Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"
методическая разработка (биология) по теме

Карпеева Елена Вячеславовна

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proishozhdeniicheloveka.docx29.49 КБ
Файл proishozhdenie_cheloveka.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Карпеева Е.В., преподаватель химии и биологии

ГБОУ СПО СО Тавдинский техникум им. А.А.Елохина

Тема урока: Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: формирование научных взглядов на происхождение человека; развитие представлений  об эволюционном единстве живых организмов; воспитание отношения к каждому человеку как уникальному живому организму.

Обеспечение занятия:

1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

2. Наглядные пособия: электронная презентация «Происхождение человека»

План урока:

1. Организационный момент

2. Положение человека в живой природе

3. Доказательства происхождения от животных

4. Факторы антропогенеза.

5. Древнейшие люди

6. Проверочная работа.

7. Древние люди.

8. Домашнее задание.

Ход урока.

1.

Знакомство учащихся с темой, целями и планом урока. (слайды№1, 2)

Цель урока для учащихся: изучить эволюционное развитие человека как часть эволюции органического мира.

Тема урока записывается в тетрадь

2.

Беседа о положении человека в природе (слайд №3), сопровождается записью в тетради.

3.

Актуализация знаний о доказательствах эволюции: данные каких биологических наук подтверждают наличие эволюционных процессов?

Ожидаемый ответ: цитология, анатомия, эмбриология, палеонтология, биохимия, биогеография.

Рассматриваются доказательства эволюции человека:

1. Анатомические (слайды №№ 4- 8)

Общий план строения (слайд №5,6)  - строение скелета, мускулатуры, кожи, дополнительно рассмотреть строение кровеносной системы, дыхательной системы и др.

Рудименты (слайд №7)- дополнительно рассказать о «гусиной коже», ушных мышцах, волосяном покрове.

Атавизмы (слайд № 8)

2. Эмбриологические (слайд №9)

Рассмотреть сравнение эмбрионов рыбы, птицы, свиньи, человека. На фотографии зародыша человека отметить жабры, хвост, сегментацию.

3. Цитогенетические (слайды №10, 11)

Рассмотреть кариотипы человека и шимпанзе, отметить сходство, объяснить различие в количестве хромосом, объединением двух в одну у человека. (№ 10)

Рассмотреть опыт по совмещению  ДНК человека и шимпанзе, сравнению белков (гемоглобин) человека и гориллы (№11)

Ученые определили среднюю скорость эволюции отдельных белков, то есть насколько часто меняется нуклеотидная последовательность в генах, контролирующих  эти белки. Сравнивая структуру белков у родственных видов, можно определить, когда по времени разошлись пути их эволюции: чем больше различий, тем дальше по времени отстоят общие предки.  На основании подобных анализов можно построить так называемые генетические или биохимические часы (слайд № 12)

 Общими предками человека и человекообразных обезьян были древесные обезьяны, или дриопитеки, жившие около 20 млн лет назад. Ранее всех от  общей ветви отделились предки гиббонов, около 14 млн лет назад обособились предки орангутанов, около 7 млн лет назад разошлись пути с предками горилл. Ближе всех к человеку находятся шимпанзе. Схема наглядно показывает, что современный человек не произошел от современных обезьян, а имеет с ними общего далекого предка.

4.

Эволюция человека называется антропогенезом. Антропогенез является составной частью макроэволюционных процессов. И в эволюции человека действовали те же самые факторы , что и в эволюции других видов. Но человек существо не только биологическое, но  существо еще и социальное, поэтому наряду с биологическими факторами в антропогенезе немаловажную роль играли факторы социальные. Рассмотрим каждую группу.

I биологические (слайд №18)

Вопросы для обсуждения:

1. Что является материалом эволюции?

2. Каковы движущие силы эволюции?

Справка: Около 8 – 5 млн лет назад на Земле произошли значительные климатические и географические изменения. Оледенение сковало  часть воды Мирового океана, уровень которого значительно понизился. Климат стал более сухим и холодным. В земной коре возникла грандиозная трещина, идущая от Антарктики к Мертвому морю, пересекая Африку. Вследствие этого восточная часть Африки, представлявшая ранее высокое лесистое плато, опустилась и превратилась в саванну – открытую местность, покрытую высокой травой. Те обезьяны, которые остались на возвышенности , продолжали существование на деревьях, обезьяны оказавшиеся в саванне должны были приспосабливаться к жизни на открытой местности.

3. Какой ароморфоз послужил первым шагом на пути от обезьяноподобных существ к человеку? (слайд №19)

4. Какие еще изменения связаны с переходом к движению на двух ногах?

5. Какие преимущества давало прямохождение?

6. К чему привело освобождение руки от передвижения?

II социальные факторы (слайд № 20)

Вопросы для обсуждения:

1. Какими наиболее существенными признаками человек отличается от животных?

2 . Чему способствовала предметная, а затем и орудийная деятельность человека?

3. Какие преимущества человеку дает вторая сигнальная система?

4. Какие преимущества дает человеку жизнь в обществе?

Подведем итоги:

Прямохождение свободные рукиорудийная деятельностьразвитие интеллекта.

Стадный образ жизнисовместная деятельностьречьобмен информацией, опытом, обучение.

Как результат: меняется стратегия выживания, кроме мускульной силы преимущество получил интеллект, на поздних этапах эволюции от развития мозга зависело, какие  из гомининов выживут, а какие вымрут.

5.

История развития рода Человек делится на три периода (слайд №21)

Древнейшим людям предшествовали обезьяноподобные существа, которые не являлись людьми, но от них произошел род Homo, их назвали австралопитеками. Рассмотрим их подробнее.

(слайд №22)

Появились в Африке 5-4млн лет назад. Строение тазовых костей свидетельствует о прямохождении. Имели небольшой череп, объем мозга 410 – 550 см3. Питались растительной пищей (строение челюстей и зубов), и тем, что оставалось от добычи хищников. Существовало несколько видов (слайд №23), один из них, вероятнее всего афарский, дал начало роду Человек. Вымерли около 1,5млн лет назад.

Древнейшие люди(слайд №24)

1. Человек умелый H. habilis  (слайд №25)

Появились 2 – 1,5 млн лет назад. Рост не более 1,5м, вес около 50 кг. Лицо менее выдвинуто вперед по сравнению с австралопитеками, череп более округлый, объем мозга увеличился до 650 см3. При этом сохраняются обезьяньи черты: надглазничные валики, плоский нос, выдающиеся челюсти. Выпуклость внутри черепа говорит о наличии в мозге центра Брока – центра речи. Но вероятно гортань не была способна производить столько же звуков сколько и наша. Изменились конечности: ноги приобрели современную форму, руки стали короче ног, изменилось строение кисти. На стоянках человека умелого найдено множество искусственно обработанных камней – первые примитивные орудия труда. Обработка камня грубая, но тем не менее давала возможность использовать их для резки мяса и дробления костей, обработки шкур. Человек умелый строил несложные укрытия, в отличии от австралопитеков, занимался собирательством и охотой на малую дичь.

2. Человек работающий H. ergaster (слайд №26)

Ископаемый вид людей, появившийся в Африке 1,8 млн лет назад в результате эволюции Homo habilis . Рост 180-190 см. По сравнению с Человеком умелым объём мозга Человека работающего заметно увеличился и составлял в среднем 900 см³, а кроме того, увеличились и его отделы, отвечающие за абстрактное мышление, в частности увеличился размер лобных долей. Одновременно с увеличением лобных долей происходило и увеличение так называемой зоны Брока, ответственной за речь. При переходе от H. habilis произошло два важных изменения:1) Резко увеличились размеры тела. Это связывают непосредственно со вторым изменением, а именно:2) Возросла доля животной пищи в рационе. Традиционно это объясняли тем, что H. ergaster научился более эффективно охотиться на крупную и среднюю дичь. В последнее время, однако, приводятся аргументы в пользу того, что H. ergaster был всё-таки падальщиком, и просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками.

3. Человек прямоходящий H. erectus (слайд №27)

Появились 1,6 млн лет назад. Рост около 1,8 м, вес как у современных людей. Обнаруженные черепа толстостенные, имеют надглазничный валик, низкий покатый лоб. Но объем мозга увеличился в среднем  до 1100см3. В левом полушарии кроме центра Брока появился центр Вернике, контролирующий понимание речи, то есть человек прямоходящий обладал зачатками речи. Речь нечленораздельна, отсутствует подбородочный выступ.

(слайд № 28) Люди жили группами, занимались охотой и собирательством, сооружали укрытия в виде шалашей или заселяли пещеры. Человек прямоходящий первым начал систематически использовать огонь для обогрева жилищ и приготовления пищи, защиты и охоты. Но скорее всего, добывать огонь не умел.

Вопрос для обсуждения: как использование огня отразилось на строении черепа?

(слайд № 29)усложнилась технология изготовления орудий труда, они стали более удобными и более разнообразными. Главное изобретение – обоюдоострое рубило, похожее на клык животного. (орудие человека умелого имело только один режущий край).

Период существования человека прямоходящего совпал с неоднократно происходящими оледенениями. Уровень океана понижался, между материками обнажались сухопутные перешейки, по ним человек из Африки распространился в Европу и Азию. В изолированных популяциях эволюция шла разными темпами.

(слайд № 30) часто человека прямоходящего называют по наиболее известным находкам.

Вымерли древнейшие люди 200тыс лет назад.

6. Выполнение проверочной работы и обсуждение результатов. (слайд № 31 - 33)

7.

Древние люди(слайд № 34)

Появились около 300 тыс лет назад. Одна из находок ископаемых останков была сделана в Германии в долине Неандерталь, поэтому называют древних людей неандертальцами.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми. (слайд № 35)

В эпоху неандертальцев усложнилась обработка камня, тщательно обрабатывая отщепы, неандертальцы изготавливали более разнообразные и более специализированные орудия (слайд № 36). Наличие каменных и костяных игл говорит о том, что неандертальцы шили одежду из шкур животных.

