олимпиадные задания по биологии 9 класс
олимпиадные задания (биология, 9 класс) по теме

задания для учащихся предназначены для подготовки к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada9.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии для  9 класса.

Часть I .

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание).

Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:

а)  наличие хлоропластов;

б)  46 хромосом в клетке;

в) химический состав;

г) наличие пластид.

Богатое энергией вещество (АТФ) образуется в :

а) рибосомах;

б) ядре;

в) межклеточном веществе;

г) митохондриях.

По химическому составу большинство ферментов являются:

а) белками;

б) углеводами;

в) жирами;

г) нуклеиновыми кислотами.

Функции носителей наследственной  информации выполняют :

а) белки;

б) углеводы;

в) жиры;

г) нуклеиновые кислоты.

Аминокислоты – это вещества, образующие:

а) белки;

б) жиры;

в) углеводы;

г) нуклеиновые кислоты.

Из указанных процессов, не относится к процессам биосинтеза образование:

а) белков;

б) углеводов;

в) воды и углекислого газа при дыхании;

г) нуклеиновых кислот.

Из перечисленных продуктов обмена, продуктами выделения являются:

а) белки;

б) углеводы;

в) жиры;

г) углекислый газ и вода.

Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:

а) опорно-двигательная и пищеварительная;

б) кровеносная и дыхательная;

в) нервная и эндокринная;

г) выделительная и покровная.

Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма:

а) анатомия;

б) физиология;

в) гигиена;

г) медицина.

Кровь в аорту поступает из:

а) правого желудочка сердца;

б) левого предсердия;

в) левого желудочка сердца;

г) правого предсердия.

Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:

а) профаза;

б) метафаза;

в) анафаза;

г) телофаза.

Наука, изучающая клетку:

а) гистология;

б) морфология;

в) цитология;

г) эмбриология.

13.  В отличие от малощетинковых, у многощетинковых червей имеются:

а) замкнутая кровеносная система, отсутствует полость тела, развитие без метаморфоза;

б) длинные многочисленные щетинки, параподии, развитие с метаморфозом;

в) развит кожно-мускульный мешок, пищеварительная система отсутствует;

г) замкнутая кровеносная система, длинные щитинки, развитие без метаморфоза.

14. Личиночная стадия ракообразных называется:

а) трохофора;

б) науплиус;

в) нимфа;

г) велигер.

15. Непостоянная температура тела земноводных – это результат:

а) малой подвижности;

б) слабого развития легких;

в) обитания в холодной воде;

г) снабжения почти всех органов смешанной кровью.

16. Кровеносная система рыб:

а) замкнутая, два круга кровообращения, двухкамерное сердце, в сердце только венозная кровь;

б) незамкнутая, двухкамерное сердце, в сердце венозная кровь;

в) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце артериальная кровь;

г) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце только венозная кровь;

17. К проходным рыбам, нерест которых происходит в реках и озерах, относятся:

а) каспийская минога;

б) европейский угорь;

в) нерка;

г) таймень.

18. К мягкотелым черепахам относятся:

а) болотная черепаха;

б) китайский трионикс;

в) суповая черепаха;

г) кожистая черепаха.

19. Впервые головной мозг, состоящий из 5 отделов, возникает у:

а) головоногих моллюсков;

б) круглоротых;

в) земноводных;

г) млекопитающих.

20. Дробление зиготы у птиц:

а) неравномерное;

б) дискоидальное;

в) полное;

г) частичное.

21. Рабочие особи муравьев – это:

а) бесплодные самцы;

б) бесплодные самки;

в) нормальные самцы, способные к размножению;

г) нормальные самки, способные к размножению.

22. Выделительная система насекомых представлена:

а) протонефридиями;

б) метанефридиями;

в) мальпигиевыми сосудами;

г) пронефрическими почками.

23. Корневищами размножаются:

а) пырей ползучий;

б) кукуруза;

в) картофель;

г) лук.

24. Спирогира – это:

а) грибы;

б) одноклеточный организм;

в) водоросль;

г) лишайник.

25. Цветок состоит из:

а) цветоножки, цветоложа, околоцветника, андроцея, гинецея;

б) цветоножки, цветоложа;

в) цветоложа, андроцея, гинецея;

г) околоцветника, андроцея, гинецея.

Часть II.

 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны :

Приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;

Приспособиться  к возросшей силе тяжести;

Выработать механизм защиты от высыхания;

Изменить характер передвижения;

Усложнить органы чувств.

а)I, III, IV,V,II

б) I, II, IV, V, II

в) I, II, III, V, IV

г) I, II, III, IV, V.

Для земноводных характерны следующие признаки:

 Имеется только легочное дыхание,

Наличие мочевого пузыря;

Продуктом выделения является мочевая кислота;

Для взрослых особей характерна линька;

Отсутствие грудной клетки.

а) II, V

б) I, III, V

в) II, IV, V

г) III, V, I, II

К лилейным относят такие растения как:

Лилия;

Майник;

Вороний глаз;

Тюльпан;

Кукуруза.

