Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)
статья по биологии на тему

Семенихина Наталья Николаевна

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)».  

Семенихина Наталья Николаевна

учитель биолог высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 4 с.Московского


Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Модель внеурочной деятельности учащихся по биологии.
  2.  Направления, формы и способы реализации внеурочной деятельности по биологии.
  1. . Выводы
  2. . Литература
  3. . Приложение

Введение

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Актуальность: Происходящие изменения в современном обществе требуют такой модели внеурочной деятельности, которая ориентирована на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

Цель: развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями по биологии.

Задачи:

  1. Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения приемов личностно-ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения во внеурочной деятельности по биологии.
  2. Обучение  детей получению  знаний с опорой на свои индивидуальные особенности и возможности. Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результатов.
  5. Углубление содержания, форм и методов в работе школьного лесничества «Юный лесовод».

Новизна модели внеурочной деятельности по биологии:

заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики внеурочной деятельности на личность ученика.

Практическая значимость данной модели: развитие творческих способностей учащихся; формирование более прочных и глубоких знаний; развитие познавательного интереса; возрастание мотивации и результативности учебного процесса; повышение интереса к биологии.

Планируемые результаты модели внеурочной деятельности по биологии:

  1. Развитие творческих способностей учащихся.
  2. Формирование более прочных и глубоких знаний.
  3. Развитие познавательного интереса.
  4. Возрастание мотивации и результативности учебного процесса.
  5. Повышение интереса к биологии.

Основная часть

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Стандарты второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами. Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированностьоснов гражданской идентичности.

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. 1Модель внеурочной деятельности учащихся по биологии.

Данная модель внеурочной деятельности по биологии предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении выбора для ребенка деятельности по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка.

 

Модель внеурочной деятельности учащихся МКОУ

«СОШ №4»с. Московского по биологии

Модель внеурочной деятельности по биологии  ориентирована на детей в возрасте 11–17 лет. В это время у детей ярко выражена потребность в общении на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

2.2Направления, формы и способы реализации внеурочной деятельности по биологии

Программа организации внеурочной деятельности по биологии реализуются по следующим  направлениям:

·        Спортивно-оздоровительное;

·        Духовно-нравственное;

·        Общеинтеллектуальное;

·        Общекультурное;

·        Социальное.

Способы реализации модели внеурочной деятельности учащихся по биологии

Направление

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Объем времени

Спортивно-оздоровительное

Школа

Вторая половина учебного дня

1.Беседы по охране здоровья и ЗОЖ;

2.Игровые моменты и физминутки во внеурочной деятельности;

3. День здоровья

4.Заседание совета школьного лесничества «Юный лесовод»

Один раз в неделю по 10-15мин.

Один раз в неделю

Один раз в четверть

Один раз в месяц

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

1.Прогулки совместно с родителями;

2.Самостоятельная двигательная активность;

3.Походы в лес и на гору;

4.Экскурсии в урочища леса окрестностей с.Московского.

Один раз в четверть

Духовно-нравственное

Школа

Вторая половина учебного дня

1.Внутришкольные и муниципальные мероприятия: «Посади дерево»;

2. Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.

3.Работа над исследовательскими проектами;

4. Заседание совета школьного лесничества «Юный лесовод»;

5.Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

Март

Долговре-менный

Долговре-менный

Один раз в месяц

Долговре-менный

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

1.Посещение краеведческого музея;

2.Поход в кинотеатр.

1-3 часа

Общеинтел-лектуальное

Школа

Вторая половина учебного дня

1.Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

2.Тематические мероприятия.

3.Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района, края.

4.Разработка исследовательских проектов.

Долговре-менный

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

1.Участие в дистанционных олимпиадах;

2.Семейный досуг.

30-40 мин.

Социальное

Школа

Вторая половина учебного дня

1.Проведение субботников.

2.Работа на пришкольном участке.

3.Разведение комнатных растений.

4.Акция «Защити дерево».

5.Акция «Тёплый дом».

6.Операция «Живи родник».

7.Акции: «Сохраним первоцветы», «Покорми птиц»

Долговре-менный

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

1.Волонтерская и трудовая деятельность.

