Интегрированный урок биологии и информатики в 9 классе на тему «Построение компьютерной модели модификационной изменчивости ».
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Артеменко Татьяна Николаевна

Интегрированный урок на тему: "Построение компьютерной модели модификационной изменчивости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированный урок47.5 КБ
Package icon Презентация к уроку392.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии и информатики  в 9 классе

 на тему

«Построение компьютерной модели модификационной изменчивости ».

Авторы: учитель информатики и ИКТ 1 кв. категории Пахомова Ю.В.

учитель биологии 2 кв. категории Артеменко Т.Н.

Цели:

Обучающие: 

показать применение электронных таблиц для решения задач;

закрепить понятие  графической модели;

совершенствовать навыки составления математических моделей;
научиться строить
вариационный ряд и вариационную кривую с помощью Мастера диаграмм в Электронных таблицах MS Excel;

изучить статистические закономерности модификационной изменчивости;

научиться использовать ИКТ при исследовании биологических  моделей;

Развивающие: 

Развивать основные приемы работы с Мастером диаграмм в Электронных таблицах MS Excel;

развивать алгоритмическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение, мыслительные операции;

развивать интерес к исследовательской  деятельности;

развивать умение применять полученные знания на практике для объяснения наблюдаемых явлений;

Воспитательные:

воспитание организованности, уверенности в себе, самостоятельности, самопроверки, ответственности;

достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике. 

План урока.

Актуализация  темы урока.

Учитель информатики:

Для изучения окружающего мира  человек создает большое количество моделей, причем разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Современные компьютерные технологии позволяют наиболее точно построить модель, исследовать её и сделать соответствующие выводы.

Учитель биологии (задача урока):

На прошлом уроке мы выполнили лабораторную работу по изучению модификационной изменчивости Лавра благородного. Какова была цель проведенных расчетов? Как мы получили этот результат?

Был построен график зависимости длины листа от их количества.

Для получения наиболее достоверных данных модификационной изменчивости,  необходимо обработать большее число объектов исследования.  Предположим, что данные исследования имеют следующие значения:

Длина листа Лавра благородного(V)

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

Число таких листьев(P)

1

13

26

53

108

90

72

11

3

2

Найдем среднее значение признака (М) и построим вариационную кривую изменчивости длины листа Лавра благородного по данным, приведённым в таблице.

Учитель информатики:

Данную задачу мы будем решать, используя возможности электронных таблиц, поскольку она позволяет обрабатывать большие массивы данных. Построим графическую модель модификационной изменчивости и на основании построенной модели изучим закономерности модификационной изменчивости.

Откроем файл с данными.

Приступаем к построению диаграммы:

выделить в таблице диапазон ячеек, по данным которых будет построена вариационная кривая изменчивости числа листьев Лавра;

выполните команду Вставка  Диаграмма;

далее в среде Мастера Диаграмм выполните шаги:

Выбрать тип диаграммы. Для нашей задачи наиболее подходит точечная диаграмма (визуально отображает табличную зависимость). На вкладке Стандартные выбрать тип Точечная, вид – Точечная диаграмма со значениями, соединёнными сглаживающими линиями. Щёлкнуть по кнопке Далее.

На этом шаге мы увидим, как будет выглядеть наша диаграмма. Окно Диапазон: указывается диапазон адресов ячеек, содержащих данные для диаграммы (этот диапазон можно при необходимости изменять). Порядок выбора – в строках. Щёлкнуть по кнопке Далее.

Теперь можно уточним детали отображения диаграммы. На вкладке Ряд укажите имя Легенды – Изменчивость признака, укажите диапазон значений Х. Щёлкнуть по кнопке Далее.

Заголовок диаграммы: Изменчивость длины листа Лавра благородного, подписи к осям (ось Х - Число листьев(V), ось Y – Длина листа (Р). Щёлкнуть по кнопке Далее.

Определяем, где поместим диаграмму: на отдельном листе или на том же листе, что и таблица. Щёлкнуть по кнопке Готово.

Таким образом, мы построили вариационный ряд.

Учитель биологии.

Построенная вариационная кривая наглядно  показывает соответствие длины листа к их количеству.  Используя данные вариационного ряда необходимо определить среднюю величину признака.

Учитель информатики:

Для этого численное выражение признака для каждой варианты умножают на число вариант. Все эти произведения складывают и затем делят на общее число вариант. Это может быть выражено следующей формулой: , где М – средняя величина, V – варианта (длина листа), P – частота встречаемости вариант (число соответствующих листьев), n – общее число вариант вариационного ряда(общее число листьев).

Использование формул и встроенных функций.

Определить Общую длину всех листьев для каждой варианты, для этого составить формулу

 = Длина листа * Число таких листьев

Определить Сумму длин всех листьев  и Сумму всех листьев с помощью команды Вставка-Функция - СУММ;

Средняя величина длины Листа(М)

= Сумму длин Сумму всех листьев

Итак, задача решена.

Учитель биологии:

Какими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду?  Имеются ли другие причины?

Учитель информатики:

Итак,  электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массивы числовых данных, например, результаты экспериментов. Их применение значительно снижает возможность ошибок при выполнении расчетов и позволяет человеку визуализировать данные в виде диаграммы или графика. Графики и диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.



Подписи к слайдам:

Лабораторная работа
Тема: «
Модификационная
изменчивость»
Цель

работы
: изучить статистические закономерности
модификационной
изменчивости, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Для
получения достоверных результатов исследования необходимо проводить обработку большого числа объектов
Построение компьютерной модели
модификационной
изменчивости
Длина
листа Лавра благородного(V)
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
5,5
6
Число таких листьев(P)
1
13
26
53
108
90
72
11
3
2
Данные исследования
2. Построили вариационный ряд
3. Построили вариационную кривую
Ход работы
1. Измерили длину листовой пластинки Лавра благородного

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) Тема: Построение информационной модели.

Интегрированные уроки вызывают интерес у учащихся и являются фундаментом для создания ими индивидуальных и коллективных проектов. Через интеграцию обучения можно помочь ученику соединить фрагмент...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) Тема: Построение информационной модели.

Интегрированные уроки вызывают интерес у учащихся и являются фундаментом для создания ими индивидуальных и коллективных проектов. Через интеграцию обучения можно помочь ученику соединить фрагмент...

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики) «Маленькие органы большого значения»

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики)8 класс Тема: «Маленькие органы большого значения». Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя...