Планирование уроков биологии в 8 классе (рабочая программа)
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

программа состоит из пояснительной записки, где определены цели и задачи курса, требования к основным знаниям и умениям учащихся, дан перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии в 8 классе.

                                                 МБОУ «Спеховская СОШ».  Составитель  Терентьева Р.П

                                          Пояснительная записка

          Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой  организацией организма человека, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части, рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности т.д. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

     Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений  в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс биологии 8 класса

Учащиеся должны знать:

- систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммунитете,  терморегуляции, обмене веществ;

- особенности индивидуального развития организма;

- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- этические нормы межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник : А. Г. Драгомилов,  Р. Д. Маш. Биология. Человек. М., Вентана-Граф, 2007.

Сухова Т.С.  Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы, методическое пособие, М., Дрофа, 1996.3

Сухова Т. С. Тесты. Биология 6-11 классы, учебно-методическое пособие , М.,1998.

Календарно – тематическое планирование по биологии 8 класс

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Лабор. работы

Контр. работы

Практ. р. Тренировочные.

1

Введение. Организм человека. Общий обзор.

6

2

1

2

Опорно-двигательная система

9

2

1

2

3

Кровь. Кровообращение

8

1

1

2

4

Дыхательная система

6

2

1

2

5

Пищеварительная система

7

2

1

1

6

Обмен веществ и энергии

3

1

7

Мочевыделительная система

2

8

Кожа

3

9

Эндокринная система

3

10

Нервная система

5

1

3

11

Органы чувств и анализаторы

5

1

1

12

Поведение и психика

6

1

13

Индивидуальное развитие организма

5

Всего

68

9

7

13

№ п/п

Тема урока

дата

Деятельность

уч-ся

Контроль

знаний

Дом. Зад.

Введение. Организм человека. Общий обзор. 6ч.

1/1

Введение. Биологическая и социальная природа человека.

рассказ

Стр. 3-5

2/2

Науки об организме человека

План

Знание определений

П. 1

3/3

Структура тела. Место человека в живой природе.

Анализ таблицы

П. 2, табл.

4/4

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Лабор. работа 1

Действие фермента каталазы на пероксид водорода

П. 3, рис.6

5/5

Ткани

Лабор. Работа  2

Просмотр под микроскопом тканей

П. 4, рисунки в тетр.

6/6

Системы органов в организме. Нервная и гуморальная регуляции.

Практ. работа

Получение мигательного рефлекса и его торможение

Стр.32-33, тест. вопр.

Опорно-двигательная система. 9ч.

7/1

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Лабораторная работа 3, 4.

Строение костной ткани, состав костей.

П. 6, назв. Костей

8/2

Скелет головы и туловища.

Работа с муляжом

Показ с объяснением

П.7, рис21

9/3

Скелет конечностей.

Практ.р. стр.46

Показ с объяснением

П.8. сообщен.

10/4

Первая помощь при травмах.

демонстрация

Практическое занятие

П. 9, понятия

11/5

Мышцы.

Объяснение по таблице

П. 10

12/6

Работа мышц.

Опыт

П.11, опыт

13/7

Нарушение осанки и плоскостопие.

Практ. работа

Проверяем правильность осанки

П.12, стр.61

14/8

Развитие опорно-двигательной системы.

Анализ текста учебника

П.13

15/9

Урок обобщения и контроля знаний.

Тест 1.

Стр.66

Кровь. Кровообращение. 8ч.

16/1

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

Лабор. работа 5.

Сравнение крови человека с кровью лягушки

П.14, рис37

17/2

Иммунитет.

сообщения

П.15, табл.

18/3

Тканевая совместимость и переливание крови

схема

П.16, схема

19/4

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Рассказ по таблице

П.17, термины

20/5

Движение лимфы.

Рассказ по схеме

П.18

21/6

Движение крови по сосудам

Пр. р.

Стр. 88-89

П.19

22/7

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Пр.опыт

Дома

П.20

23/8

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Тест 2. Стр.  99-100

П.21, пр.р.