2.Целевые прогулки.

Долговре-менный

Общекуль-турное

Школа

Вторая половина учебного дня

1.Беседы по экологическому воспитанию.

2.Участие в экологических акциях.

Долговре-менный

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Подготовка и участие в школьных мероприятиях: «День Земли», «День урожая».

Долговре-менный

формы

Выводы:

  1. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-

воспитательного процесса и одной из форм организации свободного

времени учащихся.

  1. Все содержание деятельности по психолого-педагогическому

сопровождению образовательного процесса во внеурочное время

связано с разработкой и внедрением социальных технологий..

  1. Для успешной реализации внеурочной деятельности необходимо

выполнение ряда условий:

 - конкретное планирование деятельности,

- методическое обеспечение программы,

 -материально-техническое обеспечение.

Литература

1. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.        

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

3. Данилов-Данильян, В. И. Переход к устойчивому развитию как научная проблема // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М.: МГАДА, 2006. – С. 20-24.

4.Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. − № 2. – С. 4–15.

5. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.        

6. Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.

7. Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов и др.; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

8.Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Федоров», 2010.

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Начальник  ГКУ                                                                                   Директор МКОУ  «СОШ №4»

«Изобильненское лесничество»                                                               ИМРСК                                

_____________ Логачев О.А.                                                               ______________  Лосенкова Л.А.  

« 23»  октября2014 г.                                                                   « 23»октября_2014  г.

          ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ

             школьного лесничества

«Юный лесовод»

                     на 2014-2016 г.г.

с. Московское

Содержание

  1. Паспорт программы……………………………………………..
  2. Информационная справка……………………………………….
  3. Актуальность программы………………………………………..
  4. Концепция программы…………………………………………...
  5. Содержание деятельности школьного лесничества…………..
  6. План перспективного развития школьного лесничества…….
  7. Эффективность реализации программы………………………
  8. Ожидаемые результаты…………………………………………

Паспорт программы  развития школьного лесничества «Юный лесовод»

Наименование программы

Программа развития  школьного лесничества «Юный лесовод»

Разработчики программы

Администрация МКОУ «СОШ №4», Совет школьного лесничества, ГКУ «Изобильненское лесничество»

Руководители разработки – учитель биологии Семенихина Н.Н., заместитель начальника ГКУ «Изобильненское лесничество»  Чугайнова Е.И.

Исполнители программы

Администрация МКОУ «СОШ №4», Совет  школьного лесничества, ученический коллектив,  специалист лесничества, социальные партнёры школы

Нормативно – правовая база для разработки программы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
  2. Федеральный закон от 10 июля 1992 года

№ 3266-1«Об образовании»;

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 19 мая 1995 года  № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  3. Концептуальная модель обеспечения  учебно – воспитательного процесса в школьном лесничестве;
  4. Положение о Школьном лесничестве;
  5. Устав школы;
  6. Устав школьного лесничества

Цель программы

 воспитание у учащихся экологически грамотного, социально-активного отношения к природе

Основные задачи программы

-обеспечение условий для развития и  функционирования школьного лесничества;

-развитие форм и методов работы школьного лесничества, качественное преобразование их деятельности;

-формирование творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию;

-совершенствование воспитательной системы школьного лесничества: развитие творческой, созидательной деятельности;

-пропаганда школьного лесничества как формы экологического воспитания подрастающего поколения, как средства ранней профессиональной ориентации школьников.

Приоритетные направления программы

- учебная деятельность;

- лесохозяйственная деятельность;

- опытно-исследовательская деятельность;

- природоохранная деятельность;

- эколого - просветительская деятельность.

Сроки реализации  

2014-2016 г.г.

Этапы реализации программы

1 этап – ориентировочный

(октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.).

 Выявление перспективных направлений деятельности лесничества и разработка программы развития детской общественной организации

2 этап – основной (апрель 2015 г. – август 2016 г.).

 Реализация программы

3 этап – обобщающий

(сентябрь 2016 г. – декабрь  2016 г.).

