Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика и учителя при реализации требований ГОС и ФГОС.
методическая разработка по биологии по теме

Титова Нина Сергеевна

В 2015 г. учебном году средняя школа переходит на ФГОС. Как изменится деятельность учителя и ученика? Один из вариантов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка Титовой Н. С., учителя биологии

Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика и учителя при реализации требований ГОС и ФГОС.

Пояснительная записка.

Постоянно растущий поток информации, часто изменяющиеся условия жизни нашего общества, приводят к возникновению новых требований к человеку. Сегодня труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию.

Но отличительной чертой современного мира являются также высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому школе необходимо «лепить» личность, которая самостоятельно может обновлять знания и вырабатывать навыки, необходимые для успешной учебной и внеучебной деятельности и для обоснованного выбора своего жизненного пути, соответствующего способностям, общественным потребностям профессии. Современная школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания - это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить ребенка учиться!

С введением ФГОС изменяется содержание образования - даются базовые фундаментальные знания и форма подачи этих знаний, а значит должны измениться и формы уроков (по моему мнению – это различные экскурсии, чаще виртуальные, проекты, лабораторные исследования, уроки в музеях и т.д.). С изменением формы уроков должны измениться и условия, в которых должны учиться дети. Важной станет внеурочная деятельность.

По моему мнению, введение ФГОС нужно начинать именно с последнего указанного мною пункта, с изменения условий, в которых должны учиться дети, так как на данный момент не в каждом классе даже у учителя есть компьютер, как тогда возможно проведение, например, виртуальных экскурсий, или выполнение детьми интерактивных заданий. Дети не могут овладеть системой учебных действий, не имея технической базы.

Прочитав стандарты второго поколения, я, молодой учитель, поняла, что это необходимо для современных детей, очень бы хотелось, чтоб и родители стали участниками организации образовательного процесса. Проводя уроки, с прямым выходом в интернет, понимаешь, что даже самые невнимательные ученики, заинтересовываются и начинают работать на уроке, ищут дополнительную информацию и с удовольствием ее доносят учащимся класса, но повторюсь, для этого нужны условия, которых в данный момент, к сожалению, нет, не получилось бы как с физической культурой! (Ввели по три урока физической культуры в неделю, а новые спортзалы не построили! Детям заниматься негде! Занимается по три, четыре класса в одном спортивном зале, о каком здоровье здесь может идти речь, наоборот дети стали чаще болеть и прогуливать уроки физической культуры, а родители их в этом поддерживают).

Каким же должен стать по новым требованиям наш ребенок? Главное – позитивно настроенным: на получение знаний, и на общение с другими, имеющим ценности и желающим быть активным и способным реализовывать свою индивидуальность. Важно чтобы в школе подчеркивалась не только активность ребенка в усвоении знаний, но и его активная социальная позиция – участие в общественной жизни школы и города.

Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что школа – это не только уроки. Ребенка важно научить радоваться жизни, чувствовать себя в ней уверенно. Поэтому воспитательная работы школы, семьи, психологической службы – это важный и интересный процесс.

Сравнительная характеристика основных видов деятельности ученика и учителя при реализации требований ГОС и ФГОС.

Тема урока

Основное содержание

Деятельность учителя

Характеристика основных видов деятельности ученика

ГОС

ФГОС

ГОС

ФГОС

Ткани и органы

Проверка знаний о клеточном строении организма

Проверить присутствующих и готовность к занятию.

Проверка д/з: опрос учащихся, работа с дидактическими карточками.

Проверить присутствующих и готовность к занятию. Проверка заданий и отбор удачных заданий, которые подготовили дома ученики. Проверка д/з: организует взаимоопрос по заранее подготовленным детьми тестовым заданиям; выявляет у учащихся знания и умения.

Проверка д/з: ученик отвечает на вопросы учителя.

Дежурный ученик подает данные о присутствующих на уроке. Готовность к занятию, быстрое включение в деловой ритм.

Проверка д/з: ученик самостоятельно готовит задания к уроку для других учащихся класса. Работа в группах по решению подготовленных учащимися заданий. Защита презентаций подготовленных к уроку.

Ткань, орган. Строение, типы и виды тканей человека их локализация и функции

Изучение нового материала: объяснение учителем нового материала, организация и проведение лабораторной работы.

Изучение нового материала: беседа с учащимися по вопросам с демонстрацией наглядных пособий;

Осуществление контроля над работой учащихся;

Демонстрация учебного фильма;

Организуется просмотр учащимися микропрепаратов.

Изучение нового материала:

Беседа; Самостоятельная работа с учебником; Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке учителя.

Изучение нового материала:

Ответы на вопросы с использованием таблиц;

Выполнение тестирования (биологическая пятиминутка);

В ходе беседы обучающиеся подводятся к выводам (поиск необходимой информации).

Самостоятельная работа учащихся с учебником, рисунками, микроскопом и микропрепаратами тканей, по инструктивным карточкам. (Синтез целого из частей, анализ, самоанализ, алгоритм действия).

Закрепление знаний: Учитель дает самостоятельную работу учащимся на определение тканей.

Закрепление знаний:

Обобщающая беседа;

Демонстрация фильма и постановка вопросов к нему.

Закрепление знаний:

Отвечают на вопросы учителя.

Закрепление знаний:

Просмотр фильма, с поиском ответов на поставленные вопросы. Затем беседа по этим вопросам. (Мини проектная деятельность).

Итог урока:

Выставление аргументированных оценок.

Итог урока:

Выставление аргументированных оценок. Разработка схемы-рекомендации по оценке устных ответов учащихся при взаимооценке.

Итог урока:

Обобщение и выводы.

Итог урока:

Взаимооценка ответов с использованием схемы – рекомендации подготовленной учителем. (Самоконтроль, адекватность восприятия оценки учителя, обучающихся).

Заполняют журнал «Мои достижения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС

Характеристика основных видов деятельности ученика при реализации требований ГОС и ФГОС...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Сравнительная характеристика учебных пособий и контрольно-измерительных материалов при реализации требований ГОС и ФГОС.

В старье рассматриваются типы учебных пособий, которыми учитель может пользоваться в соответствии с ФГОС, проводится сравнительная характеристика заданий в учебниках по ФГОС и ГОС, приводится описание...

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС

Цели, задачи, принципы, виды здоровьесберегающих технологий...

Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС.

Использование здоровьке-сберегающих технологий на уроках английского языка. От теории к практике....