Авторская рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Ткаченко Светлана Геннадьевна

Данная рабочая программа составлена на основании:

Стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень) 2004 года

Программы общеобразовательных учреждений по биологии ( авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Министерства образования РФ (2008)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon b_8_moya.zip63.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа п. Нива          Питерского района Саратовской области»

«Принято»

Руководитель МО

                  / Ткаченко С.Г.

Протокол №         от  

«      »                          200    г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ  п Нива»

                             / Иванова С.Н. /

 «      »                          200    г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ п.Нива»

                        / Землянова Л.И../

Приказ №          от  

«      »                              200    г.

Авторская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ткаченко Светланы Геннадьевны  высшая квал. категория

Ф.И.О., категория

по биологии 8  класс

Предмет, класс и т.п.

2012 – 2013 учебный год

Календарно-тематическое планирование уроков биологии

  1. Класс 8
  2. Количество часов :  Всего  70 часов    в неделю  2 часа
  3. Лабораторных работ  13

 Планирование составлено на основе:

Данная рабочая программа составлена на основании:                                                        

  1. Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  2. Программы общеобразовательных учреждений по биологии   (авторы  Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2008г.)

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс»  М.: Дрофа, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина. В.М.Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009./1, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

В соответствии со cтандартом  образования   учащиеся должны знать

  1.  основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
  2.  особенности строения и жизнедеятельности клетки;
  3. особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
  4.  биологический смысл разделения функций и органов;
  5.  как обеспечивается целостность организма;
  6. интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
  7. о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
  8. о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
  9. о строении и функциях органов размножения;
  10. элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
  11. элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
  12. основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  13. приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
  2.  соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
  3.  оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
  4.  пользоваться медицинским термометром;
  5.  объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1.Происхождение человека(3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2.Строение и функции организма(63 часов)

Тема 2.1.Общий обзор организма(1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани(3 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа : Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма(1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4.Опорно-двигательная система(9 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Тема 2.5.Внутренняя среда организма(4 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы(тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма(7 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторная работа «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».

Тема 2.7.Дыхательная система(4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.Пищеварительная система(6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.Обмен веществ и энергии(3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторная работа: Составление пищевых рационов в зависимости от  энергозатрат.

Тема 2.10.Покровные органы. ТеплорегуляцияТема2.11.Выделительная система(4часов)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.Нервная система человека(5 часа)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка

Тема 2.13.Анализаторы(5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа:. «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов»,     «Изменение величины зрачков при разном освещении».

Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика(5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого под крепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Тема 2.15.Железы внутренней секреции(эндокринная система)(2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Тема 2.16..Индивидуальное развитие организм(4 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути

Работа с  тестами, определяющих типы темпераментов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Биология 8 класс.

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.  «Биология: человек"

(М., изд.   Дрофа 2011 год)

№ п/п

Тема урока

Из них

Всего (часов)

Лабораторных  опытов

Практических работ

Контрольных работ

1

Введение

2

2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

3

3

Строение организма

5

2

4

Опорно-двигательная система

9

3

1

1

5

Внутренняя среда организма

4

6

Кровь и лимфотическая система организма

7

1

7

Дыхание

4

2

1

8

Пищеварение

6

1

9

Обмен веществ и энергии.

3

1

10

Покровные органы. Теплорегуляция Выделительная система

4

1

11

Нервная система

5

1

12

Органы чувств. Анализаторы.

5

2

13

Высшая нервная деятельность

5

14

Эндокринная система.

2

1

15

Индивидуальное развитие организма.

4

2

16

Контрольный урок   по курсу

1

17

Обобщающий урок

1

                                                                                    Всего

70

13

1

6

Календарно – тематическое планирование

№ Урока

Название темы, урока

Оборудование

 Материал учебника

Срок проведения

календ.

фактич.

1. Введение.(2ч.)

1

Введение. Анатомия, физиология, психология, гигиена человека.

Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных.

§ 1.

2

Становление наук о человеке.

Портреты учёных; пособия предшествующего урока для повторения изученного.

§ 2

2. Происхождение человека. (3 ч.)

3

Систематическое положение человека.

§ 3.

4

Историческое прошлое людей.

Черепа древних людей

§ 4..

5

Расы человека.

Рисунки людей европеоидной, монголоидной и негроидной рас.

§ 5

3. Строение организма. (4 ч. )

6

Общий обзор организма человека.

Торс человека, таблица с изображением внутренних органов человека

§ 6

7

Клеточное  строение организма.

Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки.

§ 7

8

Ткани.

 

Таблица « Ткани»,  Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

§ 8

9

Рефлекторная регуляция.

Таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга».

Лабораторные работы: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

 § 9  

4. Опорно-двигательная система. (9 ч.)

10

Значение опорно-двигательной системы ее состав.

Модели скелета, черепа,

§ 10 (46-47 стр.)

11

Строение костей.  Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

Распилы трубчатых, губчатых и плоских костей

§ 10 (47-48 стр.)

12

Скелет человека. Осевой скелет.

Модели скелета человека

§ 11

13

Скелет конечностей. Соединение костей

Модели скелета человека, черепа человека, костей, черепа обезьяны и черепов древних людей; таблица «Соединение костей».

§ 12.

14

Строение мышц.

Таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей.

§ 13.

15

Практическая работа “Обзор мышц человека”.

Таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей.

§ 13 (повторить)

16

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа  «Утомление статической работой.»

Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»;

§ 14 .

17

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа «Осанка и плоскостопие».

Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.

§ 15.

18

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

§ 16.

5.Внутренняя среда организма (4 ч.)

19

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

 Таблицы «Схема  кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система»,

§ 17. (82-84 стр)

20

Состав крови. Лабораторная работа «Кровь человека и лягушки».

Лабораторное (демонстра-ционное) оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки

§ 17. (84-88 стр)

21

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

.

§ 18.

22

 Иммунология на службе здоровья.

§ 19.

6. Кровеносная и лимфатическая системы. (7 ч.)

23

Транспортные системы организма.

§ 20.

24

Круги кровообращения.

Схемы кровообращения.

§ 21

25

Строение и работа сердца.

Разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности.

§ 22

26

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности.

§ 23

27

Лабораторная работа «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».

Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности..

§ 23(повторить)

28

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой.

§24.

29

Первая помощь при кровотечениях.

Таблицы изображающие приёмы первой помощи при  кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы.

§ 25

7.Дыхание.(4 ч.)

30

Значение дыхания.

Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения.

§ 26

31

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.  

Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения.

§ 27

32

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.  Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

§ 28

33

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их  профилактика и приёмы реанимации.

Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы.

§ 29

8. Пищеварение.(6 ч.)

34

Питание и пищеварение.

Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем.

§ 30

3

Пищеварение в ротовой полости.

Таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов.

§ 31

36

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».

Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов

§ 32

37

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени.

§ 33.

38

Регуляция пищеварения.

Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление.

§ 34

39

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии.

§ 35

9. Обмен веществ и энергии. (3 ч.)

40

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

§ 36

        

41

Витамины.

Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах».

§ 37

42

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа «Составление пищевых рационов в зависимости от  энергозатрат».

Таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах.

Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой).

§ 38

10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4 ч.)

443

Кожа – наружный покровный орган.

Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол.

§ 39

44

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки».

Таблицы, изображающие строение кожи

§ 40

45

Терморегуляция организма. Закаливание.

Таблицы, показывающие строение кожи.

§ 41

46

Выделение.

Таблицы «Кожа», «Органы выделения».

§ 42

11. Нервная система. (5 ч).

47

Значение нервной системы.

Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном.

§ 43.

48

Строение нервной системы. Спинной мозг.

Модель скелета человека, таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс».

§ 44

49

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

§ 45

50

Функции переднего мозга.

Разборная модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга.

§ 46

51

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга.

§ 47,

12. Анализаторы. Органы чувств. (5 ч).

52

Анализаторы.

Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий.

§ 48

53

Зрительный анализатор. Лабораторная работа  «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов»,     «Изменение величины зрачков при разном освещении».

Модель черепа, модель глаза, таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор»,

§ 49

54

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга.

§ 50

55

Слуховой анализатор.

Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы

§ 51

56

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса»

§ 52,

13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.(5 ч)

57

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса.

§ 53,

58

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов.

§ 54,

59

Сон и сновидения.

Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов,

§ 55

60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Модели черепов современного человека и питекантропа; таблицы с изображениями головного мозга,

§ 56

61

Воля, эмоции, внимание.

Таблицы с изображением головного мозга

§ 57

14. Эндокринная система. (2 ч.)

62

Роль эндокринной регуляции.

Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека.

§ 58

63

Функция желёз внутренней секреции.

Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции

§ 59

15. Индивидуальное развитие организма. (4 ч.)

64

Жизненные циклы. Размножение.

Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша.

§ 60

65

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Таблицы, изображающие мужскую и женскую половые системы

§ 61

66

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

.

§ 62

67

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

§ 63  

68

  Интересы, склонности, способности

§ 64

69

Контрольный урок   по курсу

70

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....