Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии.
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Никитенко Ольга Дмитриевна

Мастер-класс "Отработка заданий части В и С в ГИА  по биологии".

Скачать:


Подписи к слайдам:

учитель биологии 1 кв.категорииМБОУ СОШ № 5 г. ТатарскаНикитенко Ольга Дмитриевна
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этогоместе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4 ) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирует деятельность дыхательной системы2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание3) отвечает за чувство голода и насыщения4) регулирует температуру тела 5) регулирует деятельность кровеносной системы6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.Ответ:
1
2
5
В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) охлаждают растение2) имеют устьичные клетки3) выполняют якорную функцию4) содержат зону проведения5) всасывают воду и минеральные вещества6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганическихОтвет:
1
2
6
В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Имеют ризоидыРазмножаются спорамиСодержат споры и коробочкиОбразуют половые клеткиИмеют предросток, похожий на нить водоросли6) В цикле развития имеют бесполое и половое поколенияОтвет:
1
3
5
В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращением. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
ЛичинкаБластулаЗиготаВзрослая особьГаструлаКуколка Ответ:
2
3
5
В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИА) Строительство муравейника 1) морфологическаяБ) Окраска венчика у цветка 2) поведенческаяВ) Роющая конечность у кротаГ) Мясистый стебель у кактусаД) Брачные игры у тетеревовЕ) Впадение в спячкуОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
1
1
2
2
В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКАА) Заканчивается переваривание 1) тонкий белков, углеводов, липидов 2) толстыйБ) Всасываются органические вещества в кровь и лимфуВ) Всасывается основная часть водыГ) Расщепляется клетчаткаД) Внутренняя поверхность имеет ворсинкиЕ) Формирование каловых массОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
1
1
2
2
1
2
В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИЗНАК КЛАССА) Две пары усиков 1)ПаукообразныеБ) число конечностей непостоянно 2)РакообразныеВ) органы дыхания – трахеи и легкиеГ) пара сложных глазД) четыре пары конечностейЕ) органы дыхания - жабрыОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
2
1
2
В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
КЛАСС ПРИЗНАК А) Кожа тонкая и голая 1)ПресмыкающиесяБ) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводныепокрыта роговыми чешуямии костными пластинкамиВ) Дыхание кожное и легочноеГ) Оплодотворение внутреннееД) Развитие с превращениемЕ) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
2
1
2
1
В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Отряд ПриматыСемейство МартышкообразныеТип ХордовыеЦарство ЖивотныеВид Макака-резусКласс МлекопитающиеОтвет:
4
3
6
1
2
5
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лукаОсторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стекломПипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплюРассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз Предметное и покровное стекла протрите салфеткойОтвет:
5
1
3
2
4
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой рукиОсвободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечьяПосле 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульсПодсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянииСлегка надавите пальцем до ощущения биения сердца Ответ:
3
2
6
5
1
4
В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Соединительная тканьИон железаЭритроцитыГемоглобинФорменные элементыКровь Ответ:
1
6
5
3
4
2
В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Внешнее строение побегаПобег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).Перечень терминов:1) генеративный2) пазуха3) боковая почка4) смешанная почка5) вегетативный6) жилка7) чечевичка8) узелОтвет:
А
Б
В
Г
5
3
2
8
В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Строение трубчатой кости.Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию. Перечень терминов:Губчатое веществоНадкостницаКомпактное веществоЖелтый костный мозгГрудная клеткаСвободная верхняя конечностьХрящКрасный костный мозгОтвет:
А
Б
В
Г
6
3
1
8
В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
«Световая фаза фотосинтеза»
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом. Перечень терминов:ДНКТемновая КислородАТФСумеречнаяГемоглобинХлорофилл Углекислый газОтвет:
А
Б
В
Г
2
7
4
3
В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ
Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г). Перечень терминов:ПалочкаЗрачокРоговицаСлепое пятноХрусталикЖелтое пятноСтекловидное телоКолбочка Ответ:
А
Б
В
Г
1
8
4
6
Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.
С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
Сравнительная характеристика желез
Характеристика
Половые железы
Поджелудочная железа
Тип железы
1
Смешанной секреции
2
половые
Глюкагон и инсулин
Внешнесекреторная функция
Сперматозоиды и яйцеклетки
3
Содержание верного ответа.
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:1 – смешанной секреции2- внутрисекреторная (эндокринная) функция3- пищеварительные ферменты
С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.
С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).
Факторы, влияющие на здоровье человека
Влияние факторов на здоровье человека
Образ жизни человека
50%
Социальные условия
17 -20 %
Природные условия
17 – 20 %
Наследственность
17 – 20 %
Здравоохранение
8 – 9 %
От чего зависит здоровье человека? Дайте определения понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье человека и его образ жизни?
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).
Удачи на экзаменах!!!


Предварительный просмотр:

Справочный материал.

Строение и функции головного мозга

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400— 1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23—25 годам.

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В продолговатом мозге находятся следующие центры:

• дыхательный;

• сердечной деятельности;

• сосудодвигательный;

• безусловных пищевых рефлексов;

• защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);

• центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Мост - проводящие пути слухового анализатора.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.

Средний мозг  Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами.  Проходят восходящие и нисходящие нервные пути. Восходящие пути идут к таламусу, нисходящие — в продолговатый и спинной мозг. В четверохолмии расположены подкорковые центры движений, возникающих под влиянием зрительных (верхние холмики) и слуховых (нижние холмики) раздражений.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.

Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к таламусу прилегает эпифиз, являющийся железой внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, белое вещество — проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий впервые появляется у рептилий. У млекопитающих она занимает большую часть поверхности полушарий и состоит из шести слоев клеток.

Глубокие борозды делят полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Нижнюю поверхность полушарий называют основанием мозга. Наибольшего развития у человека достигают лобные доли.

 Зоны коры больших полушарий и их функции:

• двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;

• зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;

• зрительная зона расположена в затылочной доле;

• слуховая зона расположена в височной доле;

• центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей;

• ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

****************************************************************************

 

Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.

Слизистая оболочка тонкой кишки образует многочисленные круговые (циркулярные) складки — постоянные (анатомические), а продольные и косые — непостоянные (физиологические), увеличивающие во много раз ее всасывающую поверхность и участвующие в процессе продвижения пищи. По мере приближения подвздошной кишки к толстому кишечнику количество продольных складок увеличивается. Также в слизистом слое расположены многочисленные железы, секретирующие кишечный сок, в состав которого входят различные ферменты, участвующие в переваривании пищи.

Процесс переваривания продуктов питания происходит не только в полости тонкого кишечника, а также в непосредственной близости от ворсинок (пристеночное пищеварение) и внутри клеток слизистой оболочки (внутриклеточное пищеварение).

В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ, которые участвуют в разнообразных метаболических процессах в организме.

Клетки слизистой оболочки толстой кишки не имеют ворсинок, так как интенсивность процессов всасывания в ней значительно снижается. 
В
 толстом кишечнике заканчивается всасывание воды и формируются каловые массы. Для их образования и продвижения по отделам толстого кишечника клетками слизистой оболочки секретируется слизь.

*****************************************************************************

*Сетчатка — это тонкий слой нервной ткани, расположенный с внутренней стороны задней части глазного яблока. Сетчатка глаза отвечает за восприятие изображения, которое проецируется на нее при помощи роговицы и хрусталика, и преобразование его в нервные импульсы, которые затем передаются в головной мозг.

Важнейшей частью сетчатки является макула (макулярная область, желтое пятно). Макула отвечает за центральное зрение, так как в ней находятся большое количество фоторецепторов, а именно колбочек. Именно они дают нам возможность видеть хорошо при дневном освещении. Заболевания макулы могут значительно понижать зрение.



Предварительный просмотр:

Задания части 2 (В) , части 3(С) ГИА по биологии.

При выполнении заданий с кратким ответом      (В1-В4 )  ответ записывается так, как указано в тексте задания.

