Главные вкладки

    Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме:
    Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии.

    Никитенко Ольга Дмитриевна

    Мастер-класс "Отработка заданий части В и С в ГИА  по биологии".

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    учитель биологии 1 кв.категорииМБОУ СОШ № 5 г. ТатарскаНикитенко Ольга Дмитриевна
    Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этогоместе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
    Часть 2. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4 ) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
    В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) регулирует деятельность дыхательной системы2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание3) отвечает за чувство голода и насыщения4) регулирует температуру тела 5) регулирует деятельность кровеносной системы6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.Ответ:
    1
    2
    5
    В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) охлаждают растение2) имеют устьичные клетки3) выполняют якорную функцию4) содержат зону проведения5) всасывают воду и минеральные вещества6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганическихОтвет:
    1
    2
    6
    В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
    Имеют ризоидыРазмножаются спорамиСодержат споры и коробочкиОбразуют половые клеткиИмеют предросток, похожий на нить водоросли6) В цикле развития имеют бесполое и половое поколенияОтвет:
    1
    3
    5
    В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращением. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
    ЛичинкаБластулаЗиготаВзрослая особьГаструлаКуколка Ответ:
    2
    3
    5
    В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
    ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИА) Строительство муравейника 1) морфологическаяБ) Окраска венчика у цветка 2) поведенческаяВ) Роющая конечность у кротаГ) Мясистый стебель у кактусаД) Брачные игры у тетеревовЕ) Впадение в спячкуОтвет:
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    2
    1
    1
    1
    2
    2
    В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
    ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКАА) Заканчивается переваривание 1) тонкий белков, углеводов, липидов 2) толстыйБ) Всасываются органические вещества в кровь и лимфуВ) Всасывается основная часть водыГ) Расщепляется клетчаткаД) Внутренняя поверхность имеет ворсинкиЕ) Формирование каловых массОтвет:
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    1
    1
    2
    2
    1
    2
    В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
    ПРИЗНАК КЛАССА) Две пары усиков 1)ПаукообразныеБ) число конечностей непостоянно 2)РакообразныеВ) органы дыхания – трахеи и легкиеГ) пара сложных глазД) четыре пары конечностейЕ) органы дыхания - жабрыОтвет:
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    2
    2
    1
    2
    1
    2
    В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
    КЛАСС ПРИЗНАК А) Кожа тонкая и голая 1)ПресмыкающиесяБ) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводныепокрыта роговыми чешуямии костными пластинкамиВ) Дыхание кожное и легочноеГ) Оплодотворение внутреннееД) Развитие с превращениемЕ) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой Ответ:
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
    2
    1
    2
    1
    2
    1
    В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
    Отряд ПриматыСемейство МартышкообразныеТип ХордовыеЦарство ЖивотныеВид Макака-резусКласс МлекопитающиеОтвет:
    4
    3
    6
    1
    2
    5
    В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
    Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лукаОсторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стекломПипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплюРассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз Предметное и покровное стекла протрите салфеткойОтвет:
    5
    1
    3
    2
    4
    В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
    Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой рукиОсвободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечьяПосле 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульсПодсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянииСлегка надавите пальцем до ощущения биения сердца Ответ:
    3
    2
    6
    5
    1
    4
    В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
    Соединительная тканьИон железаЭритроцитыГемоглобинФорменные элементыКровь Ответ:
    1
    6
    5
    3
    4
    2
    В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
    Внешнее строение побегаПобег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).Перечень терминов:1) генеративный2) пазуха3) боковая почка4) смешанная почка5) вегетативный6) жилка7) чечевичка8) узелОтвет:
    А
    Б
    В
    Г
    5
    3
    2
    8
    В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
    Строение трубчатой кости.Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию. Перечень терминов:Губчатое веществоНадкостницаКомпактное веществоЖелтый костный мозгГрудная клеткаСвободная верхняя конечностьХрящКрасный костный мозгОтвет:
    А
    Б
    В
    Г
    6
    3
    1
    8
    В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
    «Световая фаза фотосинтеза»
    В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом. Перечень терминов:ДНКТемновая КислородАТФСумеречнаяГемоглобинХлорофилл Углекислый газОтвет:
    А
    Б
    В
    Г
    2
    7
    4
    3
    В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
    СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ
    Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г). Перечень терминов:ПалочкаЗрачокРоговицаСлепое пятноХрусталикЖелтое пятноСтекловидное телоКолбочка Ответ:
    А
    Б
    В
    Г
    1
    8
    4
    6
    Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
    С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.
    С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
    Сравнительная характеристика желез
    Характеристика
    Половые железы
    Поджелудочная железа
    Тип железы
    1
    Смешанной секреции
    2
    половые
    Глюкагон и инсулин
    Внешнесекреторная функция
    Сперматозоиды и яйцеклетки
    3
    Содержание верного ответа.
    Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:1 – смешанной секреции2- внутрисекреторная (эндокринная) функция3- пищеварительные ферменты
    С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
    С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.
    С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
    С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
    Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).
    Факторы, влияющие на здоровье человека
    Влияние факторов на здоровье человека
    Образ жизни человека
    50%
    Социальные условия
    17 -20 %
    Природные условия
    17 – 20 %
    Наследственность
    17 – 20 %
    Здравоохранение
    8 – 9 %
    От чего зависит здоровье человека? Дайте определения понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье человека и его образ жизни?
    Правильный ответ может содержать следующие элементы:
    Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).
    Удачи на экзаменах!!!