 Анализ  и обобщение достигнутых результатов

Структура программы

- Паспорт программы

– Информационная справка

- Актуальность программы

- Концепция программы

- Содержание деятельности школьного лесничества

- План перспективного развития школьного лесничества

Ресурсное обеспечение реализации программы

Кадровые ресурсы: руководители-педагоги в составе Совета школьного лесничества, лесничий школьного лесничества, помощник лесничего, специалист лесного хозяйства.

Материально-техническая база: учебный кабинет биологии, материально-техническое обеспечение кабинета, закреплённый участок леса и школьная территория, сельскохозяйственный  инвентарь,  учебная экологическая тропа

Источники финансиро-вания

Источники:  внебюджетные средства

Информационная справка

    Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014 по 2016 год. Программа предназначена для руководства работой школьного лесничества в режиме развития. В программе отражены тенденции развития лесничества, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы учителей, специалистов ГКУ «Изобильненское лесничество», ученического коллектива, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школьного лесничества в период перехода на новые ФГОСТ предлагает поиск системы методов и форм функционирования школьного лесничества «Юный лесовод»,  создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах деятельности и выборе профессии. Программа призвана координировать и направлять развитие природоохранной, лесохозяйственной и научно – исследовательской работы в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Актуальность программы

        Необходимость разработки данной программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов. Ставропольский край является  малолесным – его лесистость 1,7%. В Ставропольском крае принят:

 Краевая целевая программа "Воспроизводство лесов в Ставропольском крае"   на 2002 - 2005 годы,  

   Краевая целевая программа "Охрана объектов животного мира, отнесенных к

   объектам охоты, и улучшение среды их обитания в Ставропольском крае на

   2003 - 2005 годы». В связи с этим складываются объективные условия  

   вовлечения подростков в природоохранную  деятельность путем    

   дальнейшего развития движения школьного лесничества.  На сегодняшний           день существенно изменились требования к уровню экологического образования молодого поколения.   Практика показывает, что большое  значение в развитии творческого потенциала и экологического  мышления, развитии исследовательских способностей, умении видеть и решать задачи перспективного развития отраслей производства имеет работа школьников в рамках деятельности школьного  лесничества. Школьное лесничество создает условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями; является базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду.

Концепция программы

   Концепция как общий образ ученического  объединения «Школьное лесничество» возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

        1. Сложившиеся традиции в экологическом обучении и воспитании учащихся через   деятельность школьного лесничества;

       2. Опыт работы Совета школьного лесничества;

       3.  Хороший кадровый потенциал педагогов, обладающий необходимым уровнем знаний и способный к творческой поисковой работе;

       4. Определенный контингент учащихся.

       5. Сотрудничество со специалистами ГКУ «Изобильненское лесничество».

      Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для совершенствования и развития школьного лесничества «Юный лесовод».

Цель: воспитание у учащихся экологически грамотного, социально-активного отношения к природе.

Задачи:

- обеспечение условий для развития и  функционирования школьного лесничества;

- развитие форм и методов работы школьного лесничества, качественное преобразование их деятельности;

- формирование творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию;

-совершенствование воспитательной системы школьного лесничества: развитие творческой, созидательной деятельности;

- пропаганда школьного лесничества как формы экологического воспитания подрастающего поколения, как средства ранней профессиональной ориентации школьников.

Нормативно – правовые документы

Деятельность школьного лесничества осуществляется на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в РФ»;
  2. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013- 2020 годы;
  3. Концептуальная модель обеспечения  учебно – воспитательного процесса в школьном лесничестве.
  4. Положение о Школьном лесничестве;
  5. Устав школы.
  6. Устав школьного лесничества.

 Структура школьного лесничества

    Руководящим органом в школьном лесничестве является Совет школьного лесничества во главе с лесничим и его помощником. Для руководства школьным лесничеством в его состав включены педагог и специалист ГКУ «Изобильненское лесничество».

Школьное лесничество поддерживает тесную связь с администрацией Московского сельского поселения. Педагоги дополнительного образования ГБОУ ДОД  оказывают помощь в проведении исследовательских работ.

