--------------------------------------- 3 минуты

Многие из древних пресмыкающихся достигали огромных размеров, особенно чудовищные ящерицы. Некоторые из них были длиной около 30 метров и имели  массу 12-13 современных слонов. При такой огромной массе тела для передвижения по суше им были необходимы четыре ноги и очень массивные кости. Их конечности, в особенности передние, имели кряжестую форму, а все 5 пальцев были собраны вместе, образуя устойчивую стопу. Это напоминает ногу слона. Еще одна особенность – длинная шея. А некоторые  могли быть величиной с курицу или кошку. Были среди них  ловкие охотники и кровожадные хищники, но были и безобидные растительноядные животные. Современные пресмыкающиеся произошли от котилозавров.

ФИЛЬМ 1 минута Динозавры

СЛАЙД

Гаттерия – единственный представитель отряда клювоголовых. Внешне напоминает ящерицу. В облике этого животного много древних черт: остатки панциря на теле, примитивное строение позвоночника, дополнительный теменной глаз. Живет на Голлопогосских островах.

СЛАЙД РАЗНЫЕ ЯЩЕРИЦЫ

Г) Презентация учащихся « Ящерицы» --------------------------------------------------- 10 минут

Ящерицы — подотряд чешуйчатых рептилий, самая большая группа современных пресмыкающихся, насчитывающая в настоящее время более 3500 видов. Ящериц можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды. Наибольшее видовое разнообразие ящериц в тропических и субтропических зонах Земли, в странах с умеренным климатом их меньше, а до Северного полярного круга доходит только один вид СЛАЙД  живородящая ящерица.

Не чужда ящерицам и морская стихия — на Галапагосских островах живут СЛАЙД морские игуаны, прекрасно плавающие и ныряющие за морскими водорослями, которыми питаются.

Внешний вид ящериц настолько разнообразен, что трудно назвать какую-либо характерную черту. Более того, у ящериц так много общих черт со змеями, что иногда даже специалисту бывает не просто их различить.

Так, представители ящериц в полном составе или частично лишены ног; СЛАЙД в нашей стране это веретеница и желтопузик.

 Окраска многих ящериц пестра и разнообразна, причем у ряда видов она может меняться в зависимости от физиологического состояния. Такие ящерицы есть и в нашей стране. Так, окраска СЛАЙД степной агамы  становится ярче при высоких температурах или во время брачных турниров — у самцов в это время появляется характерная синяя «борода».

Однако у большинства ящериц окраска маскирующая — делающая их незаметными на окружающем фоне. СЛАЙД Например, ящерицы, обитающие в пустыне, чаще окрашены в желтые, серые или коричневые цвета, а в зелени тропического леса — в ярко-зеленые. Внешний вид ящериц тесно связан с образом жизни.

СЛАЙД Древесные виды обладают цепкими когтями и хвостом или специальными подушечками на пальцах, позволяющими удерживаться на ветвях в самых немыслимых положениях. Некоторые гекконы

СЛАЙД У ящериц, ведущих роющий образ жизни, конечности редуцированы или отсутствуют совсем, тело змеевидное. Наиболее ярко эти признаки выражены у червеобразных ящериц.

У всех ящериц хорошо развиты зрение и слух. От врагов ящерицы спасаются двумя способами: либо быстро убегают, либо маскируются сливаясь по окраске с окружающим фоном. Некоторые ящерицы, когда на них нападают, отбрасывают хвост, который отвлекает внимание хищника. Затем хвост  отрастает заново. Большинство ящериц — хищники. Размеры добычи зависят от размеров самих ящериц. Мелкие и средние по величине ящерицы питаются преимущественно различными насекомыми, пауками, червяками, моллюсками и мелкими позвоночными. Более крупные ящерицы поедают более крупную добычу — рыбу, земноводных, других ящериц и змей, птиц и их яйца, различных млекопитающих. Меньшее число ящериц растительноядных. Высовывая и убирая язык, ящерицы, как и змеи получает информацию, о запахах, находящихся в воздух.

