Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения
методическая разработка по биологии по теме

Шишкина Галина Михайловна

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, кооперативного обучения, мини-лекций, перекрестного опроса. Предлагаемые материалы могут быть использованы для проверки остаточных знаний, для промежуточного и итогового контроля, как коллоквиум или зачет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Отдел организации воспитательной работы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме "Клетка – элементарная единица живого"

с использованием активных методов обучения

Выполнил:                          аспирант кафедры агрохимии и почвоведения Шишкина Г.М.

Ижевск 2005



СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

4

Деловая игра «Клетка – элементарная единица живого»

6

вариант 1

6

вариант 2

20

Послесловие

24

Литература

25

Приложения

26

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…

Адольф Дистерверг

В России главной целью образования и воспитания является подготовка высококвалифицированных кадров. В настоящее время педагогика сталкивается с множеством сложных проблем: необходимостью обучать не только знаниям, но и гуманистическим ценностям.

Идея, определяющая новые подходы к преподаванию – гуманизация образования, и в первую очередь, развитие личности человека, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.

Принципиальное отличие нового содержания образования, в том числе и биологического – вариативность и разноуровневость (Сонин Н.И., 2004).

Реализация прогрессивной технологии образования, безусловно, связана с переосмыслением внутриситуационного общения педагога и обучающегося, опосредованного целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть через познавательный процесс (Психология и педагогика, 2002).

 Педагог должен не только развивать обучающегося, но и создавать условия для его развития (Сонин Н.И., 2004).

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются решением игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования (Кроль В.М., 2001). Он выступает в роли организатора обстоятельств, в которых студент, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Педагог организует и коллективно-распределительную деятельность, принимая в ней самое активное участие: он объясняет, показывает, намекает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы учения, закрепляет авторитет студентов среди товарищей.  

Технология игры – это технология проблемного обучения. В обыденном мышлении обучение нередко трактуется как процесс передачи знаний, передать знания в готовом виде нельзя, ибо это… не подарок ко дню рождения (Радугин А.А., 1989). В игре познавательная деятельность представляет собой самодвижение, так как информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности учащихся.

Главные задачи современного занятия в ВУЗе – повышение уровня владения устной и письменной речью, развитие коммуникативных умений (для работы в группе или участия в дискуссии), расширение ситуативных умений (способность ориентироваться в нестандартной ситуации), развитие рефлексивных качеств (способность к самоанализу и самокоррекции). Цель – обеспечение условий для становления студента как субъекта учебной деятельности.

При правильной разработке курса лекций, практических занятий, подборе иллюстративного материала и выборе активных методов обучения, служащих стимулом для развития логического и пространственного мышления и личностного саморазвития, наблюдается тенденция к гуманизации образования.

В данной методической разработке предложено 2 формы контроля знаний студентов по теме "Клетка – элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения.

Предлагаемые деловые игры ориентированы на содержание таких дисциплин как ботаника, физиология растений, генетика, но вместе с тем могут быть использованы при изучении других дисциплин естественнонаучного цикла.


ДЕЛОВАЯ ИГРА

"Клетка – элементарная единица живого"

вариант 1

Пояснительная записка

Деловая игра разработана для студентов, обучающихся биологическим специальностям. Предлагаемый вариант может быть использован для проверки остаточных знаний первокурсников, для промежуточного или итогового контроля знаний студентов старших курсов.

Цель деловой игры – Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток живых организмов.

Задачи: 1. Создать условия для формирования основных представлений о строении клеток живых организмов

2. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать

3. Привить навыки коммуникативного мышления

4. Создать эмоциональный настрой, активировать творческую деятельность, повысить интерес к изучаемому предмету

Продолжительность деловой игры: 140 мин.

Количество участников: 30 человек

Требование к учебной лаборатории: аудитория должна быть просторной. Учебные столы не должны быть закреплены к полу "жестко". У участников должна быть возможность разместиться в центре аудитории в дискуссионный круг.

Общие сведения

Деловая игра состоит из 6 взаимосвязанных заданий, построенных в логической последовательности. При выполнении каждого задания учебная группа решает определенные задачи.

Ведущим является преподаватель изучаемой дисциплины.

Содержание

Игра начинается с того, что ведущий предлагает участникам расположиться по кругу на стульях в центре аудитории, приветствует их, интересуется  настроением, задает другие общие вопросы. Знакомит участников группы друг с другом. (Это следует делать во всех случаях, даже в том, когда игроки хорошо знакомы).

Энергизатор  (3 мин)

Необходимо встать в круг и поздороваться за руку с каждым участником, никого не пропуская. Можно поздороваться дважды с одним человеком. Главное – никого не забыть. Снова встать в круг и если кто-то кого-то "пропустил", то надо предложить им поприветствовать друг друга.

Участникам предлагается занять свои места на стульях. Ведущий объявляет тему занятия, кратко знакомит с целью и задачами, оговаривает форму его проведения. После всего непосредственно приступает к ведению деловой игры.  

Преподаватель в течение 10-12 минут читает мини-лекцию, сообщая участникам о первых наблюдениях и исследованиях клетки, о возникновении цитологии как науки.


Мини-лекция

Клетка – элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию.

Каким бы многообразным ни представлялось строение организмов, в основе его лежат сходные структуры – клетки.

Среди современных организмов можно последовательно проследить формирование клетки в процессе эволюции органического мира – от прокариотов (бактерий и сине-зеленых водорослей) к эукариотам. В отношении прокариот и животных типа простейших, понятия "клетка" и "организм" совпадают. Их называют одноклеточными. Одноклеточными являются также некоторые виды водорослей и грибов. Большинство растений, животных и грибов состоят из множества клеток, они получили название многоклеточных. Жизнедеятельность клеток многоклеточных подчинена координирующему влиянию целостного организма.

Предпосылкой открытия клетки было изобретение микроскопа. Английский  физик Роберт Гук рассматривал под микроскопом разные предметы, зарисовывал их и в 1665 году выпустил целую книгу рисунков "Микрография или некоторые физиологические описания мельчайших телец при помощи увеличительных стекол". Под 17-м номером в этой книге помещен рисунок среза пробки. Ученый обратил внимание на пустоты между растительными волокнами и назвал их "коробочками" или "клетками". Последнее название и сохранилось до наших дней. Такое же строение Гук отметил в сердцевине бузины, камыша и некоторых других растений.

 Голландец Антони ван Левенгук впервые обнаружил в воде одноклеточные организмы. Торговец сукном – Левенгук - забросил все свои дела и посвящал свое время наблюдению гнилой воды, тины. Он записал, что никогда его взору не представлялось более приятного зрелища, чем тысячи живых существ – «анималькулей» («живых зверьков») в капле воды. Наблюдения были отправлены в Лондонское Королевское общество.  

К 30-м годам XIX в. накопилось немало работ о клеточном строении организмов, а к концу века был обобщен обширный научный материал, разработаны новые специальные методы исследования. Все это способствовало выделению самостоятельной ветви биологии – цитологии – науки о клетках как основных формах организации живой материи.

Задание № 1 "Ассоциации"

Участникам необходимо сформировать 10 микрогрупп. Для этого ведущий предлагает вытянуть каждому жетон с названием органоида клетки:

1. эндоплазматическая сеть

2. рибосома

3. лизосома

4. митохондрия

5. вакуоль

6. хлоропласты

7. комплекс Гольджи

8. цитоплазматическая мембрана

9. ядро

10. цитоплазма

Преподаватель называет органоид, игроки образуют группы-тройки.

В микрогруппах участники самостоятельно выбирают себе роль:

-докладчика (обобщающего результаты дискуссии)

-секретаря (отвечающего за оформление доклада)

-завхоза (получающего принадлежности к работе)

Следит за временем ведущий деловой игры.