В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) регулирует деятельность дыхательной системы

2) обеспечивает  защитные рефлексы – кашель и чихание

3) отвечает  за чувство голода и насыщения

4) регулирует температуру тела

5) регулирует деятельность кровеносной системы

6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.

             

                 В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

         1) охлаждают растение

2) имеют устьичные клетки

3) выполняют якорную функцию

4) содержат зону проведения

5) всасывают воду и минеральные вещества

6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических

 В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений.                                                                                                   Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Имеют ризоиды

Размножаются спорами

Содержат споры и коробочки

Образуют половые клетки

Имеют предросток, похожий на нить водоросли

В цикле развития имеют бесполое  и половое поколения

            В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 Личинка

Бластула

Зигота

Взрослая особь

Гаструла

Куколка

                     

   В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

             ПРИМЕР                                        ВИД АДАПТАЦИИ

А) Строительство муравейника                  1) морфологическая

Б) Окраска венчика у цветка                       2) поведенческая

В) Роющая конечность у крота

Г)  Мясистый стебель у кактуса

Д)  Брачные игры у тетеревов

Е) Впадение в спячку                

В2. Установите соответствие между  характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                       ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) Заканчивается переваривание         1) тонкий

    белков, углеводов, липидов              2) толстый

Б) Всасываются органические

     вещества в кровь и лимфу

В) Всасывается основная часть воды

Г)  Расщепляется клетчатка

Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки

Е)  Формирование каловых масс

В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ПРИЗНАК                                                                   КЛАСС

А) Две пары усиков                                          1)Паукообразные

Б) число конечностей непостоянно            2)Ракообразные

В) органы дыхания – трахеи и легкие

Г) пара сложных глаз

Д) четыре пары конечностей

Е) органы дыхания - жабры

В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.  Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

КЛАСС                                            ПРИЗНАК  

А) Кожа тонкая и голая              1)Пресмыкающиеся

Б) Кожа сухая, тонкая                2) Земноводные

покрыта роговыми чешуями

и костными пластинками

В) Дыхание кожное и легочное

Г) Оплодотворение внутреннее

Д) Развитие с превращением

Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой    

В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Отряд Приматы

Семейство Мартышкообразные

Тип Хордовые

Царство Животные

Вид Макака-резус

Класс Млекопитающие

В3. Расположите в правильном порядке  пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

Пипеткой капните каплю слабого раствора  йода на предметное стекло  и положите кусочек кожицы в каплю

Рассмотрите приготовленный препарат  при увеличении  в 56 раз

Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца

В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Соединительная ткань

Ион железа

Эритроциты

Гемоглобин

Форменные элемента

Кровь

В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

Внешнее строение побега

Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).

Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа.  Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).

Перечень терминов:

1) генеративный

2) пазуха

3) боковая почка

4) смешанная почка

5) вегетативный

6) жилка

7) чечевичка

8) узел

 

В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

                              Строение трубчатой кости.

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в  _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.

                          Перечень терминов:

Губчатое вещество

Надкостница

Компактное вещество

Желтый  костный мозг

Грудная клетка

Свободная верхняя конечность

Хрящ

Красный костный мозг

В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

«Световая фаза фотосинтеза»

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б)  и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.

                      Перечень терминов:

ДНК

Темновая

Кислород

АТФ

Сумеречная

Гемоглобин

Хлорофилл      

Углекислый газ

В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ

Сетчатка   глаза  содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).

             Перечень терминов:

Палочка

Зрачок

Роговица

Слепое пятно

Хрусталик

Желтое пятно

Стекловидное тело

Колбочка                        

С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;

При боковом зрении  изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.

 С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные  цифрами 1,2,3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.

ЖЕЛЕЗЫ.

     Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них  кровь и лимфу  (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые  железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

       Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование  сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.

       Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную  кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее  расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.

Сравнительная характеристика желез

Характеристика

Половые железы

Поджелудочная железа

Тип железы

1

Смешанной секреции

2

половые

Глюкагон и инсулин

Внешнесекреторная функция

Сперматозоиды и яйцеклетки

3

С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать  и обосновывать собственное мнение.