Тесное взаимодействие педагогов, детей, работников лесничества, родителей по реализации задач школьного лесничества способствует установлению социально – партнерских  отношений, которые позволяют объединить усилия всех в вопросах формирования и воспитания у учащихся ценностного отношения к жизни, бережного отношения к окружающей природе.

Модель социального партнерства школьного лесничества

        

Данную модель социального партнерства необходимо развивать  дальше: наладить взаимосвязь  с преподавателями СКФУ для оказания консультативной помощи в проведении и оформлении  исследовательских работ по лесу.

Содержание деятельности школьного лесничества

Деятельность школьного лесничества выстраивается по направлениям:

- учебная деятельность;

- лесохозяйственная  деятельность;

- опытно-исследовательская деятельность;

- природоохранная деятельность;

- эколого – просветительская  деятельность.

Данные направления деятельности характеризуются особенностями форм, масштабностью, системностью.

Специфика основных направлений деятельности школьного лесничества определяет их  формы проведения: мастер – классы, экскурсии в лес, лекции в лесу, экологические акции, экологические праздники, интеллектуальные марафоны, фотовыставки, защита социально – ориентированных  проектов

Формы занятий: групповые, индивидуальные, коллективные.

Занятия, проводимые в таких формах, несут в себе огромный творческий потенциал, способствуют формированию ценностного отношения к природе.

Учебная деятельность

Разработать и утвердить программу школьного лесничества.

Учеба в ГБОУ ДОД г. Ставрополь

Лесохозяйственная  деятельность

Изготовление искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники)

Оказание помощи ГКУ «Изобильненское лесничество» в посадке леса

Уход за лесными культурами

Озеленение территории школы

Выращивание посадочного материала в школьном питомнике

Обустройство  мест для отдыха

Подкормка птиц в зимний период

Природоохранная деятельность

Участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира:

- проведение операций «Муравей» (учет, охрана)

- проведение «Дня птиц»

Подкормка птиц в зимнее время

Развешивание гнездовий для птиц, проведение акции «Птичья столовая»

Очистка и благоустройство территории урочища «Богатое»,  участие в  акциях «Спаси лес», «Живи родник»

Пропаганда идей охраны природы, проведение смотров, конкурсов,  викторин

Изготовление аншлагов, листовок

Опытно-исследовательская деятельность

Проведение исследовательских работ и опытов под руководством преподавателей СКФУи педагогов дополнительного образования ГБОУ ДОД г. Ставрополь.

Проведение фенологических наблюдений  за цветением и плодоношением древесно-кустарниковых пород.

Активное участие в конкурсах исследовательского характера: «Подрост», «Экологические проблемы Ставрополья», «Юные исследователи окружающей среды»

Эколого - просветительская деятельность

Проведение экскурсий, походов по объектам природы

Проведение конкурса экологического плаката и рисунка

Сотрудничество с представителями СМИ

Проведение конкурса поделок из природного материала

Организация учебы по экологической тропе

Активное участие в экологических конкурсах

План перспективного развития школьного лесничества

   Исходя из анализа практической деятельности,  выделены следующие основные задачи в перспективном развитии школьного лесничества:

1.Определение условий оптимального развития лесоводческих бригад.

2.Совершенствование организации и содержания образовательной и природоохранной деятельности школьного лесничества.

3.Выявление и распространение положительного опыта эффективного использования возможностей функционирования и развития лесоводческих бригад в школе.

Мероприятие

Ответственные

Сроки

1

Построить «Зелёный класс» для проведения уроков, занятий и мероприятий на открытом воздухе

Учитель технологии

МКОУ «СОШ №4» Дешевых В.П.

Апрель 2015

2

Поставить аншлаг и скамейки на территории лесного участка школьного лесничества

Администрации школы и ГКУ «Изобильненское лесничество»

Май - июнь   2015

3

Увеличить количество зелёных патрулей и осуществить контроль за их деятельностью

Совет школьного лесничества

В течение 2014-2015 г.г.