(слайд № 37) Вероятнее всего неандертальцы были хорошими охотниками, так как от успешности охоты зависело их существование. Для охоты также использовались ловушки, что свидетельствует о развитии мыслительной деятельности. Неандертальцы жили группами численностью до 40 человек. Умели не только пользоваться огнем, но и добывать его.  Для них была характерна забота о соплеменниках, они оказывали друг другу медицинскую помощь - при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.

(слайд № 38) Неандертальцы первыми начали хоронить своих соплеменников.  Во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в позе эмбриона, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что может свидетельствовать о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики.  Религиозная практика европейских неандертальцев представлена также «культом медвежьих черепов», что позволяет предполагать существование обрядов охотничьей магии. Наличие зачатков религии говорит о наличии воображения и абстрактного мышления, а это позволяет отнести неандертальцев к виду Человек разумный.

Современные учёные больше не считают неандертальцев предками современных людей, поскольку, согласно данным генетики, прямые предки людей происходят из Африки, которая лежала вне ареала обитания неандертальцев. В 1997 году на основании анализа ДНК первого неандертальца учёные Мюнхенского университета сделали вывод: различия в генах слишком велики, чтобы считать неандертальцев предками кроманьонцев(непосредственных предков современных людей). Это была отдельная  ветвь эволюции, которая в результате жесткой конкуренции с более совершенным видом вымерла около 30 тыс лет назад.

8.

Домашнее задание: самостоятельно рассмотреть тему «Человеческие расы» и подготовить доклады или электронные презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение человека

Слайд 2

План: Положение человека в Природе Доказательства происхождения от животных Надсемейство Hominoidea Факторы антропогенеза Этапы антропогенеза

Слайд 3

Положение человека в Природе Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Приматы Подотряд: Обезьяны Семейство: Человекообразные ( Hominidae ) Род: Человек ( Hom о) Вид: Человек разумный ( Homo sapiens)

Слайд 4

Доказательства происхождения от животных Анатомические Общий план строения Наличие рудиментов (около 100) Наличие атавизмов

Слайд 7

Рудименты

Слайд 8

Атавизмы

Слайд 9

Эмбриологические доказательства

Слайд 10

Цитогенетические доказательства

Слайд 12

Генетические часы дриопитеки

Слайд 13

Гиббоны

Слайд 14

Орангутаны

Слайд 15

Гориллы

Слайд 16

Шимпанзе

Слайд 17

Антропогенез (от греческого anthropos – человек и genesis – происхождение) эволюционное развитие человека

Слайд 18

Факторы антропогенеза Биологические: Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор

Слайд 20

Факторы антропогенеза Социальные Труд (орудийная деятельность) Разум Речь Общественный образ жизни

Слайд 21

Этапы антропогенеза Древнейшие люди (архантропы ) 2млн – 200тыс Древние люди ( палеантропы ) 300тыс – 40 тыс Первые современные люди (неоантропы ) 30 тыс

Слайд 22

Австралопитеки Австралопитек афарский (Люси) Возраст 3 млн лет найдена в Эфиопии в 1974году

Слайд 23

Австралопитеки африканский, могучий, Бойса

Слайд 24

Древнейшие люди Человек умелый H. habilis Человек работающий H. ergaster Человек прямоходящий H. erectus

Слайд 25

Человек умелый H. habilis

Слайд 26

Человек работающий H. ergaster

Слайд 27

Человек прямоходящий H. erectus

Слайд 30

Важнейшие находки Питекантроп (1 млн . лет, о.Ява) Син антроп (360 тыс . лет, Китай) Гейдельбергский человек (0,5 млн . лет, Германия)

Слайд 31

Проверочная работа: 1. У человека, как и человекообразных обезьян: есть сводчатая стопа; хорошо развито сознание; есть диафрагма, млечные железы; S -образные изгибы позвоночника . 2. В отличии от человекообразных обезьян у человека: проявляется забота о потомстве; четыре группы крови; есть кора головного мозга; развита трудовая деятельность.

Слайд 32

3. В эволюции человека наиболее важная роль в формировании прямохождения принадлежала…факторам: биологическим; социальным; экологическим; ограничивающим . 4. Общественный образ жизни предков человека способствовал: появлению прямохождения ; формированию S - образного позвоночника; появлению речи; освобождению руки.

Слайд 33

5. Общими предками человека и человекообразных обезьян считают: синантропа; австралопитеков; дриопитеков; питекантропов. 6 . Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них: сводчатой стопы; развитой руки; S - образного позвоночника; объёмного зрения.

Слайд 34

Древние люди (неандертальцы)

Слайд 39

Домашнее задание Изучить тему «Человеческие расы» Подготовить доклад на тему, электронную презентацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...

Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...

Разработка урока по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. УСЛОВИЯ СРЕДЫ

Задачи: рассмотреть классификацию экологических факторов, изучить основные абиотические факторы среды, выявить их роль в жизни организмов.Элементы содержания: абиотические, биотические, антропогенные ...

Разработка урока по теме: Климатообразующие факторы

Цель урока: познакомить учащихся с климатообразующими факторами и их влиянием на особенности распределения тепла и влаги, атмосферного давления и осадков на земле.Учить учащихся работать с картой &laq...