Размножение ящериц не отличается особым разнообразием. В период размножения, который в странах с умеренным климатом и четко выраженной сменой времен года приходится на весну, а в тропических регионах может быть совершенно ацикличен, самцы ящериц устраивают брачные турниры и ухаживают за самками, после чего спариваются с ними.

СЛАЙД Большинство ящериц откладывают яйца. Обычно яйца имеют тонкую кожистую оболочку. Количество яиц у различных видов различно и может колебаться от 1—2 до нескольких десятков. Самка откладывает яйца в течение года один или несколько раз, в самые разнообразные, но всегда укромные места — в норы, трещины, под камни и коряги, в дупла деревьев и

т. д.

В большинстве случаев, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним. Только некоторые среди них проявляют заботу о потомстве. Среди наших ящериц это желтопузик. К одной из форм заботы о потомстве может быть отнесена и способность некоторых ящериц задерживать откладку яиц, выжидая наступления благоприятных для этого условий. Так, у прыткой ящерицы яйца могут задерживаться в яйцеводах на 20 суток. У других же, например у живородящей ящерицы, — вплоть до вылупления. Это разные этапы одного процесса — яйцеживорождения.

Одна из причин, вызывающих живорождение, холодный климат, поэтому процент живородящих видов повышается по мере продвижения на север и в горы. Интересно, что даже ящерицы одного и того же вида в зависимости от высоты обитания над уровнем моря могут или откладывать яйца, или рожать живых молодых. СЛАЙД Например, тибетские круглоголовки на высоте 2 тыс. м над уровнем моря откладывают яйца, а на высоте 4 тыс. м — живородящие.

Продолжительность жизни для многих мелких видов она невелика, всего 2—5 лет, а иногда даже 1 год. Но крупные ящерицы, в первую очередь вараны, могут жить в неволе до 50—70 лет.

Ящерицы М.О.

 СЛАЙД Самая маленькая ящерица, не превышающая 4 см длины, это южноамериканский геккон. СЛАЙД КОМОДО А самой большой современной ящерицей по праву считается гигантский индонезийский варан с острова Комодо, который достигает в длину 3 м и весит до 120 кг.

Варан Комодо: Карл Саган, астрофизик, писал, что «Сегодня на Земле осталось всего несколько крупных рептилий, самая страшная из которых — дракон Комодо, живущий в Индонезии.

Трехметровый гигант весом около двухсот килограммов, пасть которого усажена 26 зубами длиной 4 см, рьяно преследует оленей, диких свиней, обезьян и даже буйволов.

В 1938 году на острове Сумбавыи создан заповедник, который в 1973 году объявлен биосферным. Сейчас острова поль зуются статусом национального парка, и варанов на них около 2 тысяч.

Вараны исключительно прожорливы: маленькие варанчики могут съесть столько пищи, сколько обнаружат, в результате чего погибают от переедания;  взрослые животные также нисколько не контролируй ют свой аппетит.  Когда оно появляется на свет, родитель может, не терзаясь муками совести, запросто проглотить собственных детенышей. Уцелевшие варанчики иногда ищут спасения от ненасытных родителей на деревьях.

Комодский дракон никогда специально не нападает на людей, однако, если преградить ему дорогу, варан может проявить свой буйный темперамент и нанести хвостом, зубами и когтями весьма серьезные травмы. Особенно опасны укусы животного. На зубах его остается масса болезнетворных микробов, приводящих к нагноению раны. Известны случаи гибели людей от инфекции, полученной в результате стычки с вараном. 

ФИЛЬМ 1 мин. 40 сек. КОМОДО

Работа в тетради  № 7 с. 61

СЛАЙД ХАМЕЛИОН

Хамелеон: Одно из самых занимательных животных класса пресмыкающихся - хамелеон.  У этих животных все необычно. Хвост круглый, цепкий. Это единственное животное имеющее  глаза, которые  поворачиваются независимо друг от друга и могут смотреть в разные стороны, а знаменитый язык хамелеона - его главное орудие для охоты - может быть длиннее его тела в 1,5 раза! Когда хамелеон охотится, он прицеливается и выстреливает языком, который прилипает к добыче и добыча отправляется в рот.

