Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии.
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме
Мастер-класс "Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrabotka_zadaniy_chasti_v_i_s_v_gia1.rar | 1.86 МБ |
spravochnyy_material_gia.doc | 351.5 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 64 КБ |
master_klass_gia_chasti_v_i_s.doc | 99.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этогоместе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4 ) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирует деятельность дыхательной системы2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание3) отвечает за чувство голода и насыщения4) регулирует температуру тела 5) регулирует деятельность кровеносной системы6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.Ответ:
1
2
5
В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) охлаждают растение2) имеют устьичные клетки3) выполняют якорную функцию4) содержат зону проведения5) всасывают воду и минеральные вещества6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганическихОтвет:
1
2
6
В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Имеют ризоидыРазмножаются спорамиСодержат споры и коробочкиОбразуют половые клеткиИмеют предросток, похожий на нить водоросли6) В цикле развития имеют бесполое и половое поколенияОтвет:
1
3
5
В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращением. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
ЛичинкаБластулаЗиготаВзрослая особьГаструлаКуколка Ответ:
2
3
5
В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИА) Строительство муравейника 1) морфологическаяБ) Окраска венчика у цветка 2) поведенческаяВ) Роющая конечность у кротаГ) Мясистый стебель у кактусаД) Брачные игры у тетеревовЕ) Впадение в спячкуОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
1
1
2
2
В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКАА) Заканчивается переваривание 1) тонкий белков, углеводов, липидов 2) толстыйБ) Всасываются органические вещества в кровь и лимфуВ) Всасывается основная часть водыГ) Расщепляется клетчаткаД) Внутренняя поверхность имеет ворсинкиЕ) Формирование каловых массОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
1
1
2
2
1
2
В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИЗНАК КЛАССА) Две пары усиков 1)ПаукообразныеБ) число конечностей непостоянно 2)РакообразныеВ) органы дыхания – трахеи и легкиеГ) пара сложных глазД) четыре пары конечностейЕ) органы дыхания - жабрыОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
2
1
2
В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
КЛАСС ПРИЗНАК А) Кожа тонкая и голая 1)ПресмыкающиесяБ) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводныепокрыта роговыми чешуямии костными пластинкамиВ) Дыхание кожное и легочноеГ) Оплодотворение внутреннееД) Развитие с превращениемЕ) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
2
1
2
1
В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Отряд ПриматыСемейство МартышкообразныеТип ХордовыеЦарство ЖивотныеВид Макака-резусКласс МлекопитающиеОтвет:
4
3
6
1
2
5
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лукаОсторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стекломПипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплюРассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз Предметное и покровное стекла протрите салфеткойОтвет:
5
1
3
2
4
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой рукиОсвободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечьяПосле 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульсПодсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянииСлегка надавите пальцем до ощущения биения сердца Ответ:
3
2
6
5
1
4
В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Соединительная тканьИон железаЭритроцитыГемоглобинФорменные элементыКровь Ответ:
1
6
5
3
4
2
В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Внешнее строение побегаПобег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).Перечень терминов:1) генеративный2) пазуха3) боковая почка4) смешанная почка5) вегетативный6) жилка7) чечевичка8) узелОтвет:
А
Б
В
Г
5
3
2
8
В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Строение трубчатой кости.Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию. Перечень терминов:Губчатое веществоНадкостницаКомпактное веществоЖелтый костный мозгГрудная клеткаСвободная верхняя конечностьХрящКрасный костный мозгОтвет:
А
Б
В
Г
6
3
1
8
В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
«Световая фаза фотосинтеза»
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом. Перечень терминов:ДНКТемновая КислородАТФСумеречнаяГемоглобинХлорофилл Углекислый газОтвет:
А
Б
В
Г
2
7
4
3
В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ
Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г). Перечень терминов:ПалочкаЗрачокРоговицаСлепое пятноХрусталикЖелтое пятноСтекловидное телоКолбочка Ответ:
А
Б
В
Г
1
8
4
6
Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.
С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
Сравнительная характеристика желез
Характеристика
Половые железы
Поджелудочная железа
Тип железы
1
Смешанной секреции
2
половые
Глюкагон и инсулин
Внешнесекреторная функция
Сперматозоиды и яйцеклетки
3
Содержание верного ответа.
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:1 – смешанной секреции2- внутрисекреторная (эндокринная) функция3- пищеварительные ферменты
С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.
С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).
Факторы, влияющие на здоровье человека
Влияние факторов на здоровье человека
Образ жизни человека
50%
Социальные условия
17 -20 %
Природные условия
17 – 20 %
Наследственность
17 – 20 %
Здравоохранение
8 – 9 %
От чего зависит здоровье человека? Дайте определения понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье человека и его образ жизни?