С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите  отличие желез внутренней секреции от желез внешней  секреции.

С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).

Факторы, влияющие на здоровье человека

Влияние факторов на здоровье человека

Образ жизни человека

50%

Социальные условия

17 -20 %

Природные условия

17 – 20 %

Наследственность

17 – 20 %

Здравоохранение

8 – 9 %

От чего зависит здоровье человека? Дайте определения

понятиям «здоровый образ жизни».  Как связаны здоровье

человека  и его образ жизни?



Предварительный просмотр:

 Мастер класс «Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии».

учитель биологии

Никитенко О.Д.

Цели и задачи:

1). Ознакомить учащихся 9 класса со спецификой выполнения и структурой части2  (В)  и  части 3 (С) в ГИА по биологии;

2). Продолжить формирование умений и навыков работы с заданиями ГИА по биологии на основе справочного материала.

3). Показать  на практике возможности выполнения заданий части 3 (С).

Оборудование:

1). Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования; 2). Кодификатор элементов содержания и требований  к уровню  подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии;

3). Презентация.

4). Справочные материалы.

5). Задания части С .

Ход занятия.

Введение.     (Вступительное слово учителя).

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого
месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. 

Часть содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советую  выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Отработка заданий части 2.  

Напоминаю , что  
При выполнении заданий с кратким ответом      (
В1-В4 )  ответ записывается так, как указано в тексте задания.

В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) регулирует деятельность дыхательной системы

2) обеспечивает  защитные рефлексы – кашель и чихание

3) отвечает  за чувство голода и насыщения

4) регулирует температуру тела

5) регулирует деятельность кровеносной системы

6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.

  Ответ:            

1

2

5

                 В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

         1) охлаждают растение

2) имеют устьичные клетки

3) выполняют якорную функцию

4) содержат зону проведения

5) всасывают воду и минеральные вещества

6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических

Ответ:

1

2

6

 В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений.                                                                                                   Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Имеют ризоиды

Размножаются спорами

Содержат споры и коробочки

Образуют половые клетки

Имеют предросток, похожий на нить водоросли

В цикле развития имеют бесполое  и половое поколения

Ответ:

1

3

5

            В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 Личинка

Бластула

Зигота

Взрослая особь

Гаструла

Куколка

Ответ:

                     

3

2

5

   В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

             ПРИМЕР                                        ВИД АДАПТАЦИИ

А) Строительство муравейника                  1) морфологическая

Б) Окраска венчика у цветка                       2) поведенческая

В) Роющая конечность у крота

Г)  Мясистый стебель у кактуса

Д)  Брачные игры у тетеревов

Е) Впадение в спячку

Ответ:

               

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

1

2

2

В2. Установите соответствие между  характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                       ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) Заканчивается переваривание         1) тонкий

    белков, углеводов, липидов              2) толстый

Б) Всасываются органические

     вещества в кровь и лимфу

В) Всасывается основная часть воды

Г)  Расщепляется клетчатка

Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки

Е)  Формирование каловых масс

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

2

1

2

В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ПРИЗНАК                                                                   КЛАСС

А) Две пары усиков                                          1)Паукообразные

Б) число конечностей непостоянно            2)Ракообразные

В) органы дыхания – трахеи и легкие

Г) пара сложных глаз

Д) четыре пары конечностей

Е) органы дыхания - жабры

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

2

1

2

В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.  Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

КЛАСС                                            ПРИЗНАК  

А) Кожа тонкая и голая              1)Пресмыкающиеся

Б) Кожа сухая, тонкая                2) Земноводные

покрыта роговыми чешуями

и костными пластинками

В) Дыхание кожное и легочное

Г) Оплодотворение внутреннее

Д) Развитие с превращением

Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой

Ответ:    

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

1

2

1

В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Отряд Приматы

Семейство Мартышкообразные

Тип Хордовые

Царство Животные

Вид Макака-резус

Класс Млекопитающие

Ответ:

4

3

6

1

2

5

В3. Расположите в правильном порядке  пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

Пипеткой капните каплю слабого раствора  йода на предметное стекло  и положите кусочек кожицы в каплю

Рассмотрите приготовленный препарат  при увеличении  в 56 раз

Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

Ответ:

5

1

3

2

4

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца

3

2

6

5

1

4

В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Соединительная ткань

Ион железа

Эритроциты

Гемоглобин

Форменные элемента

Кровь

1

6

5

3

4

2

В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

Внешнее строение побега

Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).

Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа.  Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).

Перечень терминов:

1) генеративный

2) пазуха

3) боковая почка

4) смешанная почка

5) вегетативный

6) жилка

7) чечевичка

8) узел

Ответ:

А

Б

В

Г

5

3

2

8

В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

                              Строение трубчатой кости.

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в  _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.

                          Перечень терминов:

Губчатое вещество

Надкостница

Компактное вещество

Желтый  костный мозг

Грудная клетка

Свободная верхняя конечность

Хрящ

Красный костный мозг

Ответ:

А

Б

В

Г

6

3

1

8

В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

«Световая фаза фотосинтеза»

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б)  и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.

                      Перечень терминов:

ДНК

Темновая

Кислород

АТФ

Сумеречная

Гемоглобин

Хлорофилл      

Углекислый газ

Ответ:

А

Б

В

Г

2

7

4

3

В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ

Сетчатка   глаза  содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).

             Перечень терминов:

Палочка

Зрачок

Роговица

Слепое пятно

Хрусталик

Желтое пятно

Стекловидное тело

Колбочка

Ответ:                          

А

Б

В

Г

1

8

4

6

 С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;

При боковом зрении  изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.

 С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные  цифрами 1,2,3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.

ЖЕЛЕЗЫ.

     Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них  кровь и лимфу  (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые  железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

       Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование  сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.

       Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную  кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее  расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.

Сравнительная характеристика желез

Характеристика

Половые железы

Поджелудочная железа

Тип железы

1

Смешанной секреции

2

половые

Глюкагон и инсулин

Внешнесекреторная функция

Сперматозоиды и яйцеклетки

3

Содержание верного ответа.

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:

1 – смешанной секреции

2- внутрисекреторная (эндокринная) функция

3- пищеварительные ферменты

С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать  и обосновывать собственное мнение.

С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите  отличие желез внутренней секреции от желез внешней  секреции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;

2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;

3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.

С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).

Факторы, влияющие на здоровье человека

Влияние факторов на здоровье человека

Образ жизни человека

50%

Социальные условия

17 -20 %

Природные условия

17 – 20 %

Наследственность

17 – 20 %

Здравоохранение

8 – 9 %

От чего зависит здоровье человека? Дайте определения

понятиям «здоровый образ жизни».  Как связаны здоровье

человека  и его образ жизни?

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;

Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 11 классе "Отработка заданий части С8".

Цель урока:отработка умений составления плана при выполнении задания С8.Задачи:проверка знания содержательной части темы и умения выстроить логику содержания;составление алгоритма сложного плана...

Отработка заданий части С ЕГЭ по биологии.

Отработка заданий части С в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора....

Отработка заданий ЕГЭ по биологии 2-й части

Данная разработка содержит задания с ответами второй части ЕГЭ по биологии....

Тренажер по биологии «Отработка заданий А 4 и А 5 ОГЭ по биологии. Царство Растения»

Ресурс содержит тренажер по биологии (отработка решения заданий А4 и А5 ОГЭ по биологии – Царство Растения). В презентацию включено 39 вопросов с одним типа А, то есть с одним верным вариантом ответа....

Тренажер по биологии «Отработка заданий А 4 и А 5 ОГЭ по биологии. Царство Растения» Вариант 2

В тренажер (презентацию) включено 39 вопросов типа А, то есть с одним верным вариантом ответа. Начинается тестирования с запуска презентации и нажатия кнопки «Начать тест», затем происходит выбор одно...

Отработка заданий ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий

ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий...

"Отработка заданий с рисунками при подготовке к ГИА - 9 по биологии"

Работа с рисунками при подготовке к экзамену по биологии в 9 классе....