    Предварительный просмотр:

    Справочный материал.

    Строение и функции головного мозга

    Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400— 1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23—25 годам.

    Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого.

    Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В продолговатом мозге находятся следующие центры:

    • дыхательный;

    • сердечной деятельности;

    • сосудодвигательный;

    • безусловных пищевых рефлексов;

    • защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);

    • центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

    Мост - проводящие пути слухового анализатора.

    Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.

    Средний мозг  Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами.  Проходят восходящие и нисходящие нервные пути. Восходящие пути идут к таламусу, нисходящие — в продолговатый и спинной мозг. В четверохолмии расположены подкорковые центры движений, возникающих под влиянием зрительных (верхние холмики) и слуховых (нижние холмики) раздражений.

    Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.

    Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к таламусу прилегает эпифиз, являющийся железой внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.

    Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему.

    Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, белое вещество — проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

    Кора больших полушарий впервые появляется у рептилий. У млекопитающих она занимает большую часть поверхности полушарий и состоит из шести слоев клеток.

    Глубокие борозды делят полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

    Нижнюю поверхность полушарий называют основанием мозга. Наибольшего развития у человека достигают лобные доли.

     Зоны коры больших полушарий и их функции:

    • двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;

    • зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;

    • зрительная зона расположена в затылочной доле;

    • слуховая зона расположена в височной доле;

    • центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей;

    • ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

    ****************************************************************************

     

    Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.

    Слизистая оболочка тонкой кишки образует многочисленные круговые (циркулярные) складки — постоянные (анатомические), а продольные и косые — непостоянные (физиологические), увеличивающие во много раз ее всасывающую поверхность и участвующие в процессе продвижения пищи. По мере приближения подвздошной кишки к толстому кишечнику количество продольных складок увеличивается. Также в слизистом слое расположены многочисленные железы, секретирующие кишечный сок, в состав которого входят различные ферменты, участвующие в переваривании пищи.

    Процесс переваривания продуктов питания происходит не только в полости тонкого кишечника, а также в непосредственной близости от ворсинок (пристеночное пищеварение) и внутри клеток слизистой оболочки (внутриклеточное пищеварение).

    В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ, которые участвуют в разнообразных метаболических процессах в организме.

    Клетки слизистой оболочки толстой кишки не имеют ворсинок, так как интенсивность процессов всасывания в ней значительно снижается. 
    В
     толстом кишечнике заканчивается всасывание воды и формируются каловые массы. Для их образования и продвижения по отделам толстого кишечника клетками слизистой оболочки секретируется слизь.

    *****************************************************************************

    *Сетчатка — это тонкий слой нервной ткани, расположенный с внутренней стороны задней части глазного яблока. Сетчатка глаза отвечает за восприятие изображения, которое проецируется на нее при помощи роговицы и хрусталика, и преобразование его в нервные импульсы, которые затем передаются в головной мозг.

    Важнейшей частью сетчатки является макула (макулярная область, желтое пятно). Макула отвечает за центральное зрение, так как в ней находятся большое количество фоторецепторов, а именно колбочек. Именно они дают нам возможность видеть хорошо при дневном освещении. Заболевания макулы могут значительно понижать зрение.



    Предварительный просмотр:

    Задания части 2 (В) , части 3(С) ГИА по биологии.

    При выполнении заданий с кратким ответом      (В1-В4 )  ответ записывается так, как указано в тексте задания.

    В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

     1) регулирует деятельность дыхательной системы

    2) обеспечивает  защитные рефлексы – кашель и чихание

    3) отвечает  за чувство голода и насыщения

    4) регулирует температуру тела

    5) регулирует деятельность кровеносной системы

    6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.

                 

                     В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

             1) охлаждают растение

    2) имеют устьичные клетки

    3) выполняют якорную функцию

    4) содержат зону проведения

    5) всасывают воду и минеральные вещества

    6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических

     В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений.                                                                                                   Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Имеют ризоиды

    Размножаются спорами

    Содержат споры и коробочки

    Образуют половые клетки

    Имеют предросток, похожий на нить водоросли

    В цикле развития имеют бесполое  и половое поколения

                В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

     Личинка

    Бластула

    Зигота

    Взрослая особь

    Гаструла

    Куколка

                         

       В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

                 ПРИМЕР                                        ВИД АДАПТАЦИИ

    А) Строительство муравейника                  1) морфологическая

    Б) Окраска венчика у цветка                       2) поведенческая

    В) Роющая конечность у крота

    Г)  Мясистый стебель у кактуса

    Д)  Брачные игры у тетеревов

    Е) Впадение в спячку                

    В2. Установите соответствие между  характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

    ХАРАКТЕРИСТИКА                                       ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

    А) Заканчивается переваривание         1) тонкий

        белков, углеводов, липидов              2) толстый

    Б) Всасываются органические

         вещества в кровь и лимфу

    В) Всасывается основная часть воды

    Г)  Расщепляется клетчатка

    Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки

    Е)  Формирование каловых масс

    В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

    ПРИЗНАК                                                                   КЛАСС

    А) Две пары усиков                                          1)Паукообразные

    Б) число конечностей непостоянно            2)Ракообразные

    В) органы дыхания – трахеи и легкие

    Г) пара сложных глаз

    Д) четыре пары конечностей

    Е) органы дыхания - жабры

    В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.  Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

    КЛАСС                                            ПРИЗНАК  

    А) Кожа тонкая и голая              1)Пресмыкающиеся

    Б) Кожа сухая, тонкая                2) Земноводные

    покрыта роговыми чешуями

    и костными пластинками

    В) Дыхание кожное и легочное

    Г) Оплодотворение внутреннее

    Д) Развитие с превращением

    Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой    

    В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Отряд Приматы

    Семейство Мартышкообразные

    Тип Хордовые

    Царство Животные

    Вид Макака-резус

    Класс Млекопитающие

    В3. Расположите в правильном порядке  пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

    Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

    Пипеткой капните каплю слабого раствора  йода на предметное стекло  и положите кусочек кожицы в каплю

    Рассмотрите приготовленный препарат  при увеличении  в 56 раз

    Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

    В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

    Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

    Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

    После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

    Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

    Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца

    В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Соединительная ткань

    Ион железа

    Эритроциты

    Гемоглобин

    Форменные элемента

    Кровь

    В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

    Внешнее строение побега

    Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).

    Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа.  Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).

    Перечень терминов:

    1) генеративный

    2) пазуха

    3) боковая почка

    4) смешанная почка

    5) вегетативный

    6) жилка

    7) чечевичка

    8) узел

     

    В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

                                  Строение трубчатой кости.

    Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в  _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.

                              Перечень терминов:

    Губчатое вещество

    Надкостница

    Компактное вещество

    Желтый  костный мозг

    Грудная клетка

    Свободная верхняя конечность

    Хрящ

    Красный костный мозг

    В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

    «Световая фаза фотосинтеза»

    В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б)  и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.

                          Перечень терминов:

    ДНК

    Темновая

    Кислород

    АТФ

    Сумеречная

    Гемоглобин

    Хлорофилл      

    Углекислый газ

    В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

    СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ

    Сетчатка   глаза  содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).

                 Перечень терминов:

    Палочка

    Зрачок

    Роговица

    Слепое пятно

    Хрусталик

    Желтое пятно

    Стекловидное тело

    Колбочка                        

    С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;

    При боковом зрении  изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.

     С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные  цифрами 1,2,3.

    При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.

    ЖЕЛЕЗЫ.

         Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них  кровь и лимфу  (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые  железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

           Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование  сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.

           Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную  кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее  расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.

    Сравнительная характеристика желез

    Характеристика

    Половые железы

    Поджелудочная железа

    Тип железы

    1

    Смешанной секреции

    2

    половые

    Глюкагон и инсулин

    Внешнесекреторная функция

    Сперматозоиды и яйцеклетки

    3

    С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать  и обосновывать собственное мнение.

    С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите  отличие желез внутренней секреции от желез внешней  секреции.

    С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

    С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

    Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).

    Факторы, влияющие на здоровье человека

    Влияние факторов на здоровье человека

    Образ жизни человека

    50%

    Социальные условия

    17 -20 %

    Природные условия

    17 – 20 %

    Наследственность

    17 – 20 %

    Здравоохранение

    8 – 9 %

    От чего зависит здоровье человека? Дайте определения

    понятиям «здоровый образ жизни».  Как связаны здоровье

    человека  и его образ жизни?



    Предварительный просмотр:

     Мастер класс «Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии».

    учитель биологии

    Никитенко О.Д.

    Цели и задачи:

    1). Ознакомить учащихся 9 класса со спецификой выполнения и структурой части2  (В)  и  части 3 (С) в ГИА по биологии;

    2). Продолжить формирование умений и навыков работы с заданиями ГИА по биологии на основе справочного материала.

    3). Показать  на практике возможности выполнения заданий части 3 (С).

    Оборудование:

    1). Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования; 2). Кодификатор элементов содержания и требований  к уровню  подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии;

    3). Презентация.

    4). Справочные материалы.

    5). Задания части С .

    Ход занятия.

    Введение.     (Вступительное слово учителя).

    Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого
    месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. 

    Часть содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
    Советую  выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
    За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

    Отработка заданий части 2.  

    Напоминаю , что  
    При выполнении заданий с кратким ответом      (
    В1-В4 )  ответ записывается так, как указано в тексте задания.

    В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

     1) регулирует деятельность дыхательной системы

    2) обеспечивает  защитные рефлексы – кашель и чихание

    3) отвечает  за чувство голода и насыщения

    4) регулирует температуру тела

    5) регулирует деятельность кровеносной системы

    6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.

      Ответ:            

    1

    2

    5

                     В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

             1) охлаждают растение

    2) имеют устьичные клетки

    3) выполняют якорную функцию

    4) содержат зону проведения

    5) всасывают воду и минеральные вещества

    6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических

    Ответ:

    1

    2

    6

     В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений.                                                                                                   Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Имеют ризоиды

    Размножаются спорами

    Содержат споры и коробочки

    Образуют половые клетки

    Имеют предросток, похожий на нить водоросли

    В цикле развития имеют бесполое  и половое поколения

    Ответ:

    1

    3

    5

                В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

     Личинка

    Бластула

    Зигота

    Взрослая особь

    Гаструла

    Куколка

    Ответ:

                         

    3

    2

    5

       В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

                 ПРИМЕР                                        ВИД АДАПТАЦИИ

    А) Строительство муравейника                  1) морфологическая

    Б) Окраска венчика у цветка                       2) поведенческая

    В) Роющая конечность у крота

    Г)  Мясистый стебель у кактуса

    Д)  Брачные игры у тетеревов

    Е) Впадение в спячку

    Ответ:

                   

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    1

    1

    1

    2

    2

    В2. Установите соответствие между  характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

    ХАРАКТЕРИСТИКА                                       ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

    А) Заканчивается переваривание         1) тонкий

        белков, углеводов, липидов              2) толстый

    Б) Всасываются органические

         вещества в кровь и лимфу

    В) Всасывается основная часть воды

    Г)  Расщепляется клетчатка

    Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки

    Е)  Формирование каловых масс

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

    ПРИЗНАК                                                                   КЛАСС

    А) Две пары усиков                                          1)Паукообразные

    Б) число конечностей непостоянно            2)Ракообразные

    В) органы дыхания – трахеи и легкие

    Г) пара сложных глаз

    Д) четыре пары конечностей

    Е) органы дыхания - жабры

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    2

    1

    2

    1

    2

    В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен.  Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

    КЛАСС                                            ПРИЗНАК  

    А) Кожа тонкая и голая              1)Пресмыкающиеся

    Б) Кожа сухая, тонкая                2) Земноводные

    покрыта роговыми чешуями

    и костными пластинками

    В) Дыхание кожное и легочное

    Г) Оплодотворение внутреннее

    Д) Развитие с превращением

    Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой

    Ответ:    

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Отряд Приматы

    Семейство Мартышкообразные

    Тип Хордовые

    Царство Животные

    Вид Макака-резус

    Класс Млекопитающие

    Ответ:

    4

    3

    6

    1

    2

    5

    В3. Расположите в правильном порядке  пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

    Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

    Пипеткой капните каплю слабого раствора  йода на предметное стекло  и положите кусочек кожицы в каплю

    Рассмотрите приготовленный препарат  при увеличении  в 56 раз

    Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

    Ответ:

    5

    1

    3

    2

    4

    В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

    Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

    Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

    После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

    Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

    Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца

    3

    2

    6

    5

    1

    4

    В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    Соединительная ткань

    Ион железа

    Эритроциты

    Гемоглобин

    Форменные элемента

    Кровь

    1

    6

    5

    3

    4

    2

    В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

    Внешнее строение побега

    Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).

    Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа.  Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).

    Перечень терминов:

    1) генеративный

    2) пазуха

    3) боковая почка

    4) смешанная почка

    5) вегетативный

    6) жилка

    7) чечевичка

    8) узел

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    5

    3

    2

    8

    В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

                                  Строение трубчатой кости.

    Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в  _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.

                              Перечень терминов:

    Губчатое вещество

    Надкостница

    Компактное вещество

    Желтый  костный мозг

    Грудная клетка

    Свободная верхняя конечность

    Хрящ

    Красный костный мозг

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    6

    3

    1

    8

    В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

    «Световая фаза фотосинтеза»

    В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б)  и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.

                          Перечень терминов:

    ДНК

    Темновая

    Кислород

    АТФ

    Сумеречная

    Гемоглобин

    Хлорофилл      

    Углекислый газ

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    2

    7

    4

    3

    В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную ниже таблицу.

    СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ

    Сетчатка   глаза  содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).

                 Перечень терминов:

    Палочка

    Зрачок

    Роговица

    Слепое пятно

    Хрусталик

    Желтое пятно

    Стекловидное тело

    Колбочка

    Ответ:                          

    А

    Б

    В

    Г

    1

    8

    4

    6

     С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;

    При боковом зрении  изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.

     С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные  цифрами 1,2,3.

    При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.

    ЖЕЛЕЗЫ.

         Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них  кровь и лимфу  (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые  железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

           Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование  сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.

           Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную  кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее  расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.

    Сравнительная характеристика желез

    Характеристика

    Половые железы

    Поджелудочная железа

    Тип железы

    1

    Смешанной секреции

    2

    половые

    Глюкагон и инсулин

    Внешнесекреторная функция

    Сперматозоиды и яйцеклетки

    3

    Содержание верного ответа.

    Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:

    1 – смешанной секреции

    2- внутрисекреторная (эндокринная) функция

    3- пищеварительные ферменты

    С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать  и обосновывать собственное мнение.

    С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите  отличие желез внутренней секреции от желез внешней  секреции.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;

    2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;

    3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.

    С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

    С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

    Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).

    Факторы, влияющие на здоровье человека

    Влияние факторов на здоровье человека

    Образ жизни человека

    50%

    Социальные условия

    17 -20 %

    Природные условия

    17 – 20 %

    Наследственность

    17 – 20 %

    Здравоохранение

    8 – 9 %

    От чего зависит здоровье человека? Дайте определения

    понятиям «здоровый образ жизни».  Как связаны здоровье

    человека  и его образ жизни?

    Правильный ответ может содержать следующие элементы:

    Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;

    Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;

    Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

    III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обществознания в 11 классе "Отработка заданий части С8".

    Цель урока:отработка умений составления плана при выполнении задания С8.Задачи:проверка знания содержательной части темы и умения выстроить логику содержания;составление алгоритма сложного плана...

    Отработка заданий части С ЕГЭ по биологии.

    Отработка заданий части С в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора....

    Варианты новых тем части С в ГИА по русскому языку в 9 классе 2013г

    В данно документе предлагается более 30 реальных тем для измененной в 2013 году части С ГИА по русскому языку в 9 классе....

    Стратегии подготовки к письму и говорению в ГИА по английскому языку.

    В данной статье даются стратегии по подготовке к ОГЭ , раздел " Письмо" и "Говорение"...

    Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку.Задания части В и С.

    Данная подборка текстов -своего рода учебное пособие, которое поможет старшеклассникам научиться работать с текстом, понимать мысли  и задачи автора, совершенствоваться в выполнении тестовых зада...

    Стратегии подготовки к письму и говорению в ГИА по английскому языку.

    Стратегии подготовки к письму и говорению в ГИА по английскому языку....

    «Решение заданий ОГЭ части В и С по географии».Презентация

    Практикум с учителями географии по подготовке к ОГЭ....