На каждую  ногу как бы надета перчатка, имеющая всего 2 пальца и лапы выглядят клешнями. Хамелеон может сильно раздувать тело от испуга или злости.

Интересным историческим фактом является то, что в Испании хамелеонов держат дома, усаживая их на специальную подставку или жердочку. Делается это для того, чтобы избавиться от мух и прочих мелких летающих насекомых.

ФИЛЬМ 1 мин. 50 сек. ХАМЕЛИОН

Работа в тетради  № 5 с. 60

 На земле  живут ящерицы, которые умеют летать.

ФИЛЬМ ЛЕТАЮЩИЕ ЯЩЕРИЦА И ЗМЕЯ. 2 мин.

СЛАЙД РАЗНЫЕ ЗМЕИ

 В) Презентация учащихся « Змеи» -------------------------------------------------------10 – 12  минут

Змеи – пресмыкающиеся с цилиндрическим телом, яйцевидной или треугольной головой и хвостом. Конечностей нет. Передвигаются путем изгибов позвоночника и ребер. Грудная клетка отсутствует. Кожа покрыта чешуйками. У змей сросшиеся веки. Они слабо видят и слышат. В ротовой полости находится тонкий и длинный язык – это орган осязания, обоняния и вкуса. Все змеи - хищники. Они способны заглатывать добычу, во много раз превосходящую толщину их тела. Этому способствуют подвижное сочленение элементов верхней челюсти. Поэтому заглатывают пищу целиком. У ядовитых змей в верхней челюсти имеются 2 ядовитых зуба. Яд вырабатывается парными ядовитыми железами. Примерно  1-2 раза в году змеи линяют. Линька протекает в течение получаса и заканчивается вбрасыванием верхнего покрова - выползка.

Сам-но №11. С.61

Разнообразие змей велико. Их можно встретить в пустынях, в морях. Они даже передвигаются под землей.

Фильм желтая и морская под землей 5 мин.

СЛАЙД

Зеленая мамба 

Из всего рода мамб, зеленая мамба — самая небольшая змея. В среднем  зеленая мамба не вырастает больше 150 см.

Мамба — очень красивая змея. Ее чешуйки переливаются изумрудно зеленым цветом, с оттенками голубого и желтого. Зеленая мамба входит в двадцатку самых опасных змей на планете. Живет мамба на западе Южной Африки.

Большинство времени мамбы проводят на ветках деревьев, там часто и подстерегают свою добычу. Очень редко спускаются на землю. Змея питается птицами, лягушками и маленькими древесными млекопитающими.

Яд зеленой мамбы очень сильный, он даже токсичнее, чем яд некоторых кобр.

СЛАЙД

 Молочные змеи по праву считаются одними из самых красивых змей в мире. Сочетание насыщенных оттенков красного, черного, белого цветов делает их заметными издалека и среди густой травы, и в ветвях кустарника, и среди камней. На языке дикой природы такая палитра красок означает только одно: «не подходите ко мне – я опасен!» Но в случае с молочными змеями речь идет лишь о попытке подражания очень ядовитой змее – коралловому аспиду. На самом же деле «молочники» совершенно безобидны, и их спокойно можно брать в руки.

РАБОТА В ТЕТРАДИ № 12. С. 61

Самая крупная змея – АНАКОНДА.

ФИЛЬМ  45 секунд

СЛАЙД Кобра

Королевская кобра – самая крупная ядовитая змея в мире. Взрослая кобра имеет размеры 3-4 метра. Королевская кобра живет в тропических лесах Индии, Пакистане, Индонезии. Яд королевской кобры обладает нейротоксическим действием и очень страшен. В период охраны яиц самка способна убить своим укусом даже слона. Линяет довольно часто: 4-6 раз в год. Интересно, что при обороне от нежелательных  встреч королевская кобра  способна «лаять»: издавать характерные отрывистые звуки.