4

Расширить виды лесохозяйственной деятельности

ГКУ «Изобильненское лесничество»

Совет школьного лесничества

В течение 2015-2016 г.г.

5

Увеличить количество опытно-исследовательских работ по лесу и внедрения их в лесохозяйственную деятельность

Совет школьного лесничества

ГКУ «Изобильненское лесничество»

В течение 2015-2016 г.г.

6

Усилить работу по эколого - просветительской деятельности среди населения

Совет школьного лесничества

ГКУ «Изобильненское лесничество»

В течение 2014-2016 г.г.

7

Принять участие во Всероссийской программе «Больше кислорода»,  ежегодной экологической акции "Сохраним природу Ставрополья"

Совет школьного лесничества

В течение 2014-2015 г.г.

8

Разработать и реализовать социальные природоохранные проекты по сохранению лесного богатства на территории урочища «Богатое»

Совет школьного лесничества

В течение 2015-2016 г.г.

Эффективность реализации  программы

Критерии эффективности реализации  программы:

Количественные:

-увеличение количественного состава школьного лесничества «Юный лесовод»  на 5 %;

-увеличение количества специалистов (педагогов, лесничих), работающих в  школьном лесничестве «Юные лесоводы» на 5 %;

Качественные:

-достижение планируемых результатов

-сформировать уровень экологической культуры у 80% школьников, занимающихся на базе школьного лесничества;

- повышение научно-методического уровня кадрового потенциала.

Направления мониторинга реализации программы:

  1. Оценка достижений школьников.
  2. Выявление факторов, характеризующих особенности выполнения Программы.
  3. Оценка социальных последствий реализации Программы для учащихся, учителей и школы.

Формы мониторинга реализации программы:

  1. Мониторинг успеваемости школьников
  2. Оценка количества и уровня творческих  и исследовательских работ, выполненных членами школьного лесничества
  3. Собеседования, круглые столы
  4. Анкетирование учащихся
  5. Мониторинг трудоустройства выпускников.

Для выявления динамики результатов реализации Программы необходимо проведение проверки качества экологического  обучения и воспитания школьников через деятельность школьного лесничества в конце каждого учебного года в течение всех лет действия Программы.

Ожидаемые результаты

   Мероприятия, предусмотренные Программой, должны способствовать развитию и расширению школьного лесничества «Юный лесовод», качественному преобразованию его деятельности, обеспечению начальной профессиональной ориентации и экологического воспитания членов школьного лесничества, выполнению научно – исследовательских и опытнических работ, развитию творческого процесса природоохранной и лесохозяйственной деятельности.

Результат

Проявление

Выполнение социального заказа государства, родителей, учащихся

Повышение конкурентоспособности  выпускников  школы на рынке труда

Модель  эффективного управления  школьного лесничества

Полнота нормативно-правовой базы

Систематизация и оперативность

документооборота

Высокий уровень самоорганизации

Эффективная система работы школьного лесничества

Положительная динамика показателей работы объединения

Повышение  результативности участия школьного лесничества,

 увеличение количества учащихся - участников и победителей  в конкурсах, слётах муниципального, областного  уровней

Эффективная система работы школы по профориентации учащихся

Положительная динамика показателей поступления выпускников школы в ВУЗы,  трудоустройство на селе

Сформированность ценностного отношения к труду

Положительная и возрастающая динамика показателей участия школьников в социально значимых проектах по благоустройству школы и  села, помощи ветеранам ВОВ и труда

Реально действующие механизмы социального партнерства

Договоры социального партнерства

Трудоустройство учащихся

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:

- приобретение учащимися знаний и навыков по сохранению, воспроизводству, использованию лесов

- оказание практической помощи ГКУ «Изобильненское лесничество»

- организация деятельности школьного лесничества на новом уровне в рамках непрерывного  образования, профессиональной ориентации школьников и приобретение ими профессий лесного и сельскохозяйственного профилей.

Приложение 2

План-конспект внеклассного мероприятия по биологии в 7  классе

Учитель: Семенихина Н.Н.

Датапроведения: апрель 2014 г.

Тема внеклассного мероприятия: «Подводное путешествие».

Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.

Тип урока: внеклассное мероприятие

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

Цель урока: углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,    

                       воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.

Задачи:

Обучающие -  закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных  на уроках  биологии;

                       -  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

                       -  развитие коммуникативных навыков;

                       - осуществление межпредметных связей.

Развивающие - развитие памяти, внимания;

                         - развитие образного мышления;

                         - развитие творческого воображения;

                         - развитие восприятия;

                               - повышение самооценки, снижение тревожности.

      Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

                                       - развитие творческих способностей учащихся;

                                       - самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной   и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: плакат с изображением кроссворда; удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках; карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №5; для конкурса №6 - кегли (5-6 штук), на которые прикреплены вырезанные из бумаги акульи пасти, мяч; экспертные (оценочные) листы для жюри.

ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.

Образовательные технологии: использование ИКТ.

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, исторический.

СТРУКТУРА И ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Этапы мероприятия

Ход мероприятия

I. Цель и задачи мероприятия

II. Орг.момент.

Вступительное слово учителя

Тема  мероприятия:«Подводное путешествие»

Цель мероприятия:  углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по    биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса, воспитание  любознательности, формирование  информационно-коммуникативных  умений.

Задачи:

Обучающие  -  закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных  на уроках  биологии;

- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

- развитие коммуникативных навыков;

 - осуществление межпредметных связей.

Развивающие  - развитие памяти, внимания;

- развитие образного мышления;

- развитие творческого воображения; - развитие восприятия;

- повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

- развитие творческих способностей учащихся;

- самореализация личности подростка  в коллективе через    внеклассную деятельность.

Учитель:   - «Добрый день! Давайте мы с вами сегодня тоже совершим путешествие, но путешествие необычное – «Подводное путешествие». Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира. В этом путешествии  участвуют учащиеся 7 класса и наше  жюри. Для того, чтобы начать игру, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри (представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. Итак, начнём!»  

III. Приветствие

Каждая из 2-х команд представляет себя: название команды и девиз. У каждого из участников команд заранее приготовлены эмблемы. На приветствие командам дано 4 минуты. Каждая команда демонстрирует свою презентацию.Данный конкурс жюри оценивает по пяти бальной системе и заносит в экспертный лист.  

IV.Конкурс

№1

Конкурс«Загадок»

Учитель: - «Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки». Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. В буйном море-океане
    Рыба страшная живёт.
    У неё большой живот,
    Пасть с ужасными зубами.  
    (Акула)
  2. С моряками был он дружен,
    Чем доныне знаменит.
    Из морских зверей кому же
    В мире памятник стоит?    
    (Дельфин)
  3. Через море-океан
    Плывёт чудо-великан.
    На спине его есть кран:
    Из него бежит фонтан.   
    (Кит)
  4. Ползет в море паук -
    Восемь ног, пара рук.
    В руках клешни,
    В глазах - испуг.   
    (Краб)                                                            
  5. Этот белый парашют
    Волны к берегу несут.   
      (Медуза)                                                  
  6. Этот зверь клыкастый,
    Вместо ног - ласты,
    Хвост по льду волочится,
    Мороза зверь не боится.  
      (Морж)                                                   
  7. Над морской звездой победу,
    Соревнуясь, одержал:
    За минуту я два метра
    На иголках пробежал.  
     (Морской еж)                                               
  8. Пять морских ежей схватила
    Я в подводной глубине
    И, спокойно проглотив их,
    Ярче вспыхнула на дне
    .   (Морская звезда)                                                 
  9. Жить люблю в седых морях я,
    В темных водах корм ищу.
    Хвост свой, как надежный якорь,
    Я бросаю, где хочу.
      (Морской конек)                                          
  10. Возле скал под ветром влажным,
    Кто, скажите, из зверей
    На своих песчаных пляжах
    Загорает у морей?  
    (Морской котик)    

11.      Рано-рано на рассвете
          И в вечерний тихий час  
          Не на удочку, не сетью,
           А кувшином ловят нас. 
(Осьминог)