Завхозу необходимо подойти к ведущему и получить инструктивные карты к заданию "Ассоциации", индивидуальные карты участника (Прил.1), маркеры, листы писчей бумаги.

Время для работы в микрогруппе – 25 мин.

Ведущий объявляет задание каждой микрогруппе:

Дать философское понимание термину "клетка"

Дать характеристику "своему" органоиду согласно инструктивной карте

По истечению времени докладчики представляют материал всем участникам игры. Время доклада – 1 минута. Оценивается четкость, соответствие факту.

Инструктивная карта

Сделать справку о происхождении данного органоида клетки. Можно пользоваться любой специальной литературой.

Отметить основной принцип в "создании" термина.

Придумать новое название органоиду, взяв за основу его функцию, например, митохондрия – энергетическая станция клетки, цитоплазма – место (дом), где живут органоиды

Проведите аналогию между органоидом клетки и подразделением завода, например, рибосома – сборочный конвейер

После прослушивания всех докладов, каждой микрогруппе ведущий оперативно выставляет оценку по 10-ти бальной шкале. Данное количество баллов засчитывается индивидуально каждому участнику и заносится в его карту самостоятельно.


Энергизатор  (10 мин)

Участники выбирают себе любой термин, относящийся к теме игры, исключая повтор. Ведущий убирает один стул. В центр круга выходит участник. Сидящий в кругу, у которого слева остался свободный стул, должен немедленно по нему хлопнуть, произнеся название любого термина. Услышав название "своего" термина, сидящий игрок должен быстро пересесть на свободный стул. В случае замешательства сидящего игрока, у которого слева пустой стул, участник, стоящий в кругу, может занять его. В центр выходит "забывчивый" игрок.  

Задание № 2 "Анатом-тест"

Участники садятся в дискуссионный круг. Ведущий зачитывает спорное утверждение. Отвечает тот участник, который первым поднял отличительную карточку. Ответ первого отвечающего должен быть закрытым: "да" или "нет". А почему "да" или "нет" ведущий вправе спросить других участников, тоже поднявших карточку.

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Время для работы – 15 мин.

Утверждения

Все клетки живых организмов имеют ядро

Более 500 лет назад англичанин Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез пробки

Бактерия, вызывающая туберкулез, имеет ядро

Цитоплазмы нет в клетках листа рябины

Фотосинтез происходит во всех пластидах, в том числе и содержащих зеленый пигмент хлорофилл

Клетка любого организма снаружи покрыта цитоплазматической мембраной

Все бактерии одноклеточны и не имеют оформленного ядра

Клеточный центр участвует в делении клетки

В рибосомах, назывемых полирибосома, осуществляется сборка углеводов

Клетки живых организмов имеют пластиды

Задание № 3 «Царства организмов»

   Участники деловой игры делятся на 5 групп по считалке:

1) Грибы

2. Растения

3) Животные

4) Бактерии

5) Вирусы

        Формируют небольшие группы, распределяют роли. «Завхоз» получает у ведущего бланк для заполнения ответов и другие принадлежности.

Группа «Вирусы» выступает арбитром по отношению к другим микрогруппам, оценивая их ответы, при этом отвечают на вопрос «Существование вирусов подтверждает или опровергает тот факт, что клетка – элементарная единица живого?»   Остальным группам необходимо определить характерные черты клеток данного царства.

После того, как время истечет, докладчики выступают, занося  материал в сводную таблицу знаком "+" или "-", которая вывешена на доске.

Арбитры оценивают работу групп по 5-ти бальной шкале

Работу арбитров оценивает ведущий

Время для работы - 15 мин.

Полученные баллы игроки заносят в индивидуальную карту.


Царства организмов

Признак

Царства организмов

Бактерии

Грибы

Растения

Животные

Ядро

_

+

+

+

Клеточная оболочка

+

+

+

_

Пластиды

+

_

+

_

Вакуоль

+ (газовая)

_

+

_

Задание № 4  «Горячий стул»

Участники садятся в дискуссионный круг. По желанию к доске выходит один участник, садится на стул, лицом к другим участникам, спиной к доске. Ведущий на доске пишет любой термин. Участники, не называя термина, характеризуют его, предварительно подняв отличительную карточку. Отвечающий должен определить написанное слово.

Оценивается 1 баллом игрок, сидящий на «горячем стуле» и тот участник, чье объяснение было наиболее ясным.

Время для работы – 15 минут

Термины

  1.Цитоплазма                                             16. Вирусы

2. Рибосома                                                  17. Пиноцитоз

3. Фагоцитоз                                                 18. Лизосомы

4. Хроматида                                                19. Пластиды

5. Хлорофилл                                                20. Клеточный центр

6. Клеточная стенка                                      21. Нуклеиновые кислоты

7. Эндоплазматическая сеть                        22. Хромосома

8. Аппарат Гольджи                                      23. Эукариоты

9. Вакуоль                                                      24. Прокариоты

10. Органоид                                                 25. Бактериофаг

11. Поры                                                        26. Клетка

12. Цитология                                                27. Микроскоп

13. Полирибосома                                         28. Ткань    

14. Матрикс                                                   29. Хлоропласт

15. Центриоль                                                30. Ядрышко

Предлагаемое задание можно изменить: сидящему на «горячем стуле» ведущий выдает термин на листе, не показывая другим участникам. Они задают вопросы, на которые сидящий может ответить «да» или «нет». Балл засчитывается тому игроку, который определил скрытый термин.

Энергизатор  (8 мин)

Ведущий раздает  карточки, на которых написано название органоида. Карточки повторяются 3 раза.

Игроку необходимо прочесть термин, не показывая  его другим. Задача каждого – найти свой органоид и образовать группу-«тройку». Нельзя говорить, издавать звуки; можно пользоваться любыми выразительными средствами. Когда группы образовались, также следует продолжать молчать и ждать проверки. 


Задание № 5  «Цитологический лабиринт»

Участники самостоятельно делятся на 4 группы. Группам выдается лабиринт-тест двух типов. 2 группы получают одинаковые задания. Выигрывает та группа, которая быстрее пройдет лабиринт. Можно предложить аналогичный тест всем группам, или внести другие коррективы.

Работа проверяется и оценивается по 5-ти бальной шкале преподавателем-ведущим.

Время для работы – 20 минут

Тест позволяет быстро определить уровень знаний студентов. Учащиеся, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая по лабиринту, успешно справляются с заданием.

В процессе работы с тестом развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, появляется потребность работы с учебной и справочной литературой.

Элемент новизны в данной форме контроля, изучения и повторения материала, позволяет активизировать работу учащихся. Интерес к конечному результату, который будет оценен, побуждает каждого к вдумчивой работе (Наумов А.А., Старцев П.Е., 2001).

Ключ к лабиринтам:

№1  1-2–3-7-10-14-15-12-16-20

№2  цитоплазма

Энергизатор  (8 мин)

 

Игроки образуют дискуссионный круг. Ведущий раздает карточки с названием термина по теме игры, повторяющиеся два раза. Преподаватель называет признак или свойство какого-либо органоида и игроки, которые имеют соответствующую карточку, должны встать. Ведущий может спросить других участников о задуманном слове.


Задание № 6  «Предложи гипотезу»

Участники садятся в дискуссионный круг. Каждому выдается бланк с вопросами. Ведущий зачитывает вопрос, предлагает игрокам ответить на него, выдвинуть свою гипотезу.

Ответ оценивается в 3 балла

Время для работы – 10 минут

Вопросы

1. У растений не обнаружен фагоцитоз…

2. Какие изменения произошли бы с животными, если бы их клетки имели оболочки, как у растительных клеток?