В Среднеазиатских пустынях обитает Кобра . Ее яд может убить человека. Но…

ФИЛЬМ 1 мин.06 сек.

СЛАЙД Гремучая

Гремучая змея самая необычная змея. Она самая глухая из глухих и самая самая слепая из слепых змей. Ее гремучка – это мера предупреждения о том, что она где – то рядом. Они водятся только в Америке. Погремушка у кротала – из-за ежегодной линьки: кожа слезает с тела и свертывается в кольцо на конце хвоста. С каждым годом кольца прибавляются  и выстраиваются друг за другом в форме конуса. В среднем гремучки имеют по 6 – 7 колец.

СЛАЙД ГАДЮКА

В России обитает только одна ядовитая змея – ГАДЮКА. Ее укус опасен, но не смертелен.

Гадюка занесена в Красную книгу Московской области. Она предпочитает смешанные леса с полянами, болотами. Зимует в земле ниже слоя промерзания.  Змеи  готовятся к зимней спячке в конце сентября. Даже есть православный праздник – Сдвижение 28 сентября.

СЛАЙД по щелчку

Также в Красную книгу М.О. занесены Уж обыкновенный и медянка.

Змей уничтожать нельзя. Это очень полезные животные, а их яд может служить ценным лекарством.

3. Закрепление материала  ----------------------------------------   5-7 минут

А)

•Почему класс пресмыкающихся получили такое название?

•Каковы характерные черты строения ящериц?

•Как размножаются ящерицы?

•Какие органы чувств развиты у змей?

  1. Чем компенсируется  у змей слабое зрение и слух?

Б). Угадай животное. Сами уч-ся характеризуют.

Особенности строения

1.змея

А) пояса конечностей

2.ящерища

Б) грудная клетка

В) редуцированные конечности

Г)сросшиеся прозрачные веки

Д)подвижное сочленение элементов верхней челюсти

Е) ядовитые зубы

А

Б

В

Г

Д

Е

СЛАЙД ПРОВЕРКА

1.Пресмыкающиеся - наземные хордовые, которые дышат при помощи...

  1. кожи
  2. легких
  3. легких и кожи

2.В связи с жизнью на суше...

  1. кожного дыхания нет;появляется внутреннее оплодотворение
  2. тело покрыто влажной кожей
  3. нет правильного ответа

3 Яйца пресмыкающихся покрыты...

  1. кожистой оболочкой
  2. тонкой нежной оболочкой или ее совсем нет
  3. нет правильного ответа

4.Температура тела пресмыкающихся зависит от строения...

  1. сердца
  2. дыхательной системы
  3. и того, и другого

5.Для пресмыкающихся характерны процессы:

  1. регенерация и обмен веществ
  2. линька
  3. все ответы правильные

6.У безногой ящерицы в отличие от змей...

  1. подвижные непрозрачные веки
  2. тело покрыто чешуёй
  3. раздвоенный на конце язык

7.Свою добычу заглатывают целиком...

  1. только ядовитые змеи
  2. все змеи
  3. только удавы

8.Длинный раздвоенный на конце язык змеи - это...

  1. органы осязания и вкуса
  2. ядовитый аппарат
  3. орган, управляющий координацией движения

9.Самая крупная ящерица...

  1. зеленая ящерица
  2. варан Комодо
  3. медяница

10.В отличии от земноводных у рептилий появляется...

  1. трахея и бронхи
  2. две пары конечностей
  3. второй круг кровообращения

11.Окончательными продуктами азотного обмена у пресмыкающихся являются...

  1. аммиак и мочевина
  2. аммиак и мочевая кислота
  3. мочевина и мочевая кислота

Наиболее древними ящерицами считаются...