12     На мели сидит, усами шевелит,
           А гулять пойдёт задом наперёд.  
(Рак)

14Рыба капля  -  это всего лишь одно из странных существ, которыми полны океанские глубины. Ни чешуи, ни выраженных плавников не видно. Только желеобразная поверхность, большие глаза, нос, похожий на человечий. И все-таки это рыба.  Рыба-капля живет так глубоко под водою, что просто не может позволить себе иметь мускулатуру – любые мышцы не смогут выдержать давление водяной толщи в 800 метров. И рыба-капля приспособилась к этой жизни вот как – завела себе тело, плотностью немногим меньше, чем плотность воды вокруг рыбы-капли. Вот и плавает она совсем недалеко от дна, расслабленная и апатичная рыба-капля. А пища почти сама идет к ней в рот – ведь это почти жидкое существо не смогло бы охотиться при всем желании. Поэтому и питается рыба-капля в основном планктоном, которого возле морского дна вполне хватает.  Может быть, из-за того, что эта рыба живет так глубоко, об ее повадках и образе жизни известно мало. Говорят, правда, что даже в условиях темного холодного глубоководья умудряется рыба-капля сохранять родительские чувства к своим скользким чадам. Рыбы-капли организуют целые «детские сады» для мальков, помогая им вырасти в безопасности и покое. Благо, естественных врагов у рыбы-капли не так уж много.  Жюри: оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.  

V. Конкурс    

         №2

Конкурс «Подводный кроссворд»

Учитель:  участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия рыб. Продолжительность конкурса – 3 минуты. Максимальное количество 5 баллов.

Учитель:(информирует учащихся о интересных фактах):

    В Калининградской области в Мамоново в день города 19 июля 2008 года торжественно открыли памятник балтийским шпротам. Двухметровая скульптура представляет собой большой мраморный стол с водруженной на нём банкой с двенадцатью кильками. Одна из рыбок увенчана золотой короной. Бронзовую консервную банку со шпротами изваял известный в регионе скульптор Федор Мороз. Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот. Стоимость памятника составила около 500 тысяч рублей.

Жюри:оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

VI. Конкурс    

         № 3

Конкурс «Рыболов»

Учитель:  Участникам дается удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках. В какой команде улов окажется больше? За каждую пойманную  большую рыбку команда получает 2 балла, а за каждую среднюю – 1 балл, а за маленькую – 0,5 балла.

Жюри:  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

VII. Конкурс    

         № 4

Конкурс  «Внешнее строение рыб»

Учитель:  Командам раздаются карточки – задания. На изображении показать части тела рыб (I - III) и дать название плавников (1 – 5). На обдумывание дается 2 минуты. Затем приглашаются от каждой команды по одному участнику к мультимедийному экрану. Максимальное количество 5 баллов.

I – голова

II – туловище

III – хвост        

1 – грудные плавники

2 – брюшные плавники                

Описание: класс рыб3 – анальный плавник

4 – хвостовой плавник

5 – спинной плавник

Жюри:оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные  итоги.

VIII. Конкурс    

            № 5

Конкурс «Золотая рыбка»

Учитель:Есть много рыб. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту  команда получает 5 баллов.

Жюри:оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят итоги.

IХ. Конкурс    

          № 6

Конкурс  «Бухта Акул»

На банку прикрепляются  вырезанные из бумаги акульи пасти.

Учитель: Каждый участник команды  достает из этой пасти задание и отвечает. За каждый правильный ответ  команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.

Жюри:  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель.

Учитель:Друзья! Вот и подошло к финалу наше подводное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о  подводных обитателях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

В данной статье идет анализ УМК под редакцией Пономаревой И.Н. в связи с новыми требованиями в ФГОС. Показаны плюсы данного издания....

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н....

Реализация требований ФГОС основного общего образования в урочное и неурочное время

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка...

Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования

Одним из принципиальных вопросов реализации  ФГОС НОО является предъявление требований  Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной прог...

Доклад «Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»

Одно из главных средств обучения  –  это учебник. Учебник –  комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено  в  разной  форме.  Но...