Главные вкладки

    «Особенности строения, жизнедеятельности и значение плоских, круглых и кольчатых червей ». 7 класс
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

     

    Обобщить, систематизировать и знания о строении и жизнедеятельности червей, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли этих животных в природе и жизни человека.

       Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать характерные признаки типов червей и делать выводы об усложнении их органи­зации в процессе игры;

       Закрепить знания учащихся о гигиенических мерах по профилактике заражения паразитическими червями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_7_klass.docx635.56 КБ

    Предварительный просмотр:

         Тема урока: «Особенности строения, жизнедеятельности и значение

    плоских, круглых и кольчатых червей ».

         Цель: Обобщить, систематизировать и знания о строении и жизнедея-

    тельности червей, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли этих животных в природе и жизни человека.

       Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать характерные признаки типов червей и делать выводы об усложнении их организации в процессе игры;

       Закрепить знания учащихся о гигиенических мерах по профилактике заражения паразитическими червями.

         Оборудование: таблицы«Плоские черви», «Круглые черви»,  «Кольчатые черви», динамическая модель «Развитие цепня», влажные препараты »Аскарида» и «Печеночный сосальщик», таблички с названиями секторов, рисунки  разных червей

                           Ход  урока.

    Организация класса.

    Проведение игры.

    Работа наша будет проходить на игровом поле, состоящем из нескольких секторов. Каждый сектор - это задания по характеристике червей.

    Зачитать эпиграф на доске: «Черви - это бескостное ползающее животное с вытянутым телом».

    1 сектор «Моя семья». Составление схемы классификации червей. (трое сильных уч-ся составляют схему у доски, остальные в тетради).

    Тип плоские черви        Тип Круглые черви     Тип Кольчатые черви

                                                                                                   

    Класс     Класс                    Класс              Класс                Класс

    Ресничные       Ленточные         Нематоды          Малощетин-       Многощетин-

                                                         ковые             ковые

              Сосальщики

                                                                  Пиявки

    Работа с классом: ( беседа)                        

    а)Назовите представителей каждого класса; б)Укажите количество видов;

    в)Назовите среды жизни.  

    2  сектор «По одежке встречают».

    Тест «Выдай паспорт». ( Приложение1). (Учащиеся работают парами по рядам: 1 ряд-плоские черви;2 —круглые;3- кольчатые черви; проверяют ответы друг  у друга; сравнивают с готовыми правильными ответами на доске; ставят оценки).

    Задание уч-ся: Назовите признаки, общие для всех червей.

    Вывод: название «черви» объединяет несколько самостоятельных типов животных разных по строению и образу жизни, но имеющих общие признаки.

    3        сектор «Дважды два четыре». Знание общей характе- ристики не дает нам полного представления об этих животных, поэтому мы повторим особенности систем органов, определяющих биологический прогресс от плоских червей к круглым и кольчатым. (Учащиеся отвечают на вопросы на карточках, по таблицам у доски).

    4        сектор « Удивительно, но факт...» Составить логически

    связанный рассказ о размножении червей.

    (К доске выходят 3 уч-ся и составляет схему размножения плоских, круглых и кольчатых червей, используя слова подсказки на карточке; остальные проверяют, исправляют и дополняют). (Приложение 2).

    5        сектор « Ирония судьбы». Многообразие червей.

    ( На рисунках изображены представители от каждого типа, соединить стрелками животных одного типа, стрелки направить от эволюционно более древнего к эволюционно более молодому организму). Приложение 3).

        6        сектор « Наши «недобрые» знакомые».

    Вопрос уч-ся:

    а)        О каких животных идет речь?

    б)        Почему они «недобрые» ?

    в)        Какое значение для паразитов имеет « Закон большого числа»?
    (Рассказ сильного ученика о развитии цепня по динамической модели на магнитной доске).

    Задание уч-ся: Какие паразитические черви вызывают заболевания: ФАСЦИОЛЕЗ,  АСКАРИДОЗ,  ЭНТЕРОБИОЗ.

    (Учащиеся рассказывают об этих заболеваниях).

    7 Сектор « МОЙДОДЫР» Памятки каждому уч-ся по профилактике заражения паразитическими червями. ( Приложение 4).

    8 сектор «Очевидное невероятное». ( Приложение 5).

    Задание уч-ся: а) Какое положительное значение имеют черви;

    б) Прочитайте на стр.92 учебника о значении пиявок.