3. О чем свидетельствует способность к фагоцитозу некоторых клеток многоклеточных организмов и многих одноклеточных организмов?

4. Если бы жизнь на других планетах зарождалась, то могла ли она быть представлена исключительно вирусами – самой простой из известных форм жизни?

5. Растительные клетки были открыты раньше животных…

Заключение  (10-12 мин)

Ведущий дает общую оценку проведенному занятию. Делится  своим мнением, отмечает ожидаемый результат.

Предлагает дать оценку занятию участникам по следующим оценочным суждениям:

1. На занятии было интересно, узнал много нового

2. Было не очень интересно, много думал о своем

3. Занятие не понравилось, было скучно, нового ничего не узнал

Происходит обсуждение

Каждый участник подсчитывает набранные баллы и сдает индивидуальную карту игры преподавателю для выставления оценок. Преподавателем разрабатывается определенный критерий оценки знаний для конкретной группы участников. Оценки должны быть озвучены на следующем занятии.

Ведущий еще раз подводит краткий итог, благодарит студентов и выдает домашнее задание каждому участнику деловой игры: разработать методическое пособие по теме «Деление клетки»  с использованием активных методов обучения. За исходную основу можно взять любой вид занятия: лекцию, семинар, лабораторную работу, контрольную работу и т.п.

На основе этого задания преподаватель предлагает студентам обнаружить собственные ресурсы, а также наметить пути личностного и профессионального развития.  


ДЕЛОВАЯ ИГРА

"Клетка – элементарная единица живого"

вариант 2

Пояснительная записка

Педагогическая деятельность – одна из сложнейших областей человеческой деятельности и в то же  время одна из наиболее распространенных. Практически каждый человек в той или иной мере оказывается в роли педагога: как родитель, как руководитель, и даже как студент. Задача  педагога – воспитание всесторонне развитого и образованного человека, способного к самостоятельному творческому развитию.

В этих условиях педагог как субъект деятельности оказывается в двойственной позиции. С одной стороны, он должен быть субъектом той деятельности, которой он учит, то есть, в совершенстве владеть предметом. Более того, он должен быть человеком, увлеченным  своим предметом, способным увлечь им других. С другой стороны, он выступает в качестве субъекта руководства, то есть человека, осуществляющего руководство личностью или группой. В этом качестве предметом его деятельности становятся люди, имеющие те или иные особенности или позиции (Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л., 1989).

Предлагаемая деловая игра разработана с тем условием, чтобы студент мог выступить в качестве педагога, в качестве субъекта учебной деятельности, а не только быть его объектом.

Пособие может быть использовано для проверки остаточных знаний, для промежуточного и  итогового контроля, как коллоквиум или зачет.

Идея проведения контроля знаний принадлежит учителю биологии Старокаксинской средней школы Можгинского района Морозовой Людмиле Севастьяновне.  

Цель деловой игры - Проконтролировать знания учащихся

Задачи: 1. Продолжить формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать)

Привить навыки коммуникативного общения

Развивать культуру речи

Научить осуществлять само- и взаимоконтроль

Общие сведения

Деловая игра состоит из трех этапов оценки знаний учащихся. Студентам заранее выдаются дифференцированные вопросы на оценку "3", "4", и  "5". В процессе изучения темы "Строение клетки" учащиеся должны готовиться по данным теоретическим вопросам, хотя преподаватель не ведет контроль их знаний.

Особенность игры: тем студентам, которые рассчитывают заработать оценку "отлично", необходимо ответить на все вопросы, начиная с вопросов на "3", затем на"4" и "5". Студентам, которым достаточно оценки "хорошо", отвечают на вопросы "3" и "4", также начиная с вопросов на "3". Студенты - "троечники" отвечают на вопросы из цикла "3".

 Контроль устный.

Вначале контролирующим является преподаватель. Студент подходит и изъявляет желание отвечать на любой вопрос из предложенных. Преподаватель внимательно слушает, при необходимости задает вопросы, и если считает, что ответ студентом дан полностью, отмечает (округляет, заштриховывает и т.д.) в рабочей тетради студента на специально отведенной для этого странице. Сразу он может принять 2-3 ответа одного студента, далее подходит другой отвечающий.

Особенность игры: Учащийся, который уже сдал некоторые вопросы, вправе сам принимать ответы своих однокурсников на эти же вопросы, то есть быть субъектом по отношению к товарищам.

Ответы из цикла "5" принимает только преподаватель.

Игра рассчитана для работы в группе, состоящей из 30 человек.

 Время, необходимое для принятия зачета – 4 часа (2 учебные пары), желательно с перерывом в 2-3 дня.

Предлагаемые вопросы

Цикл вопросов на "3"

Методы изучения клеток

Строение и функции наружной клеточной мембраны

Строение и функции цитоплазмы

Строение и функции эндоплазматической сети

Строение и функции рибосом

Строение и функции митохондрии

Строение и функции пластид

Строение и функции комплекса Гольджи

Строение и функции лизосом

 Строение и функции клеточного центра

 Строение и функции органоидов движения клетки

 Строение и функции ядра

 Строение и функции вакуоли

 Отличительные черты клеток царств органического мира

 Фагоцитоз и пиноцитоз клетки

Цикл вопросов на "4"

Первые наблюдения и исследования клетки

Создание клеточной теории Шванна, Шлейдена, Р. Вирхова

Современное состояние клеточной теории

Строение и особенности вирусов

Клеточные формы

Цикл вопросов на "5"

Перечислить органоиды, имеющие одномембранное и двухмембранное строение, а также органоиды немембранного строения

Почему растительные клетки были открыты раньше животных

Перечислить в хронологической последовательности открытия органоидов клетки

Вклад отечественных и зарубежных ученых в изучении клеток органического мира

Заключение

  

Преподаватель подводит итог, интересуется мнением студентов о проведенной форме контроля, выставляет оценки.

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют отражения в педагогической практике. Возникает необходимость совершенствовать систему учебно-воспитательного процесса.

Достижению этой цели способствует обязательное формирование общеучебных, интеллектуальных и коммуникативных умений; создание таких условий, когда у учащегося на занятии есть возможность воспроизводить содержание глав учебника, сопоставлять, классифицировать изучаемый материал, планировать свою деятельность, работать в группе.

Предлагаемые деловые игры составлены с использованием активных методов обучения: дискуссии, упражнений-энергизаторов, кооперативного обучения.

Изложенные принципы предполагают выбор современных педагогических технологий, приемов и средств и позволяют достичь поставленной цели.

 

Литература

1. Диагностика профессионально важных личностных качеств преподавателя высшей школы: методическое пособие /Сост.: О.Г. Долговых, ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА.- Ижевск: РИО ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2005. – 60 с.  2. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. – пед. техникумов. – М.: Высш. шк., 1989. – 383 с.

3.Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

4.  Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. – Санкт-Петербург: Издательство "Образование", 1993. – 101 с.

5. Наумов А.А., Старцев П.Е. 6 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". -–М.: Дроф– 40 с.

6. Психология и педагогика: Учебное пособие для ВУЗов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 1999. – 256 с.

7. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 2002. – 175 с. – (Серия "Высшее образование"

8. Сонин Н.И. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

Приложение 1

Индивидуальная карта участника

деловой игры

"Клетка – элементарная единица живого"

Ф.И.О. _______________

Задание

Максимальное количество баллов

Набранное количество баллов

"Ассоциации"

10

Анатом-тест

10

Царства организмов

5

"Горячий стул"

30

Цитологический лабиринт

5

Предложи гипотезу

15

Общее количество баллов

75

 


Для заметок