Дыхательная система. 6ч.

24/1

Значение дыхания. Органы дыхания.

Рассказ по таблице

П.23

25/2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Лабор.р. 6

Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

26/3

Дыхательные движения.

Лабор.р. 7

Дыхательные движения

П.25, опыт

27/4

Регуляция дыхания

Пр.р.

Измерение обхвата грудной клетки

П.26, пр.р.

28/5

Болезни органов дыхания и их предупреждение

Пр.р.

Определение запыленности воздуха в классе

П.27

29/6

Первая помощь при поражении органов дыхания

Контрольная работа 3.

П.28

Пищеварительная система. 7ч.

30/1

Значение пищи и ее состав

сообщение

П.29. схема

31/2

Органы пищеварения

Пр.р.

Работа слюнных желез

П.30

32/3

Зубы

Лабор.р. 8

Действие ферментов слюны на крахмал

П.31, рис65

33/4

Пищеварение в ротовой полости и желудке

Лабор.р. 9

Действие ферментов желудочного сока на белки

П.32

34/5

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

П.33

35/6

Регуляция пищеварения. Обобщающее повторение.

Тест 4.

П.34

36/7

Заболевания органов пищеварения

сообщения

П.35

Обмен веществ и энергии. 3ч.

37/1

Обменные процессы в организме

Пр.р.

Стр. 145-146

П.36

38/2

Нормы питания

Таблица

П.37

39/3

Витамины

Таблица

П.38

Мочевыделительная система. 2ч.

40/1

Строение и функции почек

Рассказ по таблице

П.39, рис70

41/2

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

Сообщения

П.40

Кожа. 3ч.

42/1

Значение кожи и ее строение

Рисунок в тетради

П.41

43/2

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи

Сообщения, рефераты

П.42

44/3

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Сообщения, рефераты

П. 43

Эндокринная система. 2ч.

45/1

Железы внешней , внутренней и смешанной секреции

Составление таблицы

П.44

46/2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Анализ рисунков

П.45

Нервная система. 5ч.

47/1

Значение, строение и функционирование нервной системы

Пр.р.

Действие прямых и обратных связей

П.46

48/2

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы

Пр.р.

Штриховое раздражение кожи

П.47

49/3

Нейрогормональная регуляция

П.48

50/4

Спинной и головной мозг: строение и функции

Пр.р.

Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка

П.49, рис79

51/5

 Проверочная работа.

Тест 5.

Органы чувств. Анализаторы. 5ч.

52/1

Как действуют органы чувств и анализаторы

П.51

53/2

Орган зрения и зрительный анализатор

П.52

54\3

Заболевания и повреждения глаз

П.53, рис80

55/4

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Пр. р.

Выполняется дома.

П.54

56/5

Органы осязания, обоняния и вкуса.

Тест 6.

П.55

Поведение и психика. 6ч.

57/1

Врожденные формы поведения

П.56

58/2

Приобретенные формы поведения

Пр. р.

Перестройка динамического стереотипа

П.57

59/3

Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.

П.58, 59

60/4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

П.60

61/5

Воля и эмоции. Внимание.

П.61

62/6

Работоспособность. Режим дня.

Тест 7.

П.62

Индивидуальное развитие организма. 5ч.

63/1

Половая система человека.

План-конспект

П.63

64/2

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

сообщения

П.64

65/3

Внутриутробное развитие организма и развитие после рождения.

Анализ текста и рисунков

П.65

66/4

О вреде наркогенных веществ.

Сообщения

П.66

67/5

Психологические особенности личности.

П.67

68/6

Итоговый урок по курсу.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника

Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...

Тематическое планирование уроков биологии 8 класс.

Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программой основного общего образования по биологии. Планирование соответствует цели и задачам изучения биологии на...

Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.

Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и предназначена для 8 классов....

Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 7 класс. ФГОС.

Календарно-тематическое планироваие уроков биологии в 7 классе составлено ФГОС второго поколения, Примерной программы основного общего образования, Программы основного общего образования 5-9 классов а...