      9сектор «Конкурс идей ».Учащиеся независимо друг от друга работают над задачами, а затем в порах обсуждают ответы.   ( Приложение 6).

    III. Итог урока.

     

     Приложение № 1. Тест « Общая характеристика червей»

     Подчеркните цифры, обозначающие общие для всех червей признаки.

    1 . Двусторонняя симметрия тела.

    Трехслойное удлиненное тело.

    Полость тела заполнена паренхимой.

    Тело разделено на сегменты.

    Наличие тканей, органов и систем органов.

    Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют.

    Вторичная полость тела - целом.

    Звездчатые клетки с ресничками, открывающиеся наружу выделительными порами.

    Гермафродиты.

    10.        Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным.

    1 1 .  Первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.

    Отсутствие твердых скелетных частей и настоящих расчлененных конечностей.

    Эктодермальная глотка и энтодермальная средняя кишка.

    Наличие кожно-мускульного мешка.

    Раздельнополые животные - половой диморфизм.

    Густая сеть капилляров в коже.

    Парные щупальца и глаза на переднем конце тела.

    На каждом сегменте тела две спинные и две брюшные щетинки.

    Хвостовые железы на заднем конце тела.

    Замкнутая кровеносная система, имеющая «сердца».

    Щетинки на передней части тела, иногда глаза.

    Приложение № 2.  Поясок, гермафродиты, яичники, наружное оплодо- творение, половым путем, совокупительная сумка, семенники, кокон, внутреннее оплодотворение, яйцо, перекрестное оплодотворение, муфта, раздельнополые, яйцевод, семяпровод, кутикулярные иголочки. 

    Приложение № 3

               

                                

       

                 

                                                                                                 

             

    Приложение № 4.           

                                         Памятка

              по профилактике заражения паразитическими червями.

    Тщательно мыть руки с мылом перед едой или после работы с землёй и посещения               туалета.

    Овощи и фрукты мыть кипячёной водой.

    Избегать обсасывания травинок.

    Мясо и рыбу перед употреблением хорошо  проваривать или прожаривать.

    Вовремя стричь ногти на руках, так как  яйца червей скапливаются под ними вместе с грязью.

    Необходимо гладить нательное и постельное бельё.

    Проходить обследование на гельминты и выполнять рекомендации медработников.

               

                                                                                                                                                                               

             

    Приложение № 5.  Положительное значение червей.

    Улучшают плодородие почвы.

    Дождевые черви служат пищей кротам, ежам.

    Морские и пресноводные колчецы служат пищей рыбам,
    ракообразным, кишечнополостным, иглокожим, поедающим их в
    больших количествах, азовских нереид специально развели в
    Каспийском море в качестве корма для рыб.

    Отсутствие дождевых червей практически всегда принимается за
    первые признаки неблагополучия почвы.

    Приложение № 6.  Решение творческих задач:

      1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь – ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок – циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.

    Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?

    Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными – космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

    Существует паразит, который обитает в  мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу – ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения»?

    Есть паразит, который обитает в теле муравьёв. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья – хозяина в пищеварительную систему коровы?

                                         

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

    Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви"

    1. Общая характеристика червей (таблица) 2. Кроссворд по теме: "Плоские черви" 3. Составить из иллюстраций схему "Цикл развития печеночного сосальщика" 4. Составить из иллюстраций схему "Цикл разви...

    Цифровой диктант биология 7 класс Круглые-Плоские -Кольчатые черви

    дидактический материал к уроку обобщающего повторения биология 7 класс  Цифровой диктант: "плоски-Круглые -Кольчатые черви"...

    Обобщение по теме:"Круглые, плоские, кольчатые черви"

    Представлена презентация для урока-игры по теме:  "Обобщение теме "Круглые, плоские, кольчатые черви". К презентации прилагается протокол урока, который заполняют сами учащиеся по ходу урока и те...

    Своя игра тема "Плоские, Круглые и Кольчатые черви"

    Обобщение и систематизация знаний  по темам Тип Плоские Тип Круглые и Тип Кольчатые черви....

    Презентация по теме "Круглые и кольчатые черви" 7 класс

    Презентация по теме "Круглые и кольчатые черви" 7 класс...

    Вопросы к проверочной работе по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви» (7 класс)

    Вопросы к проверочной работе по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви» (7 класс)...