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).
Удачи на экзаменах!!!
Предварительный просмотр:
Справочный материал.
Строение и функции головного мозга
Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400— 1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23—25 годам.
Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В продолговатом мозге находятся следующие центры:
• дыхательный;
• сердечной деятельности;
• сосудодвигательный;
• безусловных пищевых рефлексов;
• защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);
• центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.
Мост - проводящие пути слухового анализатора.
Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.
Средний мозг Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами. Проходят восходящие и нисходящие нервные пути. Восходящие пути идут к таламусу, нисходящие — в продолговатый и спинной мозг. В четверохолмии расположены подкорковые центры движений, возникающих под влиянием зрительных (верхние холмики) и слуховых (нижние холмики) раздражений.
Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.
Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к таламусу прилегает эпифиз, являющийся железой внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.
Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему.
Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, белое вещество — проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Кора больших полушарий впервые появляется у рептилий. У млекопитающих она занимает большую часть поверхности полушарий и состоит из шести слоев клеток.
Глубокие борозды делят полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.
Нижнюю поверхность полушарий называют основанием мозга. Наибольшего развития у человека достигают лобные доли.
Зоны коры больших полушарий и их функции:
• двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
• зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
• зрительная зона расположена в затылочной доле;
• слуховая зона расположена в височной доле;
• центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей;
• ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.
****************************************************************************
Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.
Слизистая оболочка тонкой кишки образует многочисленные круговые (циркулярные) складки — постоянные (анатомические), а продольные и косые — непостоянные (физиологические), увеличивающие во много раз ее всасывающую поверхность и участвующие в процессе продвижения пищи. По мере приближения подвздошной кишки к толстому кишечнику количество продольных складок увеличивается. Также в слизистом слое расположены многочисленные железы, секретирующие кишечный сок, в состав которого входят различные ферменты, участвующие в переваривании пищи.
Процесс переваривания продуктов питания происходит не только в полости тонкого кишечника, а также в непосредственной близости от ворсинок (пристеночное пищеварение) и внутри клеток слизистой оболочки (внутриклеточное пищеварение).
В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ, которые участвуют в разнообразных метаболических процессах в организме.
Клетки слизистой оболочки толстой кишки не имеют ворсинок, так как интенсивность процессов всасывания в ней значительно снижается.
В толстом кишечнике заканчивается всасывание воды и формируются каловые массы. Для их образования и продвижения по отделам толстого кишечника клетками слизистой оболочки секретируется слизь.
*****************************************************************************
*Сетчатка — это тонкий слой нервной ткани, расположенный с внутренней стороны задней части глазного яблока. Сетчатка глаза отвечает за восприятие изображения, которое проецируется на нее при помощи роговицы и хрусталика, и преобразование его в нервные импульсы, которые затем передаются в головной мозг.
Важнейшей частью сетчатки является макула (макулярная область, желтое пятно). Макула отвечает за центральное зрение, так как в ней находятся большое количество фоторецепторов, а именно колбочек. Именно они дают нам возможность видеть хорошо при дневном освещении. Заболевания макулы могут значительно понижать зрение.
Предварительный просмотр:
Задания части 2 (В) , части 3(С) ГИА по биологии.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4 ) ответ записывается так, как указано в тексте задания.
В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирует деятельность дыхательной системы
2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание
3) отвечает за чувство голода и насыщения
4) регулирует температуру тела
5) регулирует деятельность кровеносной системы
6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.
В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) охлаждают растение
2) имеют устьичные клетки
3) выполняют якорную функцию
4) содержат зону проведения
5) всасывают воду и минеральные вещества
6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических
В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Имеют ризоиды
Размножаются спорами
Содержат споры и коробочки
Образуют половые клетки
Имеют предросток, похожий на нить водоросли
В цикле развития имеют бесполое и половое поколения
В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Личинка
Бластула
Зигота
Взрослая особь
Гаструла
Куколка
В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИ
А) Строительство муравейника 1) морфологическая
Б) Окраска венчика у цветка 2) поведенческая
В) Роющая конечность у крота
Г) Мясистый стебель у кактуса
Д) Брачные игры у тетеревов
Е) Впадение в спячку
В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА
А) Заканчивается переваривание 1) тонкий
белков, углеводов, липидов 2) толстый
Б) Всасываются органические
вещества в кровь и лимфу
В) Всасывается основная часть воды
Г) Расщепляется клетчатка
Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки
Е) Формирование каловых масс
В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС
А) Две пары усиков 1)Паукообразные
Б) число конечностей непостоянно 2)Ракообразные
В) органы дыхания – трахеи и легкие
Г) пара сложных глаз
Д) четыре пары конечностей
Е) органы дыхания - жабры
В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
КЛАСС ПРИЗНАК
А) Кожа тонкая и голая 1)Пресмыкающиеся
Б) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводные
покрыта роговыми чешуями
и костными пластинками
В) Дыхание кожное и легочное
Г) Оплодотворение внутреннее
Д) Развитие с превращением
Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой
В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Отряд Приматы
Семейство Мартышкообразные
Тип Хордовые
Царство Животные
Вид Макака-резус
Класс Млекопитающие
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю
Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
Предметное и покровное стекла протрите салфеткой
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца
В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Соединительная ткань
Ион железа
Эритроциты
Гемоглобин
Форменные элемента
Кровь
В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Внешнее строение побега
Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).
Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).
Перечень терминов:
1) генеративный
2) пазуха
3) боковая почка
4) смешанная почка
5) вегетативный
6) жилка
7) чечевичка
8) узел
В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Строение трубчатой кости.
Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.
Перечень терминов:
Губчатое вещество
Надкостница
Компактное вещество
Желтый костный мозг
Грудная клетка
Свободная верхняя конечность
Хрящ
Красный костный мозг
В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
«Световая фаза фотосинтеза»
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.
Перечень терминов:
ДНК
Темновая
Кислород
АТФ
Сумеречная
Гемоглобин
Хлорофилл
Углекислый газ
В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ
Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).
Перечень терминов:
Палочка
Зрачок
Роговица
Слепое пятно
Хрусталик
Желтое пятно
Стекловидное тело
Колбочка
С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;
При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.
С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.
ЖЕЛЕЗЫ.
Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них кровь и лимфу (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.
Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.
Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.
Сравнительная характеристика желез
Характеристика | Половые железы | Поджелудочная железа |
Тип железы | 1 | Смешанной секреции |
2 | половые | Глюкагон и инсулин |
Внешнесекреторная функция | Сперматозоиды и яйцеклетки | 3 |
С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.
С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).
Факторы, влияющие на здоровье человека | Влияние факторов на здоровье человека |
Образ жизни человека | 50% |
Социальные условия | 17 -20 % |
Природные условия | 17 – 20 % |
Наследственность | 17 – 20 % |
Здравоохранение | 8 – 9 % |
От чего зависит здоровье человека? Дайте определения
понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье
человека и его образ жизни?
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии».
учитель биологии
Никитенко О.Д.
Цели и задачи:
1). Ознакомить учащихся 9 класса со спецификой выполнения и структурой части2 (В) и части 3 (С) в ГИА по биологии;
2). Продолжить формирование умений и навыков работы с заданиями ГИА по биологии на основе справочного материала.
3). Показать на практике возможности выполнения заданий части 3 (С).
Оборудование:
1). Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования; 2). Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии;
3). Презентация.
4). Справочные материалы.
5). Задания части С .
Ход занятия.
Введение. (Вступительное слово учителя).
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого
месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Отработка заданий части 2.
Напоминаю , что
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4 ) ответ записывается так, как указано в тексте задания.
В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирует деятельность дыхательной системы
2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание
3) отвечает за чувство голода и насыщения
4) регулирует температуру тела
5) регулирует деятельность кровеносной системы
6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.
Ответ:
1 | 2 | 5 |
В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) охлаждают растение
2) имеют устьичные клетки
3) выполняют якорную функцию
4) содержат зону проведения
5) всасывают воду и минеральные вещества
6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических
Ответ:
1 | 2 | 6 |
В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Имеют ризоиды
Размножаются спорами
Содержат споры и коробочки
Образуют половые клетки
Имеют предросток, похожий на нить водоросли
В цикле развития имеют бесполое и половое поколения
Ответ:
1 | 3 | 5 |
В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Личинка
Бластула
Зигота
Взрослая особь
Гаструла
Куколка
Ответ:
3 | 2 | 5 |
В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИ
А) Строительство муравейника 1) морфологическая
Б) Окраска венчика у цветка 2) поведенческая
В) Роющая конечность у крота
Г) Мясистый стебель у кактуса
Д) Брачные игры у тетеревов
Е) Впадение в спячку
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА
А) Заканчивается переваривание 1) тонкий
белков, углеводов, липидов 2) толстый
Б) Всасываются органические
вещества в кровь и лимфу
В) Всасывается основная часть воды
Г) Расщепляется клетчатка
Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки
Е) Формирование каловых масс
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС
А) Две пары усиков 1)Паукообразные
Б) число конечностей непостоянно 2)Ракообразные
В) органы дыхания – трахеи и легкие
Г) пара сложных глаз
Д) четыре пары конечностей
Е) органы дыхания - жабры
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
КЛАСС ПРИЗНАК
А) Кожа тонкая и голая 1)Пресмыкающиеся
Б) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводные
покрыта роговыми чешуями
и костными пластинками
В) Дыхание кожное и легочное
Г) Оплодотворение внутреннее
Д) Развитие с превращением
Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Отряд Приматы
Семейство Мартышкообразные
Тип Хордовые
Царство Животные
Вид Макака-резус
Класс Млекопитающие
Ответ:
4 | 3 | 6 | 1 | 2 | 5 |
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю
Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
Предметное и покровное стекла протрите салфеткой
Ответ:
5 | 1 | 3 | 2 | 4 |
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца
3 | 2 | 6 | 5 | 1 | 4 |
В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Соединительная ткань
Ион железа
Эритроциты
Гемоглобин
Форменные элемента
Кровь
1 | 6 | 5 | 3 | 4 | 2 |
В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Внешнее строение побега
Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).
Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).
Перечень терминов:
1) генеративный
2) пазуха
3) боковая почка
4) смешанная почка
5) вегетативный
6) жилка
7) чечевичка
8) узел
Ответ:
А | Б | В | Г |
5 | 3 | 2 | 8 |
В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Строение трубчатой кости.
Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.
Перечень терминов:
Губчатое вещество
Надкостница
Компактное вещество
Желтый костный мозг
Грудная клетка
Свободная верхняя конечность
Хрящ
Красный костный мозг
Ответ:
А | Б | В | Г |
6 | 3 | 1 | 8 |
В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
«Световая фаза фотосинтеза»
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.
Перечень терминов:
ДНК
Темновая
Кислород
АТФ
Сумеречная
Гемоглобин
Хлорофилл
Углекислый газ
Ответ:
А | Б | В | Г |
2 | 7 | 4 | 3 |
В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ
Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).
Перечень терминов:
Палочка
Зрачок
Роговица
Слепое пятно
Хрусталик
Желтое пятно
Стекловидное тело
Колбочка
Ответ:
А | Б | В | Г |
1 | 8 | 4 | 6 |
С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;
При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.
С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.
ЖЕЛЕЗЫ.
Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них кровь и лимфу (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.
Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.
Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.
Сравнительная характеристика желез
Характеристика | Половые железы | Поджелудочная железа |
Тип железы | 1 | Смешанной секреции |
2 | половые | Глюкагон и инсулин |
Внешнесекреторная функция | Сперматозоиды и яйцеклетки | 3 |
Содержание верного ответа.
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:
1 – смешанной секреции
2- внутрисекреторная (эндокринная) функция
3- пищеварительные ферменты
С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;
2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;
3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.
С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).
Факторы, влияющие на здоровье человека | Влияние факторов на здоровье человека |
Образ жизни человека | 50% |
Социальные условия | 17 -20 % |
Природные условия | 17 – 20 % |
Наследственность | 17 – 20 % |
Здравоохранение | 8 – 9 % |
От чего зависит здоровье человека? Дайте определения
понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье
человека и его образ жизни?
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;
Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 11 классе "Отработка заданий части С8".
Цель урока:отработка умений составления плана при выполнении задания С8.Задачи:проверка знания содержательной части темы и умения выстроить логику содержания;составление алгоритма сложного плана...
Отработка заданий части С ЕГЭ по биологии.
Отработка заданий части С в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора....
Отработка заданий ЕГЭ по биологии 2-й части
Данная разработка содержит задания с ответами второй части ЕГЭ по биологии....
Тренажер по биологии «Отработка заданий А 4 и А 5 ОГЭ по биологии. Царство Растения»
Ресурс содержит тренажер по биологии (отработка решения заданий А4 и А5 ОГЭ по биологии – Царство Растения). В презентацию включено 39 вопросов с одним типа А, то есть с одним верным вариантом ответа....
Тренажер по биологии «Отработка заданий А 4 и А 5 ОГЭ по биологии. Царство Растения» Вариант 2
В тренажер (презентацию) включено 39 вопросов типа А, то есть с одним верным вариантом ответа. Начинается тестирования с запуска презентации и нажатия кнопки «Начать тест», затем происходит выбор одно...
Отработка заданий ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий
ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий...
"Отработка заданий с рисунками при подготовке к ГИА - 9 по биологии"
Работа с рисунками при подготовке к экзамену по биологии в 9 классе....