а) I, II, V

б) III, I, II, V

в) I, II, III, IV

г) II, IV, V, I

Семена не образуются у:

Водорослей;

Моховидных;

Папоротниковидных;

Плауновидных;

Голосеменных.

а) II, IV, II

б) I, II, III, IV

в) I, II, IV

г) II, I, II, V

5.   Корни могут выполнять функции:

I. Образование почек;

II.Образование листьев;

III. Вегетативного размножения;

IV. Поглощения воды и минеральных веществ;

V.  Синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.

а) II,III, IV

б) I,II, IV,V

в) I, III, IV, V

г) I, II, III, IV

6. Половое размножение характерно для:

I. Спирогиры;

II. Хламидомонады;

III. Хлореллы;

IV. Улотрикса;

V.Вольвокса.

а) II, III, I, V

б) I, II, IV, V

в) II, V, I

г) II, III, V, I

7. В первые дни космического полета у пилота происходят следующие изменения (патофизиология):

  I.  Головная боль;

 II. Отечность ног;

 III.  Выход кальция из костей (деминерализация);

 IV.Увеличение тонуса мышц- сгибателей.

а) I, II, III

б) I, IV

в) I, III

г) II, III, IV

8. В случае опасности ящерица ушастая  круглоголовка :

 I. Спасается бегством;

II. Принимает угрожающую позу;

III. Окрашивается под цвет субстрата и затаивается;

IV. Отбрасывает хвост;

V.«Тонет»  в песке.

 а) I, IV, II, V

б) II, III, IV, I

в) I, II, V

г) I, V, II

9. Пение соловья:

I. Привлекает самку своего вида;

II. Помогает разграничить индивидуальные участки самцов;

III. Отвлекает хищников от гнезда  с насиживающей самкой;

IV. Способствует межвидовой  экологической изоляции;

а)I, III, IV

б) II, IV, I

в) I, II, IV

г) II, III, IV

10. Плод- костянку имеют:

I. Персик;

II. Виноград;

III. Грецкий орех;

IV. Мандарин;

V. Барбарис.

a) I, II, IV,V

б) I, III, V

в) II, III, V

г) II, IV, V

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Стручок образуется у растений семейства бобовых.

У всех рыб имеется плавательный пузырь.

Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

У животной клетки, в отличие от растительной, имеется клеточный центр.

Крокодилы и черепахи не линяют.

Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и некоторыми гормонами.

Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.

Органы выделения рыб – почки.

У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.

Медиаторы отвечают за передвижение нервного импульса по нейрону.

Для простейших характерна только водная среда жизни.

Все простейшие, при питании, образуют пищеварительные вакуоли.

Простейшие размножаются путем продольного и поперечного деления надвое.

Для грибов характерно вегетативное, бесполое и половое размножение.

Все простейшие - одноклеточные животные.

Часть 4.

 Вам предлагаются тестовые задания, требующие  установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5 (по  2,5 балла  за каждое тестовое задание).

Из предложенной информации выберите сведения о подсолнечнике.

Однодольное растение.

Двудольное растение.

Жизненная форма- дерево.

Жизненная форма- трава.

Имеет несколько деревянистых, ветвящихся  у основания стволиков.

Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.

Многолетнее растение.

Двулетнее растение.

Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие  корзинка.

Имеет соцветие головку.

Имеет крупные одиночные цветки.

Теплолюбивое растение.

Холодостойкое растение.

Культурное растение.

Дикорастущее растение.

Имеет трубчатые и воронковидные цветки, собранные в соцветие корзинка.

Ответ:

Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5).

Компонент клеточной стенки грибов              А. Крахмал

Компонент клеточной стенки растений          Б.  Гликоген

Компонент клеточной стенки бактерий          В.  Целлюлоза

Запасной полисахарид растений                      Г.  Муреин

Запасной полисахарид грибов                          Д. Хитин

Функции

1

2

3

4

5

Соединение

 

                 

 МАТРИЦА ОТВЕТОВ

Школьной олимпиады по биологии 9 класс

Часть №1      25 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Ответ

в

г

а

г

а

в

г

в

в

в

в

в

б

б

г

г

в

б

б

б

б

в

а

в

а

Часть №2   20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

г

а

в

б

в

б

в

в

в

б

        Часть №3   15 баллов

4,6,7,9,13,14.

Часть №4   7,5 баллов

1.

Ответ

02,04,06,09,12,14

2.

Функции

1

2

3

4

5

Соединения

Д

В

Г

А

Б

Максимальное количество  баллов – 67,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса

Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...

Творческие олимпиадные задания по биологии и экологии для 9 класса

Задания для творческой олимпиады по биологии. 9 класс...

Олимпиадные задания по биологии. 9 класс.

Олимпиадные задания по биологии. 9 класс....

Олимпиадные задания по биологии 5 класс

Задания теоритического тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 5 класс...

Олимпиадные задания по биологии для учащихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида

Олимпиадные задания по биологии (II тур) для учащихся 6-7 классов....

Олимпиадные задания по биологии 9 класс

Олимпиадные задания по биологии 9 класс...