  1. хамелеоны
  2. гаттерии
  3. прыткая ящерица

4. Задание на дом ( § 25).  В тетради №2, 9 с. 60,61. Подготовить памятку «Осторожно ЗМЕИ»

 8. Обобщение результатов. Рефлексия. 

  1. Какое было задание?
  2. Как вы думаете  выполняли мы задание?
  3. Что интересного узнали? Сказать о Драконе, который дожил до наших дней.

  1. Грядущий год – год Дракона. Пусть Дракон будет добрым и щедрым. Мы Вас ПОЗДРАВЛЯЕМ и желаем успехов во всех начинаниях. И примите пожалуйста от нас небольшие . ПОДАРКИ. Пусть КАЛЕНДАРИ напоминают Вам о нашей встрече.

На анализ урока

Материалы урока соответствуют принципу научности, доступность рассчитана на среднего ученика. Выбор приемов способствовал усвоению знаний учениками 7 класса общеобразовательной школы.  

   

Цель урока: Ознакомление учащихся с многообразием пресмыкающихся, особенностями их строения и жизнедеятельности, уровнем приспособленности к современным условиям окружающей среды.

 Задачи урока

1. Образовательные:  

• Выявить черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни. 

• Раскрыть особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни.

2. Развивающая:  

• Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 

 3. Воспитательные:  

 • Воспитывать бережное отношение к природе. 

 • Расширение кругозора и познавательного интереса через знакомство с отдельными представителями пресмыкающихся, встречающихся на территории Московской области, занесенных в Красную книгу.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Структура урока предусматривает: организационный момент, введение в тему, объяснение нового материала и закрепление.

Методы, используемые на уроке: • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования); • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала); • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с приложением); • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока).

  Эффективность урока повышалась за счет использования современной компьютерной техники, смены различных видов деятельности обучающихся, использование средств наглядности, высокого темпа урока и постановкой проблемы в начале урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, или РЕПТИЛИИ. ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫЕ

Слайд 2

котилозавр

Слайд 3

ГАТТЕРИЯ

Слайд 4

З М Е И

Слайд 6

Самая маленькая змея Самая большая змея

Слайд 7

МОРСКАЯ ИГУАНА

Слайд 8

ВЕРЕТЕНИЦА

Слайд 9

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЯЩЕРИЦА – ЮЖНОАМЕРИКАНСКИЙ ГЕККОН САМАЯ КРУПНАЯ ЯЩЕРИЦА – ВАРАН КОМОДО

Слайд 11

•Почему класс пресмыкающихся получили такое название? Назовите ящерицу, которая сохранилась до наших дней с древних времен. •Каковы характерные черты строения ящериц? •Как размножаются ящерицы? •Какие органы чувств развиты у змей? Назовите какие животные занесены в Красную книгу Московской Области?

Слайд 12

Рептилии дышат через кожу. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные. У рептилий легочное дыхание. Пресмыкающиеся размножаются только в воде. У рептилий внутреннее оплодотворение. Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше. При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли. Размножаются путем откладывания яиц. Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше. Ящерицы и змеи относятся к отряду Чешуйчатые. Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.

Слайд 13

Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - закрепление материала по теме "Пресмыкающиеся"

Урок в 7 классе с использованием игровых технологий обучения....

Проверочная работа по теме "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся".

Дидактический материал по биологии для 7 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». Представлен карточками в 2 вариантах. Разработан к учебнику для об...

Презентация "Пресмыкающиеся. Кроссворд"

Презентация "Пресмыкающиеся. Кроссворд"...

Проверочная работа по теме "Класс пресмыкающиеся"

Раболта предназначена для проверки знаний по теме "Класс Пресмыкающиеся" в 7 классе...

"Класс Пресмыкающиеся. Внешнее строение и особенности скелета пресмыкающихся"

Данный урок разработан на основе системно - деятельностного подхода....

К уроку Класс Пресмыкающиеся Презентация Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf

Презентация   Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf...